Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Преступление порождает обязательства

Поиск

Обсуждение потребностей наталкивает нас на вопросы об ответственности и обязательствах. Насилие порождает обяза­тельства.

Конечно же, обязательства ложатся, в первую очередь, на того, кто стал причиной: когда одно лицо причиняет вред другому, на первое ложится обязанность восстановить справедливое. Это должно быть основной заботой правосудия. А значит, следует побуждать преступников к тому, чтобы они признали нанесенный ими вред и далее предприняли бы шаги по возмеш,6 причиненного вреда, пусть даже это возмещение будет неполным или чисто символическим.

Возмещение вреда — ядро правосудия. Возмещение вреда — отнюдь не второстепенная или ненужная задача. Это обязатель­нее. В идеале процесс правосудия должен был бы помочь пре­ступникам признать и принять свою ответственность добро­вольно. Это вполне возможно и довольно часто случается в ходе процесса VORP. Вначале преступники чаще всего встречают та­кое предложение недоброжелательно. Многие не хотят ставить себя в столь уязвимую позицию, в которой они окажутся, если попытаются понять последствия своих действий. Сооружают­ся сложные построения из стереотипов и рациональных объяс­нений — и все для того, чтобы защитить себя именно от такого понимания. Многие не хотят брать на себя ответственность за исправление последствий случившегося. В каком-то смысле, бывает легче понести наказание. Хотя в течение какого-то вре­мени наказание приносит страдания, все же оно не составляет угрозы для стереотипов и самооправданий. Часто приходится побуждать или даже принуждать преступника принять на себя обязательства.

Участниками движения VORP в Северной Америке и Анг­лии этот вопрос многократно обсуждался. Бесспорно, лучше, когда ответственность принимается добровольно. Бесспорно и то, что принуждением могут злоупотреблять. И все же, в прин­ципе, я не против того, чтобы поставить преступников перед необходимостью принятия ответственности. В конце концов, если один человек причиняет другому зло, он создает своего рода задолженность, обязательства, и преступник должен согласиться с этим и взять их на себя. И нужно, чтобы процесс правосудия способствовал этому.

Однако во многих случаях преступники будут отказываться брать на себя ответственность. Одна из причин, по которым многие из них попадают на скамью подсудимых, как раз и заключается в отсутствии у них чувства ответственности. Такой недостаток трудно восполнить быстро. Но что общество может сказать им, так это следующее: «Совершив насилие, вы причинили вред. Теперь в ваши обязанности входит исправить совершенное зло. Вы можете сделать это добро­вольно, и тогда мы позволим вам участвовать в принятии ре­шения о том, каким образом это осуществить. Если же вы от­кажетесь взять на себя эту ответственность, нам придется ре­шать за вас, что следует по этому поводу предпринять, и по­требовать от вас исполнения».

Можно требовать от преступников, чтобы они взяли на себя обязательство возместить причиненный вред. Можно побудить их к более полному принятию на себя ответственности, столкнув их лицом к лицу с пострадавшими, однако не следует при­нуждать их к этому. И уж во всяком случае, не следует принуждать пострадавших! Насильно организованные встречи вряд ли окажут пользу преступникам или пострадавшим, больше того, могут иметь и отрицательные последствия. Мы можем требо­вать от преступников, чтобы они возместили причиненный вред, но, если их участие не будет добровольным, это нельзя считать подлинной ответственностью.

Когда мы выносим решения по делу, мы тем самым «посылаем сообщения», и в этом, возможно, состоит подлинная цель таких решений. Утилитарная цель наказания — сказать преступ­никам: «Не совершайте преступлений, поскольку они проти­возаконны. Тот, кто причиняет зло, заслуживает наказания». Решение о возмещении ущерба содержит в себе другое посла­ние: «Не совершайте преступлений, поскольку они причиняю вред людям. Тому, кто причиняет вред другим, придется исправить содеянное». Как отметил английский писатель Mapтин Райт, «послание», заложенное в наших действиях, не всегда воспринимается адресатом. Но иногда это случается, и тогда мы должны быть убеждены в том, что оно правильно.

Подчеркивая необходимость продемонстрировать своими действиями, что преступление есть зло, Райт отмечает:

«Мы сможем обличить преступление более аргументировано, если будем действовать больше для пострадавшего (и того же потребуем от преступника), чем против преступника».

Преступление порождает долг возместить причиненный вред, и этот долг остается, независимо от того, состоится ли прощение. Если мы оскорбили кого-то, неправильно было бы думать, что прощение, исходящее от Бога или даже от постра­давшего, снимает с нас всякие другие обязательства по отно­шению к этому человеку. И тем не менее, случается, что пост­радавшие решают простить преступника и не требуют выпол­нения даже тех конкретных обязательств, которые возникают в результате насилия. Преступник редко бывает в состоянии пол­ностью восстановить то, что было потеряно, как им самим, так и пострадавшим. Герман Бианки заметил, что преступление создает обязанности, и те обязанности, которые преступник не в состоянии выполнить, снимаются с него через прощение.

В той мере, в какой это возможно, преступник должен воз­местить причиненный вред. Однако часто бывает, что проходит много времени до обнаружения преступника. Часто пре­ступников не находят вовсе. А бывает, что преступнику не по силам удовлетворить потребности пострадавшего и общины, "возникшие в результате преступления. Есть свои потребности у преступников. И обязанность общества — удовлетворять потребности, непосильные для удовлетворения отдельными членами. Следовательно, в результате преступления некоторые обязанности появляются и у общества.

У преступников тоже есть потребности

По Библии, справедливость совершается не потому, что она заслужена, но потому, что кто-то нуждается в ней. Хотя в карательной («воздающей») модели правосудия преступники не «зас­луживают» того, чтобы их потребностям уделялось какое-то вни­мание, интересы общества требуют справедливого подхода к этим нуждам. Выявление и удовлетворение потребностей преступников относится к ключевым элементам восстановительного правосудия.

В истории, с которой я начал эту главу, речь идет о молодом человеке, нуждающемся в медицинской помощи. Правовая система определяет его поступки как «преследование на сексуальной почве». Эти поступки являются лишь одним из прояв­лений девиантного поведения и дисфункции. Если этому не уделить внимания, то положение будет только ухудшаться. В процессе лечения Теду необходимо помочь осознать, какими окажутся последствия его действий для юных жертв.

Конечно же, у преступников много потребностей. Они нуж­даются в самооправдании, рационализации, ложных представ­лениях о жертве и произошедшем событии. Возможно, они нуж­даются в том, чтобы научиться ответственности. Возможно, им необходимо развить способности к труду и межличностным от­ношениям. Порой они нуждаются и в эмоциональной поддержке. Возможно, им необходимо научиться держать себя в руки— направлять свой гнев и обиду в более цивилизованное русло• Им необходима помощь в формировании положительной и здоровой самооценки. Они часто нуждаются в том, чтобы им подсказали, как жить с чувством вины. Как и пострадавшие, они не могут освободиться от последствий случившегося, если их потребности не будут удовлетворены.

В центре внимания восстановительного правосудия долж­ны быть нужды пострадавшего. Но нельзя забывать и о потреб­ностях преступника и общины.

Вопрос ответственности

 

Потребности и обязанности сводятся к вопросу об ответственности. Если совершается преступление, преступник дол­жен отвечать за свои действия, причем так, чтобы это соответствовало реальным последствиям его действий. Такая ответственность подразумевает, во-первых, понимание и признание преступником нанесенного вреда и, во-вторых, обязанность предпринять шаги по возмещению этого вреда.

Существует еще и третий, промежуточный, вариант: участие преступника в принятии решения о том, что следует предпринять по поводу случившегося. Судья Чэллин говорит об ответственном участии преступника в определении наказания.

Поскольку поведение преступника часто есть результат его безответственности, то просто сообщить ему о назначенном наказании — значит позволить уйти от ответственности, поощряя дальнейшую безответственность. Поэтому в суде Чэллин предлагает преступникам дать свои варианты возможного решения дела. Он выдвигает перед ними определенные требова­ния, которыми следует при этом руководствоваться, и велит им принести готовые предложения по возможным действиям, направленным на реализацию этих требований, по способам исполнения приговора и контроля за его исполнением. VORР работает над решением проблемы ответственности преступников поощряя их к переговорам и согласию на возмещение ущерба

По условиям нового эксперимента по исправлению несо­вершеннолетних, проводимого Центром Общинного Правосу­дия в штате Индиана, молодые правонарушители должны при­ходить в нашу Программу до вынесения «приговора». Здесь им стараются объяснить, что их поведение наносит вред: 1) их жер­тве, 2) всей общине, 3) им самим. Наши сотрудники работают с ними, помогая им найти такую форму «приговора», которая удовлетворила бы потребности всех сторон. Так, например, че­рез VORP они могут узнать о нуждах пострадавшего и пойти на возмещение ущерба. Обратившись в общинные службы, могут попытаться выплатить долг общине. С помощью опекунских советов, психотерапии и других форм помощи они могут най­ти то, в чем нуждаются сами. Пока еще не ясно, насколько этот эксперимент окажется удачным, но смысл его в том, что ре­альная возможность предпринять конкретные шаги по возме­щению причиненного вреда, будет способствовать развитию об­щего чувства ответственности. При этом необходимо серьезно отнестись ко всем трем уровням обязательств: перед пострадав­шим, перед общиной, перед преступником.

Преступники обязаны нести ответственность, но то же мож­но сказать и об обществе. Общество должно быть в ответе пе­ред пострадавшими, помогая им выявить и удовлетворить их потребности. Точно так же общество должно уделить внима­ние и потребностям преступника, стремясь не только исцелить, но и изменить его. Тем самым ответственность многоаспектная и несет в себе преобразующее начало.

 

Понимание ответственности

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.92.64 (0.011 с.)