Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 13. Борьба с преступностью как культураСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Общечеловеческая сущность «Тайвань принимает органы». Так была озаглавлена маленькая заметка, появившаяся в Соrrections Digest 27 ноября 1991 года. В ней сообщалось: 30 сентября японский специалист по трансплантации органов заявил, ссылаясь на тайваньского хирурга, что для трансплантации было передано тридцать семь органов тел 14 казненных тайваньских преступников. Масами Кизаки, председатель Японского общества по трансплантации, сообщил, что эти органы были продемонстрированы профессором Национального Тайваньского университета Чун-Янь-Ли. Доктор Ли заявил, что приговоренные к смертной казни преступники согласились отдать свои сердца, почки и печень, чтобы «искупить свои грехи». Доноров расстреляли в респираторах, чтобы циркуляция крови и дыхание не прекратились слишком быстро. Я не поверил собственным глазам. Этого не может быть! Это невозможно! Возможно. Это было сделано. Я оглядываюсь вокруг. Кто возмутится, кто выступит с протестом? Врачи? А зачем им протестовать? Кто-то, может, и выступит против, но не потому, что он врач. Убиенные были удовлетворены. Те, кто получили органы, были счастливы. Врачам тоже следовало бы радоваться - так было бы только горе и несчастье, а теперь люди станут здоровыми. По крайней мере, это лучше, чем воровать и убивать детей, чтобы забирать их органы, как это делается в Латинской Америке, или обманом вынуждать турецких рабочих расставаться со своими почками, как это делается в Великобритании. Некоторые обыватели с трудом поймут и примут это, но врачи ценят рациональные решения. Это же почти чудо. Слепец может обрести зрение, муж и отец с больным сердцем после трансплантации проживет долгую жизнь в окружении жены и детей. Правда, некоторых все равно не убедишь. Они считают, что будут возражать судьи. Неужели люди, имеющие дело с правом, позволят, чтобы казненных использовали подобным образом? Все зависит от того, каково право. Возможно, не было законов, это запрещающих, более того, могли существовать законы, одобряющие подобную практику. Если закон этой страны позволяет расстреливать людей, одетых в респираторы, судьи это примут, несмотря на смутное ощущение неловкости, несмотря на реакцию обывателей, несмотря на удивленные вопросы домашних. У Гитлера были те же проблемы. Обыкновенные граждане с трудом понимали и принимали его программу по оздоровлению немецкой нации. Серьезные проблемы возникли на начальной стадии. Первое из известных и одобренных властями убийств ребенка-калеки произошло по инициативе и с согласия отца. Но это все равно держалось в секрете. Но когда программа была разработана и критерии «жизни, которую не стоит проживать», были расширены, среди немецких граждан случились всплески недовольства. Родственники хотели знать подробности: почему и где умерли их близкие. Были также малоприятные выступления лиц, проживавших вблизи мест массового уничтожения и кремации. Религиозные сообщества объединились. Это привело к прекращению программы - в самой Германии. Но система была отлажена, и когда разразилась война, все было перенесено на оккупированные территории и приведено в действие заново. Как - мы знаем. Что я хочу этим сказать? Хочу сказать, что Чарльз X. Кули прав. Великий Кули, теперь уже почти забытый отец американской социологии, считал, что все люди схожи не только биологически, но и потому, что имеют общий человеческий опыт. Именно люди дольше других существ беспомощны после рождения и, если о них не заботятся, могут умереть. У всех нас имеется этот опыт. Иначе мы бы не были людьми. Как может быть иначе? - спрашивает Кули. В противном случае, читая древнегреческие трагедии, мы бы не находили в них того, что важно и нужно нам сегодняшним, не понимали бы, о чем идет речь. Как я понимаю Кули, он в этом, разделенном всеми опыте, находит основу общей для всего человечества сущности, основу единых для всех ценностей и правил поведения. У всех нас есть врожденное представление о добре и зле, все мы нутром чувствуем, когда возникают неразрешимые конфликты. Все мы, простые люди и образованные, с рождения сталкиваемся с правовыми проблемами, наша память является огромной базой данных по нравственным вопросам. Норвежское слово для обозначения этого понятия - «folkevett»; есть еще и более старомодное выражение - «den folkeilige fornuft» («народный разум»), некий общий для всех интуитивный здравый смысл. Это в целом оптимистическая точка зрения. Прожившим детство помогли это сделать. Люди в детстве получили хотя бы минимум, а в большинстве случаев максимум социальных контактов, усвоив, таким образом, основные правила жизни в обществе. Иначе люди бы не взрослели. Проблемы повсюду одни и те же. Равно как и накопленный опыт. Общечеловеческая сущность удивительно неизменна. Люди имеют опыт социальных существ. Дюркгейм не без основания выделил среди прочих типов альтруистическое самоубийство. Люди идут на смерть друг за друга. Это нормально, если это обычные люди, если альтруизм необходим, если все участники событий близки друг другу и видят друг в друге личностей. Этот последний пункт - о близости - важен и значим для всех нас. У большинства из нас есть предел, до которого распространяются наши обязательства. Это - необходимое условие выживания. Все мы решаем старую этическую дилемму: как я могу есть, если знаю, что где-то, всего лишь в шести часах полета отсюда, голодают люди? Я ем, и я выживаю. Так некоторое время поступала еврейская полиция в гетто Лодзи. Это гетто было крупнейшим на восточных оккупированных территориях. Лодзь - старинный промышленный город, этакий польский Манчестер. М.Г. Рымковский, старейшина еврейской общины Лодзи, имевший в гетто полную власть, считал, что выжить можно лишь, сделавшись незаменимыми для немецкой военной машины. Гетто превратилось в огромную фабрику, отлично организованную, с высокой дисциплиной. Некоторые молодые рабочие пытались возмущаться, но их быстро утихомирили. Но офицеры СС все время были чем-то недовольны. В гетто, за забором с колючей проволокой, было налажено самоуправление. Немцы проводили инспекцию и видели стариков, маленьких детей, ничего не производивших потребителей. Они приказали им покинуть гетто, отправиться в «более удобное место» за городом. Некоторые согласились, и только когда в гетто прибыли грузовики с поношенной одеждой, его обитатели догадались, что подразумевалось под «удобным местом» за городом. С тех пор становилось все труднее набрать необходимую квоту, которую СС требовала от Лодзи. Люди прятались у друзей, у родственников. Скрывавшиеся не получали пищи. Через некоторое время в пище стали отказывать и их родственникам. Все проявляли удивительный альтруизм. Когда людей находили, остальные члены их семей - те, кто еще могли работать, - часто отказывались от привилегии остаться в Лодзи и вместе со стариками, больными и детьми отправлялись в последнее путешествие. У полиции, у еврейской полиции было крайне трудное задание- найти, арестовать и депортировать тех, кто прятался. Делать это было необходимо, потому что иначе гетто перестало бы существовать. Наградой полицейским было то, что их родственников не депортировали до самого конца, когда выслали уже всех. Сам Рымковский и его молодая жена были отправлены из Лодзи на одном из последних поездов. Каждый день выходила в четырех экземплярах газета гетто, для внутреннего пользования. Один экземпляр сохранен, и теперь с большей частью выпусков можно ознакомиться в английском издании 1984 г. Это удивительные документы, свидетельствующие о широте человеческой натуры. А также свидетельство об ее оборотной стороне. Это рассказ о людях, находящихся под угрозой уничтожения, о голоде, холоде, об отчаянии, разрушающих все, о том, как порядочные во всем остальном люди теряли привычные установки, шли на все, лишь бы избавить своих близких от депортации. Всем нам известно из личного опыта: нет абсолютных гарантий, что общий для всех людей опыт проявится одинаково. Часто он срабатывает в зависимости от того, что нужно нашим близким. Общечеловеческая сущность может потерять свое значение из-за отчуждения или ввиду исключительных обстоятельств, в которые человек попадает. Или же эта сущность теряет свое значение вследствие приобретенных профессиональных навыков. Я вовсе не хочу осуждать профессионализм. Прекрасно, если мы получаем профессиональную помощь - в том случае, если мы знаем, что нам нужно, и именно это и имеем. Но дилемма неминуема. Профессиональное обучение подразумевает конкретную специализацию. Оттачиваются определенные навыки, но одновременно с этим некоторые из ценностей превращаются в абстракцию. Долгая и сужающаяся специализация ведет к удалению от общечеловеческих сущностей. Профессионализация чаще всего гарантирует хорошую работу в избранной области, но при этом снижается внимание к всеобщим ценностям, к распространенному здравому смыслу. В том, что случилось в нацистской Германии с медициной, нет ничего из ряда вон выходящего. Гарантий от подобного исхода нет. Давайте, учитывая все вышесказанное, вновь обратимся к праву. Профессия права имеет дело с ценностями. Если нельзя доверять юристам, то кому же доверять? Это зависит от того, с каким именно правом мы сталкиваемся. Это зависит от того, насколько близко право к сущности общечеловеческого опыта. Это может быть право, порожденное данной сущностью, или же право, основанное прежде всего на нуждах народа, на нуждах правительства или же на принципах управления индустриально-экономическим комплексом. Идеальные представления я бы сформулировал так: нельзя добиться установления высочайших правовых норм во всех этих областях, не учитывая общечеловеческие нормы и ценности.
Что есть право? Даг Остерберг выделяет четыре категории основных общественных институтов. Первая - институты производства, где главенствует рациональная установка. Вторая - институты репродукции, где главенствуют забота и уход. К третьей категории относятся институты политики и власти, а к четвертой - институты, координирующие основные принципы и ценности общества, его образ мышления. К последней категории относятся научные и культурные институты, занимающиеся распространением знаний, где вечно идут дискуссии о том, как воспринимать и оценивать мир, о том, каковы взаимоотношения человека и природы. К чему же относится право? Гедда Гиертсен обсуждает эти проблемы в статье под названием «Право как вид гуманитарной деятельности». То, как она отвечает на вопрос, видно из заглавия. Она считает, что право относится не к власти или политике, а выделяет именно гуманистические аспекты принятия решений по правовым вопросам. Право имеет отношение к концептуализации и оценке, имеет дело с зачастую конфликтующими феноменами и не сводится лишь к взвешиванию противоположных доводов. В современном мире все изменилось. Право хотят загнать в первую из категорий, к институтам производства. Право становится инструментом утилитарным, его отдаляют от культурных институтов. Вследствие этого право теряет наиболее важные качества, прежде всего - глубинную связь с сущностными областями человеческого опыта. Классификация всех имеющихся институтов по четырем основным категориям дает возможность увидеть, как элементы одного типа интегрируются с элементами трех других. Решения, уместные для институтов одной категории, не обязательно подходят для других. Университетами нельзя управлять по тому же принципу, по которому управляют фабриками (хотя некоторые ректоры и пытаются это сделать), без потерь в области творческой. Так же суды не могут функционировать как инструменты управления, поскольку это приведет к потере их значимости как учреждений, которые защищают принятые обществом ценности и уравновешивают их. Право как гуманитарная дисциплина связано с сущностью человеческой деятельности и, следовательно, с общечеловеческим опытом. С этим багажом правосудие готово к встрече с невероятным, готово реагировать инстинктивно, как реагируют в семейном кругу. Может не быть закона, запрещающего казнь в респираторах, но это неправильно и это следует прекратить. Помню, как много лет назад наш институт посетил гость из Польши. Это было время сильнейших притеснений в странах Восточной Европы. Количество заключенных, бывшее до Второй мировой войны весьма незначительным, резко возросло. Тогда эти цифры не были секретными, и мы попросили доктора Ежи Ежинского из Польской Академии наук дать объяснение этой тенденции. Он не стал делать из этого тайны. Старых судей не осталось. Новые были членами партии. Но за их стремлением давать более суровое наказание стояла не только политика партии. Это было скорее связано с культурными корнями. Старые судьи были из интеллигенции, они принадлежали к известного рода культурной элите. Эту позицию можно критиковать, поэтому сейчас я не стану дальше пересказывать, что сказал нам доктор Ежинский, а дам собственную интерпретацию. Возможно, в этом была большая доля снобизма, но культура старых судей, в числе прочего, подразумевала тесную связь с теми поляками, которые занимались сущностными проблемами своего времени, связь с тем, что можно найти как у Софокла, так и у Достоевского. Это подразумевало и связь с людьми, своим образом жизни обнажавшими те тенденции и дилеммы, которые в кругах, более близких к власти, предпочитали скрывать. Судья, по образованию и образу жизни принадлежавший к этому кругу, не стал бы так легко поддаваться убеждению, что те, кому он выносит приговор, принадлежат к другому племени. Дабы обеспечить правовую основу, приемлемую всеми социальными группами, набор в судейский корпус должен производиться из представителей всех классов. Можно устроить так, чтобы судьями были представители всех классов, всех этнических групп, существующих в данной стране. Опасность такого устройства заключается в возможной потере корней. Судья из низших классов может стать по своим представлениям большим аристократом, чем истинный аристократ. Единственной реальной альтернативой является сохранение общих основ путем глубинной интеграции права в культуру. Как в профессиональной подготовке, так и на практике эта интеграция должна означать опору на основные принципы права и отход от любой специализации. Это также должно означать умение осуществлять связь с сущностными ценностями и нормами и способность находить равновесие между множеством ценностей, множеством обстоятельств и даже многими институтами, не поддаваясь при этом искушению выбрать упрощенное решение. Но такая деятельность требует огромной силы и судей, облаченных в доспехи. А это может привести к самонадеянности. В том и состоит ирония положения. Судья, избранный на основании демократических принципов, равный среди равных, может в неравноправном обществе быть плохо подготовлен к тому, чтобы выказывать независимое уважение к сущностным, общечеловеческим ценностям. В обществе, где много проявлений неравенства, оказывается особенно важным установить как можно более тесную связь судей с теми, кто занимается символами, значением и развитием общих сущностей. Верность общим сущностям требует также определенной свободы от других авторитетов. А судья, чьи функции сведены лишь к нажатию кнопки, весьма от этой свободы далек. Уголовное право является той областью права, где более всего необходимо независимое судоустройство, основанное на связи с культурой.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.69 (0.009 с.) |