Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дворкин Рональд. О правах всерьез. М.: РОСПЭН, 2004.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Глава 1. Юриспруденция
Когда юристы излагают свои доводы в суде, консультируют клиентов или составляют законопроекты, отвечающие конкретным общественным целям, они сталкиваются с проблемами, которые являются техническими в том смысле, что между юристами существует общее согласие в отношении приемлемых в этих случаях доводов и доказательств. Однако иногда юристы вынуждены иметь дело с проблемами, которые не являются техническими в этом смысле, ибо не существует общего согласия относительно способов их решения. Пример тому - этическая проблема, которая встает перед юристом, когда он задается вопросом не об эффективности какого-либо закона, а о его справедливости. Другой пример - концептульные затруднения, возникающие в тех случаях, когда юристы используют нечеткие понятия при толковании закона. Так, один юрист может утверждать, что деликтное право признает человека ответственным только за тот ущерб, который был причинен по его вине. Другой юрист может оспорить это утверждение, и возникшее между ними разногласие будет касаться не фактов или доктрин, а значения слова «вина». Или же юристы могут разойтись во мнениях по вопросу о том, следовал ли Верховный Суд в своем решении по делу 1954 г. о сегрегации принятым принципам или устанавливал новый закон. Спор между ними может коснуться вопроса о том, что такое принципы и что значит применять их. Совершенно не ясно, как следует решать подобные концептуальные вопросы; они, несомненно, лежат вне сферы применения обычных практикуемых юристами методов. Юристы называют такие не поддающиеся решению вопросы «правоведческими» и, как и следовало ожидать, расходятся во мнениях относительно важности их решения. В школах права обычно читаются специальные курсы под названием «Юриспруденция», «Теория права» или что-то вроде этого, посвященные изучению указанных проблем, но коль скоро отличительная особенность этих проблем как раз и состоит в отсутствии единого мнения относительно их характера и требуемых способов их изучения, эти курсы сильно различаются по используемым в них методам. Более того, от выбранного метода зависит выбор конкретных вопросов для рассмотрения, хотя на этот выбор также влияют интеллектуальная мода и положение дел в обществе. Например, в настоящий момент в курсах по юриспруденции во всех школах права видное место занимает вопрос о том, имеют ли люди моральную обязанность подчиняться закону, тогда как два десятилетия назад этот вопрос едва ли вообще упоминался. До недавнего времени в юриспруденции Англии и Америки господствовал подход, который можно было бы охарактеризовать как профессиональный. Юристы, преподающие юриспруденцию, признавали, что «правоведческие» вопросы, подобные перечисленным мной, именно потому вызывают затруднения, что их нельзя решить обычными юридическими методами; но вместе с тем эти юристы предлагали для преодоления этих затруднений отобрать те аспекты данных вопросов, которые можно решить обычными методами, а остальные просто проигнорировать. Когда юристы имеют дело с упомянутыми выше техническими вопросами, они используют три конкретных и взаимосвязанных навыка. Юристов готовят анализировать законодательные акты и судебные решения с тем, чтобы они умели извлекать правовую доктрину из этих официальных источников. Их готовят анализировать сложные реальные ситуации с тем, чтобы они были способны точно отбирать наиболее существенные факты. А также их учат мыслить тактически, составлять проекты новых законов и правовых институтов, которые осуществят намеченные заранее изменения в обществе. Профессиональный подход в юриспруденции предлагает так переформулировать правоведческие вопросы, чтобы нашли применение один или несколько из указанных навыков. Такой подход создает лишь иллюзию успешного решения, в то время как по-настоящему важные и принципиальные вопросы права остаются незатронутыми. В подтверждение этого серьезного обвинения я должен описать, в каком состоянии находилась юриспруденция в середине века. В Англии данный предмет изучали по таким классическим учебникам, как учебники Сальмонда (“Salmond оn Jurisprudence”) и Патона “Paton оп Jurisprudence”). В основном эти учебники были посвящены так называемой «теоретической юриспруденции), которую четко отличали от «этической юриспруденции» или учения о том, каким должно быть право. Под теоретической юриспруденцией авторы этих учебников понимали тщательный анализ значения определенных терминов (таких, как «вина», «владение», «собственность», «небрежность» и «закон»), которые являются основополагающими для права в том смысле, что фигурируют не только в том или ином разделе, но и во всей правовой теории в целом. Эти понятия, подобно упомянутым ранее, вызывают затруднения, ибо юристы оперируют ими, не понимая точного их значения. Однако представленный в этих английских учебниках подход к указанным понятиям состоял не в прояснении того, в каком значении они употребляются в обыденной речи, а в демонстрации, с помощью общепринятых доктринальных методов, их специфически юридического значения, как оно явствует из судебных решений и законодательных актов. Изучались мнения судей и юристов-экспертов, и из них в виде суммарных выжимок извлекались разнообразные правовые нормы и доктрины, в которых фигурировали эти вызывающие затруднения понятия, но ничего не предпринималось, чтобы связать эти нормы с разнообразными суждениями о вине, владении и т.д., высказываемыми не юристами, а простыми людьми. Однако, если задать вопрос, почему юристы спорят об этих понятиях, то станет понятно, что повышенное внимание к доктрине не имеет к этому никакого отношения. Юриста беспокоит понятие вины не потому, что он не знает, как это понятие используется в судах или в каких нормах дается определение вины, а потому, что при обосновании или критике права он пользуется неюридическим понятием вины. Он считает – по привычке или по убеждению, - что с моральной точки зрения несправедливо наказывать человека за то, в чем он не виновен. Юриста интересует, нарушается ли этот моральный принцип законом, признающим ответственность работодателя за действия, совершенные его работником, или законом, признающим ответственность водителя за смерть человека, которого он по неосторожности сбил, хотя нанесенная при этом травма была незначительной, но жертва страдала гемофилией. Юрист очень хорошо знает положения правовой доктрины в этих случаях, но у него есть сомнения, не противоречат ли эти положения указанному принципу. Виновен ли человек в причиненном ущербе, если этот ущерб был вызван действиями его подчиненного или стал следствием его собственных действий из-за обстоятельств, которые он не мог предвидеть? Эти вопросы требуют анализа морального, а не юридического понятия вины, которое и так уже хорошо известно юристу. Однако именно моральное значение этого понятия полностью игнорировалось доктринальным подходом в английской юриспруденции. Американская юриспруденция является более сложной по своему характеру. В ней много внимания уделяется вопросу, который в английской правовой теории полностью игнорируется, а именно: как суды выносят решения в сложных или спорных судебных делах? Наши суды играли в XIX в. более важную роль, нежели английские, в изменении правовой системы с учетом потребностей индустриализации, а благодаря нашей конституции многие вопросы, считавшиеся в Англии чисто политическими, становились у нас правовыми. В Англии, например, вопрос о справедливости закона, устанавливающего минимальную заработную плату, был сугубо политическим, тогда как в Америке он был конституционным, а, стало быть, и судебным вопросом. Поэтому американские юристы острее ощущают необходимость в точном описании деятельности судов, а, по возможности, и в обосновании этой деятельности. Эта необходимость стала особенно настоятельной, когда выяснилось, что суды занимаются созданием нового и вызывающего политические разногласия права вместо того, чтобы просто применять существующее право, как того требовала ортодоксальная правовая теория. В начале этого века Джон Чипман Грей, а позднее Оливер Уэндел Холмс опубликовали скептические отзывы о судебных процессах, развенчивая ортодоксальное представление о том, что судьи просто применяют существующие нормы. Этот скептический подход в 20-30-е годы нашего столетия оформился в широкое и влиятельное интеллектуальное течение, известное как «правовой реализм.. Лидеры этого течения (среди них - Джером Франк, Карл Льюэллин, Уэсли Стерджес, Морис и Феликс Коэн и др.) утверждали, что ортодоксальная теория стала ошибочной потому, что, следуя доктринальному подходу к юриспруденции, она пытается описать деятельность судей, сосредоточивая свое внимание на правовых нормах, упоминающихся в их решениях. Это неправильно, считали реалисты, поскольку в действительности при вынесении приговора судья руководствуется собственными политическими и моральными пристрастиями, а уже затем подбирает соответствующую правовую норму в качестве их рационализации. Реалисты ратовали за «научный подход, который ставил бы во главу угла то, что судьи делают, а не что говорят, и который учитывал бы действительные последствия их решений для широких слоев общества. Основное направление в американской юриспруденции следовало этому призыву к реализму и отвергало доктринальный подход, представленный в английских учебниках. Американские правоведы придавали большое значение двум другим профессиональным навыкам юриста: его способностям выстраивать факты в определенном порядке и разрабатывать тактику общественных изменений. Мы сможем более четко проследить влияние реализма на дальнейшее развитие американской юриспруденции, если рассмотрим по отдельности эти два приема. Повышенное внимание к фактам дало начало направлению, которое Роско Паунд из Гарварда назвал социологической юриспруденцией; под ней он имел в виду тщательное изучение правовых институтов как неких социальных процессов, когда в судье, например, видят не оракула доктрин, а Человека, действующего под влиянием разного рода общественных и личных стимулов. Некоторые правоведы, например, Джером Франк и сам Паунд, попытались осуществить такое исследование, однако, столкнулись с тем, что большинство юристов не имеют необходимой подготовки и знания статистики, а потому способны описывать сложные правовые институты лишь интроспективным и ограниченным образом. Таким образом, социологическая юриспруденция осталась в ведении социологов. Исследования с акцентом на тактической стороне дела оказали более продолжительное влияние на школы права. Такие ученые, как Майерс Макдугал и Гарольд Лассуэл из Иеля, а также Лон Л. Фуллер, Генри Харт и Альберт Сакс из Гарварда, при всех существовавших между ними различиях, подчеркивали необходимость и важность рассмотрения права, как инструмента достижения обществом определенных крупномасштабных целей, и пытались подходить к вопросам судопроизводства с инструментальной точки зрения, с учетом того, какие решения в наибольшей степени будут способствовать достижению этих целей. Однако оба эти подхода с их акцентом на фактической и стратегической стороне дела в конечном счете привели почти к такому же искажению смысла правоведческих вопросов, как это было и при английском докринальном подходе, поскольку исключали из рассмотрения именно те принципиальные моральные вопросы, которые составляют их суть. Это станет очевидным, если мы более подробно рассмотрим центральную проблему, обсуждаемую социологистами и инструменталистами: следуют ли судьи существующим правовым нормам всегда, даже при рассмотрении сложных и спорных дел, или же иногда они создают новые нормы и применяют их задним числом? Юристы десятилетиями спорят по этому вопросу, но не потому, что не знают, какие решения принимают судьи или какие доводы они приводят, а потому, что им неясно, что же действительно означает понятие следования нормам. В простых случаях (например, когда человека обвиняют в нарушении правила уличного движения, запрещающего ездить со скоростью, превышающей шестьдесят миль в час), видимо, мы вправе утверждать, что судья просто применяет уже существующую норму в новом конкретном случае. Но можем ли мы это утверждать в том случае, когда Верховный Суд отменяет прецедент и выносит распоряжение о десегрегации школ или же объявляет незаконными процессуальные нормы, которые десятилетиями использовались полицией и на которые закрывали глаза суды? В подобных неординарных случаях Верховный Суд приводит какие-то основания, но при ЭТОМ он не ссылается на законодательные акты, а апеллирует к принципам справедливости и соображениям политической стратегии. Означает ли это, что и в этом случае Верховный Суд все же следует нормам, только более общего и абстрактного свойства? Если да, то что является источником этих норм и что придает им юридическую силу? Или же это означает, что Верховный Суд выносит решения, руководствуясь собственными морально-этическими и политическими убеждениями? Юристы и обыкновенные люди задаются этими вопросами не из пустого беспокойства или праздного любопытства; им известно, что судьи обладают большой политической властью, и их заботит, оправдана ли такая власть как вообще, так и в частных случаях. Вовсе не обязательно, что они убеждены в том, что, создавая новые правовые нормы, судьи делают то, что им не надлежит делать. Но они хотят знать, как далеко распространяется на сложные судебные дела оправдание судебной власти, предусмотренное для простых случаев, когда судья применяет уже существующие нормы права; стало быть, они хотят знать, в каком объеме и какого рода оправдание требуется для этих сложных дел. Этот вопрос об оправдании судебной власти имеет важные следствия, касающиеся не только того, как далеко распространяется эта власть, но и в какой мере отдельный человек имеет политическую и моральную обязанность подчиняться созданному судьями закону. От ответа на этот вопрос зависит и то, на каких основаниях человек может возражать против судебного решения, с которым он не согласен. Если правомерно утверждать, что в сложных делах судьи должны следовать существующим правовым нормам, то для человека, из убеждений отказывающегося нести воинскую повинность, будет осмысленным довод, что судья допустил юридическую ошибку, когда признал конституционность закона о призыве на воинскую службу. Но если судьи могут заниматься правотворчеством только при рассмотрении сложных дел, подобный довод не имел бы смысла. Поэтому, хотя вопрос о следовании судей правовым нормам кажется чисто лингвистическим, за ним стоят в высшей степени практические интересы. Я затронул эти следствия, дабы показать, что здесь, как и в случае понятия вины, за лингвистической, на первый взгляд, проблемой кроются принципиальные моральные вопросы. Критики права принимают - опять же по привычке или по убеждению - тот принцип, что судебное решение является более честным, если оно означает применение существующих норм права, а не введение новых. Однако у них нет ясности в том, что считать применением существующих норм, и проявляется это отсутствие ясности тогда, когда они ставят вопрос о том, действительно ли судьи следуют нормам, по крайней мере, в каком-то смысле, когда рассматривают совершенно новые дела? Для ответа на эти насущные вопросы правоведы должны заняться исследованием природы морального разногласия и попытаться прояснить смысл упоминаемого критиками принципа честности, дабы понять, действительно ли судебная прaктика отвечает этому принципу. Однако американские правоведы не предпринимали подобных попыток. Что касается социологистов, то они не занимались следованием нормам на том основании, что это понятие является слишком неопределенным для экспериментального или количественного изучения. Сам факт, указывали они, что люди не могут прийти к согласию относительно того, что значит следовать норме, делает непригодным данное понятие для науки; если бы каждый исследователь был вынужден вкладывать свой смысл в понятия, то не было бы ни объективных данных, ни общего прогресса. Поэтому вместо того, чтобы исследовать это понятие, социологисты вроде Глендона Шуберта, Германа Притчетта и Стюарта Нагеля ставили вопросы, которые, как им казалось, были более уместными и точными, а именно: склонны ли судьи, происходящие из определенных экономических или социальных слоев, занимающиеся определенным видом юридической деятельности, принадлежащие к определенным политическим партиям и придерживающиеся определенных систем ценностей, выносить решения в пользу обвиняемых, с которыми их связывают корпоративные узы? Не образуют ли судьи Верховного Суда сплоченные группировки, когда разбирают дела, затрагивающие расовую принадлежность, интересы профсоюзов или антитрестовские меры? Эти эмпирические вопросы представлялись уместными, ибо, если социальное происхождение или прежние узы верности определяют решение судьи, то это означает, что он не следует правовым нормам. Однако эти данные, какими бы интересными и полезными они ни были для других целей, проливают немного света на принципиальные вопросы, составляющие суть рассматриваемой проблемы. Правоведам не нужно доказывать, что судьи расходятся во мнениях и что на их решениях часто сказываетсяих социальное происхождение и темперамент. Их озадачивает другой вопрос: означают ли эти факты лишь то, что судьи по-разному понимают природу и смысл основополагающих правовых принципов, или же это доказывает, что таких принципов вообще не существует. Если это означает первое, то отсюда вытекает, что судьи стараются следовать нормам, как они их понимают, и, стало быть, люди, не согласные с их решениями, все же могут быть, с точки зрения закона, правы. Если же имеется в виду второе, то этот аргумент, как я уже отмечал, бессмыслен. Нет у правоведов уверенности и в том, как следует относиться к этим разногласиям: следует ли считать их достойными сожаления, или принимать как неизбежные, или приветствовать как признак развития? Не ясно им и то, как все это связано с ключевыми вопросами политических обязанностей и обеспечения правопорядка, с которыми они имеют дело. Предлагаемая социологическим подходом переформулировка рассматриваемого вопроса исключает из рассмотрения именно те аспекты, которые связаны со всеми этими вопросами. Инструментальный подход в постреализме также предложил переформулировку данного вопроса, но в ином ключе. Генри Харт и Сакс в своих блестящих работах по судопроизводству предложили обойти концептуальные проблемы относительно норм, сформулировав вопрос следующим образом: как следует судьям приходить к своим решениям, дабы наилучшим образом обеспечить достижение целей, стоящих перед судопроизводством? Однако их надежда избежать таким образом трудностей по поводу норм не оправдалась, поскольку оказалось невозможным так сформулировать цели судопроизводства, чтобы указанные трудности не всплывали на более поздней стадии. Если мы сформулируем цель судопроизводства очень абстрактно (указав, например, что закон должен вершить справедливость или укреплять справедливое государство), то неизбежно встанет вопрос: означает ли справедливость, как полагают многие, принятие судебных решений в соответствии с уже существующими нормами? А этот вопрос, в свою очередь, предполагает анализ того, что значит следовать нормам. Если же мы попытаемся дать более конкретное или более точное определение цели (указав, например, что судопроизводство должно способствовать росту национального валового продукта), то все обсуждение потеряет смысл, поскольку нет никаких оснований предполагать, будто любая подобная цель находится исключительно в ведении права. Мы можем утверждать (подобно некоторым авторам), что право было бы экономически более эффективным, если бы судьям при принятии решений было позволено учитывать экономические последствия своих решений; однако это не даст ответа на вопросы: справедливо ли судьям поступать так, можем ли мы считать экономические нормы частью существующего права, или имеют ли решения, принятые с учетом экономических последствий, больший или меньший моральный вес? Предположим, например, что по убеждению судьи отмена старой нормы и введение новой, более выгодной для автомобильной промышленности, будет иметь следствием процветание последней, а то, что выгодно для автомобильной промышленности, будет выгодно и для всей экономики. Является ли это достаточным основанием для изменения нормы? Мы не можем решать такого рода вопросы, просто анализируя взаимосвязь между целями и средствами. Таким образом, разнообразные формы профессионального подхода в юриспруденции потерпели неудачу по одной и той же причине. В них не учитывался тот ключевой факт, что суть правоведческих вопросов составляют вопросы, касающиеся моральных принципов, а не фактов и стратегии. Именно эти вопросы они и предали забвению, настаивая на традиционном подходе к праву. Однако, чтобы успешно решать свои задачи, юриспруденция должна четко сформулировать эти вопросы и решать их как вопросы моральной теории. Этим простым обстоятельством объясняется значение и успех профессора Г. Л. Харта. Харт занимается философией морали; у него тонкое чутье на принципиальные вопросы и удивительная способность их ясно излагать. Например, в своей первой книге «Понятие права» он поднимает вопрос о том, не указывает ли тот факт, как судья следует нормам, на очевидную связь между этой проблемой и морально-этическим вопросом о том, когда одному человеку надлежит возлагать обязанность на другого. Он проанализировал те нормы, которым принято следовать в нашем обществе при выдвижении или критике доводов относительно моральных обязанностей, и утверждал, что судьи в своих рассуждениях о юридических обязанностях во многом следуют тем же самым нормам. В другой книге под названием. «Причинность в праве» Харт и его соавтор Э. М. Оноре разбирают концептуальные трудности, связанные с понятием вины, которые я упоминал ранее, но, в отличии от своих предшественников, предпринимают попытку прояснить не только сугубо юридическое, но и обыденное значение этого понятия. Подобно коллегам Харта из Оксфордской философской школы, в частности подобно Дж. Л. Остину, они провели исследование обыденного языка и на его основе продемонстрировали, каким образом члены нашего языкового сообщества имеют обыкновение приписывать вину и ответственность друг другу, а затем с помощью этих обшепринятыx оценок разъяснили, например, правовую норму, в полной мере возлагающую ответственность на человека, нанесшего телесные повреждения страдающему гемофилией. Они отметили тот факт, что в обыденном языке проводится различие между необычными обстоятельствами, имевшими место в момент совершения человеком действия, и невероятным стечением обстоятельств, наступившим впоследствии. Так, например, различаются случаи, когда неосторожный водитель наносит незначительные телесные повреждения человеку, страдающему гемофилией, и тот умирает, и когда неосторожный водитель наносит незначительные телесные повреждения человеку, который умирает из-за заражения крови, возникшего по недосмотру врача. В первом случае большинство людей сочли бы, что неосторожность водителя стала причиной смерти и он виновен в ней; однако во втором случае они не стали бы этого утверждать. Этo различение, в свою очередь, отражает общепринятое представление о причинности: для обыкновенного человека существует различие между действием, которое служит причиной и оказывает влияние на уже сложившуюся ситуацию, и сопутствующими обстоятельствами (например, болезнью крови), которые составляют часть сложившейся ситуации, а не являются независимыми причинами. Но более поздние события, как например, халатные действия врача, представляют собой вторжения, нарушающие имеющуюся цепочку причин и следствий. Таким образом, правовая норма трактуется как продолжение общепринятых представлений о морали и причинности. Однако Харт не довольствуется этим простым объяснением, демонстрирующим, как право вбирает в себя моральные оценки обыкновенных людей. Для него этот вид анализа лишь необходимая предварительная стадия перед критической оценкой как самого права, так и общепринятой морали, на которой это право основывается. До тех пор, пока мы не уясним, какие моральные обычаи или оценки отражает право, мы не можем критиковать его с пониманием дела; но как только мы это уясним, сразу встанет вопрос, разумны ли эти обычаи или оценки, правильны ли они и согласуются ли с другими принципами, которым призвано служить право. Самая недавняя книга Харта «Наказание и ответственность» - прекрасный образец такого критического анализа. Она представляет собой переиздание ряда его статей по правоведческим вопросам в уголовном праве. В большинстве этих статей обсуждается вопрос о том, следует ли освобождать человека от ответственности за преступное деяние по причине его психического состояния. Следует ли его освобождать от ответственности (или следует ли смягчать ему наказание), если совершенное им было результатом несчастного случая, если он действовал скорее неосторожно, нежели преднамеренно, или если он был психически нездоров? Как правило, в подобных случаях закон допускает освобождение от ответственности или, по крайней мере, смягчение наказания, однако некоторые из современных критиков считают такие меры ошибочными. Если бы целью уголовного права было возмездие и кара, говорят они, то совершенно очевидно, что эти оправдания психическим состоянием имели бы смысл, ибо нельзя получить удовлетворение от мести тому, кто действовал по ошибке или был психически нездоров. Но если цель права состоит в том, чтобы предотвратить ущерб от дальнейших действий преступника и на его примере удержать других от подобных преступлений, то такие оправдания будут иметь обратный эффект. Мы могли бы предотвратить больше ущерба, если бы отправили за решетку водителя, постоянно создающего аварии, нежели человека, убившего отца ради наследства; мы значительно повысили бы сдерживающую силу закона, если бы не признавали никаких вообще оправданий психическим состоянием, не оставляя у потенциальных преступников никакой надежды на то, что они смогут выдать себя за душевнобольных в случае задержания. Поэтому критики утверждают, что право должно жестко ограничивать возможность подобных оправданий, обосновывая это тем, что эти оправдания повышают затраты на судебные разбирательства и юридическое образование, что ими злоупотребляют и что представляется неясным их назначение в цивилизованной системе уголовного права. Харт с этим не согласен. В ответ он сначала напоминает нам о том, что ошибочно предполагать, будто уголовное право (или любое другое право) имеет ряд целей, которые являются главными в том смысле, что все статьи этого права должны согласовываться с ними. Безусловно, цель уголовного права состоит в предупреждении преступности, однако, следуя этой цели, мы должны подчиняться принципам, которые могут ограничивать эффективность уголовного права при достижении этой цели; было бы несправедливо наказывать невиновного человека как заложника, даже если бы это действительно способствовало снижению преступности. Мы должны понимать оправдания психическим состоянием именно в этом ключе, поэтому тот факт, что они могут препятствовать предупреждению преступности, не является решающим доводом. Однако это лишь негативный аспект, оставляющий открытым вопрос о том, действительно ли обоснованы оправдания психическим состоянием или же их необходимо изменить. Харт подходит к этому вопросу так, как я уже описал; он начинает с рассмотрения того, отражают ли оправдания психическим состоянием какой-либо неписаный моральный закон, или какую-либо общую цель или стратегию общества. Вначале Харт разбирает высказываемое некоторыми теоретиками уголовного права, например, профессором Джеромом Холлом, предположение о том, что цель оправданий психическим состоянием - это гарантировать, чтобы закон наказывал как преступников только тех мужчин и женщин, которые заслуживают наказания и с точки зрения общепринятых моральных норм. Это привлекательное мнение кажется, на первый взгляд, правдоподобным. В повседневной жизни мы не виним человека, причинившего кому-либо ущерб, если он действовал неумышленно или по неосторожности (кроме, возможно, тех случаев, когда он был также и легкомысленным); не виним мы его и тогда, когда считаем, что он страдает расстройством психики. Поэтому вполне можно предположить, что судьи и законодатели могли бы привнести эти установки в уголовное право в виде доктрины о том, что при вышеназванных условиях людей не следует наказывать, даже если бы это способствовало эффективности уголовного права. Однако Харт отвергает эту теорию на том основании, что существует немало правонарушений (например, в Англии несоблюдение транспортных правил на железных дорогах), которые сами по себе не считаются наказуемыми с моральной точки зрения. По его мнению, существование такого рода правонарушений доказывает, что у права нет такой общей цели, чтобы признавать человека виновным только за действия, заслуживающие порицания, а это означает, что в этом не может состоять смысл оправданий психическим состоянием. Но Харт не прав, отвергая таким образом теорию наказуемости; думаю, он смешивает две причины, по которым нарушение закона может быть предосудительным с моральной точки зрения. Так, нарушение закона может быть предосудительным потому, что предосудительно само осуждаемое законом действие (например убийство). Или же нарушение закона может быть предосудительным в тех случаях, когда осуждаемое законом действие предосудительно не само по себе, а потому что его запрещает закон; английские железнодорожные законы - один из таких случаев. Возможно, есть основания сомневаться в разумности или справедливости национализации Англией своих железных дорог; все же это, видимо, не отменяет того, что как только закон принят, каждый несет моральное обязательство подчиняться ему. Разумеется, отсюда не следует, что человек несет моральную ответственность всякий раз, как совершает действие, запрещенное законом. Он может не заслуживать порицания, поскольку закон является настолько несправедливым, что утрачивает свою силу обычная моральная обязанность подчиняться такому закону. Этот довод был выдвинут некоторыми гражданами, отказывающимися нести воинскую повинность. (Есть основания утверждать, что статья о надлежащей правовой процедуре и другие статьи Конституции США имеют целью оградить человека от наказания в этом случае.) Или же человек может не заслуживать порицания по той причине, что совершил свое действие случайно или неумышленно, или же по той причине, что был психически болен и потому не несет ответственности за свое поведение. Согласно аргументу профессора Холла, который Харт слишком поспешно отверг, цель оправданий психическим состоянием и заключается в том, чтобы оградить человека от наказания в таких случаях. Даже если Холл прав, все же остаются важные вопросы, которые мы обязаны поставить, а именно: действительно ли наши общепринятые установки относительно вины и наказания имеют отношение к праву. Те, кто ставит под сомнение важность оправданий психическим состоянием, утверждают, что поскольку цель уголовного права состоит в исправлении и сдерживании, а не в наказании, то эти общепринятые установки не имеют к праву никакого отношения, а потому следует отвергнуть оправдания психическим состоянием. Они доводят эту мысль до конца, предлагая вместо «наказания» говорить о «лечении». Если человек совершил преступление, утверждают они, то решение вопроса о том, как обществу следует лечить его - следует ли заключить его в тюрьму, поместить ли в больницу или отпустить на волю, - должно зависеть от того, какая из этих мер лучше всего поможет предупредить повторное совершение преступления. При таком подходе вопрос о том, заслужил ли он моральное порицание за совершенное им, только вносит путаницу, поскольку лечение может быть необязательным, даже если он заслужил, и желательным, даже если он не заслужил. Мы должны установить, служат ли оправдания психическим состоянием какой-либо цели, значимой с точки зрения этого пересмотренного понятия уголовного права. В одной из своих ранних статей «Юридическая ответственность и оправдывающие обстоятельства», переизданной в его недавней книге, Харт высказывает следующее предположение. Благодаря оправданиям психическим состоянием человек имеет больше возможностей самостоятельно решать свою судьбу, ибо в этом случае сокращается число ситуаций, при которых закон будет препятствовать его свободе и которые он не мог предвидеть, когда сознательно совершал свои действия. Если бы эти оправдания были отменены, нам пришлось бы мириться с тем, что из-за несчастного случая или неосторожности мы можем отправиться в тюрьму или же оказаться втянутыми в долгий, дорогостоящий и унизительный судебный процесс. Благодаря этим оправданиям мы можем рассчитывать на то, что, как правило, нас будут привлекать к ответственности только за действия, совершая которые мы осознавали, что можем понести за них наказание. Это имеет то дополнительное преимущество, что наказанные, по крайней мере, получают удовлетворение от того, что осуществили принятое ими решение нарушить закон. Однако это слабый довод, если он исчерпывается ссылкой на возросшую личную безопасность, которую предоставляют оправдания психическим состоянием, ибо эта возросшая безопасность минимальна. В конце концов, общество принимает великое множество решений, которые подвергают нашу безопасность большому риску, например, решение о поощрении коммерческой конкуренции, о разрешении пользоваться автомобилями и о ведении войн. Подобные решения значительно повышают вероятность того, что отдельным людям будет нанесен ущерб, который они не могли предвидеть и который не был следствием их собственных сознательных действий; но тем не менее общество принимает такие решения и идет на такой риск во имя эффективности, прибыли или национального интереса. Если бы, как готов признать Харт, отмена оправданий психическим состоянием повысила эффективность уголовного права в предупреждении преступности, тогда возросли бы личная безопасность рядового гражданина и его способность решать свою судьбу, причем в такой мере, что это, по-видимому, перевесило бы увеличившийся риск оказаться привлеченным к ответственности за несчастный случай. Думаю, Харту больше удалось другое, более общее, обоснование оправданий психическим состоянием в статье «Наказание и освобождение от ответственности», где он пишет: «Человеческое общество - это общество личностей, а для личности ни она сама, ни другие люди - это не просто масса тел, совершающих движения, которые иногда наносят кому-то вред и которые необходимо поэтому предотвращать и изменять. Напротив, люди прочитывают в движениях друг друга стоящие за ними намерения...» В таком же духе он высказывается и в другом месте, указывая, что, если отказаться от этих оправданий, то в глазах закона человек будет средством, а не целью. Этими положениями устанавливается связь между правовыми доктринами и широким кругом неписаных моральных законов. В них подчеркивается тот принцип, что правительство должно относится к своим гражданам как к достойным уважения - именно такого отношения взрослые члены общества требуют друг от друга. Правительство может лишать человека свободы ради его собственного или общего блага, но поводом для этого может служить только поведение этого человека, которое правительство должно оценивать с учетом тех же аспектов, которые учитывает и он сам, то есть с уч<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 540; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.242.169 (0.013 с.) |