Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Генезис философского знания. Мифология и философия.↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Генезис философского знания. Мифология и философия. Философия - наука о наиболее общих законах природы, общества, познаний; это мышление на уровне всеобщих понятий; целостный, системный способ освоения мира в целом и чел-ка в нём. Зарождение фил. мысли началось в сер. 1ого тыс. до н. э. Рождение было длит. процессом перехода от мифолог. мировосприятия к мировоз-ю, опир.на знание. Исходной для человеч.общ-ва системой общих знаний о мире была мифология. Мифология – cп. понимания и освоения природ. и соц.действ-ти на ранних стадиях обществ. развития. Для мифолог.сознания характ.: нерасчлен-ть мышления, очеловеч. природы, одушевление космоса, разгранич-е раннего героич.прошлого и текущего настоящего. Миф выступает как способ отражения мира в сознании человека, характер. чувств.-образными представлениями об окруж.мире. Миф вкл. совокупность сведений, преданий, табу, норм, обрядов, в кот.делались попытки дать ответ на происхождение чел-ка и его рода. Миф регулировал поведение членов рода, обеспечивал гармонию между миром и чел-ком, природой и общ-вом. Самые 1ые представления о мире сущ.как мироощущение, формир.мифом. Эмпирич.знания, обобщения многолет.наблюдений, образ.мифом, назыв. «предфилософией», т.е.предпосылкой, основанием для фил.как развитого теорет.знания и мировоз., основан.на этом знании. По мере соверш.мышления происходит рационализация мифа. Культ.-истор. предпосылками зарождения фил. были: общ. разделение труда; развитие городов, ремесла, колонизация земель, мореплавания. Приобретение круп. городами опред. эконом. независимости. Мифол.мировоз.не позволяло получить эффектив. конкрет. знания=>потребность иной мировоз. установки(для неё хар.: стремление познать сущность самих вещей, их причину и взаимосвязь, уверенность и обоснование того, что чел-к способен в силу собств. качеств познать мир). Единство ф. и мифа в том, что: оба эти вида знания явл. рез-том чел. опыта, это формы абстракции; представл. собой истор. формы объяс-я бытия, миф объяс.чувств., а ф. логически-рационально. Различие: миф апологичен (защищает), а ф. аналитична, критична; миф – коллект.твор-во, ф. – рез-т индивид. твор-ва; миф основан на худ.переживании мира; миф объясняет все.
Миф как объект фил.рефлексии. Исходной для человеч.общ-ва системой общих знаний о мире была мифология. Мифология – cп. понимания и освоения природ. и соц.действ-ти на ранних стадиях обществ. развития. Для мифолог.сознания характ.: нерасчлен-ть мышления, очеловеч. природы, одушевление космоса, разгранич-е раннего героич.прошлого и текущего настоящего. Миф выступает как способ отражения мира в сознании человека, характер. чувств.-образными представлениями об окруж.мире. Миф вкл. совокупность сведений, преданий, табу, норм, обрядов, в кот.делались попытки дать ответ на происхождение чел-ка и его рода. Миф регулировал поведение членов рода, обеспечивал гармонию между миром и чел-ком, природой и общ-вом. Самые 1ые представления о мире сущ.как мироощущение, формир.мифом. Миф - исторически 1ая форма общ.сознания. Складыв.в сфере обыденного опыта чел. Зарождается в древности на Востоке (12-7 в. до н.э.).
Предмет и функции философии. Взаимосвязь философии и частных наук. Философия - наука о наиболее общих законах природы, общества, познаний; это мышление на уровне всеобщих понятий; целостный, системный способ освоения мира в целом и чел-ка в нём. Предмет фил.: наиб.общие принципы взаимосвязи субъекта и объекта, чел-ка и мира. Функции фил.: онтолог. (объясняет мир, специфику всех сфер бытия); гносеолог.(формулирует понятийно-логический аппарат; разрабатывает теорию методов познания; ориентирует на познание, цель которого – истина); Методолог. (Ф. как знание о всеобщем служит методом для частных наук); Прогностич. (Ф. в конкретной идее открывает новое знание, лежащее за пределами повседневного опыта и ориентированное на понимание сущности); Мировоз.(Ф. систематизирует для человека мир как единое образование); гуман.(Ф. объясняет, исследует человека, влияет на образ мышления и на формы знания). Взаимосвязь философии и частных наук. Наука – система знаний о закономерностях развития природы, общ-ва и мышления, а также отдельная отрасль знаний. Наука и философия -система истин.знаний. Сходство: конкрет.предмет исслед-я; обоснов. особыми сп. док-ва (ф. - верификация), само науч. знание служит док-вом фил. принципа; оба знания - обобщение идей, но степень обобщения различна, ф. часто именуется как метатеория (теория теории); цель - обогащение опыта человека; метод абстракции. Различия: наука изучает только относит., а ф. еще и абсолютное; науч. мышление рассудочное, а ф. - разумное; науч. знание систематиз. предметом, а ф. - разумом философа; науч. знание безразлично к целям, смыслам, ценностям и интересам человека, фил. знание - ценностное. Философия: система знаний о мире в целом, рефлексив.изображ-я действ-ти, явл.рез-том науч. обобщений, фил-я есть мировоз-е, познават.ф-цию, фил-я, формир.систему ценностей, т.е.отношения чел-ка к ч.-л. как к значимому, единство теории, методы и цели, теолог.ф-ция, всеобщая методология по отнош.к науке. Наука: система частного, подсистем.уровень, явл. рез-том фактов(познания фактолог. материала), познават.ф-ция, элиминация (исключ.)-ценности учёных, уровень познания, теория + частный метод=> инструм.ф-ция.
Фил.Платона. Притча о пещере. Платон(427-347) – объектив. идеалист. Идеи сущ-т вне и независимо от человека. Идеи сущ-т в спец. простр-ве. Мир: мир идей вечен, глав.идея – идея блага; мир вещей(Эйдесов). Мир идей - истинное бытие, а вещи - это нечто среднее между бытием и небытием, это тени идей. Идеи вечны, неразрушимы. Реальным знанием является познание идей. Чел-к – соед-е идей. и веществ., телес. начала. Познаём, значит вспомин., чтобы вспомнить, надо жаждать. Разраб. теорию познания, методолог. установкой кот. явл. «припоминание». До своего вселения в оболочку тела душа, находясь в мире чистых идей, всесторонне созерцала сущность мира. Но перемещаясь на землю, душа «забывает» о прежней идеальной жизни. Противоречия чувств. мира будят воспомин-я, побуждают к размышл-ю, припомин-ю о подлинной сущности мира. Процесс припомин-я проявл-ся как иск-во диалектики. Теорию познания разъясняет через образ пещеры. Человек познающий — это пленник, скованный цепями (чувствами) и помещен. спиной ко входу. На противоп. стене пещеры он видит тени предметов, зверей, людей, изображения кот.проносятся перед входом. Задача познания состоит в том, чтобы за неясными бликами и тенями раскрыть подлинный мир образов, «вспомнить» истин.мир. Антропология Платона: душа чел-ка 3хчаст.: разумная(способ. к познанию мира), волевая, чувств(жажд.). Глав.добродетели у разумной души- мудрость, у волевой- мужество, у чувств.-умеренность. Душа человека бессмертна и вечна. Когда человек умирает, его душа не погибает, а лишь освобожд. от тела. Во время этого она соприкасается с миром идей и созерцает их. Þпроцесс познания состоит в припоминании душой того идей, кот. она уже созерцала. Истинное знание дает только мышление.
Атомистика Демокрита. Демокрит (460 -370 ггднэ). Атомы неделимые микрочастицы, невидимые из-за размера. Они постиг. только умом, не чувствами. Наход.в постоян.движении, различ.по форме,величине, порядку и расположению, при соед.образуют вещи. Атомы=бытие, пространства в пустоте=небытие. Д. первый рассм. движ-е как способ бытия матер. тел, т.к. атомы нах. в вечном движ, для вечного нельзя искать причину. 3 формы движ-я: 1. связ. с хаотич. перемещ. 2. вихревой поток, где атомар. вихрь создавал условия однородн. атомов и разъ-я разнородных. В пр-се атомарн. вихря обр. мироздание. 3. испарение предм. космоса - запахи. Св-ва вещей природы обусл. св-вами атомов (текучесть - круглыми частицами). Душа - соед-е легковозбуждающихся сферич. и гладких атомов. Жизнь и смерть орг. сводится к соед. и разложению атомов. Душа состоит из огненных атомов и есть их временное соединение. Душа не бессмертна. Основа познания - ощущения. В ощущ. мы получаем верный образ предмета. Идеалом Д. явл. жизнь, обеспеч. общим законом и порядком, безмятежная и благодушная. Разумное наслаждение жизнью состоит в светлом и спок. состоянии души, обусловленном согласием с прир., исполнением долга, мерой во всем. Без этого не м.б. достигнуты ни иск-во, ни мудрость. Метафизика Аристотеля. Аристотель (384 – 322). Основатель фил.школы-ликей. Идея единичного бытия вещи: по А. каждая единая вещь есть единство материи и формы. Форма нематериальна. Форма есть действ-ть того, возмож-ю чего явл. материя. Согласно А. в пределах мира чувства вещей возможен последоват. переход от материи к соотносит. ей форме и наоборот. Категории эти становятся текучими. Сущность – это единичное, обладающее самостоят-ю бытие. Она отвечает на вопрос: «Что есть вещь?» А. делит сущности на низшие и высшие. Низшие состоят из материи и формы. Материя– это первич. материал, потенция вещей. Форма придает материи актуальное состояние, т.е превращает ее из возм-ти в действ-ть. Понятие идеи заменяет на понятие формы. Форма– это активное начало, начало жизни и деят-ти. Высшие сущности А. называет чистыми формами. Наивысшая сущность – Перводвигатель, кот. служит источником жизни и движения всего космоса. Аристотель выделяет 4 вида причин бытия:1) Материальные, то, из чего состоят вещи, их субстрат. 2) Формальные, в кот. форма проявляет себя, образуя сущность, субстанцию бытия. Каждая вещь есть то что она есть. 3) Действующие или производящие – рассматр. источник движ-я и превращ-я возм-ти в действ-ть, энергитическая база формир-я вещей. 4) Целевая или конечная причина, отвеч.на вопросы «Почему?» и «Для чего?». А. полагал, что чел-к обладает одновременно душой растит., и нуждается в питании и обречена на разложение, душой животной (чувства, ощущения) и душой разумной – чистой, бесплотной, универсальной и бессмертной, способной к познанию мира.
14. Фил.школы эллинизма. Эллинистич.период(время, когда Гр. утрачивает полит. Самост-ть, полисы исчезают, Гр. – часть империи А. Македонского, войны). Глав.вопрос: как человеку выжить в таких условиях. Фил.х направления: эпикуреизм (Эпикур, Лукреций Кар); стоицизм (Зенон Китийский, Сенека, Марк Аврелий); скептицизм (Пирроп, Цицерон, Секст Эмпирик). Эпикуреизм. Движ-е атомов – хаотично, случайно, это и лежит в основе свободы человека. Ц ель фил. – освободить чел-ка от страха перед богами и перед смертью; опр-ть путь чел-ка к счастью. Чел-ку нет смысла бояться смерти(есть жизнь, смерти нет, и наоборот) Þ чел-к со смертью не сталкивается и не знает, что это. Бессмертной души не сущ-т, душа состоит из атомов и после смерти распад.. Человек, кот. не боится смерти, должен видеть смысл жизни в самой жизни, поэтому должен стрем. к счастью Þ ПУТЬ Þ чел-к в жизни должен стрем.к удовол. Удовол-е не связ. с чувств.наслаждением. Удовольствие достигают при сущ-и 2х условий – здоровое тело и безмятежная, уравновеш. душа. Синоним счастья – душевный покой и воля(для его достиж. Чел-к должен руковод-я разумом и следовать принципу меры (ничего сверх меры). Путь к счастью возможен тогда, когда чел-к, руководствуясь разумом и волей, удовлетворяет естеств. и необх. потребности. Свобода человека – его воля, кот. подчинены его чувства, страсти и т.д. Стоицизм – материал., но не атомист. учение. Жизнь человека предопред. во всех ситуациях. Свобода человека заключ. в том, что он, опираясь на познанные законы (необх-ть действ-ти), может добровольно учитывать необх-ть, ставя цели своей деят-ти. Т.о., свобода оказыв. познанной необх-тью и добровол. следованием её в своей деят-ти. Скептицизм. В основе учения – логика. Суть: лог.познание противоречиво, каждому суждению мы можем противопост. равносильное ему противоп. суждение Þ многообразие точек зрения Þ чел-к в своей жизнедеят-ти не должен полагаться на лог.познание и вообще иметь к.-л. суждения. Познаваемо только явление, т.е. то, как вещь является чел-ку, каковы чувств. восприятия, впечатления чел-ка об этой вещи Þ сущность вещей не познаваема, достоверные знания относятся только к явлениям. В учении скептиков разработаны четкие положения, подтвержд.эти идеи («тропы» – всего 15 шт.).
15. Средневековая фил.: генезис, проблемы, концепции. Период от распада Римской имп.до эп.Возрождения(5-14вв.) Основные этапы фил.: апологетика (защита и обоснование христ. вероучения с пом. доводов, обращ. к разуму); патристика (догматизация учений «отцов церкви», утвержд. несовместимость религ. веры с антич. фил.: Тертуллиан, Ориген, А.Блаженный; 2-5вв); схоластика (рац. обоснование и системат-ция христ. вероучения с использ. идей ант.ф. - 10-14вв, П. Абеляр, Ф. Аквинский). Основные черты. Монотеизм (признание единств. Бога). Креационизм (мир сотворен Богом; творение Бога из ничего; Бог – вечен, Бог предшествует миру). Идея божеств. откровения – иррац-зм(мир познаётся не разумом, а интуицией, верой, мистикой, религ. откровения). Провиденциализм (вера в силу бож.промысла в развитии истор. процесса). Чел-к поним.как неделимая личность, облад. разумом, свободой воли и совестью. Носителем чел. личности явл. душа, создан. Богом. Порча души ведет к порче личности. Несоверш-во поведения ч-ка, обладающ. свободой воли - причина зла, кот. необх. для гармонии мира. ТЕОЦЕНТРИЗМ. Предп. опред. понимание Бога как творца мира. 2 подхода в уч-и о бытии Бога: Апофатич. – постижение бога в «-» терминах, т.к. бытие Бога закрыто для челов. сознания(Бог не сотворим, не порождён, не ограничен, не телесен, не обладает привычными св-ми вещей). Катафатический – через «+» термины – кач-ва Бога, указ. в свящ. писании(Бог – благодать, искупление, логос и слово, премудрость и любовь, высшая справедливость, свобода, тв-во). Проблема бытия Бога; соотн-е бога и сотвор. им мира (идеи в уме Бога – общее; чувственно воспринимаемые, сотворенные Богом – единичное); Проблемы веры и разума: 1)вера и разум несовместимы -Тертулиан; 2) вера предшеств. разуму, являясь аксиомой для него-Кентерберийский; 3) вера выше разума, но разум предщ.вере- П. Абеляр;4) гармония веры и разума при первенстве веры -Ф.Аквинский; 5)идея 2х истин. Проблема об отношении общего к единичному. Это спор о универсалиях, т.е о прир. общих родов и понятий. Течения: концептуализм (сущ-е общего вне и внутри конкретной вещи), реализм (призн. первичность общего и вторичность единич.); номинализм (признание первичности единич. вещей реального мира и производности общего (идей, возник. у чел-а в процессе познават.деят-ти).
16. Фил.учения эп. Возрождения. Возрождение - философ.и социолог.учения в эпоху становления раннего буржуазного общ-ва (в основном в Италии) 14-17вв. Основные направления: гуманистич.( 14-15вв.) – Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валии; натурфилософия (16-нач.17вв.)-Коперник, Бруно, Галилей; неоплатонич. (сер.15-16вв.)- Кузанский, Парацельс; соц-политич. (15-16вв.) – Н.Макиавелли; реформацион. (16-17вв.)-Мартин Лютер, Томас Мюклер, Жан Кельвин; утопическо - социалистич. (Т.Мор, Т.Компанелло). Основные черты: Натурфилософия (одухотв-е природы, наделение ее бож. св-ами, растворение бога в природе. Чел-к - часть природы, его любовь к познанию бесконечного и сила разума возвышают его над миром). Антропоцентризм - воззрение, согласно кот.человек есть центр вселенной и цель всех соверш.в мире событий. Гуманизм: хар. понимание чел-ка, как самоценного сущ-ва, как деят.личности. Гуманизм начинается тогда, когда чел-к начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о своей сущности и предназначении, о смысле и цели своего бытия. Ф. Возрождения связывала свободу чел-ка, смысл его жизни с его собств. внутр. активностью, творч.й деят-ю, кот. выступала как главный фактор самореализации личности, инд-зации => главные акценты приход. на творч.деят-ть личности, ее свободу, индивид-ть (главные ст. бытия личности). Способы понимания мира: Пантеизм: Бог сотворил мир, но он не суще-т вне и до мира. Насколько вечен мир, настолько вечен и Бог. Деизм: Бог сотворил мир, существую до и вне него. Но, сотворив, Бог оставил мир, кот. дальше развивался по собств. законам.
17. Эмпиризм в новоевропейской фил.17-18вв.(Ф.Бэкон). Эмпиризм(опыт). «Новый Орагон», «Новая Атлантида». Основатель индуктивно - эмпирич. направления в фил. Бэкон утв., что чувств.опыт отражает в познании только объективно сущ-е вещи. Ч-ва непогрешимы и есть источник всякого знания. Разраб. индуктивный метод, сост. из наблюдения, анализа, сравнения, эксперимента. Но опыт может дать достоверное знание лишь тогда, когда сознание будет свободно от ложных «призраков». «Призраки рода» — это ошибки, вытек. из того, что чел-к судит о природе по аналогии с жизнью людей; «призраки пещеры»- ошибки индивид. хар-ра, завис. от воспитания, привычек отд. людей; «призраки рынка» — это привычки польз-ся в суждении о мире ходячими представлениями и мнениями без критич. к ним отн-я; «призраки театра» связаны со слепой верой в авторитеты. Знание — сила, а сила эта выр-ся пр.вс. в стимул-и ею чел-ка к действию. Б. указ. на необх. связь знания с экспериментом. научное знание следует за экспериментом, выводится из него непосредственно.Знание не возникает в голове чел-ка само по себе, его нужно получить в рез-те осмысления данных эксперимента. Метод - это путь, глав. ср-во исслед-я. К нему относятся орудия, соверш. способность нашего восприятия, и орудия, совершенное саму чел-ку - мысль. Гл. усл. прогресса знания – соверш-е способности умозаключ-я, важн. формой кот. явл. прав. индукция. Пути познания: путь паука, путь муравья(узкий эмпиризм), путь пчелы – науч.метод познания(индуктив.-эмпирич.) как обобщение множ-ва част.явления, общие выводы.
18. Рационализм в новоевроп. Фил. 17-18 века.(Р.Декарт). Рац-м – ср-во познания, кот.считает, что только разум позволяет познать мир, постичь истину. «РАССУЖД. О МЕТОДЕ». Наличие 2х субстанций: матер.(телесной) и дух., их главными атрибутами явл. соответственно протяженность и мышление. Соответствие субстанций друг другу объясняется наличием Бога. Для док-ва реального сущ-я. мира необходимо док-во сущ-я. бога. В теор позн. Д. объявляет самой достоверной истиной истину о сущ. сознания, мышления: "Я мыслю следовательно Я существую". Сомнение явл. эффективным приемом в науч. исслед-ях. Искать надо не в области эксперимента, а в уме человека, в его разуме. Метод Д. вкл.: 1) признание истинным только того, что познается с предельной очевидностью и отчетливостью; 2) выделение максим. простых эл-тов знания; 3) восхождение от простого к сложному. Декарт сравнивает фил-ю с корневой системой дерева науки, стволом кот. является физика, а ветвями — прикладные науки. Основные черты фил. Д.
Русская философия 20 века. Основные направления: фил.золотого века, естеств.-науч., совет., фил.рус.зарубежья. Основные черты: сильное влияние совет.традиции(мат-зм, формац.). Золотой век. Булгаков – идея объед-я всех христ.церквей. Флоренский – мир как единое взаимосвяз.целое, противор. идея о том, что с появл. нов. техн. – новое понимание материи и духа. Космизм. (конец 19-20 век) вкл. в себя фил.-теолог., естеств.-науч., худ. представления и размышления о Космосе, о месте чел.в нем, соотнош.чел. и космоса.(Фёдоров, Циолковксий, Чижевский). Ест.-науч.фил-я. Направления: матер., соц.-полит. Матер.: Сеченов, Менделеев, Тимирязев. Бытие – атомар. строение мира. Соц.-полит.: Мечников, Ковалевский: общ-во как единое целое, им.многофактор.природу. Развитие общ.по объектив.законам. Советская фил-я (с 20-90хх): матер.хар-р, марксизм. Фил.рус.зарубежья: Мережковский, Бердяев, Шестов, Сорокин. Мережк.: проблема взаимоотн.чел-ка и Бога. Чел.личность в 3х этапах: языч., приобщ.к хрит-ву, поная гармония, слияние с христ. Бердяев: высш.ценность – свобода(она есть оносва сущ-я чел.), роль религии. Бог – нравств.символ. Бог – роль Господа.Чел.-раб.
Представители. Фёдоров(переплетаются религ-христиан.подход к пониманию основ бытия и стремление создать проект всемирного спасения- натурализм, фантастичность, мистицизм, реализм, мечтательность и научный подход; вера в мощь разума, науки, творч. возм-тей чел. Его труд «Философия общего дела». Главная задача чел.-прав.понимание смысла жизни и цели, ради кот.живет чел.и орг-ция жизни в соотв. со смыслом и целью. Тесная связь всего происход.на земле со Вселенной, Космосом. Опираясь на разум чел. может не только познавать вселенную, но и населить все миры, упорядочить Хаос. Чижевский. Разв.жизни на земле происх.под влиянием внутр.причин, наход.под влиянием космоса. Опред.роль в процесса на З.играет Солнце. Циолковский. В основе материи – атомы(созд.разнообраз.матер.тел). Разруш.тело на атомы, из кот.созд.новые вещ-ва и тела. Во Вселенной сущ-т иные разум. миры, цив-ции. Выдвигал три начала: время, пространство и сила. Без материи не сущ-т ни времени, ни простр-ва, ни силы и наоборот. Разум должен стремиться не только к самосоверш-ю, но и к соверш-ю окр. мира.
Идея развития в философии. Развитие - состояние изм-я, в кот. есть необратимость, поступат-ть движ-я, в кот. фиксируется появление новых св-в. Это кач. изменение . Процесс развития - это всегда переход одного кач-ва в др., направл. формир-е новых систем, новых типов орг-ции, кот. рождаются из предшеств. им систем. Разновидности процессов развития: 1) процессы качеств. превращений. 2) процессы перехода от одного уровня к др. Прогресс - вещь совершенствуется. Регресс – возм-ти по сравн. с др. системами понижается. Одноуровневое развитие – циклич. изм-я при сохран. основных хар-к; это способ адаптации. Модели развития: рационалист. (возможность развития систем); эволюционизм (развитие - всеобщее св-во бытия, постепенная эволюция; поступат. движение к усложнению систем); энерджентная (это скачкообразные изменения; скачок – рез-т творч. активности, присущей самой системе); диалектическая (это разрешение внутр. противоречий). Античность: не знает линейного времени, идея круговорота. Гераклит: мир - вечно воспламен. и угасающий огонь, т.о. вечная повторяемость, цикличность всех изм-й. Бердяев. Принцип развития внесло христ-во, кот. представляет историч.процесс линейным, направл. в будущее. Кант сформ. проблему истор. развития чел. нравств-ти. Гегель создал диалектику, предмет кот. - развитие.
Концепции. Сенсуализм (с Аристотеля): принцип познав-ти мира и чувств.й опыт субъекта. Объектив. сенсуализм: познават. роль чув-ти в единстве с объективно сущ-щей вещью. Субъектив.: чувств. критерий - единств. критерий истинности вещи, знание вещи достоверно только в процессе ощущения. Эмпиризм (Бэкон, Гоббс, Локк, Беркли). Познаваемость мира, универс. ценность опыта. Рационализм (Платон, Парменид, Декарт, Спиноза, Гегель, Лейбниц). Чувства удостоверяют, а разум ведет, направляет. Скептицизм. Пирон (мир слишком велик и слишком сложен для чел, а жизнь коротка, мы мало чего можем успеть). Мы познаем собств. ощущения. Признавали принц. возм-ть познания, но выражали сомнение в достоверности знаний. И разум, и чувства м. вести к заблуждению. Человек воспринимает мир согласно своей природе, поэтому знание вещи - раскрытие собств. природы. Агностицизм (Кант). Полная или частичная непознаваемость. То, что вещь представляет для нас, и что она есть на самом деле, различно (Кант). Человек м. сравнивать лишь то, что он знает, с тем, что он как-то знает; мы вращаемся в мире нашего познания и никогда не соприкасаемся с самими предметами. Оптимизм. Утверждает принципиальную познаваемость мира. Релятивизм. У истины есть срок годности. Все относительно. Вера и знание. 1ой из древн. форм познания – религ. познание. Особ-ть: содержит в себе опред. знания о действ-ти, но не в теорет. форме. Религ. познание не выполняет ф-ций произв-ва объектив. знания, носящего всеобщий, целостный, самоценный и доказат. хар-р. Надо отличать религ. и обычную веру, основ. на обобщ. практич. опыте людей. Религ. -верность Богу и последоват. практич. осущ-е в жизни религ. идей, ценностей и норм и не имеет (практически) гносеолог. знач-я. Обычная состоит в психолог. уверенности в прав-ти содержания высказ-я. Эта вера играет важную роль, как в обыденной жизни, так и в научном познании. Такая вера - важный компонент практич. деят-ти. Вера помогает действовать в условиях неопред-ти. Вера не возникает на пустом месте, она формируется опытом и практикой. Вера помогает на всех уровнях познания: эмпирич., теорет., технич. разработки. Гипотеза опирается на веру, поскольку есть много вариантов объяснения явлений. Разработка теории тоже может натолкнуться на альтернатив. подходы, вера позволяет осущ-ть учёному выбор. Вера учёного есть средоточие опыта, знаний и опирается на историю науки. История. Тертуллиан: выступал против разума("Верую, потому что абсурдно"). А.Блаженный - познать разумом то, что принято верой. Ф.Аквинский говорил о гармонии веры и знания при приоритете веры. Ф. Бекон: "Знание - сила", утверждает силу разума. Уже в начале XX века католич. церковь полагала, что расхождения веры и разума нет, т.к. все знания произошли от бога. Русская религ.фил-я. "Цельное знание". Идеал цельного знания, всеединства вкл. чувств. опыт, рац. мышление, эстет. и нравств. опыт и религ. созерцание (Хомяков, Франк, Соловьев). Бердяев: вера и знание не мешают др. др, ни одна из них не может заменить др.. Наука верно учит о законах природы, но некомпетентна в вопросах веры, откровения. Знание есть вера, вера есть знание. Т.о., познание истины есть процесс, опир. в равной мере на веру и знание, а научная истина опир. на все формы культуры. Истор. типы рац-ти. Это классич. рац-ть, соотв. классич. науке; неклас.рац-ть, соотв. неклас. науке и постнеклас. рац-ть. Проверка науч. положений. Верификация – устан-е истинности путем эмпир. проверки. Фальсификация - процедура, устан-ая ложность гипотезы. Теория научна, когда она подтверждена экспериментом и определены границы ее применимости. Знание есть отражение и сущ. в виде чувств. или понятийного образа. Образ м.б. не только отраж. наличного бытия, но также и прошлого. Истинные знания дают людям возм-ть разумно организ-ть свои практ. действия в наст. и предвидеть будущее.
49. Общество как целостная систекма. Структура общ-ва. Общество -самоорганиз. целостность взаимодейств. друг с другом людей, соц. групп, в кот.они включены, по поводу произ-ва и воспроиз-ва человеч. жизни, отношений и потребностей. Общ. отн-я - наиб. устойчивые и значимые взаим-я м/у людьми, в кот. индивид. сведено к соц. Т.к. общ-во целостная система- все ее эл-ты тесно связаны м/у собой, сущ. в един-ве. Слабое функ-е 1ой, плохо влияет на др. подсистемы. Соц. структура общ-ва - это совокуп-ть относительно устойчивых соц. общностей людей, опред. образом взаимодейств. м/у собой: истор. общности людей (род, племя...); население города и деревни; раб-ки физ. и умств. труда; классы и различные соц. слои; коллективы людей; семья. Соц. структура объективна и во многом зависит от способа произ-ва. Нем. социолог МАХ Вебер за основу деления общ-ва берет соц. статус. Он выделяет 3 статус. показателя: Уровень образ-я; профессия, уровень кв-ции; уровень доходов=> 3-и класса в обществе: Высший класс (финанс. магнаты, крупные промышленники...); Ср. класс (совок-ть людей наемного и самостоят. труда, облад. общим самосознанием: а) высший слой ср. класса (средние предприниматели); б) средний слой в) низший слой (люди со ср. спец. Образ-ем); 3)Низший класс - низкий ур-нь образ-я, сущ и маргинальные слои. Основа стабильности общ-ва - средний класс. В общ-ве, разделенном на классы, сущ соц. мобильность, т.е. перемещение из одних соц. слоев в др. Общ-во в узком смысле слова: 1)общ-во как соц. образ-е, совокупность общественных отношений, связывающих людей друг с другом; 2) переход от животного к соц.(Гоббс, Руссо); 3) Гегель критикует договор. теории возникн-я общ-ва, как и гос-ва; 4) Общ-во противопост-ся гос-ву – свободное взаимод-е людей. Эл-ты соц. структуры: классы, физ.-умств. труд, сословия соц-демограф. группы - молодежь, муж, женщ., тинейджеры, пенсионеры, нац. общности - нации, этнические группы. Все группы неоднородны по составу и делятся на отд. слои и группы собств. интересами. Проблемы функц-я соц.структуры и действия разл.соц. групп напрямую связаны с проблемами гражд. общества. Гражд. общ - независимая от гос-ва сфера реализации частных потребностей и интересов на базе част.собств-ти и всеобщего формального рав-ва людей. Соц. сфера - отношения классов и этнических групп, возрастных групп поколений, профес. Слоев (соц. защита, условия жизни людей, условия обр-я, здравоохранения. отношения с удовлетв-ем соц. потребностей, они отражают уровень благосостояния общ). Полит.сфера направлена на уд. полит.интересов. Дух.сфера - отношения чел по поводу разного рода дух ценностей, распростр-я и усвоения их слоями населения.
Духовная жизнь общ-ва. Дух.жизнь общ-ва –идеальное отражение общ.бытия в чув-вах, идеях, волевых тенденциях, эмоциях, технолог.установок, эмоциях, цен.ориентаций. Дух.жизнь общ-ва – деят-ть людей по произ-ву и удовлетв.дух.потребностей. Ядро – общ.сознание, в фундаменте кот.знания, система идей. Она вкл. в себя все дух. образ-я, в т.ч. дух. культуру во всем ее многообразии, формы и уровни общ. сознания, настроения, привычки и т.д. Дух. культура обладает сложной структурой, вкл.науч.,фил.-мировоззр., правовую, нрав., худ.культуру. Особое место в системе дух. культуры занимает религия. В самом шир. смысле культуру можно рассм-ть как развив.совок-ть матер., полит. и дух. достижений чел-ва, характ. опред. способ общ.-практич.деят-ти людей на каждом истор. этапе развития общества. Каждый этап развития хар-ся своим, присущим лишь ему уровнем матер., полит. и дух. потенций и достижений чел-ва, всех его отношений с действ-ю. Дух.культура нарастает на основе общ. бытия, пронизывает все его сферы и оказывает активное влияние на всю жизнедеят-ть человека и общества. В общ-ве дух. культура проявляется через процесс освоения ценностей и норм предшеств.поколений, произв-во и развитие новых дух. ценностей. Роль: освоение и преобраз-е мира, своеобраз.ориентир. Цель и функция дух. культуры: формир-е опред. типа челов. личности в интересах общества, регулир-е поведения человека в процессе его взаимоотн-я с обществом себе подобных, с природой и окр. миром; формир-е познават. способностей личности. Дух. культура развивается народом. Лучшие образцы дух. произв-ва входят в фонд дух. культуры социума, стан. его достоянием. Потребляя дух. ценности, человек формируется как личность и выступает и как объект, и как субъект дух.произв-ва. Для дух. формир-я исп-ся система образ-я, воспитания, ср-ва коммуникативного воздействия и т.д. Важную роль играет и самост.усвоение субъектом дух. ценностей, самообразование и самовоспитание.
Общ-ое сознание. Общественное сознание. Обществ. сознание - совокупность разнообр. дух. явлений, отраж. все сферы жизни общ-ва и богатство индивид. жизни человека. Структура(уровни): 1.обыденное сознание, кот.форм-ся под воздействием практич. жизни; 2. специализ. дух. деят-ть(теорет.), т.е. деят-ть профес-лов умств.труда (юристов, философов). Один из действ. механизмов обыд. сознания это – образ-е стереотипов – некот. оценки соц. действ-ти (восприятие для себя). Наряду с разделением на два уровня общ. сознание разделено на разные конкретные формы: мораль, право, наука, религия и т. д. Каждая из них отражает к.-то ст. реал. практич. жизни и делает это особым специф. образом и выполняет особые соц. ф-ции. Сознание – есть осознанное бытие. Сознание обладает значит. самост-ю по отношению к бытию (оно может опережать его, предсказывать). Идеи в условиях не одинакового развития общ-ва могут переноситься с одной соц. почвы на др. Поэтому дух. культура в любой момент времени это продукт сущ-его бытия на дан. момент. Виды общ. сознания – индивид., групповое и массовое сознание. Общ.сознание регулир-ся как продукт сотруднич-ва многих индивидов через отражение+творч.преобраз-я(осознание общ.бытия), т.е.как регулятор поведения масс(через полит., прав., нрав., религ., пр.отн-я и институты). Состояние общ.сознания – доминирование группы идей, чув-в, настроения в опред.общ-ве на опред.этапе его развития. Общ-ое сознание - совок-ть идей, теорий, взглядов, идеалов, принципов, желаний, настроений людей, отраж-их данное общ-ое бытие. Общ. созн. зависит от общ-го бытия, но эта зав-ть не абсолютная. Общ. соз-е обладает самост-тью, развиваясь по з-м, отличным от з-ов развития общ-го бытия. Если общ. сознание опережает развитие общ. бытия, то это способ-ть движ. общ-ва; если отстает от общ. бытия- то оно тормозит об-во. Носителем общ. созн м.б. 1 чел. или группа (класс,об-во,нация).Содерж-е общ. соз-я может сущ. как в мат-ой(комп прог-ы,произ-я лит-ры,ис-ва),так и в идеальной(идеи,принципы,установки) формах. Формы общ. созн-я 1)этические взг;2)правовые взг;3)полит. взг;4)эстет. взг;5)религ взг. Ф-ции общ. созн: 1)познав.;2)прогност.;3)соц-преоб-ая;4)регулятивная;5)воспитательная.
Личность и общество. П
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.158.132 (0.018 с.) |