Проблемы методологии науки(позитивизм, постпозитивизм, неопозитивизм). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы методологии науки(позитивизм, постпозитивизм, неопозитивизм).



Позитивизм (2 пол.19-20вв.). Тип фил-ии, стремящ. преодолеть «недостатки умозрит.метафизики». Фил-я и методология эмпир.науки(добыв.новое знание), языка науки и её эволюции(истории науки). Основ.: Конт.

1. Классич.позитивизм - Конт, Спенсер, Милль (2 пол.19-к.19вв). О.Конт: все достоверные (позитивные) знания даются конкрет. науками. Единств. задача фил. – анализ самого процесса познания. Реш-е этой проблемы: пытался выделить основные стадии истор. развития мышления, полагая, что это была сначала религ. стадия, затем метафизич. с попытками находить причины сущего; затем науч. Стадия(наука строго придерж.фактов и старается точно описать их взаимосвязь).

2. Махизм (эмпириокритицизм)- Мах, Авсанариус, Пуанкаре (к.19-нач.20вв). Принцип экономии мышления, наим.траты сил. Теория эл-тов мира.

3. Неопозитивизм (20-е 20в.-сер20в). Карнап, Рассел, Витгенштейн. Прога анализа науч. знания с целью очистить науку от вненаучных и фил.допущений. Выдвиг. 2 приема: 1.Опр-ть в каждой области знаний исходные предлож-я, кот. констатируют исходные факты. 2.Принцип верификации – проверки. Ввод. тройственный критерий: истинное, ложное, бессмысленное, для кот. можно дать эмпирические указания. Положение, кот. не поддаются такой проверке – бессмысленны.

Рассел: соед-е принципа эмпиризма(наше знание берётся из опыта). Концепция «знания-знакомства» (идея непосредств.познания в опыте чувств.данных и универсалий, всё это выполн.роль строит. блоков, из кот.строится здание естеств.-науч.знаний).

4. Постпозитивизм. (60-70 гг. 20в.) Поппер, Кунн, Фейрбенд. Теория критич. рац-ма (проблемы науч.знания). Задача: выявить формы и методы, позвол. раскрыть историч. динамику развив. науч. знания.

К.Поппер. Наука появл., когда появл. проблема. Научные теории сменяются одна другой вследствие “фальсификации” к.-л. фактов предыд. теорий. Если выявляется к.-то новый научный факт, кот. опровергает предыд. теорию, то новая теорет.модель побеждает старую.

Т. Кун – развитие науч. знания как смена парадигм. Парадигма – научные завоевания повсеместно принятые, из кот. склад-ся хоть на время модель проблем и реш-й, устраив. тех кто занимается этими исслед-ями, то что объед-т членов научного сообщества и явл. их отправной точкой дальше.
И. Лакатос предст. развитие науки как непрерывный процесс выдвиж-я и уточнения гипотез – смена конкурирующих исследоват. программ, та, что более продуктивна, побеждает.

 

26. Основы фил.герменевтики.

Герменевтика. Это фил-я понимания, где понимание – бытие чел-ка, нечто, определ.челов.сущ-е. Герменевтика как метод – иск-во толкования текстов(бог Гермес). Дильтей, Шлейермахер, Хайдеггер, Гадамер. Хайдеггер («назад к предметам!»). Язык – дом бытия, чел-к – медиум, посредством кот.говорит язык. Гадамер. «Истина и метод». Понимание – первич.реальность(деят-ть) чел-ка, жив.в мире текстов. Опир-ся на традицию. Творец жизни. «Ты сущ-ешь, если ты понимаешь, тебя понимают». Чел-к – понимающее бытие. В акте понимания: реконструирование текста; реконструир.акта тв-ва автора текста; нахожд.индивид.особ-тей автор.текста. Чел-к всегда внутри герменевтич.круга(круга понимания). Чел-к не верующий, а ведомый языком. Путь познания задачи традицией: предпонимание→предмнение→понимание.

 

27. Психоанализ Фрейда и неофрейдизм.

Фрейдизм - направление, объясн. развитие и структуру личности иррацион., антагонист.сознанию психич.факторами и использ. основанную на этих представлениях технику психотерапии. (Фрейд,Юнг,Райх). Бессознательны по Фр. наши желания и побуждения. Согласно Фр., психика ч-ка представляет собой взаимодействие 3 уровней: бессознательн., предсознательн. и сознательн.. Бессозн. он считал центр. компонентом, соответствующ. сути человеч. психики, а сознат. – лишь особой интуицией, надстраивающейся над бессознат. Созданная Фр. модель личности предстает как комбинация 3 элементов. «Оно»(инстинкт) – глубинный слой бессознательного влечения – психическая сам-сть, основа деятельности индивидов, «Я» – сфера сознательного, посредник м/у «Оно» и «внешним миром». «Сверх - Я» -внутриличностная совесть, кот. возникает как посредник м/у «Оно» и «Я» в силу постоянно возникающего конфликта м/у ними. «Сверх - Я» является как бы высшим существом в чел-ке. Глубинный слой челов. психики, по мысли Фр.а\, функционирует на основе природ.инстинктов, первичных влечений с целью получения наиб. удовольствия. В кач-ве основы - «либидо», кот. охватывает всю сферу чел. Неофрейдизм- течение, зародив.из соед-я фрейдизма с америк.культурной антропологией. Неофрейдизм выдвигает на 1ый план принцип соц.или культур. детерминизма. Фромм: имеется некая челов.природа, сохран. во всех культурах. Фромм связывает неврозы с невозможностью для индивида достичь гармонии с социальной структурой современного общества.

 

Анализ чел.сущ-я в фил.экзистенциализма.

Экзистенциализм. Это фил-я сущ-я(пережив.человеком своего бытия, внутр.мира, интим.пережив.). Теорет.циклы: Ницше, Шпенглер, Кьеркегор, Достоевский, Бердяев. 1 этап -после 1 мир. войны: Марсель «Бытии и иметь», Хайдеггер, Ясперс «Экзистенц.фил-я». 2 этап - после 2 мир.войны: Сартр «Экзистенциализм – это гуманизм», Камю «Бунтующий чел-к». Основные проблемы и идеи: дисгармония интересов личности и общ-ва; подлин.и неподлин.бытие; проблема смысла жизни; самоубийство; свобода(=ответств-ти, принятие решений); личность автономии(независим.); погранич.ситуации. Основные проблемы экз.: страх, ужас, отчаяние, тоска, озабоченность, вина, бунт, свобод.движ-е к смерти, страдание. Среди всех способов бытия сущ-я Э. ищут такой, в кот сущ. раскрылось бы наиболее полно - это страх. Страх - это исходное переживание, леж. в основе всего сущ-я. В конеч.счете это страх перед смертью. Свобода. Чел. сам свободно выб. свою сущность, он стан-ся тем, кем он себя сделает. Чел - это замысел, проект. Он своб выб. себя и несет полную ответств-ть за свой выбор. Свобода составляет само чел. сущ-, чел и есть свобода. Время - это переживание сущ-ем своей огранич-ти, временности. Представл. о времени до моего рождения и после смерти. Говорить о том, что будет после моей смерти бессмысленно. Экзистенция –способ бытия челов. личности. Ясперс. Наст.фил-я – процесс философств. -тройств.членение(бытия): 1)предмет. бытие (бытие в мире) – сущ-е, ориентация в мире, экзистенция, бытийное ядро личности; 2)озарение, прояснение экзистенции, осознание души; 3)философ-е(осознание Бога).

 

Русская фил-я 19в.:западники и славянофилы.

Движения 40-х гг. 19 в. Западники: Герцен, Грановский, Огарёв, Добролюбов. Счит., что Р.должна развив.по пути З., учиться у него, усвоить достиж.европ.культуры. Источник знания – чувств.опыт, подчеркивали связь между опытом и мышлением. Источник истины наход.в жизни, её критерий – практика. Отмечали б.знач-е в истории чел-ка матер.нужды, матер.потребностей. Чел-к природ.и соц.сущ-во. Реш.роль в развитии общ-ва играет народ, признавали истор.роль выдающ.личностей. история чел-ва – процесс закономерный, но не прямолин. Движ.сила общ.прогресаа – прогресс разума. Славянофилы: Хомяков, Киреевский, Данилевский, Аксаков, Чаадаев. Способств.развитию самост. фил. мысли и культуры в Р. Идеализ. порядки, сущ. в допетровской Р. В их воззрениях сущ-т иррац-м, романтизм(счит,, что у русских есть цельность ума и хар-р, а истина достиг.только путём синтеза ума, чувств, воли, веры=>задача фил.-объед.в одно целое все дух.силы). Бог-первоначало всего сущего, двигат.истории – религ.вера, истинная религия – православие. Запад зашёл в тупик=>русские должны встать в центре мир.цив-ции и помочь З. Выступали за отмену креп. права «сверху» с предостав. крест. общинам земельн. наделов за выкуп. Хотели устранения цензур. гнёта, ус­тан-я гласн. суда с участием в нём выборных представит. населения, отмены телес. наказа­ний и смертной казни.

 

Русская философия 20 века.

Основные направления: фил.золотого века, естеств.-науч., совет., фил.рус.зарубежья.

Основные черты: сильное влияние совет.традиции(мат-зм, формац.).

Золотой век.

Булгаков – идея объед-я всех христ.церквей.

Флоренский – мир как единое взаимосвяз.целое, противор. идея о том, что с появл. нов. техн. – новое понимание материи и духа.

Космизм. (конец 19-20 век) вкл. в себя фил.-теолог., естеств.-науч., худ. представления и размышления о Космосе, о месте чел.в нем, соотнош.чел. и космоса.(Фёдоров, Циолковксий, Чижевский).

Ест.-науч.фил-я. Направления: матер., соц.-полит.

Матер.: Сеченов, Менделеев, Тимирязев. Бытие – атомар. строение мира.

Соц.-полит.: Мечников, Ковалевский: общ-во как единое целое, им.многофактор.природу. Развитие общ.по объектив.законам.

Советская фил-я (с 20-90хх): матер.хар-р, марксизм.

Фил.рус.зарубежья: Мережковский, Бердяев, Шестов, Сорокин.

Мережк.: проблема взаимоотн.чел-ка и Бога. Чел.личность в 3х этапах: языч., приобщ.к хрит-ву, поная гармония, слияние с христ.

Бердяев: высш.ценность – свобода(она есть оносва сущ-я чел.), роль религии. Бог – нравств.символ. Бог – роль Господа.Чел.-раб.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 353; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.190.144 (0.014 с.)