Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Свобода воли и необх-ть(ответств-ть).Содержание книги Поиск на нашем сайте
Античность: свобода как возмож-ть и госуд.деят-ть на основах разума, морали, законов красоты вопреки слепому року. Христиан.фил-я: чел-к наделён в некот.мире свободой. Просвещение: свобода-проявление естеств.законов в соотв.со знанием их. Немец.классич.фил-я: свобода-осознан.необх-ть. 2 0-21вв.: свобода-сущность чел-ка, его родовая хар-ка(онтолог.подход): возмож-ть познания и осознания собств.деят-ти(гносеолог.подход); возмож-ть властвов-я и управления др.людьми и обстоят-ми(этико-псих.подход); возмож-ть изм-я своего места в системе социума(социолог.подход). Свобода – хар-ка деят-ти, не обусловл.по отнош.к субъекту деят.причинами, соверш.в условиях: огранич.незнания; выбора; отсутствия власт. давления; по собств.желанию; для самореализации. Свобода как способность быть личностью чел-ком и остав.причиной самого себя, как самоовладение, самостояние, самодостаточ., самоуправление, самодетерминации.
Происхождение и сущность сознания. Сознание и бессознательное. История. Самые 1ые представ-я о психике и сознании возник.в первобытные времена, тогда же появились предст-я и о душе. Под душой др. люди понимали совокупность псих.процессов: думать, чув-ть, переживать и т. д. Антич.фил-я. Созн=дух, душа мир.логоса, з-на, космоса. Созн – cв-во хорошо организ. матер.объектов. Демокрит. Душа - огонь и теплота. Она сост/ из атомов, им/ круглую форму, тела этой формы способны проникать всюду и двигать другие тела. Платон. Считал, что души сущ-ли прежде, чем появились в облике человека. Сущ-ли без тел, но имели разумение. Душа сущ-т до человека, вне человека, как особая надприродная сущность. Средневековь е. Созн. – божий дар, часть трансцендент. созн. Новое время. Созн. – рез-т психич.деят-ти чел-ка, отраж. действит.мир, копир. реальность. Немец.классич.фил-я. Созн. априорно, трансцендент.как творч. воображение, интуитив. логика. Соврем.запад.фил-я. Подходы разнообраз. Созн. - высшая форма отражения материи, cв-во голов.мозга чел-ка, кот.выраж-ся в языке(речи) и служит регулятором деят-ти чел-ка. Созн. - объектив. реальность; продукт соц.субъекта. Атрибуты: идеальность, обобщенность, оценочность, гениальность. Созн. есть продукт: 1) онтогинеза (индивид-ть личного развития сознания); 2)филогинеза (развитие всей истории). Созн. всегда эмоционально раскрашено и оно имеет границы навыков, способностей, достижений. Структура созн: бессознат, подсознат., сознание=знания, воля, эмоции, внимание; сврехсознание. Подсознание – навыки, автомеханизмы, кот.мы совершаем бессознательно. Сверхсознание – интуиция. Созн.- продукт общ.-истор. развития, функц-ое св-во мозга, идеальное отобр-ие действ-ти, регулятор деят. чел. Созн позвол-т чел осущ-ть высший контроль над своими псих. процессами и поведением, направлять ход своей деят-ти в нужное русло. Созн. выпол-т важнейшие ф-ции, кот. реализ. спец. структ. комп-ми соз-я: бытийное созн(созн для бытия); рефлексивное(созн для созн);самосозн(осознание своего внутр мира, самого себя). Бессозн- предысторией можно считать учение Платона о «припоминании» душой всеобщего, кот. она созерцала до своего вселения в тело. Это было продолжено в Новое время Лейбницем, затем в 19в Гербарт, Вундт и Фехнер. Грань м/у осоз-м и неосоз-м весьма подвижна, что раньше было не осознано, может осознаваться,и наоборот. Мышление, созн. связано главным обр-м с деят. коры головного мозга, то бессозн-ое, выступ. сущ-м. Эл-том неосознанной сферы псих деят, обусловлено преимущ-но процессами в подкорке. Созн.- есть целостный, систем. процесс. Созн- есть сплав прош, наст, и буд. Бессозн- совок-ть псих явл, состояний, сущ вне чел созн. и не поддающихся контролю со стороны созн. чел. К сфере бессозн отн: инстинкты(пищевой, половой, самозащиты), кот. порождают у чел подсозн. желания, эмоции, влечения, кот. позже м. попадать в обл. созн. Бессозн часть псих. способна перераб-ть получ-ю инф-цию, хотя процесс перераб-ки ускользает от контроля созн. В бессозн, по Фрейду, могут смещаться травмат., душ пережив-я чел, его запретные желания, инф-ция о плохих или постыдных поступках, происходит давление, вытеснение неприятных или запретных мыслей, желаний, чувств, поступков, устранение их из обл. созн в обл.бессозн психики. По Фрейду, в бессозн. домин-ее значение- секс влечение. Фил антропология. Проблема чел в соврем. фил. Био, соц, дух.в человеке. Проблема чел-ка в фил. Античность. Природа превосходит человека. Человек как микрокосмос, полит., живот., разумное сущ-во. Средневековье. Чел-к сотворен и одухотворен богом, возвыш.над природой. Это творенье Божье, дуализм дух.(божетсв.)и телес.(грехов). Новое время. Превосх-во чел-ка над природой. Это мыслящая вещь(Декарт), машина(Ламетри), разум.животное. Нем. клас.фил-я: предмет.сущ-во; субъект произ-ва; нравст.природ.сущ-во(Кант). Марксизм: ансамбль всез общ.отнош-й; общ.-предметное, деят.сущ-во; творец мира и самого себя. Психоанализ: бессознат. Неоклассич.фил-я: воля к жизни(Шопенгауэр); воля к власти(Ницше); жизн.порыв энергии(Бергсон). Чел-к заключает в себе уровни бытия: природный (биол. основания жизнедеят-ти ч.), рац. (осознано познават. ориентация ч.), культурно-духовный (отношение к универс. ценностям). Соц. связи и отнош-я складываются между людьми в процессе их совместной деят-ти. Чел-к – существо родовое. Индивид (атом) – неделимый, единый, - чел-к как часть коллектива, совокупности рода чел.. Индивид является началом, основанием для формир-я личности. Чел-к как индивид-ть обладает и специф. чертами, кот.позволяют отличить его от др. членов рода(психол.особ-ти, отношение к ср-вам произв-а, хар-р его деят-ти, полит- ориентацию, положение в обществе). Личность – индивид. выраж-е общ отнош-й и ф-ций людей, субъект познания и преобраз-я мира, прав и обяз-тей, соц. норм. Личность - всегда общественно развитый человек. Главным результир.св-вом личности явл. мировоззрение. Хар-р означает силу воли. Т.о., личность - мера цельности человека, без внутренней цельности нет личности. Важн. фил. проблема: соотношения прир. и соц. в его историч. и индивид. развитии. Глав.двигателем общ. развития явл. борьба за сущ-е и естеств. отбор. Выживают только сильнейшие, погибают все слабые и неприспособленные к среде. Человек – социобиолог. существо. Как личность он явл. социолог. Челов. природа являет нам сознат-ть, разумность, способность ясного понимания и осмысливания обстоят-в. Сознание, разум и свобода присущи человеку. Именно эта двойств-ть всегда заставляла философов искать сущность человека. Без соц. факторов, не м.б. человека. С др.стороны, человек – существо физ., телесное; он обуреваем влечениями, в нем сильны бессознательные импульсы. Под проблемой человека в фил. понимается комплекс проблем: проблема добра и зла, души и тела, свободы, поиск места человека в окр. мире и т. д.
Проблема познаваемости мира. Вера и знание. Проблема познаваемости мира как обратная сторона основного вопроса фил.(о соотн. матер. и дух.). «Познаваем мир или нет?» - один из основ. вопросов фил. Все матер-ты признают познав-ть мира. Признают ее и объектив. идеалисты(мир вторичен, произволен от духа, некой идеи, однако он познаваем). Агностицизм – идеалист.учение, отриц. возм-ть познания мира и его закономерностей. Сторонники скептицизма же не отрицают принцип.познаваемости мира, но выр-т сомнение в достовер-ти наших знаний. Соврем. фил-я исх. из того, что рац. постижение мира выступает необх. и опред. условием целенаправленной деят-ти человека и общества. Мир познаваем, а познание есть процесс обогащения чел-ка новым знанием. Этот процесс бесконечен. В системе познав.деят-ти вед. роль играет научное познание. Концепции. Сенсуализм (с Аристотеля): принцип познав-ти мира и чувств.й опыт субъекта. Объектив. сенсуализм: познават. роль чув-ти в единстве с объективно сущ-щей вещью. Субъектив.: чувств. критерий - единств. критерий истинности вещи, знание вещи достоверно только в процессе ощущения. Эмпиризм (Бэкон, Гоббс, Локк, Беркли). Познаваемость мира, универс. ценность опыта. Рационализм (Платон, Парменид, Декарт, Спиноза, Гегель, Лейбниц). Чувства удостоверяют, а разум ведет, направляет. Скептицизм. Пирон (мир слишком велик и слишком сложен для чел, а жизнь коротка, мы мало чего можем успеть). Мы познаем собств. ощущения. Признавали принц. возм-ть познания, но выражали сомнение в достоверности знаний. И разум, и чувства м. вести к заблуждению. Человек воспринимает мир согласно своей природе, поэтому знание вещи - раскрытие собств. природы. Агностицизм (Кант). Полная или частичная непознаваемость. То, что вещь представляет для нас, и что она есть на самом деле, различно (Кант). Человек м. сравнивать лишь то, что он знает, с тем, что он как-то знает; мы вращаемся в мире нашего познания и никогда не соприкасаемся с самими предметами. Оптимизм. Утверждает принципиальную познаваемость мира. Релятивизм. У истины есть срок годности. Все относительно. Вера и знание. 1ой из древн. форм познания – религ. познание. Особ-ть: содержит в себе опред. знания о действ-ти, но не в теорет. форме. Религ. познание не выполняет ф-ций произв-ва объектив. знания, носящего всеобщий, целостный, самоценный и доказат. хар-р. Надо отличать религ. и обычную веру, основ. на обобщ. практич. опыте людей. Религ. -верность Богу и последоват. практич. осущ-е в жизни религ. идей, ценностей и норм и не имеет (практически) гносеолог. знач-я. Обычная состоит в психолог. уверенности в прав-ти содержания высказ-я. Эта вера играет важную роль, как в обыденной жизни, так и в научном познании. Такая вера - важный компонент практич. деят-ти. Вера помогает действовать в условиях неопред-ти. Вера не возникает на пустом месте, она формируется опытом и практикой. Вера помогает на всех уровнях познания: эмпирич., теорет., технич. разработки. Гипотеза опирается на веру, поскольку есть много вариантов объяснения явлений. Разработка теории тоже может натолкнуться на альтернатив. подходы, вера позволяет осущ-ть учёному выбор. Вера учёного есть средоточие опыта, знаний и опирается на историю науки. История. Тертуллиан: выступал против разума("Верую, потому что абсурдно"). А.Блаженный - познать разумом то, что принято верой. Ф.Аквинский говорил о гармонии веры и знания при приоритете веры. Ф. Бекон: "Знание - сила", утверждает силу разума. Уже в начале XX века католич. церковь полагала, что расхождения веры и разума нет, т.к. все знания произошли от бога. Русская религ.фил-я. "Цельное знание". Идеал цельного знания, всеединства вкл. чувств. опыт, рац. мышление, эстет. и нравств. опыт и религ. созерцание (Хомяков, Франк, Соловьев). Бердяев: вера и знание не мешают др. др, ни одна из них не может заменить др.. Наука верно учит о законах природы, но некомпетентна в вопросах веры, откровения. Знание есть вера, вера есть знание. Т.о., познание истины есть процесс, опир. в равной мере на веру и знание, а научная истина опир. на все формы культуры. Истор. типы рац-ти. Это классич. рац-ть, соотв. классич. науке; неклас.рац-ть, соотв. неклас. науке и постнеклас. рац-ть.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.110.231 (0.008 с.) |