Основной вопрос фил. Истор.формы материализма и идеализма. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основной вопрос фил. Истор.формы материализма и идеализма.



Основной вопрос фил.: вопрос об отнош-и мышления и бытия, духа и природы, объектив.и субъектив., психич. и физ., матер. и идеал., материи и сознания и т.д.

О.в.ф. имеет 2 ст.:1)что первично, что вторично; 2)познаваемый мир (или как относятся мысли об окруж. нас мире к самому этому миру или в состоянии ли мышление чел-ка познать мир таким, каким он отраж-ся в его сознании).

Материализм – это философ. взгляд на мир, утвержд., что в основе всего сущего лежит материя. Истор. форма м-зма – метафиз.(склад.в период возрожд. н. времени (16-н.19 в.). Это система идей о природе, чел-е, возник. на науч.-опыт. основании. Идеи: мир - колич. превращение, развитие есть всегда одноуровн.движ-е как повторение формы. Началом движ-я всегда оказ. внутр. сила. 3 ист. форма – диалект. м-зм (30-40г. 19в.). Осн. положения: развитие - колич-качеств. преобраз-е; развитие объясн-ся как самодвижение в силу внутр. противоречивости; противоречие как источник движ-я, развития и изменчивости; развитие спиралевид.; диалект. м-зм в понятие развития вкл. и прогресс, и регресс. Истор. формы м-зма: антич. м-зм (Демокрит, Эпикур), мат-зм эп. Возрожд. (Телезио, Бруно), метафиз. (механист.) м. 17-18 вв. (Галилей, Бэкон, Гоббс, Локк, Спиноза); франц. м. 18 в. - Ж. Ламетри, П. Гольбах, Д. Дидро), антрополог. м. (Фейербах), диалект. м.(К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин). Идеализм – философ. взгляд на мир, кот. кладёт в основу сущего идеальное начало – Бога, Логос, Мировой разум, Идею, кот.сущ-т независимо от чел-ка. Формы ид-зма: как мир. разум или мир. воля, как единая дух. субстанция (идеалист. монизм) или множ-о дух. первоэлементов (плюрализм), как разумное, логически постиг.начало (идеалист. Рац-зм), как чувственное (идеалист. эмпиризм и сенсуализм, феноменализм), как незакономерное, алогичное начало, не могущее быть объектом научного познания (иррационализм).Представители объект. ид-зма: в античн. - Платон, Плотин, Прокл; в новое время - Лейбниц, Шеллинг, Гегель. Субъективный идеализм - Юм, ранний Фихте (18 в.).

 

5.Фил.Др.Индии. Возникн-е фил. в Др. Индии относится примерно к сер. I тыс-я до н. э., когда на тер. Соврем. Индии стали формироваться гос-ва. Древнеинд. Общ-во делилось на варны: 1)жреческая варна (брахманы); 2)варна военной аристократии (кшатрии); 3)варна земледельцев, ремесл-ков, торговцев (вайшьи); 4)низшая варна (шудры). Древн. памятник инд.лит-ры - Веды. В них выражено весьма древнее религ. мировоз-е. Веды состоят из 4 ч.: сб. религ. гимнов, сб. ритуал.текстов, правила поведения для отшельников, фил. часть (Упанишады). Для древнеинд. Фил. характерно развитие в рамках опр. систем, или школ, и деление их на две б. группы: ортодоксальные (признающие авторитет Вед: веданта, миманса, йога и др.) и неортодоксальные (джайнизм, буддизм, локаята). Джайнизм– учение, указ. путь “освобождения” души от ее подчинения страстям. Цель – «святость», особый образ поведения, при помощи кот. достигается указанное освобождение. Отрицает влияние богов на судьбы людей. Они старались освободить не только телесное, но и дух.в чел-ке. Освобождение основ.на законах кармы - судьба, рок, неизбежная. Душа освобожд.от кармы в рез-те благих дел, прав.поведения. Буддизм возник в VI-V вв. до н. э. как учение, враждебное др. религии брахманизма. Учения буддизма основ. на легенде об основателе религии Будде и распростр. среди город. низов. Буддизм выдвигает: 1)жизнь исполнена страданий; 2)сущ-т причина возникн-я страданий; 3)имеется возм-ть прекращения страданий в наст.жизни (нирвана). Цель познания - освобождение человека от страданий. Метод постижения- уход в себя, самоуглубление.. Состав. часть-йога(страдания ликвид.путём физ.упраж и дыханий). Рез-т этого – нирвана(в этом состоянии нет времени, прекращ.страдания, волнения, желания). Локаята - древнейшее материалист. Фил. учение в Индии, отрицало сущ-е к.-л. др. мира, кроме матер.. Все вещи природы состоят из воздуха, огня, воды и земли. Индуизм возник только в теч. последнего тысяч-я в Зап. Индии. Его основой является кастовый строй. Главные боги - Вишну и Шива.

 

6. Фил.Др.Китая. В Др. Китае в VIII-VI вв до н.э., в период форм-я и развития рабовлад. Общ-ва вырисов. две тенденции в идеологии: консерватив. и прогрес., мистич.и атеист.. В ходе борьбы этих 2х тенденций все шире распростр-сь наивно материалист. идеи о пяти первоэлементах вещей (металле, дереве, воде, огне, земле), о противопол.началах (инь и ян), о естеств. пути (дао) и др. Однако формир-е фил.течений относится к VI-V вв. до н. э. Конфуциантство. Конфуций (551-479 до н. э.). «Лунь юй». В центре фил. К. – проблемы воспитания. “Все люди близки друг другу по своей природе, а расходятся между собой в ходе воспитания”. Небо – верхов. божество. “Жизнь людей зависит от судьбы, а богатство и знатность происходят от неба”. Идея «жэнь»- идея гуманности, человеколюбия. Раскрывается через категории «сяо»-почтит.отношение к своим родителям; «ди»-такое отнош.к ровесникам; «чжун»(преданность) – отнош-е к правителям, императору, стране; «ли» - этикет, порядок, ритуал; «и»-долг, справделивость. Концепции воспитания «благородного мужа»: соверш-во воспитания чувств; принцип взаимности(«Не делай людям того, чего не пожелаешь себе»). Деление людей на низкиз и благородных. Благородный муж-чел-к долга, его отличает высокие моральные кач-ва, человеколюбие. Принцип «золотой середины». Последов. Конфуция был Мэн-цзы. Чел. жизнь подчинена “небесной воле”, кот.выражает и исполняет мудрый государь - “сын неба”. Человеку от рождения присущи 4 качества: чувство сострад-я, чувство стыда, скромность и умение различать истину от лжи. Против конфуц.школы выступил Мо-цзы. Утверждал, что предопред.судьбы нет, она зависит от того, как человек будет осущ-ть в жизни принципы всеобщей любви, выраж. “небесную волю”. Даосизм - учение Лао-цзы о дао – пути вещей. Основная идея – жизнь природы и людей не управляется “волей неба”, а протекает по определенному естественному пути - дао. Основа мира - дао и субстанция ци (воздух, эфир). В мире все находится в движении и изменении, в результате чего все вещи необходимо переходят в свою противоположность. Призывал людей отказаться от излишеств и вернуться к первообщинной жизни. Покой-путь к постиж.сущности. Принцип «дэ»- ценность. Принцип «у-вэй» - невмеш-ва в предначерт. путь. Традиц-зм(Легизм- законник). Принцип «фа»- примитив.наказание. Чел-к от природы зол. Неоконф-во – идеалист. школа китай. фил., слож. в основном в период Сун (10-13 века). Значит.место занимают вопросы онтологии, натурфилософии, космогонии. Утверждалась незыблемость соц.порядков. Занимало господствующее положение в фил. и общ.-полит. мысли Китая до начала 20 века.

 

7. Античная фил.(общая хар-ка).

Хар-ка (6в. до н.э.-5в. до н.э.).: синкретизм (нерасчл-ть отд.эл-тов, вкл.в себя единое целое;#: фил. природы, нравст-ти, эстетич…); пантеизм («пан»-всё, «теос»-Бог; во всём Бог, божеств.начало, вникающ.во все формы, слитность, ед-во матер.и дух., субъекта и объекта); гилозоизм (всё веществ.живое); панэтизм (во всём нравст.начало, единство, моральные законы -космос в своей основе имеет мораль; природа = добро = красота = космос = порядок = соразмерность = истина); логико-понитий. аппарат (основ.метод-дедукции(от общего к частному), формир. и анализ. понятия). Космоцентризм (всё в центре космоса; «космос-порядок мира»(Пифагор), то единое, что присутств.во всём. Космос - единое соразмерное целое облад. некот. дух. началом (душа, мировой разум). Закон развития космоса как источник развития. Понимание космоса находится в центре понимания мира. Чел-к рассм. как неотъемл. часть природы; это микрокосмос. Деят-ть чел-ка: мыслит., познават., связ. с постижением и космоса и чел-ка, направл. на достижение внутр. гармонии чел-ка, соц. гармонии, гармонии между чел-ком и космосом. Идеал чел-ка- мудрец, кот. созерцает окр. мир, размышляет об окр. мире. Античная фил-я возникла как учение о природе, космосе (натурфил-я). Позднее с сер. 5-го века (Сократ) возникает учение о чел-ке с этого момента две тесно связанные линии: 1. Постижение природы. 2. Постижение человека.

Проблемы: Проблема бытия и небытия, материи и ее форм (гл. проблема–возник-е космоса, его структура? (Фалес, Анаксимен, Зенон, Анаксимандр, Демокрит); Проблема чел-ка, его познания, его отн-я с др. людьми (сущность чел. морали, есть ли независящие от обстоят-в нормы морали? Что такое политика и гос-во по отнош-ю к чел-ку? Как соотносятся рацион. и иррацион. в челов. сознании? (Сократ, Эпикур…); Проблема воли и свободы чел-ка. (Аврелий, Эпикур…); Проблема отн-я чел-ка и Бога, бож. воли (идеи конструктивного космоса и бытия, строения материи души, общ-ва как взаимообусловл-щие друг друга); Проблема синтеза чувств. и сверхчувств.о; проблема поиска рацион.о метода познания мира идей и мира вещей (Платон, Аристотель и их последователи).

8. Досократики: милетцы, элеаты, пифагорейцы, Гераклит.

Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Глав.впрос: «Из чего всё?», идеи субстанции, сущность всех вещей и явления.

Фалес(к.VII – нач. VI в. до н. э): первооснова- влага, т.к. она пронизывает всё. Вода как естеств. начало оказ-ся носителем всех изм-ий и превращений. Все рождается из воды. Земля - плоский диск, плав. на пов. воды. Вода и все произош. из нее вещи - не мертвые.

Анаксимандр(~ 6в.до н.э.): первосубстанция бесконечна, вечна, временна и объемлет все миры, т.к. он счит. наш мир одним из многих. Первосубстанция превращ.в различ.субстанции, а те переходят друг в друга. Первооснова - апейрон – неопред.и опред.субстанция: её части изм-ся, целое же остаётся незменным. Апейрон не имеет границ, он беспределен. Земля - цилиндр. Все обособившееся от беспредельного должно вернуться в него. Поэтому миры возникают и разрушаются.

Анаксимен(ок.5 в.до н.э.): первоначало – воздух, всё вещи образ-ся путём его сгущения и разряж-я. Воздух- это дыхание, обнимающее весь мир. Душа состоит из воздуха. Огонь - разреженный воздух. Земля - диск, поддержив. воздухом.

Элейская школа (Ксенофан, Зенон, Парменид): движ-я нет, всё наход.в состоянии покоя; всё едино, немножеств. Элеаты-создатели кач.концепции бытия.

Парменид: впервые ставит вопрос: «что значит быть и что значит не быть». Быть=сущ-ть в мысли. Он доказ.сущ-е единого. Ничто не изм-ся.

Ксенофан: осущ.разделение видов знания: знания по мнению, знания по истине.

Пифагор и пифагорейцы: «Всё есть число». Осн. мира - числа, кот. образ. космич. порядок - прообраз общ. порядка. Познать мир - познать числа. «1» – это мать богов, всеобщее первоначало и основа всех прир. явлений. «2» – это принцип противоп-сти, отрицат-ти в природе. Природа образует тело («3»), являясь триединством первоначала и его противоречивых сторон. «4» – образ 4х эл-тов природы. Все вещи состоят из противоп-стей – ед-во\ мн-во, прав.\лев., муж\жен. Однако их противоп-сти не переходят друг в друга. Особое значение - предел и беспредельное. Предел - огонь, беспред. - воздух.(пустота). Пифагор учил, что душа бессмертна. Ему принадлежит идея перевоплощения душ. Считал, что всё происход. повтор-ся снова и снова через опред.периоды, а души вселяются в др.

Гераклит. Первоначало– огонь. Космос един, всё сущее никем не сотворено и явл. живым огнем, загорается и потухает. Огонь → в воду, вода → в землю и воздух; и назад. Душа- огненное дыхание – основание жизни. Различал чувств. и рацион. познание. Истина постигается умом, кот. познаёт сущность (логос) мира, находясь за порогом чувств. Познание начин-ся с чувств, но они должны обраб-ся разумом. В мире сущ-т единство как рез-т сочетания противоп-стей. Борьба противоп-стей закономерна, т. к. явл. источником создания мира. Противоп-сти соед-ся, и устан-ся гармония. Развивает диалект. взгляды. “Всё течет, всё изм-ся”, “нельзя войти в одну реку дважды”, всё рождается благодаря смерти чего-либо. Это стихийная диалектика, где космос рассм-ся как единое целое и пребывает в пост. движ-и и изм-и.

 

9. Софисты и Сократ. Метод Сократа. Проблемы чел-ка.

Сократ (469-399 гг. до н.э.). Чел-к, чтоб познать мир, должен обратить внимание на самого себя. Чел-к – это его душа. Душу нужно образовывать. Знания - это самое главное, что должен в этой жизни получ. чел-к. Знания - благо. Знания морали, истинности важно для Сократа. Знать=быть(«Я знаю, что ничего не знаю»). Фил.- учение о том, как надо жить. Глав. задача познания — самопознание: «познай самого себя». Познать —дать понятие предмету, опр-ть его понятие. Диалог как основной метод достиж-я истины(майевтика (повивальное иск-во)).

Метод самопознания: мышление–закономерный, подчин. общим правилам процесс. Необх. изучать сам процесс мышления, только участвуя в нем Þ диалоговый хар-р мышления. Даже когда человек мыслит про себя, это тоже диалог. Диалог предполагает критичность ответа, обоснование, аргументацию Þдиалог-полемика, спор, дискуссия. Цель дискуссии – достиж-е достат. полного, обоснов. опр-я понятий. С. впервые показал, что понятие - основная форма мышления. Осн. вним. С. уделял опр-ю этических понятий (мужество, прекрасное, добродетель). Диалог рассм-ся С. как столкн-е различных и противоп. т. зр., как уточнение, усиление их аргументации, в рез-те чего достиг-ся синтез, согласие т.зр.Þ более точное и полное опр-е.

Идеи Сократа получили дальнейшее развитие в учениях некот. фил. школ (школа киников(Диоген Синопский), киренаики(Аристипп)). Киники: фил-я долга(ригоризма). Хотели, чтобы чел-к был зависим от миним. кол-ва факторов. Взгляды киников выражали опред. понимание свободы как отказа от соц-ти общепринятых культур. норм, сведения до минимума потребностей. Киренаики: фил-я наслаждения, удов-я (гедонистич.). Если сумма удов-й меньше суммы страданий, то жизнь не удалась.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 184.72.135.210 (0.03 с.)