Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Фил.Платона. Притча о пещере.Содержание книги Поиск на нашем сайте
Платон(427-347) – объектив. идеалист. Идеи сущ-т вне и независимо от человека. Идеи сущ-т в спец. простр-ве. Мир: мир идей вечен, глав.идея – идея блага; мир вещей(Эйдесов). Мир идей - истинное бытие, а вещи - это нечто среднее между бытием и небытием, это тени идей. Идеи вечны, неразрушимы. Реальным знанием является познание идей. Чел-к – соед-е идей. и веществ., телес. начала. Познаём, значит вспомин., чтобы вспомнить, надо жаждать. Разраб. теорию познания, методолог. установкой кот. явл. «припоминание». До своего вселения в оболочку тела душа, находясь в мире чистых идей, всесторонне созерцала сущность мира. Но перемещаясь на землю, душа «забывает» о прежней идеальной жизни. Противоречия чувств. мира будят воспомин-я, побуждают к размышл-ю, припомин-ю о подлинной сущности мира. Процесс припомин-я проявл-ся как иск-во диалектики. Теорию познания разъясняет через образ пещеры. Человек познающий — это пленник, скованный цепями (чувствами) и помещен. спиной ко входу. На противоп. стене пещеры он видит тени предметов, зверей, людей, изображения кот.проносятся перед входом. Задача познания состоит в том, чтобы за неясными бликами и тенями раскрыть подлинный мир образов, «вспомнить» истин.мир. Антропология Платона: душа чел-ка 3хчаст.: разумная(способ. к познанию мира), волевая, чувств(жажд.). Глав.добродетели у разумной души- мудрость, у волевой- мужество, у чувств.-умеренность. Душа человека бессмертна и вечна. Когда человек умирает, его душа не погибает, а лишь освобожд. от тела. Во время этого она соприкасается с миром идей и созерцает их. Þпроцесс познания состоит в припоминании душой того идей, кот. она уже созерцала. Истинное знание дает только мышление.
Учение Платона об идеальном гос-ве. Идеальное гос-во: Разум.душа- правитель(философы), у волевой- армия, войны, у чувств.-трудящ-ся. Их повед. след. регулир. и огранич. для сохр-я благораз-сти в гос-ве. Платон выступает ревнителем госуд. интересов, предлагает ограничение личной собств-ти, общность жен и госуд. воспитание детей. Соц.теория в целом носит ярко выраж. черты абсолют. приоритета гос-ва перед личностью.Идеал. гос-во явл.сообществом земледельцев, ремесленников(производ.всё необх-е для поддержания жизни граждан), воинов(охран.безопасность, образ-е силовую структуру, не должны имть част.собств-ти) и философов-правителей, осущ-их мудрое и справедливое управление гос-вом. Платон противопост.античной деморатии, допускав.народ к участию в полит.жизни, к госуд.упралвению. Гос-вом признаны управлять только аристократы как лучшие и наиб.мудрые. Гос-во должно покровит-ть религии, воспитывать в гражданах благочестие. Платон выделял: а)идеальное гос-во-аристократия; б)нисход.иерархия госуд.форм(тимократия, олигархия, демократия, тирания). Тирания- наихудшая форма госуд.устр-ва.
Атомистика Демокрита. Демокрит (460 -370 ггднэ). Атомы неделимые микрочастицы, невидимые из-за размера. Они постиг. только умом, не чувствами. Наход.в постоян.движении, различ.по форме,величине, порядку и расположению, при соед.образуют вещи. Атомы=бытие, пространства в пустоте=небытие. Д. первый рассм. движ-е как способ бытия матер. тел, т.к. атомы нах. в вечном движ, для вечного нельзя искать причину. 3 формы движ-я: 1. связ. с хаотич. перемещ. 2. вихревой поток, где атомар. вихрь создавал условия однородн. атомов и разъ-я разнородных. В пр-се атомарн. вихря обр. мироздание. 3. испарение предм. космоса - запахи. Св-ва вещей природы обусл. св-вами атомов (текучесть - круглыми частицами). Душа - соед-е легковозбуждающихся сферич. и гладких атомов. Жизнь и смерть орг. сводится к соед. и разложению атомов. Душа состоит из огненных атомов и есть их временное соединение. Душа не бессмертна. Основа познания - ощущения. В ощущ. мы получаем верный образ предмета. Идеалом Д. явл. жизнь, обеспеч. общим законом и порядком, безмятежная и благодушная. Разумное наслаждение жизнью состоит в светлом и спок. состоянии души, обусловленном согласием с прир., исполнением долга, мерой во всем. Без этого не м.б. достигнуты ни иск-во, ни мудрость. Метафизика Аристотеля. Аристотель (384 – 322). Основатель фил.школы-ликей. Идея единичного бытия вещи: по А. каждая единая вещь есть единство материи и формы. Форма нематериальна. Форма есть действ-ть того, возмож-ю чего явл. материя. Согласно А. в пределах мира чувства вещей возможен последоват. переход от материи к соотносит. ей форме и наоборот. Категории эти становятся текучими. Сущность – это единичное, обладающее самостоят-ю бытие. Она отвечает на вопрос: «Что есть вещь?» А. делит сущности на низшие и высшие. Низшие состоят из материи и формы. Материя– это первич. материал, потенция вещей. Форма придает материи актуальное состояние, т.е превращает ее из возм-ти в действ-ть. Понятие идеи заменяет на понятие формы. Форма– это активное начало, начало жизни и деят-ти. Высшие сущности А. называет чистыми формами. Наивысшая сущность – Перводвигатель, кот. служит источником жизни и движения всего космоса. Аристотель выделяет 4 вида причин бытия:1) Материальные, то, из чего состоят вещи, их субстрат. 2) Формальные, в кот. форма проявляет себя, образуя сущность, субстанцию бытия. Каждая вещь есть то что она есть. 3) Действующие или производящие – рассматр. источник движ-я и превращ-я возм-ти в действ-ть, энергитическая база формир-я вещей. 4) Целевая или конечная причина, отвеч.на вопросы «Почему?» и «Для чего?». А. полагал, что чел-к обладает одновременно душой растит., и нуждается в питании и обречена на разложение, душой животной (чувства, ощущения) и душой разумной – чистой, бесплотной, универсальной и бессмертной, способной к познанию мира.
14. Фил.школы эллинизма. Эллинистич.период(время, когда Гр. утрачивает полит. Самост-ть, полисы исчезают, Гр. – часть империи А. Македонского, войны). Глав.вопрос: как человеку выжить в таких условиях. Фил.х направления: эпикуреизм (Эпикур, Лукреций Кар); стоицизм (Зенон Китийский, Сенека, Марк Аврелий); скептицизм (Пирроп, Цицерон, Секст Эмпирик). Эпикуреизм. Движ-е атомов – хаотично, случайно, это и лежит в основе свободы человека. Ц ель фил. – освободить чел-ка от страха перед богами и перед смертью; опр-ть путь чел-ка к счастью. Чел-ку нет смысла бояться смерти(есть жизнь, смерти нет, и наоборот) Þ чел-к со смертью не сталкивается и не знает, что это. Бессмертной души не сущ-т, душа состоит из атомов и после смерти распад.. Человек, кот. не боится смерти, должен видеть смысл жизни в самой жизни, поэтому должен стрем. к счастью Þ ПУТЬ Þ чел-к в жизни должен стрем.к удовол. Удовол-е не связ. с чувств.наслаждением. Удовольствие достигают при сущ-и 2х условий – здоровое тело и безмятежная, уравновеш. душа. Синоним счастья – душевный покой и воля(для его достиж. Чел-к должен руковод-я разумом и следовать принципу меры (ничего сверх меры). Путь к счастью возможен тогда, когда чел-к, руководствуясь разумом и волей, удовлетворяет естеств. и необх. потребности. Свобода человека – его воля, кот. подчинены его чувства, страсти и т.д. Стоицизм – материал., но не атомист. учение. Жизнь человека предопред. во всех ситуациях. Свобода человека заключ. в том, что он, опираясь на познанные законы (необх-ть действ-ти), может добровольно учитывать необх-ть, ставя цели своей деят-ти. Т.о., свобода оказыв. познанной необх-тью и добровол. следованием её в своей деят-ти. Скептицизм. В основе учения – логика. Суть: лог.познание противоречиво, каждому суждению мы можем противопост. равносильное ему противоп. суждение Þ многообразие точек зрения Þ чел-к в своей жизнедеят-ти не должен полагаться на лог.познание и вообще иметь к.-л. суждения. Познаваемо только явление, т.е. то, как вещь является чел-ку, каковы чувств. восприятия, впечатления чел-ка об этой вещи Þ сущность вещей не познаваема, достоверные знания относятся только к явлениям. В учении скептиков разработаны четкие положения, подтвержд.эти идеи («тропы» – всего 15 шт.).
15. Средневековая фил.: генезис, проблемы, концепции. Период от распада Римской имп.до эп.Возрождения(5-14вв.) Основные этапы фил.: апологетика (защита и обоснование христ. вероучения с пом. доводов, обращ. к разуму); патристика (догматизация учений «отцов церкви», утвержд. несовместимость религ. веры с антич. фил.: Тертуллиан, Ориген, А.Блаженный; 2-5вв); схоластика (рац. обоснование и системат-ция христ. вероучения с использ. идей ант.ф. - 10-14вв, П. Абеляр, Ф. Аквинский). Основные черты. Монотеизм (признание единств. Бога). Креационизм (мир сотворен Богом; творение Бога из ничего; Бог – вечен, Бог предшествует миру). Идея божеств. откровения – иррац-зм(мир познаётся не разумом, а интуицией, верой, мистикой, религ. откровения). Провиденциализм (вера в силу бож.промысла в развитии истор. процесса). Чел-к поним.как неделимая личность, облад. разумом, свободой воли и совестью. Носителем чел. личности явл. душа, создан. Богом. Порча души ведет к порче личности. Несоверш-во поведения ч-ка, обладающ. свободой воли - причина зла, кот. необх. для гармонии мира. ТЕОЦЕНТРИЗМ. Предп. опред. понимание Бога как творца мира. 2 подхода в уч-и о бытии Бога: Апофатич. – постижение бога в «-» терминах, т.к. бытие Бога закрыто для челов. сознания(Бог не сотворим, не порождён, не ограничен, не телесен, не обладает привычными св-ми вещей). Катафатический – через «+» термины – кач-ва Бога, указ. в свящ. писании(Бог – благодать, искупление, логос и слово, премудрость и любовь, высшая справедливость, свобода, тв-во). Проблема бытия Бога; соотн-е бога и сотвор. им мира (идеи в уме Бога – общее; чувственно воспринимаемые, сотворенные Богом – единичное); Проблемы веры и разума: 1)вера и разум несовместимы -Тертулиан; 2) вера предшеств. разуму, являясь аксиомой для него-Кентерберийский; 3) вера выше разума, но разум предщ.вере- П. Абеляр;4) гармония веры и разума при первенстве веры -Ф.Аквинский; 5)идея 2х истин. Проблема об отношении общего к единичному. Это спор о универсалиях, т.е о прир. общих родов и понятий. Течения: концептуализм (сущ-е общего вне и внутри конкретной вещи), реализм (призн. первичность общего и вторичность единич.); номинализм (признание первичности единич. вещей реального мира и производности общего (идей, возник. у чел-а в процессе познават.деят-ти).
16. Фил.учения эп. Возрождения. Возрождение - философ.и социолог.учения в эпоху становления раннего буржуазного общ-ва (в основном в Италии) 14-17вв. Основные направления: гуманистич.( 14-15вв.) – Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валии; натурфилософия (16-нач.17вв.)-Коперник, Бруно, Галилей; неоплатонич. (сер.15-16вв.)- Кузанский, Парацельс; соц-политич. (15-16вв.) – Н.Макиавелли; реформацион. (16-17вв.)-Мартин Лютер, Томас Мюклер, Жан Кельвин; утопическо - социалистич. (Т.Мор, Т.Компанелло). Основные черты: Натурфилософия (одухотв-е природы, наделение ее бож. св-ами, растворение бога в природе. Чел-к - часть природы, его любовь к познанию бесконечного и сила разума возвышают его над миром). Антропоцентризм - воззрение, согласно кот.человек есть центр вселенной и цель всех соверш.в мире событий. Гуманизм: хар. понимание чел-ка, как самоценного сущ-ва, как деят.личности. Гуманизм начинается тогда, когда чел-к начинает рассуждать о самом себе, о своей роли в мире, о своей сущности и предназначении, о смысле и цели своего бытия. Ф. Возрождения связывала свободу чел-ка, смысл его жизни с его собств. внутр. активностью, творч.й деят-ю, кот. выступала как главный фактор самореализации личности, инд-зации => главные акценты приход. на творч.деят-ть личности, ее свободу, индивид-ть (главные ст. бытия личности). Способы понимания мира: Пантеизм: Бог сотворил мир, но он не суще-т вне и до мира. Насколько вечен мир, настолько вечен и Бог. Деизм: Бог сотворил мир, существую до и вне него. Но, сотворив, Бог оставил мир, кот. дальше развивался по собств. законам.
17. Эмпиризм в новоевропейской фил.17-18вв.(Ф.Бэкон). Эмпиризм(опыт). «Новый Орагон», «Новая Атлантида». Основатель индуктивно - эмпирич. направления в фил. Бэкон утв., что чувств.опыт отражает в познании только объективно сущ-е вещи. Ч-ва непогрешимы и есть источник всякого знания. Разраб. индуктивный метод, сост. из наблюдения, анализа, сравнения, эксперимента. Но опыт может дать достоверное знание лишь тогда, когда сознание будет свободно от ложных «призраков». «Призраки рода» — это ошибки, вытек. из того, что чел-к судит о природе по аналогии с жизнью людей; «призраки пещеры»- ошибки индивид. хар-ра, завис. от воспитания, привычек отд. людей; «призраки рынка» — это привычки польз-ся в суждении о мире ходячими представлениями и мнениями без критич. к ним отн-я; «призраки театра» связаны со слепой верой в авторитеты. Знание — сила, а сила эта выр-ся пр.вс. в стимул-и ею чел-ка к действию. Б. указ. на необх. связь знания с экспериментом. научное знание следует за экспериментом, выводится из него непосредственно.Знание не возникает в голове чел-ка само по себе, его нужно получить в рез-те осмысления данных эксперимента. Метод - это путь, глав. ср-во исслед-я. К нему относятся орудия, соверш. способность нашего восприятия, и орудия, совершенное саму чел-ку - мысль. Гл. усл. прогресса знания – соверш-е способности умозаключ-я, важн. формой кот. явл. прав. индукция. Пути познания: путь паука, путь муравья(узкий эмпиризм), путь пчелы – науч.метод познания(индуктив.-эмпирич.) как обобщение множ-ва част.явления, общие выводы.
18. Рационализм в новоевроп. Фил. 17-18 века.(Р.Декарт). Рац-м – ср-во познания, кот.считает, что только разум позволяет познать мир, постичь истину. «РАССУЖД. О МЕТОДЕ». Наличие 2х субстанций: матер.(телесной) и дух., их главными атрибутами явл. соответственно протяженность и мышление. Соответствие субстанций друг другу объясняется наличием Бога. Для док-ва реального сущ-я. мира необходимо док-во сущ-я. бога. В теор позн. Д. объявляет самой достоверной истиной истину о сущ. сознания, мышления: "Я мыслю следовательно Я существую". Сомнение явл. эффективным приемом в науч. исслед-ях. Искать надо не в области эксперимента, а в уме человека, в его разуме. Метод Д. вкл.: 1) признание истинным только того, что познается с предельной очевидностью и отчетливостью; 2) выделение максим. простых эл-тов знания; 3) восхождение от простого к сложному. Декарт сравнивает фил-ю с корневой системой дерева науки, стволом кот. является физика, а ветвями — прикладные науки. Основные черты фил. Д.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 453; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.195.30 (0.011 с.) |