Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специфики социального познания.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги Поиск на нашем сайте
Соц.познание – процесс деят-ти чел-ка, направл.на изуч-е общ-ва. Особ-ти. 1.субъект познания(общ-во) и объект(общ-во) совпадают. Люди явл.творцами общ.жизни её изм-й, они же познают соц. действ-ть, её историю. Общ-во и чел-к выступают как часть природы. С др.ст. — это творения и самого общ-ва, и самого чел-ка, опредмеч. рез-ты их деят-ти. 2.сложность изуч.объекта – общ-ва. В соц.процессах взаимод-т различные соц.силы, переплет. многообраз. эконом., полит., дух.причины, в них вторгается мн-во случайностей, пересекаются интересы, воля, действия, мн-во людей. Внутри самого общ-ва различные его структуры и эл-ты стрем. к удовлетв-ю своих собств. потребностей, интересов и целей. Эта сложность общ. жизни обусл-т сложность и трудность соц. познания и его специфику по отнош. к др. видам познания. 3.зависимость от мнения субъекта. 4.возм-ти наблюдения и эксперимента ограничены(относ.в особ-ти к истории). Глав.источник знаний – соц.деств-ть, историч.опыт, общ.практика. Механизм соц.познания: изуч-е фактов(факт – фрагмент состоявш.действ-ти). Типы фактов: действия, поступки людей, отд.индивидов, соц.групп; продукты матер.или дух. деят-ти людей; словесные, соц.действия(мнения, суждения, оценки). Наблюдение, изуч-е док-тов, статист.данных, писем, опросы – методы, позвол.собирать и фиксировать факты. Методы соц.познания: 1.научная абстракция, т.е.попытка теорет.воспроизв-я действ-ти, когда проведение экспиримента невозм. 2.конкретно-истор.метод (позволяет понять отд. событие, выявляя как его неповтор.индивид-ть, так и нечто общее для подобных событий, их закономерности) – требования: изуч-не только ситуации, слож.в общ-ве, но причин; рассм-е соц.явлений, их взаимосвязи; анализ интересов и действий всех субъектов истор.процесса.
Общ-ое сознание. Общественное сознание. Обществ. сознание - совокупность разнообр. дух. явлений, отраж. все сферы жизни общ-ва и богатство индивид. жизни человека. Структура(уровни): 1.обыденное сознание, кот.форм-ся под воздействием практич. жизни; 2. специализ. дух. деят-ть(теорет.), т.е. деят-ть профес-лов умств.труда (юристов, философов). Один из действ. механизмов обыд. сознания это – образ-е стереотипов – некот. оценки соц. действ-ти (восприятие для себя). Наряду с разделением на два уровня общ. сознание разделено на разные конкретные формы: мораль, право, наука, религия и т. д. Каждая из них отражает к.-то ст. реал. практич. жизни и делает это особым специф. образом и выполняет особые соц. ф-ции. Сознание – есть осознанное бытие. Сознание обладает значит. самост-ю по отношению к бытию (оно может опережать его, предсказывать). Идеи в условиях не одинакового развития общ-ва могут переноситься с одной соц. почвы на др. Поэтому дух. культура в любой момент времени это продукт сущ-его бытия на дан. момент. Виды общ. сознания – индивид., групповое и массовое сознание. Общ.сознание регулир-ся как продукт сотруднич-ва многих индивидов через отражение+творч.преобраз-я(осознание общ.бытия), т.е.как регулятор поведения масс(через полит., прав., нрав., религ., пр.отн-я и институты). Состояние общ.сознания – доминирование группы идей, чув-в, настроения в опред.общ-ве на опред.этапе его развития. Общ-ое сознание - совок-ть идей, теорий, взглядов, идеалов, принципов, желаний, настроений людей, отраж-их данное общ-ое бытие. Общ. созн. зависит от общ-го бытия, но эта зав-ть не абсолютная. Общ. соз-е обладает самост-тью, развиваясь по з-м, отличным от з-ов развития общ-го бытия. Если общ. сознание опережает развитие общ. бытия, то это способ-ть движ. общ-ва; если отстает от общ. бытия- то оно тормозит об-во. Носителем общ. созн м.б. 1 чел. или группа (класс,об-во,нация).Содерж-е общ. соз-я может сущ. как в мат-ой(комп прог-ы,произ-я лит-ры,ис-ва),так и в идеальной(идеи,принципы,установки) формах. Формы общ. созн-я 1)этические взг;2)правовые взг;3)полит. взг;4)эстет. взг;5)религ взг. Ф-ции общ. созн: 1)познав.;2)прогност.;3)соц-преоб-ая;4)регулятивная;5)воспитательная.
Взаимод-е общ-ва и природы. Учение Вернадского о ноосфере. Чел-во – группы народов, развив. вне взаимод-я м/у собой. Чел-во стан-ся единым целым в ходе отношений, в эпоху открытия мир. рынка. Возникают глоб. проблемы общ.развития – это процессы, кот. повсеместные, охватывают все чел-во; от решения этих проблем зависит сущ-е чел-ва; реш-е требует усилий боль-ва чел-ва. Угрозы: Эколог. катастрофы; Деградация чел-ва; Мир.война. Необх. условие жизни общ-ва – взаимод-е об-ва и природы. Человек – биолог.вид и ему необх. привычные условия обитания. Произв-во – воздействие на природу. Этапы взаимод-я общ-ва и природы: 1)Древнейший (охота и собират-во); 2)Допромышл. (возникн-е ремесла и переход к земледелию, изм-я локального хар-ра); 3)Индустр. (возникн-е пр-ва, пром-ти). Являясь частью природы чел-к в процессе труда и общения форм-ся как соц. существо. Это осущ-сь в процессе труда. Для труда характерен коллективно организов., целенаправ. общий способ деят-ти. Труд - процесс, соверш.м/у чел и природой, процесс, в кот.чел своей собств. деят-тью регулирует и контр-ет обмен веществ м/у собой и природой. Природная Среда – естеств. условие жизни об-ва; зона обитания чел и сфера приложении его сил. Челов.общ-во измен. окруж.природу. Воздействие общества на природу обуславливается развитием мат произв-ва, науки и техники, общ потребностей. Экология. - наука, изуч.закономерности взаимод-я живого с внеш. условиями его обитания с целью поддержания динам. равновесия системы “общество-природа”. Учение Вернадского о ноосфере. Вернадский выдвинул в 1940 г. идею о ноосфере. Он считал, что перед чел. встает задача сознат. управления процессами, происход. в биосфере, преобраз. биосферы в ноосферу в рез-те планомерного воздействия чел на природу. Ноосфера представляет собой единую систему, сост. из техносферы и природн. среды (биосферы), кот. организ-ся и упр-ся разумом людей в интересах всего чел-ва. По Вернадскому ( ноосфера-сфера разума, высшее развитие биосферы)-последнее состояние Земли, достиг-ое ею вслед. актив-ти чел. творя историю, чел созд. себе нов проблемы. При условии преодоления экологического кризиса чел-во должно будет осуществить переход от биосфер. к ноосфере.
Личность и общество. Понятие личности явл. главной хар-кой чел. индивида. Родившейся чел-к в теч. всей своей жизни социализ-ся. Соц-зация зависит от среды обитания, влияния эпохи, психофизиолог. особ-тей человека. Степень присвоения соц-ого у всех различна. Процесс присвоения быстрее идёт в детстве, но продолж-ся всю жизнь. Личность форм-ся под влиянием матер., соц., полит., дух. жизни общ-ва. Каждому этапу присущ свой тип личности. Типы личности: актив. и пассив.; личность ориентир. на интенс.и экстенс. развитие; творч.; эгоцентрический; запад. или деловой; восточ. (рефлексирующий). Индивид – неделимый, единый, - человек как часть коллектива, совокупности рода чел.. Концепции личности: 1)личность как функц-ая (ролевая) хар-ка чел.(опир. на понятие соц. роли чел-ка); 2)личность как его сущностная хар-ка. Личность – индивид.выр-е общ отнош. и ф-ций людей, субъект познания и преобраз-я мира, прав и обязанностей, этич., эстетич. и всех иных соц. норм. Главным результирующим св-вом личности явл. мировоззрение. Хар-р означает силу воли. Т.о., личность - мера цельности человека, без внутр. цельности нет личности. Соц. структура личности (по Г.Смирнову): СОЦ. СТАТУС-м есто человека в системе общ. отношений. СОЦ. РОЛЬ -образ поведения, одобренный нормативно и соотв.соц.статусу. НАПРАВЛ-ТЬ -потребности, интересы, взгляды, идеалы, мотивы поведения. Развитие личности невозможно без преодоления всех ее форм отчуждения от общества. Отчуждение – это соц. процесс, в ходе кот. деят-ть чел. вместе с ее рез-тами превращ-ся в самост. силу, господств. над ним и враждебную ему. Основные причины отчуждения: Свобода – это специф. сп. бытия чел, связанный с его способностью выбирать решение или совершить поступок в соотв. со своими целями, интересами, идеалами и оценками.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.176 (0.009 с.) |