Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль философии в жизни человека и общества. Синтетическая природа философского знания.
Роль философии в жизни человека и общества. Синтетическая природа философского знания. Ф. — любовь к мудрости. Функции философии: 1) Мировоззренческая: система жизненных установок, отношение человека к другим людям; система идеалов, нравственных ценностей. 2) Гносеологическая: законы развития познавательной деятельности, формы движения мышления к истине. 3) Интегративная: постановка новых проблем на стыке разных сфер человеческой культуры. 4) Критическая: анализ путей познания и действия людей. 5) Ценностно-регулятивная: соотнесение целей и путей познания и действия и социально-этической оценки. 6) Методологическая: общий метод познания, требования к мыслящему субъекту. Ф. — система самых общих взглядов на мир, место в нем чел., выяснение разнообразных форм отношения чел. к миру. На основе осмысления природы: онтология (сущность бытия мира), ф. природы, теория развития. На основе осмысления общества и его истории: социология, соц. ф., ф. истории, ф. культуры. На основе осмысления чел.: ф. антропология, антропософия (смысл появления чел. в мире). На основе изучения дух. жизни чел.: гносеология, логика (формы мышления), этика (мораль), эстетика (природа искусства), ф. религии и др. Объект ф. — реальность, сущ. независимо от самого чел. Предмет ф. — характ-ки действит-ти, обладающие свойством бесконечности и всеобщности. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия, наука. Мировоззрение — совокупность взглядов, оценок, принципов, опред. самое общее видение, понимание мира, места в нем чел., жизненные позиции, программы поведения, действия людей. 3 компонента: мироощущение (образная картина мира), мировосприятие (эмоц. и оценочная картина), миропонимание (совокупность абстракт. понятий и суждений о мире). Мифология — осмысление и представление мира и чел. в фантастич. образах и сюжетах. Универсальный тип м. первобытных обществ. Неспособность провести различие между естественным и сверхестеств. Слабое развитие абстрактных понятий. Эмоц. хар-р первичного сознания. Чувственно-образная форма постижение действит-ти. Религия — форма м., объясняющая мир чел. через связь со сверъестеств. существами и выступающее как средство общения чел. с ними. Время формир-я: переход от первобыт. строя к рабовлад. обществу. Преодоление неразделимости чел. и природы. Раздвоение мира на духовное и телесное. Вера — главное средство постижения бытия. Главное — достижение единения с Богом. Философия — альтернатива мифологии и религии, исторически возникшая и первая форма систематизир. теоретич. мышления. Опора на научные знания. Стремление ставить и решать абсолют. проблемы чел. бытия. Предельно широкий уровень обобщения. Наука — систематич. объединение объективно достоверных сведений о явлениях природы и жизни чел. Философия Древнего Востока. Индия. II тыс. до н.э. Литер. памятник — «Веды» (знание). Это предфил. источники (гимны, молитвы). «Упанишады» - диалог мудреца со своим учеником. Зарождаются идеи о ф. как своеобразной области знаний. Это самые ранние из извест. фил. произведений. Проблемы: первооснова мира, сущность чел., его место в окр. среде. Толкование противоречиво. Главенств. роль в объяснение первопричины явлений мира отводится дух. началу — брахман (вселенский Бог), атман (инд. психич. бытие). Познание и приобретенное знание — 2 уровня: низшее (только окр. действит-ть) и высшее (истина). Йогические упр-я. Сложность чел. психики (сознание, воля, память, дыхание - взаимосвязаны). Высшее блаженство для чел. — полное отстранение от всех мирских забот (не чувств. удовольствия, а спокойное состояние души). Впервые ставится проблема переселения душ (сансара) и оценка прошлых действий (карма). Попытка с помощью нравств. принципов (дхармы) скорректировать поведение чел. Роль «Упанишад» в истории всех инд. ф. чрезвычайно велика. Буддизм — религиозно-фил. учение (VI-V вв. до н.э.). Этико-практич. направленность. Центр. проблема — проблема бытия личности. Стержень содержания — проповедь Будды о 4 благородных истинах. Освобождение — уничтожение желаний. Принцип среднего пути: избегать крайностей. Нет понятия ответственности и вины как чего-то абсолютного. Китай. Один из самых ранних литер. памятников — «И цзин» («Книга перемен»). Осущ. переход от дофил., миф. представлений к фил. мышлению. Виднейшие философы Др. Китая — Лаоцзы и Конфуций. Лаоцзы — книга "Дао дэ цзин". Основы даосизма — первой фил. системы Китая. Фил. взгляды противоречивы. Центр. значение — понятие «дао». Это естеств. путь всех вещей, а также вечное, неизменное, непознаваемое начало, нематер. дух. основа всех вещей. Идеал знания — созерцательное. Конфуций — конфуцианство. Основ. понятия — «жэнь» (человеколюбие) и «ли» (почтительность). «Жэнь»: «Чего не желаешь себе, того не делай людям». По своей природе люди сходны между собой. Судьба предопределяет сущность чел. Главные темы: нравств. принципы, соц. отношения, проблемы госуд. управления. Проблема первоначала в древнегреческой философии. Милетская школа. Основатель — Фалес. Поиск первоосновы, к-рая явл. вечной. Фалес: первовещество — вода (преобразование в лед и пар — возможность бесконеч. кол-ва метаморфоз). Анаксимен — воздух (его всепроникновение — вещественная заполненность бытия). Анаксимандр — апейрон: мир возникает из апейрона и растворяется в нем; Земля — цилиндр. Гераклит Эфесский — огонь (причина всего — движение, все меняется в сторону своей противоп-ти); первым начал размышлять над проблемой познания (трудности). В мире действуют психея (мировая душа) и логос (мировой разум), это противоп. силы. Главное достижение школы — разработка идеи о мироздании. Элейская школа. Основатель — Ксенофан. Впервые в качестве первоосновы берется неконкретное: не вещество, а начало (бытие). Парменид — разделял мир на истинный (бытие - неизменно) и неистинный (мир конкретных вещей — постоянно изменяются). Зенон: движение логически невозможно; разделял чувственное (противоречивое) и рациональное (истинное) познание. Школа атомизма. Демокрит — родоначальник атомистической концепции. Атом — наименьшая частица бытия, неделима, вечна, неизменна. Из атомов состоит и душа. 2 вида познания: темное (с помощью чувств) и светлое (мышление). Результат познавательного процесса — истина. Школа пифагорейцев. Основатель — Пифагор. Первооснова мира — число, владеет вещами, моральными и дух. качествами, создает космический порядок, это прообраз энергии. В основе всего — единица (монада): Бог, мужское начало, зачаточный разум, причина истины; в геометрии - точка. Диада — неравенство, раздвоение, символ войны, женское начало; линия. Столкновение монады и диады — триада (равновесие) — священное число, треугольник. Тетраэдр — закладывает основы мира. Мы живем по правилам чисел. Пифагор первым употребил понятия «философ», «философия». Создал учение о душе.
Учение Платона об идеях. Платон — ученик Сократа. Центр. учение — учение об «идеях»: - матер. мир, к-рый нас окружает и к-рый мы познаем чувствами явл. лишь «тенью» и произведен от мира идей (истинное бытие); - все явления матер. мира преходящи, идеи явл. неизменными, вечными; Учение объект. идеализма: идеи сущ. объективно, реально, независимо от всех ограничений пространства и времени. - идеи дают общую сущность вещей; - их можно систематизировать: идея кошки и идея собаки входят в идею четвероногих; - идеи — идеальный образ создания вещей; Идеи располагаются в виде пирамиды: подножие — идеи вещей, далее — идеи классов вещей, наверху — истина, добро, красота. Экзистенциализм о сущности человека. Сер. XIX в. — Сёрен Кьеркегор. Предмет рассмотрения — не объективная реальность, а внутренний мир чел. Центр. проблемы: - проблема сущ-я чел. (экзистенция указывает на возможности, к-рые таятся в чел.); - проблема бытия чел. и бытия мира: чел. создает мир таким, каким желает его видеть, создает свою эмоц. картину мира; - проблема свободы чел.: э. — ф. свободы, свобода — выбор чел. самого себя (т.е. свобода выбора); задача чел. — не в том, чтобы изменить мир, а в том, чтобы изменить свое отношение к нему; Представители: Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс и др. Понятие бытия в философии. Бытие является философской категорией, обозначающей реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Проблема трактовки бытия и соотношения его с сознанием стоит в центре философского мировоззрения. Учение о бытии — онтология. Парменид: бытие неизменно, однородно и абсолютно неподвижно. Платон: бытие — мир идей, явл. истинными, неименными, вечными. Гераклит: стабильного бытия нет, его сущность — в единстве бытия и небытия. Экзистенциализм: внутр. бытие чел. — экзистенция. Неотомизм: «чистое бытие» - божеств. первоначало. Современная материалистич. ф.: бытие — категория, к-рая охватывает все сущее, имеет опред. структуру. Формы бытия: бытие природы, бытие чел., бытие духовного, бытие социального. Следует различать понятия бытие и сущ-е. Бытие — бесконечная основа, сущ-е — опред. бытие, относится к конкретным предметам. Категория бытия позволяет объяснить устойчивость, постоянство и целостность мира. Будучи для человека чем-то внешним, бытие налагает опред. ограничения на его деятельность, но вместе с тем явл. источником и условием всех форм жизнедеятельности человека. Т.о., бытие — предельно общая фил. абстракция. Объект и предмет философии. Предмет ф. Содержание предмета ф. формировалось исторически и зависело от уровня развития культуры. На ранних этапах: вся совокупность знаний о природе, космосе и чел. Аристотель: ф. — знание о причинах и начале, о сущности, о сущем вообще. Радикальные изменения — кон. XVI — нач. XVII вв. — формирование специфического предмета ф. Т.о., ф. — своеобразная, особая форма чел. миропонимания. Предмет ф. — мир в целом с своих наиболее общих закономерностях. Ф. исследует: природу и сущность мира, природу сущность и назначение чел., систему «чел. - мир» в целом. Объект ф. — реальность, сущ. независимо от самого чел. Философия культуры. Культура — специфический способ организации и развития чел. жизнедеятельности, представленный в продуктах матер. и дух. труда, в системе соц. норм и учреждений, в дух. ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Первоначальное понятие культуры — Др. Китай, Индия. К. — целенаправленное воздействие чел. на окр. природу. Античная ф.: к. — воспитанность, цивилизация, признаки личного совершенства. Просвещение: совершенство к. — соответствие гуманистич. идеалу чел., идеалу просветителей. Буржуазная ф.: к. — форма дух. и политич. саморазвития общества и чел. (движение науки, искусства, религии). Кант: к. с позиций морального сознания. XX в.: ф. культуры как самост. фил. дисциплина. Основные модели культуры в истории фил. осмысления культуры: - натуралистическая: культура — чел. продолжение природы; благодаря культуре чел. не исключается из природы, а образует высшее звено (Вольтер, Руссо); - классическая (19 в.): чел. как субъект культуры выступает ее творцом; предмет познания - надиндивидуальная реальность, из которой выводится культура отдельного человека; культура - чисто духовное образование; - неклассическая (модернистская): культура личности, этноса, социума рассматривается как элементы культурной реальности, взаимодействующей между собой и воспринимаемой чел. в процессе переживания, а не рационального осмысления своего бытия. К.: материальная и духовная. Функции к.: социально-регулятивная, коммуникативно-репродуктивная, ценностно-ориентационная. Ф. рассматривает культуру как особый объект, подлежащий исследованию наряду с природой, человеком, обществом. Культура есть весь мир, в котором чел. находит себя. Роль философии в жизни человека и общества. Синтетическая природа философского знания. Ф. — любовь к мудрости. Функции философии: 1) Мировоззренческая: система жизненных установок, отношение человека к другим людям; система идеалов, нравственных ценностей. 2) Гносеологическая: законы развития познавательной деятельности, формы движения мышления к истине. 3) Интегративная: постановка новых проблем на стыке разных сфер человеческой культуры. 4) Критическая: анализ путей познания и действия людей. 5) Ценностно-регулятивная: соотнесение целей и путей познания и действия и социально-этической оценки. 6) Методологическая: общий метод познания, требования к мыслящему субъекту. Ф. — система самых общих взглядов на мир, место в нем чел., выяснение разнообразных форм отношения чел. к миру. На основе осмысления природы: онтология (сущность бытия мира), ф. природы, теория развития. На основе осмысления общества и его истории: социология, соц. ф., ф. истории, ф. культуры. На основе осмысления чел.: ф. антропология, антропософия (смысл появления чел. в мире). На основе изучения дух. жизни чел.: гносеология, логика (формы мышления), этика (мораль), эстетика (природа искусства), ф. религии и др. Объект ф. — реальность, сущ. независимо от самого чел. Предмет ф. — характ-ки действит-ти, обладающие свойством бесконечности и всеобщности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.219.213 (0.01 с.) |