Роль философии в жизни человека и общества. Синтетическая природа философского знания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль философии в жизни человека и общества. Синтетическая природа философского знания.



Роль философии в жизни человека и общества. Синтетическая природа философского знания.

Ф. — любовь к мудрости.

Функции философии:

1) Мировоззренческая: система жизненных установок, отношение человека к другим людям; система идеалов, нравственных ценностей.

2) Гносеологическая: законы развития познавательной деятельности, формы движения мышления к истине.

3) Интегративная: постановка новых проблем на стыке разных сфер человеческой культуры.

4) Критическая: анализ путей познания и действия людей.

5) Ценностно-регулятивная: соотнесение целей и путей познания и действия и социально-этической оценки.

6) Методологическая: общий метод познания, требования к мыслящему субъекту.

Ф. — система самых общих взглядов на мир, место в нем чел., выяснение разнообразных форм отношения чел. к миру. На основе осмысления природы: онтология (сущность бытия мира), ф. природы, теория развития. На основе осмысления общества и его истории: социология, соц. ф., ф. истории, ф. культуры. На основе осмысления чел.: ф. антропология, антропософия (смысл появления чел. в мире). На основе изучения дух. жизни чел.: гносеология, логика (формы мышления), этика (мораль), эстетика (природа искусства), ф. религии и др.

Объект ф. — реальность, сущ. независимо от самого чел. Предмет ф. — характ-ки действит-ти, обладающие свойством бесконечности и всеобщности.

Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия, наука.

Мировоззрение — совокупность взглядов, оценок, принципов, опред. самое общее видение, понимание мира, места в нем чел., жизненные позиции, программы поведения, действия людей. 3 компонента: мироощущение (образная картина мира), мировосприятие (эмоц. и оценочная картина), миропонимание (совокупность абстракт. понятий и суждений о мире).

Мифология — осмысление и представление мира и чел. в фантастич. образах и сюжетах. Универсальный тип м. первобытных обществ. Неспособность провести различие между естественным и сверхестеств. Слабое развитие абстрактных понятий. Эмоц. хар-р первичного сознания. Чувственно-образная форма постижение действит-ти.

Религия — форма м., объясняющая мир чел. через связь со сверъестеств. существами и выступающее как средство общения чел. с ними. Время формир-я: переход от первобыт. строя к рабовлад. обществу. Преодоление неразделимости чел. и природы. Раздвоение мира на духовное и телесное. Вера — главное средство постижения бытия. Главное — достижение единения с Богом.

Философия — альтернатива мифологии и религии, исторически возникшая и первая форма систематизир. теоретич. мышления. Опора на научные знания. Стремление ставить и решать абсолют. проблемы чел. бытия. Предельно широкий уровень обобщения.

Наука — систематич. объединение объективно достоверных сведений о явлениях природы и жизни чел.

Философия Древнего Востока.

Индия. II тыс. до н.э. Литер. памятник — «Веды» (знание). Это предфил. источники (гимны, молитвы). «Упанишады» - диалог мудреца со своим учеником. Зарождаются идеи о ф. как своеобразной области знаний. Это самые ранние из извест. фил. произведений. Проблемы: первооснова мира, сущность чел., его место в окр. среде. Толкование противоречиво. Главенств. роль в объяснение первопричины явлений мира отводится дух. началу — брахман (вселенский Бог), атман (инд. психич. бытие). Познание и приобретенное знание — 2 уровня: низшее (только окр. действит-ть) и высшее (истина). Йогические упр-я. Сложность чел. психики (сознание, воля, память, дыхание - взаимосвязаны). Высшее блаженство для чел. — полное отстранение от всех мирских забот (не чувств. удовольствия, а спокойное состояние души). Впервые ставится проблема переселения душ (сансара) и оценка прошлых действий (карма). Попытка с помощью нравств. принципов (дхармы) скорректировать поведение чел. Роль «Упанишад» в истории всех инд. ф. чрезвычайно велика. Буддизм — религиозно-фил. учение (VI-V вв. до н.э.). Этико-практич. направленность. Центр. проблема — проблема бытия личности. Стержень содержания — проповедь Будды о 4 благородных истинах. Освобождение — уничтожение желаний. Принцип среднего пути: избегать крайностей. Нет понятия ответственности и вины как чего-то абсолютного.

Китай. Один из самых ранних литер. памятников — «И цзин» («Книга перемен»). Осущ. переход от дофил., миф. представлений к фил. мышлению. Виднейшие философы Др. Китая — Лаоцзы и Конфуций. Лаоцзы — книга "Дао дэ цзин". Основы даосизма — первой фил. системы Китая. Фил. взгляды противоречивы. Центр. значение — понятие «дао». Это естеств. путь всех вещей, а также вечное, неизменное, непознаваемое начало, нематер. дух. основа всех вещей. Идеал знания — созерцательное. Конфуций — конфуцианство. Основ. понятия — «жэнь» (человеколюбие) и «ли» (почтительность). «Жэнь»: «Чего не желаешь себе, того не делай людям». По своей природе люди сходны между собой. Судьба предопределяет сущность чел. Главные темы: нравств. принципы, соц. отношения, проблемы госуд. управления.

Проблема первоначала в древнегреческой философии.

Милетская школа. Основатель — Фалес. Поиск первоосновы, к-рая явл. вечной. Фалес: первовещество — вода (преобразование в лед и пар — возможность бесконеч. кол-ва метаморфоз). Анаксимен — воздух (его всепроникновение — вещественная заполненность бытия). Анаксимандр — апейрон: мир возникает из апейрона и растворяется в нем; Земля — цилиндр. Гераклит Эфесский — огонь (причина всего — движение, все меняется в сторону своей противоп-ти); первым начал размышлять над проблемой познания (трудности). В мире действуют психея (мировая душа) и логос (мировой разум), это противоп. силы. Главное достижение школы — разработка идеи о мироздании.

Элейская школа. Основатель — Ксенофан. Впервые в качестве первоосновы берется неконкретное: не вещество, а начало (бытие). Парменид — разделял мир на истинный (бытие - неизменно) и неистинный (мир конкретных вещей — постоянно изменяются). Зенон: движение логически невозможно; разделял чувственное (противоречивое) и рациональное (истинное) познание.

Школа атомизма. Демокрит — родоначальник атомистической концепции. Атом — наименьшая частица бытия, неделима, вечна, неизменна. Из атомов состоит и душа. 2 вида познания: темное (с помощью чувств) и светлое (мышление). Результат познавательного процесса — истина.

Школа пифагорейцев. Основатель — Пифагор. Первооснова мира — число, владеет вещами, моральными и дух. качествами, создает космический порядок, это прообраз энергии. В основе всего — единица (монада): Бог, мужское начало, зачаточный разум, причина истины; в геометрии - точка. Диада — неравенство, раздвоение, символ войны, женское начало; линия. Столкновение монады и диады — триада (равновесие) — священное число, треугольник. Тетраэдр — закладывает основы мира. Мы живем по правилам чисел. Пифагор первым употребил понятия «философ», «философия». Создал учение о душе.

 

Учение Платона об идеях.

Платон — ученик Сократа. Центр. учение — учение об «идеях»:

- матер. мир, к-рый нас окружает и к-рый мы познаем чувствами явл. лишь «тенью» и произведен от мира идей (истинное бытие);

- все явления матер. мира преходящи, идеи явл. неизменными, вечными;

Учение объект. идеализма: идеи сущ. объективно, реально, независимо от всех ограничений пространства и времени.

- идеи дают общую сущность вещей;

- их можно систематизировать: идея кошки и идея собаки входят в идею четвероногих;

- идеи — идеальный образ создания вещей;

Идеи располагаются в виде пирамиды: подножие — идеи вещей, далее — идеи классов вещей, наверху — истина, добро, красота.

Экзистенциализм о сущности человека.

Сер. XIX в. — Сёрен Кьеркегор. Предмет рассмотрения — не объективная реальность, а внутренний мир чел. Центр. проблемы:

- проблема сущ-я чел. (экзистенция указывает на возможности, к-рые таятся в чел.);

- проблема бытия чел. и бытия мира: чел. создает мир таким, каким желает его видеть, создает свою эмоц. картину мира;

- проблема свободы чел.: э. — ф. свободы, свобода — выбор чел. самого себя (т.е. свобода выбора); задача чел. — не в том, чтобы изменить мир, а в том, чтобы изменить свое отношение к нему;

Представители: Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс и др.

Понятие бытия в философии.

Бытие является философской категорией, обозначающей реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Проблема трактовки бытия и соотношения его с сознанием стоит в центре философского мировоззрения. Учение о бытии — онтология. Парменид: бытие неизменно, однородно и абсолютно неподвижно. Платон: бытие — мир идей, явл. истинными, неименными, вечными. Гераклит: стабильного бытия нет, его сущность — в единстве бытия и небытия. Экзистенциализм: внутр. бытие чел. — экзистенция. Неотомизм: «чистое бытие» - божеств. первоначало. Современная материалистич. ф.: бытие — категория, к-рая охватывает все сущее, имеет опред. структуру. Формы бытия: бытие природы, бытие чел., бытие духовного, бытие социального. Следует различать понятия бытие и сущ-е. Бытие — бесконечная основа, сущ-е — опред. бытие, относится к конкретным предметам. Категория бытия позволяет объяснить устойчивость, постоянство и целостность мира. Будучи для человека чем-то внешним, бытие налагает опред. ограничения на его деятельность, но вместе с тем явл. источником и условием всех форм жизнедеятельности человека. Т.о., бытие — предельно общая фил. абстракция.

Объект и предмет философии.

Предмет ф. Содержание предмета ф. формировалось исторически и зависело от уровня развития культуры. На ранних этапах: вся совокупность знаний о природе, космосе и чел. Аристотель: ф. — знание о причинах и начале, о сущности, о сущем вообще. Радикальные изменения — кон. XVI — нач. XVII вв. — формирование специфического предмета ф. Т.о., ф. — своеобразная, особая форма чел. миропонимания. Предмет ф. — мир в целом с своих наиболее общих закономерностях. Ф. исследует: природу и сущность мира, природу сущность и назначение чел., систему «чел. - мир» в целом.

Объект ф. — реальность, сущ. независимо от самого чел.

Философия культуры.

Культура — специфический способ организации и развития чел. жизнедеятельности, представленный в продуктах матер. и дух. труда, в системе соц. норм и учреждений, в дух. ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Первоначальное понятие культуры — Др. Китай, Индия. К. — целенаправленное воздействие чел. на окр. природу. Античная ф.: к. — воспитанность, цивилизация, признаки личного совершенства. Просвещение: совершенство к. — соответствие гуманистич. идеалу чел., идеалу просветителей. Буржуазная ф.: к. — форма дух. и политич. саморазвития общества и чел. (движение науки, искусства, религии). Кант: к. с позиций морального сознания. XX в.: ф. культуры как самост. фил. дисциплина. Основные модели культуры в истории фил. осмысления культуры:

- натуралистическая: культура — чел. продолжение природы; благодаря культуре чел. не исключается из природы, а образует высшее звено (Вольтер, Руссо);

- классическая (19 в.): чел. как субъект культуры выступает ее творцом; предмет познания - надиндивидуальная реальность, из которой выводится культура отдельного человека; культура - чисто духовное образование;

- неклассическая (модернистская): культура личности, этноса, социума рассматривается как элементы культурной реальности, взаимодействующей между собой и воспринимаемой чел. в процессе переживания, а не рационального осмысления своего бытия.

К.: материальная и духовная. Функции к.: социально-регулятивная, коммуникативно-репродуктивная, ценностно-ориентационная. Ф. рассматривает культуру как особый объект, подлежащий исследованию наряду с природой, человеком, обществом. Культура есть весь мир, в котором чел. находит себя.

Роль философии в жизни человека и общества. Синтетическая природа философского знания.

Ф. — любовь к мудрости.

Функции философии:

1) Мировоззренческая: система жизненных установок, отношение человека к другим людям; система идеалов, нравственных ценностей.

2) Гносеологическая: законы развития познавательной деятельности, формы движения мышления к истине.

3) Интегративная: постановка новых проблем на стыке разных сфер человеческой культуры.

4) Критическая: анализ путей познания и действия людей.

5) Ценностно-регулятивная: соотнесение целей и путей познания и действия и социально-этической оценки.

6) Методологическая: общий метод познания, требования к мыслящему субъекту.

Ф. — система самых общих взглядов на мир, место в нем чел., выяснение разнообразных форм отношения чел. к миру. На основе осмысления природы: онтология (сущность бытия мира), ф. природы, теория развития. На основе осмысления общества и его истории: социология, соц. ф., ф. истории, ф. культуры. На основе осмысления чел.: ф. антропология, антропософия (смысл появления чел. в мире). На основе изучения дух. жизни чел.: гносеология, логика (формы мышления), этика (мораль), эстетика (природа искусства), ф. религии и др.

Объект ф. — реальность, сущ. независимо от самого чел. Предмет ф. — характ-ки действит-ти, обладающие свойством бесконечности и всеобщности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.38.125 (0.016 с.)