ТОП 10:

Возникновение философии - качественный скачок от мифологического к рациональному мировоззрению.



Мифология - форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. Мифы - древние сказания разных народов о фантастических существах, о делах богов и героев. Мифы заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении, устройстве мира. О возникновении наиболее важных явлений природы, о мировой гармонии. Формирование мира понималось в мифологии как его творение или как постепенное развитие из первобытного бесформенного состояния, как упорядочение, превращение из хаоса в космос, как созидание через преодоление демонических сил. Итак, мифология была древнейшим типом мировоззрения - т.е. это совокупность фантастических взглядов и убеждений людей о мире и месте в нем человека. Разновидностями мифологии являются, например, анимизм, связанный с одушевлением неживой природы, тотемизм, согласно которому животные обладают сверхъестественными качествами, фетишизм, в котором сверхъестественные свойства приписываются некоторой вещи или стихии и т.д. Важно понять, что для древнего человека мифология не была сказкой. Наделяя человеческими качествами природные и социальные явления, она обеспечивала приспособление и ориентацию человека в мире, была жизенно-практическим знанием. Во многом эмоциональный и алогичный характер мифологии отчасти преодолевается в родственной с ней религии. Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и их главенствующую роль в мировоззрении и жизни людей. В отличие от религиозного мировоззрения философия вынесла на первый план, интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив нараставшую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания, разума. Реальные наблюдения, логический анализ, обобщения, выводы, доказательства начали вытеснять фантастический вымысел. Итак, любовь к истине и мудрости (философия), впитывающая в себя наиболее ценные, насыщенные смыслом достижения духовной культуры, постепенно становится самостоятельной духовной областью и высшей ценностью. Рождение философии было одной из составных частей великого культурного переворота в Древней Греции YIII-Y веков до н. э. в контексте, которого возникла наука. Первоначально понятие "философия" было, по сути, синонимом зарождающейся науки и теоретической мысли вообще, совокупного не разделенного на специальные разделы знания. В разные периоды истории у разных мыслителей вопрос, что такое философия, получал различные ответы. С развитием человеческой культуры, практики реально изменялся предмет философии, ее специфика. Да и в рамках одной эпохи рождались различные варианты философского понимания мира и жизни. Перестраивалось и самосознание философов - их понимание данного предмета, их представление о философии. Особенно ощутимо изменялся облик философии, ее статус, связи с наукой, политикой, древней культурой в переломные исторические эпохи. Но при всех переменах все же сохранялось некоторая связь уходящих в прошлое новых форм.

На протяжении многих веков внимание философов привлекало природа. Именно ее сделали предметом изучения первые греческие философы. При этом их интересовали не частности. Интересовали их космогонические и космологические вопросы: возникновение и строение мира, Земли, Солнца, звезд. Ядром их философии, да и позднее, было учение о первооснове всего сущего, из которой все возникает и в которую все превращается. В этом поиске выражалась суть древнегреческого мышления, для которого рациональное понимание явления означало сведение его к единой первооснове. Взгляды философов были неодинаковы. Проблема первоначала смыкалась с другой волновавшей философов проблемой: единого и многого. Поиск единства в многообразии мира выражал характерную для философской мысли задачу синтеза человеческого опыта, знаний. Таким образом, философия выступала как философия природы, или натурфилософия. Эти функции сохранялись за философской мыслью в течение многих веков. Хотя на зрелых стадиях развития науки, особенно ее теоретических разделов, они существенно видоизменились, философский интерес к природе не угас. Постепенно в сферу философии вошли вопросы общественной жизни людей, ее политического, правового устройства. Философы разрабатывали общее понимание знания об обществе, много думали как лучшим образом в соответствии с гуманизмом, идеалами свободы и разума, обустроить общество. Постоянным предметом раздумий философов выступал и сам человек, его природа, ум, чувства, язык, мораль, познания, религия, искусство, его жизненные проблемы. В греческой философии поворот от космоса к человеку совершил Сократ. Для него главными философскими вопросами стали: вопросы человеческой жизни и смерти, смысла человеческого существования, предназначение человека, природы знания, истины, справедливости. Итак, предметом философских размышлений стали природный и общественный мир и человек в их сложных соотношениях. Своеобразие философии сказалось в теоретическом характере мышления: из-под пера философов выходили не сказания с фантастическими сюжетами, а трактаты, обращенные к знаниям, разуму людей.

Структура и функции философского знания. Проблема методов философствования.

Традиционное понимание предмета философии связано с именем Аристотеля, который отмечал, что наука о первых началах (учение о всеобщем) — Философия трактуется как наука наук. Установившееся за ней название «метафизика» (то, что «после физики») (Андроник Родосский систематизировал рукописи Аристотеля, он поместил собственно философские "книги" философа после "книг" по физике и, не зная, как их назвать, обозначил словами: "То, что после физики"). Ф.- "учение об общих принципах бытия, познания, об отношении человека к миру" - определение онтологического и гносеологического типа. Другой тип определений — антропологического типа. Бердяев определил философию как - наука о человеческом существовании.

Все зависит от главного вопроса философии, ее предмета!

Энгельс - Вопрос о первичности духовного или материального!

Камю - вопрос о смысле жизни.

Бердяев, для которого основная проблема — это проблема свободы человека.

Проблемы философии => Внутри философии сформировались такие философские дисциплины:

СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

Онтология методология гносеология

Учение о бытии учение о методе учение о познании

Логика

Формальная, диалектическая, социальная

Философия природы социальная философия философская антропология

 

Эстетика этика. История философии

(учение о прекрасном) (учение о морали)

Онтология - учение о бытии или первоначалах всего сущего

Социальная философия исследует общество как систему связей и отношений, которые человек создаёт своей деятельностью. С ней связана философия истории, которая исследует смысл, закономерности исторического процесса; философская антропология, которая выясняет сущность человека как личности; политическая философия (и философия права), которая выясняет природу власти и государства.

Также выделяются философия культуры, философия техники, философия экономики, философия творчества, философия любви.

История философии - есть история человеческого мышления.

Философия науки изучает строение научного знания, механизмы и формы его развития.

Философия религии осмысляет природу и функции религии. Всегда предстаёт либо как философское религиоведение либо как философская теология.

Функции философии

1. Мировоззренческая. Философия дает понимание целого, формулирует наиболее общие понятия, категории. Мировоззрение как представление о целом имеет свою структуру: философское учение о бытии—онтология (от греч. ontos — сущее и logos — учение); философское учение о познании мира — гносеология (от греч. gnoses — познание) и философское учение о ценностях (от греч. axios — ценный) — аксиология.

Можно назвать эту функцию функциейэкспликации (т. е. выявления) «универсалий», целого.

2. методологической функции. Методология — это система исходных принципов, обобщенных способов (методов) организации и построения теоретической деятельности, а также учение об этой системе. В силу этого философия выполняет методологическую функцию для всего научного познания.

3. Функция рационализации и систематизации, теоретического выражения результатов человеческого опыта во всех его формах (атомистика Демокрита)

4. Критическая функция. Основа — ориентация на рационализм философской мысли, неприятие всякого рода заблуждений и ошибок, догматизм.

5. Обращенность к будущему. Таковыми могут считаться «планетарная философия и этика», или «русский космизм» Вернадского, Циолковского, Чижевского, рассматривающих единство человека и космоса.

6. Выполняя познавательную функцию, философия выявляет наиболее общие идеи.

основные функции: мировоззренческая, методологическая







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.95.131.208 (0.006 с.)