Анализ структуры и деятельности оао «ятэк» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ структуры и деятельности оао «ятэк»



ГОСТ Р ИСО 9001-2011 устанавливает требования к СМК для организаций, которые нуждаются в демонстрации хорошего качества выпускаемой продукции или которые нацелены на удовлетворение потребностей покупателей путем применения СМК.

Основная деятельность ОАО «ЯТЭК» – это переработка газа и газового конденсата.

Структурная схема организации, которая приведена в приложении А. Как мы видим из структуры, в организации еще нет отдела по СМК. Разработкой документации в настоящее время занимаются производственно-технический отдел и специалист по качеству лаборатории химического анализа, что не гарантирует должного внимания и анализа по данному вопросу, поскольку не рассматривают комплексную деятельность ОАО «ЯТЭК», а затрагивают только процессы технического отдела.

Для должного внимания организации, руководству ОАО «ЯТЭК» рекомендуется назначить, как минимум, ответственного компетентного специалиста по СМК.

Разработка СМК

2.7.1 Разработка процессного подхода

Согласно ГОСТ Р ИСО 9001-2011, в организации должна быть выбрана модель процессов, которая более подходит под структуру и деятельность компании, для этого должны быть выявлены основные процессы организации.

Для организации ОАО «ЯТЭК», чтобы пройти сертификацию на соответствие стандартам ИСО серии 9000, рекомендуется внедрить модель процессов СМК, основанную на процессном подходе по ГОСТ Р ИСО 9001-2008, представленная на рисунке 2.1.. Для этого в первую очередь, необходимо установить основные элементы модели: вход, жизненный цикл продукции, выход, управляющие воздействия и ресурсы, общая схема модели приведена на рисунке 2.2.[11]

Рисунок 2.2 Общая схема модели управления процессом

Организация ОАО «ЯТЭК» занимается добычей и переработкой газа, а также оптовой и розничной торговлей моторного топлива, следовательно, как и для всех организаций, занимающимися производством продукции, входным данным являются требования заказчика и потребителей, а выходными – их удовлетворенность.

Жизненный цикл природного газа, моторных, топочных котельных топлив:

1. Добыча газа;

2. Отделение природного газа и нестабильного конденсата на установке комплексной подготовки газа, поставка природного газа в магистральный трубопровод;

3. Получение бензиновых, дизельных фракций и топочного котельного топлива из нестабильного конденсата на установке по переработке газового конденсата, перевод котельного топлива на хранение и реализацию;

4. Приготовление автомобильного и дизельного топлива из фракций;

5. Хранение;

6. Реализация.

Управляющими воздействиями на процесс являются: анализ и оценка СМК и планирование дальнейших действий руководством, согласно политике в области качества.

Поддерживающими жизненный цикл продукции ресурсами являются:

1. управление персоналом;

2. управление документацией;

3. управление инфраструктурой;

4. управление материально-производственных ресурсов;

5. информационно-правовая поддержка;

6. внутренний аудит.

Исходя из полученных определений элементов модели процессов СМК, получаем модель процессов СМК для ОАО «ЯТЭК», представленную на рисунке 2.3.


 


Управление персоналом
Управление инфраструктурой
Управление документацией
Управление производственно-технических ресурсов
Внутренний аудит
Информационная поддержка
Жизненный цикл продукции
Подача природного газа в магистральный газопровод
Получение котельного топлива
Анализ, оценка деятельности
Планирование дальнейших действий руководством. Ответственность руководства
Улучшение СМК


Рисунок 2.3 Модель процессов СМК ОАО «ЯТЭК»


2.7.2 Выявление необходимой документации для внедрения СМК

Согласно ГОСТ Р ИСО 9000-2011 для внедрения СМК организация должна обязательно включать [7]:

1. Документально оформленные политику и цели в области качества;

2. Руководство по качеству;

3. Процедуры, которые должны быть документально оформлены, внедрены и поддерживаться в рабочем состоянии, согласно требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001;

4. Записи, согласно требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2011.

 

2.7.2.1 Политика и цели в области качества

В данном документе должны быть четко даны определения направления, задач, обязательств и целей административного руководства в области качества.

2.7.2.2 Руководство по качеству

Руководство по качеству должно содержать:

· область применения СМК;

· документированные процедуры, разработанные для СМК;

· описание взаимодействий процессов.

Содержание руководства по качеству должно соответствовать параграфам стандартов ГОСТ Р ИСО 9000, также его следует разрабатывать согласно ГОСТ Р ИСО 10013-2007 «Руководящие указания по разработке руководств по качеству».

Руководство организации носит ответственность за существование системы менеджмента качества в организации, соответственно, к руководству организации установлены требования системы менеджмента качества в стандарте ГОСТ Р ИСО:9001-2011:

а) доведение до сведения организации важности выполнения требований потребителей, а также законодательных и обязательных требований;

б) разработки политики в области качества;

в) обеспечения разработки целей в области качества;

г) проведения анализа со стороны руководства;

д) обеспечения необходимыми ресурсами.

Обязательства руководства, которые включают в себя в обязательном порядке:

1. Ориентация на потребителя;

2. Политика в области качества;

3. Планирование;

4. Ответственность, полномочия и обмен информацией;

5. Анализ со стороны руководства.

Для ведения устойчивой системы менеджмента качества руководство организации должно оформить данные требования в руководстве по качеству организации.

2.7.2.3 Процедуры

Процедуры – это документы, описывающие порядок выполнения бизнес-процессов (т.е. без поименного перечисления исполнителей). Такой документ может включать в себя структурную схему подразделения с распределением функциональных обязанностей. Введение таких процедур очень полезно, т.к. дает возможность структурным подразделениям увидеть все функциональные взаимосвязи и обязанности друг друга.

Процедуры оформляются в виде стандартов организации, которые должны содержать:

1. основные функции подразделений;

2. организационную структуру (расписываются обязанности, ответственность, функции и роль каждого участника процесса);

3. порядок выполнения процесса либо номер и название рабочей инструкции, в соответствии с которой выполняется данный процесс;

4. поставщиков и заказчиков результатов данного процесса, т.е. порядок взаимодействия с другими подразделениями).

В организации ОАО «ЯТЭК», действуют нормативные документы, несущие требования только на продукт, оборудование и на процессы получения продукта, стандартов организации, нацеленные на качество системы управления, нет. Таким же образом, должностные инструкции, действующие в организации, не нацелены на поддержание системы качества. Исходя из данного состояния документации организации, для прохождения сертификации на соответствие СМК требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2008, необходимо разработать стандарты организаций для процессов системы менеджмента качества: порядок выполнения отдельных процессов, взаимодействия процессов, а также необходимо разработать или подкорректировать должностные инструкции организации, согласно процессам системы менеджмента качества.

Для определения необходимых средств управления, согласно ГОСТ Р ИСО 9001-2001, должны быть разработаны следующие документированные процедуры:

1. проверка документов на адекватность до их выпуска;

2. анализ и актуализация по мере необходимости и переутверждение документов;

3. обеспечение идентификации изменений и статуса пересмотра документов;

4. обеспечение наличия соответствующих версий документов в местах их применения;

5. обеспечение, сохранения документов четкими и легко идентифицируемыми;

6. обеспечение идентификации документов внешнего происхождения и управление их рассылкой;

7. предотвращение непреднамеренного использования устаревших документов и применение соответствующей идентификации таких документов, оставленных для каких-либо целей.

 

2.7.2.4 Записи

Записи – это специальный вид документов, они назначены для предоставления свидетельств соответствия требованиям и результативности функционирования СМК. Они должны быть четкими, идентифицируемыми и восстанавливаемыми.

2.7.3 Рекомендации к разработке СТО ОАО «ЯТЭК»

2.7.3.1 Цели разработки СТО

Согласно статье 17 ФЗ 184 «О техническом регулировании», коммерческая организация ОАО «ЯТЭК» может создавать стандарты организации в целях совершенствования производства, обеспечения качества продукции, выполнения работ, распространения и использования полученных результатов исследований или испытаний, измерений и разработок.[1]

Стандарты организации ОАО «ЯТЭК» нацелены на уточнение структуры организации, на повышение качества и эффективности работы подразделений и их отделов, на улучшение организации документооборота, на облегчение условий труда сотрудников, тем самым, главным образом, увеличить эффективность и конкурентоспособность организации [8].

2.7.3.2 Последовательность разработки СТО

Разработка СТО в ОАО «ЯТЭК» должна происходить по порядку, показанному на рисунке 2.4.

Рисунок 2.4 Блок-схема процесса создания СТО в ОАО «ЯТЭК»

Распоряжение Генерального директора организации рекомендуется оформлять в следующей форме:

«С целью улучшений условий труда в < указывается подразделение>, сотруднику <указывается Ф.И.О. сотрудника> поручено выявление факторов, затрудняющих работу сотрудников подразделения и подготовка рекомендаций по их устранению. Предлагаю сотрудникам <указать Ф.И.О. сотрудников> оказать возможную помощь в работе исполнителя».

Не рекомендуется применение формулировок типа «В целях выявления недочетов в подразделении <…>», цель должна быть направлена позитивный настрой, как на улучшение деятельности, условий труда, на повышение эффективности деятельности и т.п.

2.7.3.3 Содержание и структура СТО

Разработку проекта СТО осуществляют компетентные на разработку СТО организации, Специалист по стандартизации организации или отдельные специалисты, обладающие научным потенциалом, необходимым опытом практической работы в соответствующей области. За качество и за соблюдение сроков подготовки документа отвечает основной исполнитель.[9]

На разработку СТО Генеральным директором утверждаются цели и задачи разработки СТО, этапы и сроки разработки, исполнители, а также организации, которым будет направлен документ на экспертизу и, при необходимости, на согласование.

По полученной информации от сотрудников подразделения по распоряжению Генерального директора, согласно п.3.3.1, Разработчик должен уточнить недостатки действующей документации путем ее анализа.

Анализ действующей документации следует оформлять в виде таблицы с указанием в нем названия документов и выявленных в них недостатков. Устранение выявленных в ходе анализа недостатков по умолчанию становятся целью создания СТО.

Для разработки содержания СТО Разработчик должен производить опрос и получать необходимые данные от подразделений, деятельности которых будут касаться требования СТО.

При написании содержания СТО необходимо ориентироваться по следующим документам:

· ГОСТ Р 1.0-2004. Государственная система стандартизации РФ. Основные положения.

· ГОСТ Р 1.4-2004. Стандартизация в РФ. Стандарты организаций. Общие положения.

· ГОСТ Р 1.5-2004. Стандартизация в РФ. Стандарты национальные в РФ. Правила построения, изложения, оформления и обозначения.

· ГОСТ Р 1.12-2004. Стандартизация в РФ. Термины и определения.

 

В общем виде, СТО должны содержать следующие структурные элементы [10]:

1. Титульный лист;

2. Предисловие (Введение)

3. Область применения;

4. Нормативные ссылки;

5. Термины и определения;

6. Требования;

7. Приложения.

После разработки содержания проекта СТО, Разработчик должен обеспечить экспертную проверку проекта СТО или получить отзывы и согласования от организаций, на которых могут повлиять требования нового СТО. Если Генеральным директором не утверждены организации для проведения экспертизы, СТО согласовываются с надзорными органами, если требования СТО затрагивают вопросы, входящие в компетенцию этих органов, также в этом случае, перечень необходимых согласований устанавливается Начальником отдела, ответственного за внедрение новых процессов. Для стандартов организации ОАО «ЯТЭК» нужны согласования, при необходимости, от организаций ОАО «Сахатранснефтегаз» и ГУП ЖКХ, которые являются основными заказчиками.

Экспертная проверка бывает следующих видов:

1. Научно-техническая;

2. Метрологическая;

3. Патентная;

4. Терминологическая;

5. Правовая.

При отсутствии у Разработчика информации о необходимом надзорном органе, он может получить необходимую информацию в Центре стандартизации и сертификации г. Якутск.

После получения отзывов, экспертных заключений и согласований (при необходимости), Разработчик направляет проект СТО со всеми сопутствующими документами, образовавшимися в ходе разработки проекта СТО, на утверждение Генеральному директору.

После утверждения проекта СТО, в производственно-техническом отделе данный документ регистрируют в нормативной базе организации, дают регистрационный номер и публикуют в печатном и электронном виде в общей сети организации.

После разработок всех СТО на процессы СМК и внедрения их в организации, ОАО «ЯТЭК» должен официально подать заявку в орган по сертификации, аккредитованному в системе ГОСТ Р для проведения сертификации СМК предприятия.

2.8 Структура СТО на примере СТО «Управление документацией»

На примере СТО «Управление документацией» рассмотрим структуру разрабатываемых документов в ОАО «ЯТЭК».

СОДЕРЖАНИЕ

1 Назначение и область применения 4

2 Нормативные ссылки 4

3 Определения 4

4 Сокращения и обозначения 4

5 Общие положения 6

5.1 Классификация документов СМК 6

5.2 Общие требования к организации работ по созданию документов СМК 9

5.3 Общие требования к изложению документов СМК 9

5.4 Общие требования к оформлению документов СМК 9

5.5 Общие требования к учету и хранению и рассылке документов СМК 10

5.6 Общие требования к актуализации документов СМК 12

5.7 Общие требования к отмене и изъятию документов СМК 12

5.8 Актуализация внешних документов 13

6 Порядок управления документами 13

6.1 Управление документами по управлению качеством 13

6.2 Управление документами по подтверждению и улучшению качества 16

6.3 Управление документами по планированию качества 16

6.4 Управление документами по обеспечению качества 18

6.5 Управление документами на электронных носителях 20

7 Ответственность 26

8 Библиография 26

9 Лист регистрации изменений 26

Приложение А Форма листа ознакомления с документами 27



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 479; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.152.5.73 (0.058 с.)