Глава 1 сведения об организации оао «ятэк» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1 сведения об организации оао «ятэк»



ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

на тему Разработка рекомендаций по качеству на основе стандартов ИСО 9000:2011 для ОАО «Якутская топливно-энергетическая компания»

 

Пояснительная записка



Руководитель проекта

ст. преподаватель, к.т.н. Митина М.В.

 

__________________________________

(подпись)

Консультант по

разделу организационно-экономическому

доцент, к.э.н Морозова Н.В.

 

___________________________________ (подпись)

 

Консультант по

разделу безопасность и экологичность профессор, д.т.н. Мартынюк В.Ф.

 

____________________________________ (подпись)

 

Москва 2014г.

 

Дипломник гр. МП-09-06

Егорова Александра Михайловна

 

____________________________________

(подпись)

 

____________________________________

(дата)

 


Министерство образования и науки Российской Федерации Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина
Факультет Инженерной механики
Кафедра "Стандартизация, сертификация и управление качеством производства нефтегазового оборудования"
Специальность 200503 Стандартизация и сертификация Группа МП-09-06
 
ЗАДАНИЕ на дипломный проект (работу)
Студент Егорова Александра Михайловна
 
Тема дипломного проекта (работы)
Разработка рекомендаций по качеству на основе стандартов ИСО 9000:2011 для ОАО «Якутская топливно-энергетическая компания»
 
 
Время выполнения проекта (работы) с 9марта по 31 мая 2014 г.
Руководитель дипломного проекта (работы) Митина М.В ст.преподаватель, к.т.н. РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина
Тема дипломного проекта (работы) и руководитель утверждены приказом № _________ от «___» ____________________ 2014 г.
Консультант по разделу организационно - экономическому Морозова Н.В. доцент, к.э.н., РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина
Консультант по разделу безопасность и экологичность проекта Мартынюк В.Ф. профессор, д.т.н., РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина
Место выполнения проекта (работы)РГУ нефти и газа имени И.М.Губкина
Заведующий кафедрой профессор, д.т.н. Кершенбаум В.Я. «___» _______________________ 2014 г.
Задание принял к исполнению «10»марта2014 г.
_________________________
(подпись студента)
1 Содержание задания по профилирующему разделу проекта Основные разделы проекта:
1. Сбор сведений об организации ОАО «Якутская топливно-энергетическая компания», общие данные о деятельности и структуре; 2. Анализ требований стандартов ГОСТ Р ИСО 9000:2011; 3. Анализ структуры и деятельности организации; 4. Разработка рекомендаций к модели процессов системы менеджмента качества; 5. Сбор и анализ документации ОАО «ЯТЭК» для написания рекомендаций по разработке СМК; 6. Разработка рекомендаций к проведению сертификации системы менеджмента качества ОАО «Якутская топливно-энергетическая компания» в системе добровольной сертификации ГОСТ Р.  
2 Исходные данные к проекту Материалы, полученные в ходе прохождения преддипломной практики.  
3 Перечень графического материала

1. Актуальность дипломного проекта;

2. Основные требования стандартов ИСО 9000 к СМК;

3. Общая модель СМК;

4. Анализ структуры и деятельности организации, выявление основных процессов;

5. Рекомендуемая модель процессов СМК ОАО «ЯТЭК»;

6. Рекомендации к разработке СТО;

7. Рекомендации к проведению сертификации СМК;

8. Организационно-экономическая часть;

9. Безопасность и экологичность проекта.


 

4 Перечень элементов, выполняемых с использованием компьютерных технологий
Пояснительная записка выполнена с помощью текстового редактора Microsoft Word. Графическая часть выполнена с помощью пакета программ Microsoft Office, AutoCAD.
Подпись консультанта _____________________________
5 Задание и исходные данные по разделу безопасность и экологичность
Оценить соответствие опасных и вредных производных факторов рабочего условия. Рассчитать концентрационные пределы воспламенения добываемого газа.
Подпись консультанта _____________________________  
6 Задание и исходные данные по разделу организационно-экономическому
Оценить затраты на разработку рекомендаций по качеству и стоимость сертификации системы менеджмента качества в системе добровольной сертификации ГОСТ Р.
Подпись консультанта _____________________________  
7 Рекомендуемая исходная литература
Государственные стандарты ГОСТ Р серии 9000.
Подпись руководителя дипломного проекта ___________________
Сведения о дипломнике: Домашний адрес: г. Москва, ул. Академика Волгина 2/1
Телефон: 8 (985) 262-26-54

КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК РАБОТЫ ПО РАЗДЕЛАМ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА (РАБОТЫ)

№ п/п Перечень разделов проекта (работы) Срок выполнения Трудоемкость % Отметки о выполнении
    Основная часть пояснительной записки (по указанной теме дипломного проекта) Графическая часть: Основная Безопасность и экологичность проекта Организационно-экономическая       30%   70% 50%   10%   10%    

 

Составлен «___» _____________________ 2014 г.

_________________________ ________________________

(Подпись руководителя) (Подпись студента)

 


 

Введение…………………………………………………………………….8

1 Описание ОАО «ЯТЭК»

1.1 Общие сведения об организации………………………………….11

1.2 Геология и разработка актуальных месторождений

1.2.1Средневилюйское газоконденсатное месторождение…………….12

1.2.2 Мастахское газоконденсатное месторождение…………………...13

1.2.3 Мирнинский лицензионный участок………………………............14

1.2.4 Толонский лицензионный участок………………………………...14

1.3 Поставка природного газа ………………………………………...15

1.4 Отношение с конкурентами……………………………….............16

2 Рекомендации по разработке системы менеджмента качества на основе требований стандартов ГОСТ Р ИСО 9000:2011

2.1 Система менеджмента качества на основе ISO 9000:2011…………………………………………………………………………18

2.2 Основополагающие документы…………………………………...19

2.3 Общие требования к созданию СМК……………………………..20

2.4 Восемь принципов менеджмента качества. Всеобщий менеджмент качества (TQM)...…………………………………………….........21

2.5 Этапы разработки СМК……………………………………............26

2.6 Анализ структуры и деятельности ОАО «ЯТЭК»……….............27

2.7 Разработка СМК

2.7.1 Разработка процессного подхода………………………………....28

2.7.2 Выявление необходимой документации для внедрения СМК… 32

2.7.2.1 Политика и цели в области качества………………...32

2.7.2.2 Руководство по качеству……………………………..32

2.7.2.3 Процедуры…………………………………………….33

2.7.2.4 Записи………………………………………………….35

2.7.3 Рекомендации к разработке СТО ОАО «ЯТЭК»

2.7.3.1 Цели разработки СТО………………………………..35

2.7.3.2 Последовательность разработки СТО………………35

2.7.3.3 Содержание и структура СТО……………………….37

2.8 Структура СТО на примере СТО «Управление документацией»

3 Рекомендации к проведению сертификации СМК ОАО «ЯТЭК» в системе добровольной сертификации ГОСТ Р

3.1 Сертификация СМК

3.3.1 Общие положения

3.3.2 Подача заявки на проведение сертификации СМК

3.3.3 Процесс сертификации СМК

3.3.4 Выдача сертификата соответствия СМК

3.3.5 Инспекционный контроль

3.3.6 Информация о результатах сертификации СМК

4 Организационно-экономический раздел

4.1 Необходимость экономического расчета

4.2 Виды расходов при разработке документа «Руководство по качеству»

4.2.1 Затраты на оплату труда

4.2.2 Отчисления во внебюджетные фонды

4.2.3 Амортизационные отчисления

4.2.4 Материальные и прочие затраты

4.2.5 Общая стоимость затрат на разработку

4.3 Расчет стоимости сертификации СМК

5 Безопасность и экологичность

Введение

5.1 Анализ условий труда

5.1.1 Опасные и вредные производственные факторы

5.1.1.1 Химические факторы

5.1.1.2 Физические факторы

5.1.1.3 Производственное освещение

5.1.1.4 Шум и вибрация

5.1.1.5 Опасность поражения электрическим током

5.2 Выполнение санитарных и противопожарных норм проектирования

5.3 Обеспечение пожарной и производственной безопасности

5.4 Средства индивидуальной защиты работников

5.5 Комплекс мер по охране окружающей среды

5.5.1 Контроль загрязнений рабочей зоны и окружающей среды

5.5.2 Защита воздушного бассейна

5.5.3 Охрана вод от загрязнения

5.5.4 Твердые и жидкие отходы

5.6 Расчет концентрационных пределов воспламенения сырья

Заключение

Список использованных источников

Приложения


Введение

Как известно, конкурентоспособность является главным критерием успеха для производственных предприятий. Она характеризуется двумя параметрами – цена и стабильное качество.

В настоящее время, производители принимают различные меры и методы для обеспечения стабильного качества выпускаемого продукта, но наиболее важным из этих инструментов является система качества организации

В экономически развитых странах наличие системы управления качеством, сертифицированной по международному стандарту, считается гарантом качества продукции и малого риска для страховщика, поэтому, чтобы отечественные производители вышли на международный уровень, им необходимо соответствовать зарубежным требованиям управления качества продукции и услуг.

Таким образом, российским производителям необходимо использовать мировой опыт, передовые технологии и стандарты для внедрения системы менеджмента качества на предприятиях.

Целью данного дипломного проекта является разработка рекомендаций для внедрения системы менеджмента качества на предприятии ОАО «Якутская топливно-энергетическая компания».

Актуальность выбранной темы дипломного проекта состоит в том, что при разработке новых газовых месторождений и поставки газа в Китай, ОАО «ЯТЭК» должна соответствовать требованиям международных стандартов, в частности, ГОСТ Р ИСО 9000:2011. Для этого компании необходимо будет разработать и внедрить систему менеджмента качества, что обеспечит эффективную работу на всех этапах жизненного цикла от добычи до поставки газа в Китай.

Для достижения вышеуказанной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Анализ структуры и деятельности компании;

2. Выявление основных процессов компании;

3. Изучение требований стандартов ГОСТ Р ИСО 9000:2000;

4. Анализ документов системы качества организации, выявление в них слабых сторон;

5. Разработка рекомендаций по внедрению системы менеджмента качества;

6. Разработка рекомендаций для проведения сертификации СМК.

Руководствуясь данными об организации, полученными в ходе преддипломной практики, в первой главе данной работы автором рассмотрены общая деятельность и структура организации.

Во второй главе описываются основные принципы системы менеджмента качества, проводится анализ структуры и деятельности организации и даются рекомендации к разработке системы менеджмента качества организации.

В третьей главе автор дает рекомендации к проведению сертификации разработанной системы менеджмента качества в системе добровольной сертификации ГОСТ Р.

В четвертой главе приведен экономический расчет затрат на разработку документа «Рекомендации по качеству». Данные расчеты дают понять руководству организации о размере затрат, которые необходимы для создания данного документа.

В пятой главе рассмотрены безопасность и экологичность управления по добыче и переработке газа ОАО «ЯТЭК». Работа на установке по переработке и добыче газа относится к категории опасных, поэтому необходимо обеспечить персонал данного управления безопасным условием рабочего места. В этих целях рассмотрены фактические значения опасных и вредных производственных факторов на установке и рассчитаны концентрационные пределы воспламенения газового сырья.

В качестве теоретической базы дипломного проекта были использованы работы ведущих специалистов и ряд нормативных документов.*

 

 

*см. список используемой литературы

Таблица 1.1 Сопоставление проектных и фактических показателей добычи Средневилюйского ГКМ

Показатели проект./факт.   2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Добыча газа, млн.м3 проект     1550.24 1550,27 1556,96
факт 1430,4 1564,3 1550,4 1528,05 1619,8

 

В настоящее время действующий фонд скважин обеспечивает необходимый потребительский спрос на газ.

Коэффициент эксплуатации действующих скважин низкий и составляет 0,45, т.е. каждая скважина в среднем эксплуатируется 5,5 месяцев в году, 6,5 месяцев в году фонд скважин простаивает из-за отсутствия потребителя на газ.

 

1.2.2 Мастахское газоконденсатное месторождение

Мастахское газоконденсатное месторождение также расположен в центральном регионе Республики Саха (Якутия), находится в состоянии довыработки и выступает как месторождение-регулятор, работает в период пиковых нагрузок. Горный отвод площадью 10 843 гектаров удостоверяется актом № 02 от 25.04.2011г.

В настоящее время в разработке находятся 2 продуктивных горизонта: Т1-IV и Р2-I.

Проектные и фактические объемы добычи газа из Мастахского газоконденсатного месторождения сопоставлены в таблице 1.2.

Таблица 1.2 Сопоставление проектных и фактических

Поставка природного газа

Поставка газа осуществляется на 0-километре в месте присоединения магистрального трубопровода, принадлежащего ОАО «Сахатранснефтегаз», к объектам обустройства месторождения ОАО «ЯТЭК».

Добыча, подготовка и транспорт природного газа в Республике Саха (Якутия) носят ярко выраженный сезонный характер. Это определяется тем, что основные объемы газа используются для выработки тепловой и электрической энергии в Центральном регионе, потребление которых в зимний период в несколько раз превышают потребности летних месяцев. Так максимальные уровни добычи газа наблюдаются в декабре-январе месяцах (8,7 млн. м3/сутки), минимальные – в июле (1,5 млн. м3/сутки). Сравнение плановых и фактических объемов добычи и поставки газа за 2012 и 2013 гг. приведено в таблице 1.3.

Так же существенное влияние на объемы потребления природного газа имеет температура окружающего воздуха. В периоды резких похолоданий они резко возрастают.

Отсутствие буферных потребителей и подземного хранилища газа в районе потребления газа обуславливают работу месторождений и системы магистральных газопроводов в режиме регулятора потребления, так как подача газа соответствует необходимой потребности, которая в периоды похолоданий резко возрастает, и также происходит резкое снижение в периоды потепления.

Все эти факторы не обеспечивают предсказуемость объемов потребления природного газа и не способствуют четкому планированию его добычи.


 

Таблица 1.3 Плановые и фактические объемы

Отношение с конкурентами

Оценка конкурентной среды в пределах Республики Саха по основным видам деятельности:

Добыча природного газа – конкуренты отсутствуют. Добычу газа в западной части Республики осуществляют предприятия ОАО «АЛРОСА-Газ» и ООО «Ленск-Газ», с суммарным объемом добычи менее 15% общереспубликанского объема. ОАО «ЯТЭК» является монопольным производителем и поставщиком природного газа для нужд промышленности и жилищного коммунального хозяйства центральной части Республики Саха (Якутия). Вероятность появления альтернативного поставщика природного газа в ближайшие 5 лет оценивается как крайне низкая [2].

Производство моторного топлива – конкуренция отсутствует. Вероятность появления альтернативных производителей моторного топлива на территории Республики оценивается как крайне низкая.

Реализация моторного топлива через сеть АЗС – основные конкуренты сети АЗС «Саханефтегазсбыт», «Туймаада-нефть», «СибОйл», «Паритет». В связи с наличием крупного игрока - правительства Республики Саха в качестве основного акционера «Саханефтегазсбыт», развитие локальных игроков ограничено. При этом вероятность прихода на рынок крупного федерального игрока (ВИНК) низка ввиду сложной транспортной доступности и невысокой емкости розничного рынка моторных топлив.


 

ГЛАВА 2 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА ОСНОВЕ ТРЕБОВАНИЙ СТАНДАРТОВ ИСО 9000:2011

Основополагающие документы

В России документированы в качестве национальных стандартов с помощью аутентичного перевода три стандарта ИСО серии 9000 и ГОСТ Р ИСО 19011-2012:

1. ГОСТ Р ИСО 9000-2011 «Система менеджмента качества. Основные положения и словарь»;

2. ГОСТ Р ИСО 9001-2011 «Система менеджмента качества. Требования»;

3. ГОСТ Р ИСО 9004-2010 «Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества»;

4. ГОСТ Р ИСО 19011-2012 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента».

Стандарты СМК носят добровольный характер. При создании СМК в подавляющем большинстве применяют требования, прописанные в международных стандартах ISO серии 9000.

 

2.3 Общие требования к созданию СМК

Система менеджмента качества согласно ГОСТ ИСО 9001 – 2011 должна включать в себя следующие разделы[6].

1 Общие требования к системе. Организация должна разработать, задокументировать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии систему, постоянно улучшать ее результативность.

2 Требования к документации.

3 Ответственность руководства, включающий вопросы:

· политика в области качества; планирование;

· ответственность, полномочия и обмен информацией;

· анализ со стороны руководства.

4 Менеджмент ресурсов. В этом разделе рекомендуется рассмотреть вопросы:

· обеспечение ресурсами на реализацию системы;

· человеческие ресурсы;

· инфраструктура, которая необходима для обеспечения качества;

· производственная среда.

5 Процессы жизненного цикла продукции, где необходимо отразить:

· планирование жизненного цикла продукции;

· процессы, связанные с потребителями;

· проектирование и разработка:

· закупки:

· производство и обслуживание;

· управление устройствами для мониторинга и измерений.

6 Измерение, анализ и улучшение с рассмотрением вопросов:

· мониторинга и измерений процессов, продукции и использования результатов для управления и внутреннего аудита;

· управления несоответствующей продукцией с целью предотвращения непреднамеренного ее использования или поставки;

· улучшения системы и повышения ее результативности.

Каждый основной раздел системы менеджмента качества основывается на восьми принципах менеджмента качества.

 

Рисунок 2.1 Процессы системы менеджмента качества

Грамотное использование методологии TQM позволяет фирме получить следующие преимущества:

• повышение качества и конкурентоспособности продукции;

• рост степени удовлетворенности потребителей продукцией (услугами) фирмы;

• увеличение прибыли;

• улучшение имиджа и репутации фирмы;

• обеспечение финансовой устойчивости фирмы;

• обеспечение рационального использования всех видов ресурсов;

• повышение качества управленческих решений;

• увеличение производительности труда;

• внедрение новейших достижений НТП. Преимущества, обеспечиваемые фирме в отдельных сферах ее деятельности внедрением принципов концепции TQM, приведены в табл. 2.1


 

Таблица 2.1 Преимущества предприятия при внедрении принципов TQM

Принцип концепции TQM Преимущества, получаемые фирмой в области
Формирование стратегии Целеполагания Оперативного управления Управление персоналом
Ориентация на потребителя Облегчается формулирование стратегии и политики Упрощается определение конкретных целей, учитывающих потребности рынка Упрощается определение конкретных целей, учитывающих потребности рынка Совершенствуется реализация в продукции требований рынка Подбор персонала со знаниями и опытом работы, ориентированной на удовлетворение потребительских запросов
Лидерство Обеспечивается ясное видение Происходит трансформация видения будущего в измеримые цели и задачи Вовлечение персонала в процесс решения задач организации Наличие на фирме воодушевленного, информированного, стабильного персонала
Вовлеченность работников Работники вносят вклад в совершенствование стратегии фирмы Осознание персоналом целей и задач фирмы как личных Персонал в пределах своей компетенции вовлекается в процесс достижения целей и решения задач Растет удовлетворенность персонала работой; персонал активно вовлечен в собственное развитие
Процессный подход Постоянное использование определенных процессов на фирме ведет к большей предсказуемости результатов Понимание процессов является основой правильной корректировки целей и задач Отражение процессного подхода в снижении издержек, оптимизации использования ресурсов и т. д. Установление экономически обоснованных процессов управления персоналом (найм, обучение)
Системный подход к управлению Создание комплексных планов, увязывающих функциональные и процессные подходы Индивидуальные рабочие цели и задачи увязаны с целями фирмы Сведения об эффективности процессов ведут к пониманию причин проблем и ускорению рабочих процессов Понимание персоналом своей роли и ответственности в процессе достижения целей фирмы улучшает коллективную работу
Постоянное совершенствование Разработка и реализация более конкурентоспособных бизнес-планов Установление реалистичных, постоянно повышающихся плановых заданий Вовлечение работников в постоянное совершенствование рабочих процедур Обеспечение персонала возможностями постоянного совершенствования
Принятие решений, основанное на фактах Стратегии, базирующиеся на фактической информации, более реалистичны Использование сравнительной информации повышает реалистичность целей и задач Фактическая информация служит основой дальнейшего совершенствования и предотвращения проблем Анализ данных опросов и жалоб работников служит основой для разработки политики управления персоналом
Взаимовыгодные отношения с поставщикам Обеспечение конкурентных преимуществ путем создания стратегических альянсов с поставщиками Установление более ВЫСОКИХ заданий за счет вовлечения в целеполагание поставщиков Создание и управление отношениями с поставщиками с целью обеспечения своевременной, бездефектной поставки Расширение возможностей поставщиков с помощью тренингов

Этапы разработки СМК

Основными этапами внедрения СМК являются [3]:

1 Анализ существующей ситуации в организации, ее структуры, производства и подразделений;

2 Разработка стандартов организации на действующие процессы организации, написание рекомендаций к руководству по качеству;

3 Проведение внутреннего аудита СМК.

На первом этапе проводится анализ структуры и деятельности организации, в ходе которого должны быть вывялены:

· основные производственные процессы организации;

· вспомогательные процессы и процессы обеспечения;

· наиболее критические бизнес-процессы с точки зрения системы менеджмента качества;

· наличие и актуальность имеющихся нормативно-технических документаций (стандарты предприятия, должностные инструкции и т.п.);

· существующее распределение ответственности, полномочий и ресурсов по процессам организации.

На втором этапе планируется, на основе исходных данных, разработка стандартов организаций на основные процессы и написание рекомендаций к руководству по системе менеджмента качества. Таким образом, разрабатываются шесть обязательных процедур, рекомендации к руководству по качеству и другие документы, в соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р ИСО 9001:2011.

После разработки всех необходимых документов, для «доводки» системы качества, организации необходимо некоторый период работать по этим документам, чтобы внести незначительные изменения в документации системы качества.

Третий этап нацелен на проверку работы системы качества предприятия, а также на обучение внутренних аудиторов к проведению аудитов. Следовательно, на данном этапе проводится подготовка и проведение внутреннего аудита и разработка плана корректирующих действий. После проведения корректирующих действий, организация может проходить сертификацию по стандарту ГОСТ Р ИСО 9001:2011.

Разработка СМК

2.7.1 Разработка процессного подхода

Согласно ГОСТ Р ИСО 9001-2011, в организации должна быть выбрана модель процессов, которая более подходит под структуру и деятельность компании, для этого должны быть выявлены основные процессы организации.

Для организации ОАО «ЯТЭК», чтобы пройти сертификацию на соответствие стандартам ИСО серии 9000, рекомендуется внедрить модель процессов СМК, основанную на процессном подходе по ГОСТ Р ИСО 9001-2008, представленная на рисунке 2.1.. Для этого в первую очередь, необходимо установить основные элементы модели: вход, жизненный цикл продукции, выход, управляющие воздействия и ресурсы, общая схема модели приведена на рисунке 2.2.[11]

Рисунок 2.2 Общая схема модели управления процессом

Организация ОАО «ЯТЭК» занимается добычей и переработкой газа, а также оптовой и розничной торговлей моторного топлива, следовательно, как и для всех организаций, занимающимися производством продукции, входным данным являются требования заказчика и потребителей, а выходными – их удовлетворенность.

Жизненный цикл природного газа, моторных, топочных котельных топлив:

1. Добыча газа;

2. Отделение природного газа и нестабильного конденсата на установке комплексной подготовки газа, поставка природного газа в магистральный трубопровод;

3. Получение бензиновых, дизельных фракций и топочного котельного топлива из нестабильного конденсата на установке по переработке газового конденсата, перевод котельного топлива на хранение и реализацию;

4. Приготовление автомобильного и дизельного топлива из фракций;

5. Хранение;

6. Реализация.

Управляющими воздействиями на процесс являются: анализ и оценка СМК и планирование дальнейших действий руководством, согласно политике в области качества.

Поддерживающими жизненный цикл продукции ресурсами являются:

1. управление персоналом;

2. управление документацией;

3. управление инфраструктурой;

4. управление материально-производственных ресурсов;

5. информационно-правовая поддержка;

6. внутренний аудит.

Исходя из полученных определений элементов модели процессов СМК, получаем модель процессов СМК для ОАО «ЯТЭК», представленную на рисунке 2.3.


 


Управление персоналом
Управление инфраструктурой
Управление документацией
Управление производственно-технических ресурсов
Внутренний аудит
Информационная поддержка
Жизненный цикл продукции
Подача природного газа в магистральный газопровод
Получение котельного топлива
Анализ, оценка деятельности
Планирование дальнейших действий руководством. Ответственность руководства
Улучшение СМК


Рисунок 2.3 Модель процессов СМК ОАО «ЯТЭК»


2.7.2 Выявление необходимой документации для внедрения СМК

Согласно ГОСТ Р ИСО 9000-2011 для внедрения СМК организация должна обязательно включать [7]:

1. Документально оформленные политику и цели в области качества;

2. Руководство по качеству;

3. Процедуры, которые должны быть документально оформлены, внедрены и поддерживаться в рабочем состоянии, согласно требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001;

4. Записи, согласно требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2011.

 

2.7.2.1 Политика и цели в области качества

В данном документе должны быть четко даны определения направления, задач, обязательств и целей административного руководства в области качества.

2.7.2.2 Руководство по качеству

Руководство по качеству должно содержать:

· область применения СМК;

· документированные процедуры, разработанные для СМК;

· описание взаимодействий процессов.

Содержание руководства по качеству должно соответствовать параграфам стандартов ГОСТ Р ИСО 9000, также его следует разрабатывать согласно ГОСТ Р ИСО 10013-2007 «Руководящие указания по разработке руководств по качеству».

Руководство организации носит ответственность за существование системы менеджмента качества в организации, соответственно, к руководству организации установлены требования системы менеджмента качества в стандарте ГОСТ Р ИСО:9001-2011:

а) доведение до сведения организации важности выполнения требований потребителей, а также законодательных и обязательных требований;

б) разработки политики в области качества;

в) обеспечения разработки целей в области качества;

г) проведения анализа со стороны руководства;

д) обеспечения необходимыми ресурсами.

Обязательства руководства, которые включают в себя в обязательном порядке:

1. Ориентация на потребителя;

2. Политика в области качества;

3. Планирование;

4. Ответственность, полномочия и обмен информацией;

5. Анализ со стороны руководства.

Для ведения устойчивой системы менеджмента качества руководство организации должно оформить данные требования в руководстве по качеству организации.

2.7.2.3 Процедуры

Процедуры – это документы, описывающие порядок выполнения бизнес-процессов (т.е. без поименного перечисления исполнителей). Такой документ может включать в себя структурную схему подразделения с распределением функциональных обязанностей. Введение таких процедур очень полезно, т.к. дает возможность структурным подразделениям увидеть все функциональные взаимосвязи и обязанности друг друга.

Процедуры оформляются в виде стандартов организации, которые должны содержать:

1. основные функции подразделений;

2. организационную структуру (расписываются обязанности, ответственность, функции и роль каждого участника процесса);

3. порядок выполнения процесса либо номер и название рабочей инструкции, в соответствии с которой выполняется данный процесс;

4. поставщиков и заказчиков результатов данного процесса, т.е. порядок взаимодействия с другими подразделениями).

В организации ОАО «ЯТЭК», действуют нормативные документы, несущие требования только на продукт, оборудование и на процессы получения продукта, стандартов организации, нацеленные на качество системы управления, нет. Таким же образом, должностные инструкции, действующие в организации, не нацелены на поддержание системы качества. Исходя из данного состояния документации организации, для прохождения сертификации на соответствие СМК требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2008, необходимо разработать стандарты организаций для процессов системы менеджмента качества: порядок выполнения отдельных процессов, взаимодействия процессов, а также необходимо разработать или подкорректировать должностные инструкции организации, согласно процессам системы менеджмента качества.

Для определения необходимых средств управления, согласно ГОСТ Р ИСО 9001-2001, должны быть разработаны следующие документированные процедуры:

1. проверка документов на адекватность до их выпуска;

2. анализ и актуализация по мере необходимости и переутверждение документов;

3. обеспечение идентификации изменений и статуса пересмотра документов;

4. обеспечение наличия соответствующих версий документов в местах их применения;

5. обеспечение, сохранения документов четкими и легко идентифицируемыми;

6. обеспечение идентификации документов внешнего происхождения и управление их рассылкой;

7. предотвращение непреднамеренного использования устаревших документов и применение соответствующей идентификации таких документов, оставленных для каких-либо целей.

 

2.7.2.4 Записи

Записи – это специальный вид документов, они назначены для предоставления свидетельств соответствия требованиям и результативности функционирования СМК. Они должны быть четкими, идентифицируемыми и восстанавливаемыми.

2.7.3 Рекомендации к разработке СТО ОАО «ЯТЭК»

2.7.3.1 Цели разработки СТО

Согласно статье 17 ФЗ 184 «О техническом регулировании», коммерческая организация ОАО «ЯТЭК» может создавать стандарты организации в целях совершенствования производства, обеспечения качества продукции, выполнения работ, распространения и использования полученных результатов исследований или испытаний, измерений и разработок.[1]

Стандарты организации ОАО «ЯТЭК» нацелены на уточнение структуры организации, на повышение качества и эффективности работы подразделений и их отделов, на улучшение организации документооборота, на облегчение условий труда сотрудников, тем самым, главным образом, увеличить эффективность и конкурентоспособность организации [8].

2.7.3.2 Последовательность разработки СТО

Разработка СТО в ОАО «ЯТЭК» должна происходить по порядку, показанному на рисунке 2.4.

Рисунок 2.4 Блок-схема процесса создания СТО в ОАО «ЯТЭК»

Распоряжение Генерального директора организации рекомендуется оформлять в следующей форме:

«С целью улучшений условий труда в < указывается подразделение>, сотруднику <указывается Ф.И.О. сотрудника> поручено выявление факторов, затрудняющих работу сотрудников подразделения и подготовка рекомендаций по их устранению. Предлагаю сотрудникам <указать Ф.И.О. сотрудников> оказать возможную помощь в работе исполнителя».

Не рекомендуется применение формулировок типа «В целях выявления недочетов в подразделении <…>», цель должна быть направлена позитивный настрой, как на улучшение деятельности, условий труда, на повышение эффективности деятельности и т.п.

2.7.3.3 Содержание и структура СТО



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 424; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.184.214 (0.164 с.)