Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел: Мерчандайзинг – современный способ организации работы аптек.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Тема: Основы мерчандайзинга. Основные принципы организации.
Основные вопросы темы: 1. Понятие о мерчандайзинге; 2. Основные принципы эффективного мерчандайзинга; 3. Организация оптимального запаса товаров; 4. Организация торгового зала; 5. Понятие об имидже аптеки; 6. Эффективное представление продвигаемых товаров; 7. Значение мерчандайзинга.
В условиях современного фармацевтического рынка при постоянном росте конкуренции все больше значение приобретает мерчандайзинг, как новая концепция организации торговой деятельности. Хорошо организованный мерчандайзинг существенно влияет на повышение объема продаж, повышение конкурентоспособности, повышение числа постоянных покупателей. Мерчандайзинг – это маркетинг в торговом зале. Мерчандайзинг – от английского «Merchandising» - искусство торговать. Мерчандайзинг – это комплекс мероприятий, проводимых в торговом зале и направленных на продвижение того или иного вида товара, марки, вида, упаковки. Задачи, решаемые в аптеке с помощью мерчандайзинга: 1. Правильное оформление торгового зала позволяет увеличить количество времени, которое посетитель готов по доброй воле провести в зале, получая массу положительных впечатлений. 2. Следовательно, увеличивается количество постоянных и лояльных к аптеке покупателей. 3. Увеличить объем продаж. Мерчандайзинг – это искусство делать аптеку прибыльной.
Основными принципами эффективного мерчандайзинга являются: 1. организация оптимального запаса товаров; 2. организация торгового зала; 3. эффективное представление продвигаемых товаров. Первый принцип мерчандайзинга - организация эффективного оптимального запаса товаров.
Часто случается, что товар, пользующийся наибольшим спросом, заканчивается на полках первым, и лучшие места начинают занимать их менее продаваемые аналоги. Эта ситуация называется неэффективным запасом. А каждый день отсутствия таких «успешных» товаров на полках оборачивается недополученной прибылью. Чтобы правильно определить, какие ЛС и другие товары аптечного ассортимента, и в каких количествах необходимы для бесперебойного удовлетворения потребностей покупателей, нужно в каждой группе выделить следующие товары (см. таблицу):
Эффективный запас товаров
Информацию по наиболее продаваемым товарным позициям с учетом региональных особенностей сбыта, можно найти в специализированных СМИ и в Интернете.
Второй принцип мерчандайзинга- организация работы торгового зала Грамотная организация торгового зала — одна из важных составных частей мерчандайзинга, которая включает следующие элементы: · внешний вид аптеки; · атмосфера; · организация точек продажи (последовательность расположения отделов и торгового оборудования); · размещение и выкладка товаров на полках и стеллажах; · персонал. Внешний вид аптеки.
Прежде всего, необходимо заявить о себе. Вывеска аптеки, указатель направления движения к вашей аптеке должны манить и запоминаться своей яркостью, красочностью, оригинальностью. Чтобы принять правильное решение о размещении на фасаде вывески аптечной организации знака, а в витрине информационных и рекламных материалов, необходимо учесть направление движения потенциальных покупателей по улице мимо витрины аптеки. Для этого анализируются преобладающие потоки пешеходов, расположение остановок городского транспорта, мест парковки автомобилей, крупных торговых и культурных центров, офисов и предприятий. 2. Атмосфера. Атмосфера аптеки положительно сказывается на потребителе, поскольку помогает сформировать ход мысли человека и сконцентрировать внимание в нужном направлении, увеличивая тем самым шансы на покупку продукта, который в противном случае остался бы без внимания. Атмосфера включает: 1) визуальные компоненты; 2) освещение; 3) цвет; 4) музыку; 5) запахи.
Некоторые аптеки напоминают головоломку, в которой не каждый клиент захочет разбираться. Заведующие таких аптек обычно полагаются на то, что постоянные покупатели все и так знают, а остальные – спросят или догадаются. Хороший на удобство, восприятия аптеки – понаблюдать за человеком, зашедшим в первый раз. В идеале для того, чтобы полностью сориентироваться в аптеке, посетитель не должен тратить более 25-30 секунд. Этой цели служат четкое зонирование и рубрикаторы. Визуальные компоненты торгового зала. Изображения, знаки, Освещение. Имеющиеся в торговом зале светильники и различные световые эффекты используются для выделения товаров, создания определенного настроения. Кроме того, продуманное освещение позволяет скрыть некоторые недостатки дизайна торгового зала, устранить которые другими методами невозможно. Выделение отдельных товаров и конструкций производится путем направления на них пучков света. Такие световые пятна привлекают взгляд и как бы ведут покупателя от товара к товару. Чтобы выделить товар, источник света должен быть в 3 раза ярче основного освещения, только тогда световая граница будет заметна. С помощью цвета решаются вопросы оздоровления микроклимата торгового зала, организации направления покупательского потока, эффекта доверия к качеству продуктов. Цветовое решение интерьера - основной эмоционально-эстетический фактор. Восприятие цвета зависит от регулируемого освещения. Освещенность зала и рабочих мест должна создавать благоприятную обстановку для торгового процесса. Правильное освещение снимает зрительное напряжение, создает оптимальные условия для восприятия товара, улучшает экспозицию товара, служит состав ной частью рекламных средств, выступает в качестве декоративного элемента, влияет на повышение производительности труда и улучшения качества работы сотрудников. Правильное естественное освещение торгового зала достигается соотношением площади окон и площади пола не менее чем 1:8. Естественное освещение - важное условие нормальной работоспособности. При естественном освещении производительность труда повышается приблизительно на 10%. Наряду с естественным, в торговых залах используется искусственное освещение. Правильное искусственное освещение достигается совмещением системы общего освещения с местным (для каждой рабочей зоны). При этом рабочие места сотрудников, а также витрины и оборудование с выложенным на нем товаром должны освещаться в 1,5-2 раза больше, чем торговый зал. При определении рационального освещения необходимо учитывать степень коэффициента отражения света различными цветами: меньший коэффициент отражения у черного, темно-зеленого, темно-коричневого, темно-синего цветов, больший - у белого, светло-розового, светло-желтого. Следовательно, темные поверхности требуют большей освещенности. Цвет. Ощущение посетителя, входящего в аптеку, зависит от цветового решения интерьера торгового зала, т. е. от выбранного "цветового климата". Цвет может придавать предмету легкость (бежевый на черном фоне) или тяжесть (бежевый на белом фоне); увеличивать предмет (серый на темно-синем фоне) или уменьшать его (серый на бледно-голубом); удлинять или укорачивать (зеленая стена кажется выше красной); создавать впечатление яркой освещенности (если выкрасить заднюю стену в желтый или оранжевый цвет). На "цветовой климат" торгового зала влияют также и психофизиологическое воздействие цвета, его оттенков, тональность или контрастность цветового решения. Цвет может "согреть" (красный, оранжевый, желтый) или "охладить"(голубой, зеленый, синий, фиолетовый); вызвать повышенные эмоциональные реакции (красный цвет увеличивает кровяное давление и ритм дыхания) или успокоить (голубой снижает ритм дыхания, нормализует пульс). Цвет может способствовать повышению работоспособности, улучшить эмоциональное состояние, снизить утомление. Но он может и понизить работоспособность, вызвать отрицательные эмоции, раздражительность. Торговая эстетика предлагает много вариантов классификации цветов. Например: • красный - агрессивный, привлекает внимание, ассоциируется с огнем, жарой, опасностью. Применяется для объявлений, вывесок, ценников; • желтый - цвет солнца, урожая. Широко применяется на этикетках. Желтые этикетки на бутылках с освежающими напитками кажутся солнечными и бодрящими; • зеленый - холодный, освежающий, хорошо сочетается с желтым. Применяется в этикетках для растительной продукции; • золотистый — ассоциируется со здоровьем. Рекомендуется для использования на этикетках для продуктов, повышающих жизненную активность; • голубой предпочтителен для упаковки детских товаров. • розовый - цвет чистоты и здоровья. Применяется на упаковке питательных веществ для детей и средств гигиены; • белый применяется как фон на этикетках товаров, предназначенных для поддержания чистоты. Музыка. Она может вносить весомый вклад в атмосферу торгового зала. При этом музыкальные программы должны изменяться несколько раз в день в соответствии со вкусами различных групп покупателей. Запахи. Основная масса решений о покупке принимается под
Организация точек продажи. Точка продажи (точка покупки) — это место в торговом зале, где размещается продукция. Точки продажи бывают: А) основные (например, отдел безрецептурного отпуска) и Б) дополнительные (например, отдельно стоящая витрина или стеллаж). Дополнительная точка продажи располагается отдельно от основной, на ней дублируются самые продаваемые товары. Организация точек продажи ведется в двух направлениях: - организация размещения отделов; - размещение торгового оборудования. В настоящее время аптечная сеть в РФ располагает двумя типами торговых залов: · закрытый (традиционный, с выделением отделов полного обслуживания); · открытый (по типу супермаркета, с частичным обслуживанием и большей долей самообслуживания).
1. При размещении отделов необходимо предусмотреть организацию следующих функциональных зон торгового зала: рабочие зоны с рабочими местами для оформления рецептов и отпуска ЛС могут быть организованы в зале с помощью аптечного оборудования и обозначены средствами визуальной коммуникации и информации; зоны для расчетов с посетителями (рабочие места кассиров) должны быть удобно расположены по отношению к рабочим местам отделов, которые обслуживает кассир за данным кассовым аппаратом: ожидающие расчета посетители не должны препятствовать перемещению в зале основных потоков покупателей, создавать неудобства при отпуске лекарственных и других медицинских средств. В настоящее время контрольно-кассовые машины устанавливаются в рабочих зонах, т.е. непосредственно за прилавком отдела. В этом случае для удобства покупателя и фармацевтического работника, который одновременно является и продавцом, и кассиром, прилавки должны быть такими, чтобы, стоя у кассы, покупатель мог видеть большую часть товара, находящегося в отделе, а продавцу-кассиру весь этот товар был бы легко доступен; Зона обслуживания населения организуется возле каждого рабочего места и должна быть площадью 3-5 м2; Зона ожидания и отдыха для посетителей, ожидающих срочного изготовления лекарств по рецептам, должна быть организована вблизи от рабочих мест по приему рецептов и отпуску изготовленных в аптеке лекарств. Площадь этой зоны должна быть примерно 5—8 м2. В этой зоне целесообразно установить журнальные столики, банкетки, подцветочницы и отдельно стоящие витрины; Зона для информации населения включает рабочее место провизора-информатора или дежурного администратора. Указанная зона должна находиться в поле зрения основных потоков посетителей. Это дает возможность посетителю получить информацию о наличии в аптеке требуемого лекарства и других медицинских средств на рабочем месте их отпуска. Территориальное размещение и взаимосвязь этих зон в зале могут существенно влиять на оперативность и культуру обслуживания населения. Следует учитывать, что взаимопересекающиеся и обратные потоки находящихся в аптеке посетителей создают излишние трудности в процессе их ориентации и перемещения к рабочим местам аптечного персонала, а также могут приводить к их скоплению на участках ограниченной площади. 2. Для оснащения функциональных зон используется как типовое, так и индивидуально спроектированное аптечное оборудование. Всю мебель для торгового зала можно разделить на три группы. Первая группа состоит из секционных шкафов, которые в зависимости от требований размещения или монтажа подразделяются на три типа: односторонние, встраиваемые поворотные и проходные. Односторонние шкафы обычно размещают вдоль несветовых стен или перегородок. При их использовании медицинские средства приходится транспортировать в зал и здесь загружать в емкости для хранения. Вторая группа изделий состоит из сборно-секционных столов. На передней фасадной стороне каждого стола имеется стеклянное ограждение с передаточным окном — сплошное остекленное или в виде застекленной витрины с источником местного освещения. В состав третьей группы входит вспомогательное оборудование: Последовательность размещения отделов и аптечной мебели влияет на формирование потоков, направление движения покупателей, пропускную способность, свободу их передвижения, уровень концентрации покупателей в разных зонах зала обслуживания населения. В связи с разнообразной планировкой помещений каждая аптека должна самостоятельно выявлять у себя преобладающие потоки и уровни концентрации посетителей в разных местах зала обслуживания населения. Такая информация поможет максимально эффективно спланировать торговое пространство и разместить соответствующую мебель в основных и дополнительных точках продажи, рекламные материалы, а также выложить товар. Для объективной оценки эффективности использования торговой площади аптеки применяют: • коэффициент установочной площади, который позволяет • коэффициент выкладки, который показывает степень использования площади под выкладку товара. Данная информация имеет большое значение, как для производителя, так и для аптеки, при организации отдельно стоящих витрин, тематических стендов и т. д. При планировании размещения точек продажи и оборудования необходимо помнить о некоторых особенностях поведения потребителей в торговом зале аптеки: наибольшая плотность потока клиентов приходится на переднюю часть (1/3) помещения аптеки. На втором месте стоит средняя часть (2/3) помещения. Заднюю часть (3/3) помещения посещает всего 20 % клиентов; При обустройстве торгового зала аптеки нужно учитывать «общечеловеческие» характеристики покупателей: - внутри аптеки покупатель движется по торговому залу со средней скоростью 1 м/с; - человеческий глаз способен зафиксировать изображение предмета, если он находится в поле зрения не менее 1/3 с; - лучше всего покупатель видит товар, расположенный на уровне глаз, т.е. на расстоянии 120-160 см от пола; - для того, чтобы вызвать особый интерес к определенному препарату, необходимо представить ему площадь не менее 33 см2. Область около двери – «мертвая зона». Ее лучше использовать для размещения: - габаритных товаров; - товаров, не самых выгодных в коммерческом отношении.
Зона, приближённая к кассе и прикассовая зона относятся к «горячим точкам». Чтобы сделать выкладку товаров максимально эффективной, выделяем наиболее яркие группы товаров, которые: - интересны нам; - знакомы потребителям. При выкладке товаров необходимо использовать ассоциации посетителей аптеки. Хорошо знакомые препараты ассоциируются у покупателей с определенными симптомами: · большинство покупателей (правши) предпочитают идти прямо, не поворачивая направо или налево, однако имеют тенденцию смотреть и брать товары справа; · большинство покупателей при обходе магазина поворачивают направо — по часовой стрелке; · покупатели избегают шумные, темные, грязные и плохо освещенные места; · покупатели хотят найти все товары, которые они планируют купить, не проходя большие расстояния и не возвращаясь назад, поэтому покупатель не должен проходить дважды мимо одного и того же места. Маршрут, по которому покупатели обходят торговый зал аптеки, может и должен корректироваться, чтобы все участки посещались с высокой частотой. Это достигается посредством грамотного размещения аптечного оборудования, а также так называемых товаров-приманок или «товаров-магнитов» (товары, которые Х наиболее часто разыскиваются покупателями). 4. Размещение и выкладка товаров на полках и стеллажах. Важную роль в сбыте товаров играет их расположение на полках, стеллажах. Товары могут располагаться на уровне пола, рук и глаз (лучшим является расположение на уровне рук и глаз), группами или поодиночке. При размещении товаров важно соблюсти ряд правил. Нормальное поле зрения человека около 2 м, глаз человека легче переходит слева направо и сверху вниз, как при чтении, поэтому зрительный контакт покупателей с определенными частями витрин достаточно постоянен и зависит от направления движения и высоты полок. Продукция должна быть выложена блоками по марке, упаковке и продуктовой группе. Наличие широкого ассортиментного ряда отдельного вида товара позволяет более полно учесть индивидуальные потребительские предпочтения (например, наличие в ассортименте ацетилсалициловой кислоты различных производителей, с различными ценовым диапазоном и лекарственными формами, в различной дозировке и т. п.). Конкретная товарная единица с присущими только ей характеристиками (производитель, цена, дозировка, фасовка, лекарственная форма и др.) называется также упаковкой. Существует закономерность: 2 варианта упаковки товара одного наименования (в нашем примере — ацетилсалициловая кислота) увеличивают возможность продажи на 15 %, 3 варианта — на 30 %, 4 варианта — на 60 %, 5 вариантов — почти на 100 %. Полочное пространство необходимо распределить адекватно продажам и прибыли, приносимой отдельными марками и их видами. Для этого необходимо выделить максимальное полочное пространство самым выгодным товарам и поставить их первыми по ходу движения покупательского потока, затем разместить прибыльные товары и завершить ряд ходовыми. «11 Золотых» правил оформления витрин Четкая рубрикация товаров В рубрикации следует учитывать симптомы болезней ("Обезболивающие средства', ''Средства от боли в горле, "Витаминно-минеральные комплексы"). Расположение товара возле надписи на полке увеличивает объем его продаж. Витрина с интересным названием («Сбрось ненужный багаж'', "Для интима с комфортом", "Формула мужской силы", «Аист прилетел») обязательно привлечет потенциальных покупателей. Оригинальные фигурки-символы очень нравятся как взрослым посетителям аптеки, так и детям и значительно упрощают поиск. Допустим, в витрине “Средства от депрессии” можно расположить картинки с тремя рожицами - хмурую, улыбающуюся и смеющуюся.
|
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 2436; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.169.169 (0.01 с.) |