Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы реализации населением местного самоуправления.

Поиск

В основу системы организационных форм местного самоуправления положено традиционное для государственно-правовой науки деление на формы непосредственной и представительной демократии.

Под непосредственной демократией понимается механизм осуществления власти непосредственно населением, когда воля граждан не опосредуется какими-либо представителями и проявляется напрямую в процессе принятия обязательных для исполнения решений.

В основе представительной демократии лежит передача населением части принадлежащих ему властных полномочий избираемым им коллегиальным органам или должностным лицам, осуществляющим свои полномочия от имени населения на постоянной основе.

К основным формам непосредственной демократии на местном уровне можно отнести:

1) местный референдум

2) выборы

3) собрания и конференции жителей

4) сходы граждан

5) опросы жителей

6) правотворческая инициатива граждан

7) публичные слушания

8) обращения граждан.

Местный референдум.

Понятие «референдум» (от лат. referendum) - это прямое волеизъявление граждан, осуществляемое путем голосования по различным важнейшим вопросам общественной жизни.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет местный референдум как голосование граждан по вопросам местного значения. Этот закон также регулирует основные вопросы организации и проведения местных референдумов. Порядок назначения и проведения местного референдума, принятия и изменения решений по его результатам устанавливается уставом муниципального права в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, которые, в свою очередь, должны соответствовать нормам Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», устанавливающего правовую основу всех референдумов в России.

Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти или органами местного самоуправления, таким образом, местный референдум является способом непосредственного решения населением наиболее важных для местного сообщества вопросов. В местном референдуме имеют право участвовать граждане России, достигшие 18 лет, постоянно проживающие на территории, на которой проводится референдум, и обладающие избирательным правом.

Не имеют права участвовать в местном референдуме лица, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.

Местный референдум имеет свои признаки, среди которых можно выделить следующие:

- непосредственное осуществление власти гражданами муниципальных образований, так как в соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 3) «единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» (на референдуме власть реализуется путем прямого волеизъявления посредством голосования; участие в референдуме каждый гражданин принимает лично);

- в местном референдуме принимают участие только те граждане, которые постоянно проживают на территории данного муниципального образования, так как местное самоуправление осуществляется в границах определенных территориальных единиц, составляющих территориальные основы местного самоуправления;

- местный референдум - это голосование граждан по вопросам местного значения, отнесенным законодательством к компетенции местного самоуправления, т. е. существует ограничение влияния местного референдума вопросами местного значения.

На местный референдум могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении местного самоуправления. Нормативно-правовые акты представительных органов местного самоуправления также устанавливают вопросы, подлежащие вынесению на референдум.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в ст. 12 устанавливает, какие вопросы на местный референдум не могут быть вынесены.

Местный референдум назначается представительным органом местного самоуправления, а в случае отсутствия указанного органа или непринятия им решения в установленный срок - судом.

Референдум не назначается и не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории России либо на территорию, на которой предполагается проводить референдум, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

 

Муниципальные выборы.

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 23) муниципальные выборы осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Порядок проведения муниципальных выборов определяется законом субъекта Российской Федерации.

В списки избирателей включаются все граждане России, обладающие на день голосования активным избирательным правом. Основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участие является его проживание на территории этого избирательного участка.

Для проведения выборов образуются избирательные округа. Границы избирательных округов и число избирателей в каждом избирательном округе определяются соответствующей избирательной комиссией и утверждаются исполнительным органом местного самоуправления не позже чем за 60 дней до дня выборов. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей создаются избирательные участки. Они образуются главой местного самоуправления по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями.

Реализацию и защиту избирательных прав граждан обеспечивают избирательные комиссии. Полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий по выборам в органы местного самоуправления устанавливаются правовыми актами представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований.

Важными этапами подготовки выборов являются выдвижение и регистрация кандидатов. Каждый гражданин имеет возможность участвовать в выборах в качестве кандидата. Право выдвижения кандидатов принадлежит избирательным объединениям и непосредственно избирателям.

Выдвижение непосредственно избирателями проводится путем самовыдвижения, а также по инициативе избирателя или группы избирателей, обладающих активным избирательным правом.

В поддержку кандидатов собираются подписи избирателей в порядке и количестве, также определяемых законами субъектов Российской Федерации. Максимальное количество подписей, необходимое для регистрации кандидатов, не может превышать 2% от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа. С момента регистрации кандидат приобретает установленный законодательством статус кандидата, представляющий собой совокупность прав, обязанностей и гарантий его деятельности. Кандидат вправе в любое время снять свою кандидатуру, но не позднее трех дней до дня голосования.

Важным этапом работы избирательной комиссии является предвыборная агитация. Она может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний, дискуссий, митингов и т. п.

Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидата и прекращается в 0 часов за сутки до дня голосования.

Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению муниципальных выборов производятся за счет местного бюджета. Кандидаты создают собственные избирательные фонды для финансирования своей предвыборной агитации.

Избирательные фонды пополняются за счет:

- средств, выделяемых кандидату соответствующей избирательной комиссией;

- собственных средств кандидата;

- средств, выделенных кандидату его избирательным объединением, а также из добровольных пожертвований физических и юридических лиц.

Завершающая стадия избирательного процесса - это голосование, подсчет голосов и установление результатов выборов.

Окружная избирательная комиссия подводит итоги выборов по избирательному округу на основании протоколов участковых избирательных комиссий путем сложения содержащихся в них данных. О результатах выборов по избирательному округу составляется протокол, который подписывается всеми членами окружной комиссии. Протокол окружной избирательной комиссии направляется в муниципальную избирательную комиссию.

Опросы жителей

Опрос граждан проводится согласно ст. 31 Закона от 6 октября 2003 г. на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти. Результаты опроса носят рекомендательный характер.

В опросе граждан имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом. Следовательно, этот факт организаторами опроса должен проверяться. Опрос проводится по инициативе: 1) представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования - по вопросам местного значения; 2) органов государственной власти субъектов РФ - для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения. Представляется, что субъекты РФ, муниципальные образования вправе в своих актах расширять круг субъектов, уполномоченных инициировать проведение опроса.

Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Федеральный законодатель определил, что в нормативном правовом акте представительного органа муниципального образования о назначении опроса граждан устанавливаются: 1) дата и сроки проведения опроса; 2) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса; 3) методика проведения опроса; 4) форма опросного листа; 5) минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе. Жители муниципального образования должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется: 1) за счет средств местного бюджета - при проведении опроса по инициативе органов местного самоуправления; 2) за счет средств бюджета субъекта РФ - при проведении опроса по инициативе органов государственной власти соответствующего субъекта Федерации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 423; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.12.233 (0.008 с.)