Темы практических и семинарских занятий, тематических 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Темы практических и семинарских занятий, тематических



Темы практических и семинарских занятий, тематических

Дискуссий и деловых игр

Тема 1. Муниципальное право как отрасль права,
наука, учебная дисциплина (семинар)

 

1. Понятие, предмет и метод муниципального права.

2. Муниципальное право-наука и учебная дисциплина

3. Правовое регулирование муниципально-правовых отношений.

4. Муниципально-правовые нормы и институты. Источники муниципального права.

Нормативные акты:

1. Конституция РФ: официальный текст: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.- М.: «Проспект», 2008.

2. Европейская Хартия местного самоуправления принятая членами Европейского Совета 15.10.1985 года. // Народный депутат. 1993. №11.

3. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» // СЗ РФ. 2003. №40. ст. 3822; СЗ РФ. 2007. №18. ст.2117.

Литература:

1. Багаутдинова Ю.Г., Малько А.В. Муниципально-правовая политика: понятие и особенности // Государственная власть и местное самоуправление. 2007. №6.

2. Баранчиков В.А. Об отраслевой принадлежности муниципального права // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. № 3.

3. Васильев В.И. О функциональном назначении местного самоуправления//Журнал российского права. 2007. № 7.

4. Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. М.: Норма, 2009.

5. Голованов Г.В. Соотношение Конституции РФ и федерального законодательства в регулировании вопросов местного значения // Проблемы местного самоуправления. 2005. № 1.

6. Корсакова С.В. Малько А.В. Муниципальное право России. Уч. для Вузов. М.: Юрайт, 2010.

7. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. 3-е изд. Уч. для Вузов. М.: Проспект, 2010.

8. Муниципальное право РФ. Учебник / Под ред. Ю.А. Дмитриева. М.: Эксмо, 2009.

9. Серегин А.В. Особенности местного самоуправления в монархических державах // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. № 3.

 

Тема 2. Понятие, принципы и функции местного самоуправления.
Теории местного самоуправления (семинар)

 

1. Понятие и сущность местного самоуправления.

2. Основные принципы местного самоуправления

3. Функции местного самоуправления.

4. Основные теории местного самоуправления.

 

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция РФ: официальный текст: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.- М.: «Проспект», 2008.

2. Европейская Хартия местного самоуправления принятая членами Европейского Совета 15 октября 1985 г. // Народный депутат. 1993. № 11.

3. Федеральный закон от 26.11.1996 № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» // СЗ РФ. 1996. № 49. ст. 5497.

4. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» // СЗ РФ. 2003. №40. ст. 3822.

 

Литература:

1. Батанов А.В. Муниципальная власть в системе категорий и институтов современного конституционализма // конституционное и муниципальное право. 2007. №4.

2. Васильев В.И. О Функциональном назначении местного самоуправления // Журнал российского права. 2007. №11.

3. Кудинов О.А. Проблемы местного самоуправления в трудах Б.Н. Чичерина // Юридическое образование и наука. 2008. № 1.

4. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. 3-е изд. Уч. для Вузов. М.: Проспект, 2010.

5. Мисроков Т.З. Метаморфозы законодательтсва о местном самоуправлении в Российской Федерации (1995-2008) // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 4.

6. Муниципальное право РФ. Учебник / Под ред. Ю.А. Дмитриева. М.: Эксмо, 2009.

7. Сопов О.Ю. Общественная и государственная теория местного самоуправления и их влияние на земские и городские реформы во второй половине XIX века в России // История государства и права. 2007. №10.

8. Тутуев К.М. Местное самоуправление как форма народовластия в Кыргызской Республике // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 24.

9. Штыкова Н.Н., Фролова О.А. Сущность и основные проблемы осуществления местного самоуправления в России // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2010. № 1.

10. Щепачев В.А. Теоретические дискуссии и практика становления местного самоуправления (правовой аспект) // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 4.

Тема 3. История становления местного самоуправления в России (семинар)

1. Земское самоуправление в 1864-1917гг.

2. Городское самоуправление в 1970-1917гг.

3. Развитие местного самоуправления с 1917-1990гг.

4. Становление местного самоуправления в Российской Федерации.

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция РФ: официальный текст: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.- М.: «Проспект», 2008.

2. Европейская Хартия местного самоуправления, принятая членами Европейского Совета 15.10.1985 г. // Народный депутат. 1993. № 11.

3. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

4. Федеральный закон от 28.08.1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» // СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506.

5. Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» // ВСНД СССР. № 16. Ст. 267.

6. Закон РСФСР от 10.10.1990 г. № 228-1 «О взаимоотношениях Советов народных депутатов и исполнительных органов в период проведения экономической реформы» // ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1990. № 19. Ст. 197.

7. Закон РСФСР от 21.11.1990 г. № 343-1»О дополнительных полномочиях местных Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям» // ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1990. № 26. Ст. 322.

8. Закон РСФСР от 22.10.1992 г. № 3703-1 «О местном самоуправлении в РСФСР» // ВСНД и ВС РСФСР. 1991. № 29. ст. 1010.

9. Федеральный закон от 06.07.1991 г. № 1550-1 (ред. от 26.06.2007) «О местном самоуправлении в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 29. Ст. 1010.

10. Указ Президента РФ от 26.10.1993 г. № 1760 (ред. от 22.12.1993) «О реформе местного самоуправления в РФ» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 44. Ст. 4188.

11. Положение о губернских и уездных земских учреждениях от 1.01.1864 г. // Полное собрание законов Российской империи. Соб. 2. Т. 39. Отд. 1. № 40457.

12. Городовое положение от 16.06.1870 г. // Полное собрание законов Российской империи. Соб. 2. Т. 45. Отд. 1. № 48498.

13. Положение об общественном управлении станиц казачьих войск от 1 июня 1891 г. Екатеринодар, 1897.

14. Постановление Временного Правительства от 21.05.1917 г. «О волостном земском управлении» // Собрание узаконений и распоряжений правительства. Отд. 1. 30.05.1917 г. № 122. Ст. 655. С. 1041-1060.

 

Литература:

1. Авакьян С.А. Местное самоуправление в РФ: концепции и решения нового закона // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 1996. № 2.

2. Андреева О.А. Политико-правовые механизмы и средства обеспечения местного самоуправления в современной России // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. № 4.

3. Герасименко Г.А. Земское самоуправление в России. М., 1990.

4. Герасименко Г.А. Институты самоуправления: историко-правовое исследование. М., 1995.

5. Евланова Е.Е. История образования и развитие местного самоуправления (земств) в России в период середины XIX - начала XX в. // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2010. № 1.

6. Красильников С.В. Административная реформа во второй половине XVIII в. и ее влияние на органы местного самоуправления Российской империи // Российская юстиция. 2010. № 6.

7. Курманов Э.Р. Эволюция форм участия населения в местном самоуправлении: от Советов до наших дней // Местное самоуправление. 2004. № 2.

8. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М., 2007

9. Лаптева Л.Е. Региональное и местное управление в России (вторая половина 21 века). М., 1998.

10. Провинциальная власть: система и ее представители, 1917-1938 гг. // Смол. гос. ун-т: Под ред. Е.В. Кодина. Смоленск, 2006.

11. Романенко В.Б. Историческое развитие местного самоуправления в России как элемент системы разделения властей в XVI-XX вв. // История государства и права. 2010. № 7.

12. Свирин Ю.А. Исторические этапы развития местного самоуправления в России // Проблемы местного самоуправления. 2005. № 4.

13. Хабриева Т.Я. Муниципальная реформа в правовом измерении // Журнал российского права. 2008. № 3.

14. Шапсугов Д.Ю. Проблемы теории и истории власти, права и государства. М.: Юрист, 2003.

Система муниципального права.

Муниципальное право в качестве отрасли права имеет свою систему. Система муниципального права представляет собой совокупность комплексов однородных норм муниципального права, регулирующих определенные группы общественных отношений, составляющих предмет муниципального права.

Система муниципального права – объединение муниципально-правовых норм в муниципально-правовые институты, расположенные в определенной последовательности в зависимости от их значения и роли в регулировании муниципальных отношений.

Исходя из указанного определения, можно сказать, что в основе муниципального права лежат муниципально-правовые отношения. Большинство ученых, систематизируя муниципально-правовые нормы, основываются на нижеследующей классификации муниципально-правовых отношений.

1. Местное самоуправление в системе народовластия.

2. Территориальные, организационные и финансово-экономические основы местного самоуправления.

3. Предметы ведения местного самоуправления и полномочия органов и должностных, лиц местного самоуправления.

4. Гарантии местного самоуправления.

5. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Контроль за их деятельностью.

Принимая за основу приведенную классификацию отношений по осуществлению местного самоуправления, можно выделить следующие институты муниципального права или элементы системы муниципального права.

Первым элементом системы муниципального права являются муниципально-правовые нормы, закрепляющие положение местного самоуправления в системе народовластия, определяющие его роль в развитии демократических начал в управлении обществом и государством. Именно к этой части системы относятся нормы, содержащие определения основных понятий и терминов, используемых законодательством о местном самоуправлении (местное самоуправление, муниципальная служба, муниципальное образование, вопросы местного значения, местный референдум, органы местного самоуправления, должностное лицо местного самоуправления и др.). В эту группу муниципально-правовых норм входят нормы, закрепляющие основные принципы и функции местного самоуправления.

Вторая группа норм муниципального права – следующий элемент системы – объединяет нормы, закрепляющие основы деятельности местного самоуправления: территориальные, организационные, финансово-экономические. Эти нормы определяют порядок образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установление и изменение их границ и наименований. Они также закрепляют принципы организации местного самоуправления, основы взаимоотношений выборных и других органов местного самоуправления, условия и порядок прохождения муниципальной службы, статус муниципального служащего. Важнейшим условием самостоятельности местного самоуправления являются финансово-экономические основы деятельности населения муниципальных образований. Нормы муниципального права закрепляют порядок формирования муниципальной собственности, ее состав, а также устанавливают основы финансово-хозяйственной самостоятельности местного самоуправления.

Третьим элементом системы муниципального права является группа норм, закрепляющих предметы ведения и полномочия местного самоуправления.

Четвертый элемент системы – группа муниципально-правовых норм, устанавливающая гарантии местного самоуправления. Нормы данной группы закрепляют систему гарантий, обеспечивающих организационную, финансовую, политическую самостоятельность местного самоуправления, а также судебную и другие правовые формы защиты местного самоуправления.

Поэтому пятую группу муниципально-правовых норм составляют нормы, устанавливающие ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Нормы этой группы определяют формы, порядок и условия ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования, перед государством, а также перед физическими и юридическими лицами, определяют процедуру такой ответственности и устанавливают возможные механизмы защиты от необоснованного привлечения к ответственности.

Итак, система муниципального права имеет целью обеспечить комплексный подход к понятию местного самоуправления, определению его сути, принципов организации и деятельности. Учитывая комплексный характер самой отрасли муниципального права, значение его системы трудно переоценить.

4. Муниципальное право как научная дисциплина

Муниципальное право как научная дисциплина является составной частью юридической науки. Муниципальное право - это новая отрасль научных знаний, которая основывается на принципиально иных взглядах и идеях об организации власти на местах. Предметом изучения научной дисциплины муниципального права являются раскрытие сущности местного самоуправления, эволюция становления и развития местного самоуправления, организация и функционирование местного самоуправления как формы народовластия на современном этапе, проблемы правового регулирования местного самоуправления.

Научная дисциплина муниципального права - это совокупность знаний, идей, теорий о местном самоуправлении, о формах и практике его осуществления и правового регулирования.

Теоретическими источниками муниципального права как научной дисциплины являются также фундаментальные научные труды ученых и видных деятелей земского движения дореволюционной России. К ним относятся работы В. Н. Лешкова «Опыт теории земства и его земских учреждений по Положению 1864 года января первого» (1865), «О праве самостоятельности как основе для самоуправления» (1871); князя А. И. Васильчикова «О самоуправлении. Сравнительный обзор русских и иностранных земских и общественных учреждений» (1869-1871, т. 1-3), а также труды В. П. Безобразова, Б. Б. Веселовского, А. Д. Градовского, Н. И. Лазаревского и др.1 Фундаментальными работами в области муниципального хозяйства являлись труды Л. А. Велихова «Опыт муниципальной программы» (1928) и «Основы городского хозяйства» (1928).

Особую группу составляют работы русских и зарубежных госу-дарствоведов, философов и политологов XIX и начала XX в., исследовавших политико-правовую природу местного самоуправления; следует особенно выделить труды Н. Н. Алексеева, П. Ашлей, А. Васильчикова, Л. А. Велихова, Р. Гнейста, А. Д. Градовского, Г. Еллинека, Н. М. Коркунова, Н. И. Лазаревского, О. Лабанда, Э. Мейера, Р. Моля, И. Редлиха, Б. Э. Нольде, М. И. Свешникова, А. Токвиля, Б. Н. Чичерина, Л. Штейна.

Негативная оценка правового положения и роли местных Советов не означает, что накопленный опыт, практика их функционирования, наработанный научный потенциал, связанный с ее изучением и обобщением, должны быть безоговорочно отвергнуты. Исследования советских специалистов, в частности работы С. А. Авакьяна, Г. В. Барабаше-ва, А. А. Безуглова, О. Е. Кутафина, В. М. Манохина, В. А. Пертцика, К. Ф. Шеремета и других ученых, задали направление научным изысканиям в сфере местного самоуправления, хотя, конечно, сам научный инструментарий этих исследований в значительной мере устарел2.

Таким образом, научная дисциплина муниципального права, критически оценивая накопленный опыт научных исследований местных органов власти, не отбрасывает его, как некогда был, по существу, отброшен опыт дореволюционной школы отечественного государствоведения. Ведь «наука как приведенное в систему достоверное, логически обоснованное знание имеет историческую преемственность одним из существенных признаков своего развития».

Наука муниципального права опирается как на общенаучные методы познания (диалектико-материалистический, системный, социологический), так и на специальные (сравнительного правоведения, нормативно-логический, структурно-функциональный, историко-юридический, метод перехода от общего к частному, от абстрактного к конкретному).

Термин «муниципальное право» используется и для обозначения учебной дисциплины, изучение которой предусматривается учебными планами в рамках специальности «Юриспруденция».

В Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования, утвержденном Минобразованием России 27 марта 2000 г., сформулированы требования к обязательному минимуму содержания основной программы подготовки юриста по специальности 021100 «Юриспруденция». В соответствии с Госстандартом муниципальное право относится к общепрофессиональным дисциплинам и включено в федеральный компонент.

Местный референдум.

Понятие «референдум» (от лат. referendum) - это прямое волеизъявление граждан, осуществляемое путем голосования по различным важнейшим вопросам общественной жизни.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет местный референдум как голосование граждан по вопросам местного значения. Этот закон также регулирует основные вопросы организации и проведения местных референдумов. Порядок назначения и проведения местного референдума, принятия и изменения решений по его результатам устанавливается уставом муниципального права в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, которые, в свою очередь, должны соответствовать нормам Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», устанавливающего правовую основу всех референдумов в России.

Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти или органами местного самоуправления, таким образом, местный референдум является способом непосредственного решения населением наиболее важных для местного сообщества вопросов. В местном референдуме имеют право участвовать граждане России, достигшие 18 лет, постоянно проживающие на территории, на которой проводится референдум, и обладающие избирательным правом.

Не имеют права участвовать в местном референдуме лица, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.

Местный референдум имеет свои признаки, среди которых можно выделить следующие:

- непосредственное осуществление власти гражданами муниципальных образований, так как в соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 3) «единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» (на референдуме власть реализуется путем прямого волеизъявления посредством голосования; участие в референдуме каждый гражданин принимает лично);

- в местном референдуме принимают участие только те граждане, которые постоянно проживают на территории данного муниципального образования, так как местное самоуправление осуществляется в границах определенных территориальных единиц, составляющих территориальные основы местного самоуправления;

- местный референдум - это голосование граждан по вопросам местного значения, отнесенным законодательством к компетенции местного самоуправления, т. е. существует ограничение влияния местного референдума вопросами местного значения.

На местный референдум могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении местного самоуправления. Нормативно-правовые акты представительных органов местного самоуправления также устанавливают вопросы, подлежащие вынесению на референдум.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в ст. 12 устанавливает, какие вопросы на местный референдум не могут быть вынесены.

Местный референдум назначается представительным органом местного самоуправления, а в случае отсутствия указанного органа или непринятия им решения в установленный срок - судом.

Референдум не назначается и не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории России либо на территорию, на которой предполагается проводить референдум, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

 

Муниципальные выборы.

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 23) муниципальные выборы осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Порядок проведения муниципальных выборов определяется законом субъекта Российской Федерации.

В списки избирателей включаются все граждане России, обладающие на день голосования активным избирательным правом. Основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участие является его проживание на территории этого избирательного участка.

Для проведения выборов образуются избирательные округа. Границы избирательных округов и число избирателей в каждом избирательном округе определяются соответствующей избирательной комиссией и утверждаются исполнительным органом местного самоуправления не позже чем за 60 дней до дня выборов. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей создаются избирательные участки. Они образуются главой местного самоуправления по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями.

Реализацию и защиту избирательных прав граждан обеспечивают избирательные комиссии. Полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий по выборам в органы местного самоуправления устанавливаются правовыми актами представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований.

Важными этапами подготовки выборов являются выдвижение и регистрация кандидатов. Каждый гражданин имеет возможность участвовать в выборах в качестве кандидата. Право выдвижения кандидатов принадлежит избирательным объединениям и непосредственно избирателям.

Выдвижение непосредственно избирателями проводится путем самовыдвижения, а также по инициативе избирателя или группы избирателей, обладающих активным избирательным правом.

В поддержку кандидатов собираются подписи избирателей в порядке и количестве, также определяемых законами субъектов Российской Федерации. Максимальное количество подписей, необходимое для регистрации кандидатов, не может превышать 2% от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа. С момента регистрации кандидат приобретает установленный законодательством статус кандидата, представляющий собой совокупность прав, обязанностей и гарантий его деятельности. Кандидат вправе в любое время снять свою кандидатуру, но не позднее трех дней до дня голосования.

Важным этапом работы избирательной комиссии является предвыборная агитация. Она может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний, дискуссий, митингов и т. п.

Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидата и прекращается в 0 часов за сутки до дня голосования.

Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению муниципальных выборов производятся за счет местного бюджета. Кандидаты создают собственные избирательные фонды для финансирования своей предвыборной агитации.

Избирательные фонды пополняются за счет:

- средств, выделяемых кандидату соответствующей избирательной комиссией;

- собственных средств кандидата;

- средств, выделенных кандидату его избирательным объединением, а также из добровольных пожертвований физических и юридических лиц.

Завершающая стадия избирательного процесса - это голосование, подсчет голосов и установление результатов выборов.

Окружная избирательная комиссия подводит итоги выборов по избирательному округу на основании протоколов участковых избирательных комиссий путем сложения содержащихся в них данных. О результатах выборов по избирательному округу составляется протокол, который подписывается всеми членами окружной комиссии. Протокол окружной избирательной комиссии направляется в муниципальную избирательную комиссию.

Опросы жителей

Опрос граждан проводится согласно ст. 31 Закона от 6 октября 2003 г. на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти. Результаты опроса носят рекомендательный характер.

В опросе граждан имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом. Следовательно, этот факт организаторами опроса должен проверяться. Опрос проводится по инициативе: 1) представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования - по вопросам местного значения; 2) органов государственной власти субъектов РФ - для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения. Представляется, что субъекты РФ, муниципальные образования вправе в своих актах расширять круг субъектов, уполномоченных инициировать проведение опроса.

Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Федеральный законодатель определил, что в нормативном правовом акте представительного органа муниципального образования о назначении опроса граждан устанавливаются: 1) дата и сроки проведения опроса; 2) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса; 3) методика проведения опроса; 4) форма опросного листа; 5) минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе. Жители муниципального образования должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется: 1) за счет средств местного бюджета - при проведении опроса по инициативе органов местного самоуправления; 2) за счет средств бюджета субъекта РФ - при проведении опроса по инициативе органов государственной власти соответствующего субъекта Федерации.

Темы практических и семинарских занятий, тематических

Дискуссий и деловых игр

Тема 1. Муниципальное право как отрасль права,
наука, учебная дисциплина (семинар)

 

1. Понятие, предмет и метод муниципального права.

2. Муниципальное право-наука и учебная дисциплина

3. Правовое регулирование муниципально-правовых отношений.

4. Муниципально-правовые нормы и институты. Источники муниципального права.

Нормативные акты:

1. Конституция РФ: официальный текст: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.- М.: «Проспект», 2008.

2. Европейская Хартия местного самоуправления принятая членами Европейского Совета 15.10.1985 года. // Народный депутат. 1993. №11.

3. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» // СЗ РФ. 2003. №40. ст. 3822; СЗ РФ. 2007. №18. ст.2117.

Литература:

1. Багаутдинова Ю.Г., Малько А.В. Муниципально-правовая политика: понятие и особенности // Государственная власть и местное самоуправление. 2007. №6.

2. Баранчиков В.А. Об отраслевой принадлежности муниципального права // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. № 3.

3. Васильев В.И. О функциональном назначении местного самоуправления//Журнал российского права. 2007. № 7.

4. Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. М.: Норма, 2009.

5. Голованов Г.В. Соотношение Конституции РФ и федерального законодательства в регулировании вопросов местного значения // Проблемы местного самоуправления. 2005. № 1.

6. Корсакова С.В. Малько А.В. Муниципальное право России. Уч. для Вузов. М.: Юрайт, 2010.

7. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. 3-е изд. Уч. для Вузов. М.: Проспект, 2010.

8. Муниципальное право РФ. Учебник / Под ред. Ю.А. Дмитриева. М.: Эксмо, 2009.

9. Серегин А.В. Особенности местного самоуправления в монархических державах // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. № 3.

 

Тема 2. Понятие, принципы и функции местного самоуправления.
Теории местного самоуправления (семинар)

 

1. Понятие и сущность местного самоуправления.

2. Основные принципы местного самоуправления

3. Функции местного самоуправления.

4. Основные теории местного самоуправления.

 

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция РФ: официальный текст: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.- М.: «Проспект», 2008.

2. Европейская Хартия местного самоуправления принятая членами Европейского Совета 15 октября 1985 г. // Народный депутат. 1993. № 11.

3. Федеральный закон от 26.11.1996 № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» // СЗ РФ. 1996. № 49. ст. 5497.

4. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» // СЗ РФ. 2003. №40. ст. 3822.

 

Литература:

1. Батанов А.В. Муниципальная власть в системе категорий и институтов современного конституционализма // конституционное и муниципальное право. 2007. №4.

2. Васильев В.И. О Функциональном назначении местного самоуправления // Журнал российского права. 2007. №11.

3. Кудинов О.А. Проблемы местного самоуправления в трудах Б.Н. Чичерина // Юридическое образование и наука. 2008. № 1.

4. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. 3-е изд. Уч. для Вузов. М.: Проспект, 2010.

5. Мисроков Т.З. Метаморфозы законодательтсва о местном самоуправлении в Российской Федерации (1995-2008) // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 4.

6. Муниципальное право РФ. Учебник / Под ред. Ю.А. Дмитриева. М.: Эксмо, 2009.

7. Сопов О.Ю. Общественная и государственная теория местного самоуправления и их влияние на земские и городские реформы во второй половине XIX века в России // История государства и права. 2007. №10.

8. Тутуев К.М. Местное самоуправление как форма народовластия в Кыргызской Республике // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 24.

9. Штыкова Н.Н., Фролова О.А. Сущность и основные проблемы осуществления местного самоуправления в России // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2010. № 1.

10. Щепачев В.А. Теоретические дискуссии и практика становления местного самоуправления (правовой аспект) // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 4.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.140.108 (0.081 с.)