Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конституция рф как источник местного самоуправления.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В действующей Конституции РФ 20 из 137 ее статей содержат нормы, упоминающие и регулирующие организацию и деятельность местного самоуправления. Прежде всего это нормы, составляющие основу конституционного строя, утверждающие народовластие, равенство всех форм собственности, гарантии такой важной структуры, как местное самоуправление. Народ, как следует из текста Конституции, осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы местного самоуправления (ч.2 ст.3), равным образом признаются и защищаются все формы собственности, в том числе и собственность муниципальная (ч.2 ст.8), включая и муниципальную собственность на землю (ч.2 ст.9), местному самоуправлению гарантируется самостоятельность в пределах своих полномочий, его органы не входят в систему государственных органов (ст.12), органы местного самоуправления и должностные лица обязаны соблюдать Конституцию РФ (ч.2 ст.15). Другая важная группа конституционных норм связана с деятельностью местного самоуправления по обеспечению прав и свобод человека и гражданина. Главное требование – права и свободы человека определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность всех органов государства, в том числе и местного самоуправления (ст.18). В развитие этого положения Конституция РФ закрепила право граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч.2 ст.32). Существенная гарантия защиты прав и свобод – право обращения– право гражданина лично или в иной форме обращаться в органы местного самоуправления (ст.33). Конституционно регламентировано участие органов местного самоуправления в осуществлении других прав граждан: на жилище (ч.2 ст.40), на охрану здоровья и медицинскую помощь (ч.1-2 ст.41), на образование (ч.2,3 ст.43). Еще ряд норм Конституции РФ прямо не адресованы местному самоуправлению, но непосредственно его затрагивают. Так, установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п. «н» ст.72), как и право республик устанавливать свои государственные языки, которые в органах местного самоуправления употребляются наравне с государственным языком Российской Федерации (ст.68). Особое значение для формирования современной концепции местного самоуправления имеет содержание гл. 8 Конституции РФ, посвященной регламентации вопросов организации муниципальной власти. В самом кратком виде содержание данной главы сводится, во-первых, к развитию и уточнению положений гл.1 о месте и роли местного самоуправления в осуществлении народовластия. Вводится понятие «вопросы местного значения» (ч.1 ст.130), которое, в свою очередь, получает развитие в текущем законодательстве. При этом в данной главе регламентируются важнейшие вопросы местного значения: распоряжения муниципальной собственностью, местный бюджет, местные налоги и сборы и охрана общественного порядка. Во-вторых, общие положения гл. 2 Конституции РФ о праве граждан на участие в местном самоуправлении дополняются перечнем конкретных форм такого участия: референдум, выборы, другие формы прямого волеизъявления, выборные и другие органы местного самоуправления (ч.2 ст.130). Статьи 131 и 132 закрепляют территориальные и финансовые основы местного самоуправления, а также возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. В ст. 133 содержаться гарантии местного самоуправления: судебная защита, компенсация дополнительных расходов, возникающих в результате решений, принятых органами государственной власти, запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами. Таким образом, Конституция РФ выступает основным источником местного самоуправления, устанавливает основы системы местного самоуправления и создает базу для текущего законодательства в этой сфере.
8. Европейская Хартия местного самоуправления В соответствии со ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права являются частью правовой системы Российской Федерации. Основным международно-правовым актом, регулирующим муниципально-правовые отношения, является Европейская Хартия местного самоуправления, принятая Советом Европы в 1985 г., подписанная Российской Федерацией в 1996 г. Официально Хартия вступила в силу для Российской Федерации с 1 сентября 1998г. Хартия обязывает своих участников применять основные правовые нормы, гарантирующие политическую, административную и финансовую независимость местных властей. Хартия состоит из трех частей. В преамбуле Хартии изложены основные принципы, на которых она строиться: органы местного самоуправления составляют одну из основ любого демократического строя; право граждан участвовать в управлении государственными делами является общим демократическим принципом, и это право непосредственно может быть осуществлено на местном уровне; с целью обеспечения эффективного и приближенного к гражданину управления необходимо существование облеченных реальной властью органов местного самоуправления; местные органы власти, наделенные правом принятия властных решений, должны быть созданы демократическим путем, иметь широкую автономию в отношении своей компетенции, порядка ее осуществления и обладать достаточными для этого средствами. В соответствии с Хартией (ст.2) принципы местного самоуправления должны быть закреплены в конституции государства или в законодательстве страны. Хартия определяет сущность местного самоуправления как право и способность населения регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона и под свою ответственность (п.1 ст.3). Это положение воспроизведено в Конституции РФ – в норме о праве граждан самостоятельно решать вопросы местного значения (п.1 ст.130) и детализировано в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», который закрепляет право граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления (ст.3) и перечисляет основные права: граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления. Хартия затрагивает три группы вопросов, относящихся к организационным основам местного самоуправления: самостоятельное определение внутренних административных структур и их соответствие решаемым задачам (т.6); свободное осуществление полномочий на местном уровне (ст.7); ограничение законом административного контроля и вмешательства в деятельность органов местного самоуправления (ст.8). Невмешательство органов государственной власти в деятельность муниципальных образований обеспечивается конституционной нормой, согласно которой органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12), а структура этих органов определяется населением самостоятельно (п.4 ст.34 ФЗ «Об общих принципах…»). Финансовые основы местного самоуправления отражены в ст. 9 Хартии, устанавливающей право местных органов власти на получение и свободное распоряжение достаточными собственными финансовыми средствами, часть которых должна поступать за счет местных налогов и сборов и быть соразмерной представленным полномочиям. ФЗ «Об общих принципах…» указывает, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов (ст.19); выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений осуществляется путем предоставления дотаций из образуемого в составе расходов бюджета субъекта РФ регионального фонда финансовой поддержки поселений и образуемых в составе расходов бюджетов муниципальных районов районных фондов финансовой поддержки поселений (ст.60). Основой правовых гарантий местного самоуправления в соответствии со ст.11 Хартии является судебная защита, поскольку судебная власть в силу своего особого положения способна наиболее эффективно обеспечивать свободное осуществление полномочий и закрепленных в законе принципов организации и деятельности местного самоуправления. Конституция РФ как акт прямого действия значительно расширила возможности судебного контроля, в том числе и в сфере местного самоуправления.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.89.70 (0.009 с.) |