Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социально-психологические характеристики женщин, отказывающихся от своих новорожденных детейСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Результаты исследований указывают на то, что большинство будущих «отказниц» (75%) в детстве были, по их словам, «сыты и одеты, хотя не имели ничего сверх этого», но у 6% таких семей едва хватало на еду. Более трети семей были обеспечены ниже среднего уровня. Свои жилищные условия большинство респонденток считают средними. Плохими их назвали 6% опрошенных, хорошими — 11%. При этом 11% женщин жили в коммунальной квартире, 30% не имели своего места (угла, комнаты) для учебы и игры. В половине семей случались драки, скандалы. Ранее проведенные исследования показали, что помимо экономического положения на качество материнства влияет образованность женщины. Было установлено, что большинство «отказниц» имели низкое общее и профессиональное образование, редко получали престижные должности и соответственно имели низкий социальный статус. К аналогичным выводам подводит и наше исследование. В силу молодости, но еще более в силу личностных особенностей образование наших респонденток оказалось довольно низким. Около половины их окончили ПТУ, немногим более трети удалось окончить техникум или получить среднее образование. Более того, 11 % женщин не смогли «вытянуть» больше 4 классов. Продолжали же учебу только 6% обследованных. Брутман В. И., Панкратова М. Г., Ениколопов С. Н. Некоторые результаты обследования женщин, отказавшихся от своих новорожденных детей // Вопросы психологии. 1994. № 5. С. 31. Диссертационные исследования Ледина В. Ю. Комплексная модель подготовки беременных к родам в профилактике психосоматических дезадаптации рожениц. Автореф. дисс. канд. психол. наук. СПб., 2004. Коваленко Н. П. Психологические особенности коррекции эмоциональных состояний женщины в период беременности и родов. Автореф. дисс. канд. психол. наук. СПб., 1998. Колпакова М. Ю. Духовно ориентированный диалог в выявлении и разрешении внутреннего конфликта у матерей, отказывающихся от новорожденного. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1999. Литература Бертин Андрэ. Воспитание в утробе матери, или Рассказ об упущенных возможностях. СПб., 1992. Брусиловский А. И. Жизнь до рождения. М., 1991. Брутман В. И., Радионова М. С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопросы психологии. 1997. № 6. С. 38-47. Брутман В. И., Панкратова М. Г., Ениколопов С. Н. Некоторые результаты обследования женщин, отказавшихся от своих новорожденных детей // Вопросы психологии. 1994. № 5. С. 31-36. Дик-Рид Г. Роды без страха. СПб., 1996. Захаров А. И. Что нужно знать родителям до рождения ребенка. СПб., 1994. Колпакова М. Ю. Психологическая работа с женщинами, отказывающимися от новорожденных детей // Вопросы психологии. 1997. № 3. С. 61-68. Копыл О. А., Баз Л. Л., Баженова О. В. Готовность к материнству, выделение факторов и условий психологического риска для будущего развития ребенка // Синапс. 1993. № 4. С.35-42. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Проблемы маленького ребенка. СПб.: Речь, 2001. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблемами развития. СПб.: Речь, 2001. Мамайчук И. И. Развитие ребенка от рождения до семи лет. СПб., 1998. Мещерякова С. Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологии. 2000. № 5. С. 18-27. Мухамедрахимов Р. Мать и младенец: психологическое взаимодействие. СПб.: Речь, 2001. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: Академия, 2002. Вопросы для диалога 1. Есть ли причины, которые до зачатия предопределяют особенности психического развития будущего ребенка? 2. Известны ли случаи, когда проблемное развитие ребенка можно было предупредить до его рождения? 3. Знаете ли вы случаи влияния наследственности (хромосомных нарушений) на развитие ребенка? 4. Знаете ли вы случаи, когда материнские, отцовские инстинкты повлияли на развитие ребенка? Задания для самоконтроля Задание 1 Изучить одну из рекомендованных публикаций по вопросу предупреждения проблем развития ребенка до родов, в процессе перинатального развития или родов, составив конспект прочитанной работы. Задание 2 Проанализировать выделенную проблему по следующему плану: 1) факторы, определяющие особенности психического развития в данный период, и факторы, порождающие проблему, описанную в ситуации; 2) типичные кризисы и проблемы данного (рассматриваемого) периода; 3) описание проблемной ситуации; 4) формулирование проблемы; 5) раскрытие противоречий, порождающих проблему, описанную в ситуации; 6) этапы, механизмы возникновения проблемы (первые внешние признаки ее зарождения); 7) внешние и внутренние показатели (маркеры) зарождающейся проблемы; 8) положительные последствия различных вариантов решения проблемы; 9) отрицательные последствия неразрешенности проблемы; 10) что нужно было сделать (каковы необходимые условия), чтобы можно было предупредить возникновение проблемы и ее отрицательных последствий. Задание 3 Прочитать либо материалы приведенных диссертационных исследований, либо одно из указанных в списке. Проанализировать материал исследований по следующему плану: 1. Являлась ли тема, обозначенная в диссертации, актуальной в предшествующие десятилетия (см. учебник по психологии развития, соответствующий возраст)? 2. Под влиянием каких факторов возникла (актуализировалась) проблема развития? 3. Какие из полученных автором результатов и как могут быть использованы для работы с указанной проблемой? 4. Как полученные результаты можно использовать для предупреждения проблемы развития? Глава 4 ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА МЛАДЕНЧЕСКОГО (ГРУДНОГО) ВОЗРАСТА (1 месяц - 1 год) Факторы, определяющие возникновение проблем развития в младенческом возрасте: • проблемы перинатального развития; • осложнения при родах и родовые травмы; • психологическая неготовность матери и других взрослых членов семьи изменить стереотипы своей жизни в связи с появлением ребенка; • психологическая неграмотность взрослых в отношении особенностей новорожденного и младенца; • эмоциональное отношение к новорожденному и младенцу; • обеспечение жизнедеятельности (питание, уход, сон); • стресс, переживаемый матерью первенца, неготовой к воспитанию ребенка и распределению собственных сил. Проблемы развития: • отставание в развитии от возрастной нормы; • недоверие, закрытость в противовес доверию (привязанности); • эмоциональные переживания, страхи; • отсутствие возможности реализации спонтанной активности. 4.1. ОТСТАВАНИЕ В РАЗВИТИИ ОТ ВОЗРАСТНОЙ НОРМЫ Основной показатель неблагополучия в данный период развития — поведение ребенка: плохой сон, плач (и когда не дают грудь, и когда дают), отсутствие прибавки в весе или его снижение. Отставание в развитии от возрастной нормы начинает осознаваться родителями как проблема далеко не сразу. Первые тревожные наблюдения связаны, как правило, с тем, как ребенок ведет себя во время кормления (берет ли грудь, срыгивает, кричит и т. п.). Например, уже в первые дни и недели жизни ребенка становится ясно, удалось ли наладить кормление грудью или необходимо искусственное докармливание. Решающее значение имеет продолжительность действия фактора, определяющего появление признаков физического и, как следствие, психического недоразвития. Если в роли такого фактора выступало недокармливание ребенка, то в случае, если кормление удалось наладить, проблема недоразвития через некоторое время снимается. Однако при невозможности устранить дискомфорт в жизни ребенка и если, помимо плохого кормления, на состояние ребенка начинают влиять проблемы с желудком, стулом, режущимися зубами и последствия прививок, то ребенок постепенно начинает существенно отставать и в физическом, и в психическом развитии. Это находит отражение в том, что он плохо держит голову, не демонстрирует необходимых реакций на звук, свет, у него не формируется в полном объеме комплекс оживления, не возникает ответных реакций на проявления привязанности матери. Проявления синдрома недоразвитости: • плохой аппетит, трудности в связи с кормлением; • отставание в развитии двигательных навыков; • задержка в формировании навыков общения и взаимодействия; • отсутствие стремления к общению, «неулыбчивость». Особые проблемы возникают в развитии недоношенного ребенка21. 21 Подробнее см.: Луковцева 3. В., Баз Л. Л. Психическое развитие недоношенного младенца // Вопросы психологии. 1999. № 6. С. 29. Зарисовки из жизни
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 582; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.104.140 (0.012 с.) |