Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Распределение испытуемых по гибкостиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
сенсомоторных программ в зависимости от возраста (в %) (Кулюткин Ю. Н., Сухобская Г. С, 1971)
Оказалось, что чем старше человек, тем более инертными и стереотипными становятся те связи, которые образуются между исходными сигналами и ответными действиями. При изучении мыслительной гибкости исследователями было установлено: 1) нет статистически значимой зависимости между гибкостью мышления и возрастом; 2) хорошо выражена связь мыслительной гибкости с уровнем образования. Среди людей, имеющих незаконченное среднее образование, 18% составили те, кто имел высокую мыслительную гибкость. Имеющие законченное высшее образование демонстрировали высокую мыслительную гибкость значительно чаще — в 85% случаев. На основании результатов исследования Ю. Н. Кулюткин и Г. С. Сухобская пришли к выводу о том, что образование выступает фактором, определяющим адекватность самооценки гибкости. Таблица 13 Адекватность самооценки гибкости и инертности в зависимости от образования (в %) (Кулюткин Ю. Н., Сухобская Г. С, 1971)
Особенности познавательных функций взрослых По результатам обследования 2300 взрослых людей в возрасте 18-40 лет, 18-46 лет, Е. И. Степанова делает следующие выводы, характеризующие особенности познавательных функций взрослых. Накопление информации в памяти и возрастание роли переработки ее с помощью операциональных приемов мышления происходит параллельно, но с некоторым опережением развития памяти. Такое опережение наблюдается по временным интервалам смены подъемов и спадов. Если в развитии памяти точки наивысшего подъема приходятся на 19 лет, 22 и 24 года, то в развитии мышления — на 20 лет, 23 года и 25 лет. Происходит накопление информации, необходимой для переработки ее в процессе мышления. [...] Возрастная периодизация психофизиологического и интеллектуального развития взрослых дает основание для утверждения: взрослый человек обучаем, однако степень восприимчивости к средствам педагогического воздействия в разные возрастные периоды неодинакова. Наиболее высокая восприимчивость наблюдается в ранней зрелости, к которой относится студенческий возраст. В первом и втором периодах средней зрелости в силу устойчивости связей между психическими функциями и интегрированности интеллекта приходится прибегать к переучиванию. [...] Самый высокий уровень интеллекта, как правило, отличает тех взрослых, которые учатся, испытывают умственное напряжение. Они полнее раскрывают причинно-следственные связи на наглядном и словесном материале, их поиски путей решения задач отличаются большей гибкостью, тогда как для необучающихся характерна «прикованность» к привычным способам решения. У обучающихся по сравнению с необучающимися выше показатели развития запечатления, сохранения, воспроизведения, а также свойств внимания. Степанова Е. И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология. СПб., 2000. С. 232-234. 9.1.3. Освоение профессии и профессионализация Психическое развитие человека в процессе профессиональной деятельности подчиняется общим закономерностям психического развития, проявление которых обусловлено самой профессиональной деятельностью. С одной стороны, профессиональная деятельность стимулирует развитие знаний, умений, а в конечном итоге — психических свойств, определяющих способности к той или иной профессиональной деятельности. В этом случае развитие носит эволюционный характер, проявляется тенденция к самоактуализации, самовыражению, становлению профессиональной субъектности (индивидуальности). С другой стороны — профессиональная деятельность, как правило, представляет собой длительный процесс, который имеет свои этапы, требующие от человека актуализации тех или иных психических качеств. На каждом новом этапе профессионализации вызовы профессии предполагают определенную перестройку уже сложившихся структур психических качеств или появление новообразований. Процесс развития в профессии, как и процесс психического развития в целом, сопровождается некоторыми критическими моментами при переходе от одного этапа профессионализации к другому. Э. Э. Сыманюк выделяет следующие кризисы профессионального развития (Сыманюк Э. Э., 2004, с. 35): • Кризис профессиональных экспектаций (18-20 лет) — профессиональная адаптация, несовпадение профессиональных ожиданий и реальной действительности. • Кризис профессионального роста (23-25 лет) — неудовлетворенность процессом и результатом профессиональной деятельности. • Кризис профессиональной карьеры (30-35 лет) — стабилизация профессиональной ситуации, неудовлетворенность собой, своим профессиональным статусом. • Кризис социально-профессиональной самоактуализации (40-42 года) — осознание застойности, остановки в развитии, неудовлетворенность возможностями самореализации, профессиональные деформации. • Кризис утраты профессиональной деятельности (55-60 лет) — уход на пенсию, новая социальная роль, новый способ жизнедеятельности и т. п. В основе кризисов профессионального развития лежат противоречия между: • сложившимися представлениями о профессии и себе в ней и реальностью (профессиональные функции, рабочее место и т. п.); • требованиями профессии к знаниям, навыкам, способностям человека и наличием таковых; • полезными профессионально значимыми приобретениями и слишком высокой платой за них; • планами профессионального роста и профессиональной карьеры и возможностями человека; • между профессиональной пригодностью и профессиональными намерениями; • собственной оценкой эффективности своей профессиональной деятельности и оценкой окружающих; • профессиональным опытом и требованиями рынка и др.; • уровнем притязаний в профессиональной деятельности и достижением ожидаемого уровня. «Уровень притязаний, — замечает Б. С. Братусь, — рождается из двух противоположных тенденций: с одной стороны, тенденции поддерживать свое "я", свою самооценку максимально высоко, с другой — тенденции умерить свои притязания, чтобы избежать неудачи и тем самым не нанести урон самооценке» (1988, с. 197). Зарисовки из жизни Трудности вхождения в профессию (по материалам самоотчета магистранта Л. Г.) Речь идет о серьезных затруднениях, возникших у меня в ходе приобщения к профессиональной среде и профессиональной деятельности (автор закончил вуз). На практике это выразилось в полном отторжении и нежелании выполнять должностные обязанности. Это также выразилось в бурной имитации деятельности, направленной на широчайший круг объектов, скрывающей бездействие и профессиональную пассивность. Это нашло отражение в глубоком непринятии профессиональной среды и включенных в эту среду людей, что выразилось в крайне негативных высказываниях, а иногда и действиях по отношению к участникам профессиональной деятельности. Непринятие профессиональной деятельности связывается автором с несколькими причинами: • нехватка профессиональных знаний, умений, навыков, остро обнаружившая себя в момент начала профессиональной деятельности; • личностная неготовность к выполнению работы практического характера; • рассогласованность между образами профессиональной деятельности, которые сложились в процессе обучения в вузе, и реальной действительностью; ■ • расхождение между содержанием профессиональной деятельности и мотивами ее осуществления. Зарисовки из жизни Неудовлетворенность жизнью Женщина, сменив место жительства, не смогла адаптироваться к новым условиям, что повлияло как на ее профессиональное становление, так и на стиль жизни, взаимоотношения с детьми, в целом на развитие ее личности. Она самозабвенно назначала всех виноватыми за свою неудавшуюся жизнь. Виноват был Муром, в который она поехала по собственной воле, бросив уже написанную, но еще незащищенную диссертацию; виновата была я, — что заболела полиомиелитом, не дав ей устроиться на хорошую работу; виноват был отец, — что начал пить, хотя в ее обществе пьянство было самой безобидной формой психологической защиты; после смерти отца виновата была советская власть, — что платила маленькую пенсию на детей, намекая, что хорошо бы маме и самой зарабатывать и т. д. Арбатова М. Мне 40 лет... М., 1999. С. 16. После смерти бабушки мама назначила себя сердечни-цей и, при совершенно здоровом сердце, начала «умирать» при малейшей нагрузке и особенно при малейшем сопротивлении мужа или детей ее воле. ...Все женщины вокруг работали, но мама сочинила, что дисквалифицирована как специалист, а на курсы переквалификации пойти не может, потому что не может ездить в транспорте. ...В сорок недовольство жизнью превратилось в ее основное занятие. Там же. С. 29-30. Данные исследований Психическое «выгорание» При изучении феномена «профессиональное выгорание» были установлены его основные психологические содержательные характеристики и влияние на результаты профессиональной деятельности и качество жизни (Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С, 2002). Психическое выгорание, по мнению исследователей, характеризуется следующими признаками: 1. Эмоциональное истощение (сниженный эмоциональный фон, отсутствие «свежих» чувств, эмоциональная отстраненность в ситуациях интерперсонального общения, быстрое эмоциональное пресыщение, упадническое или депрессивное настроение). 2. Деперсонализация: обезличенное, иногда циничное отношение к подопечным, пресыщение рабочими коммуникациями, недовольство другими. 3. Редукция личных достижений и обязанностей, снижение активности трудовой мотивации, неадекватная самооценка собственных результатов деятельности, ухудшение отношения к самоэффективности, снижение персональной ответственности за результаты коллективной деятельности и др. 4. Психосоматические и психовегетативные нарушения: ухудшение психофизического самочувствия, головные боли, нарушение сна. В результате сравнительного анализа разных профессиональных групп были обнаружены определенные отличия между ними как по типу «выгорания», так и по количеству «сгоревших» на работе. Наибольшее количество «выгоревших» наблюдается среди учителей средних школ: 71% учителей (из 54 человек) имеют высокое эмоциональное истощение и 64% — мотивационно-установочное выгорание (редукция личных достижений). Врачи-терапевты и медсестры хирургических отделений наиболее часто характеризуются эмоциональным истощением и деперсонализацией, а медсестры реанимационных отделений чаще подвержены редукции личных достижений и самоэффективности. Большое количество лиц с высоким и средним уровнем «выгорания» обнаружено среди социальных работников. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Психическое «выгорание» и качество жизни // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Л. А. Коростылевой. Вып. 6. СПб., 2002. С. 140,143. 9.1.4. Проблемы личностного развития Проблемы личностного развития на этом этапе возникают в связи с необходимостью определения своего места, решения ряда жизненных задач: • генеративность — своя точка зрения на мир, его будущее и свое участие в нем (Э. Эриксон); • стремление влиять на новое поколение; • независимость от родителей и ее следствия (свобода и ответственность); • создание семьи, собственное жилье; • жизненные планы и их связь с социальным статусом; • система ценностей. При этом появление трудностей в большинстве случаев определяется наличием противоречий между: • потребностью лучше и глубже разобраться в себе и не-сформированностью рефлексивного контроля; • потребностью в признании и его отсутствием (в профессии, в семье); • возникновением экзистенциальных вопросов («как жить?», «для чего жить?») и неспособностью дать на них ответ; • осознанием меры совпадения жизненных планов, мечты и результатов их достижения. Зарисовки из жизни
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 384; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.141 (0.008 с.) |