Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стратегии разрешения проблемы.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В том случае, если учитель признает свою ошибку, ему следует провести беседу с ребенком. Объяснить ему, что самое важное в обучении — это накопление знаний, а не оценка. Можно обсудить с ребенком ошибки, допущенные при выполнении заданий, предложить подумать, как -можно их исправить. Сказать ребенку, что получение плохой оценки вовсе не влияет на отношение к нему окружающих, что он любим, нужен и уважаем. Если учитель не желает сходить со своих позиций, родителям следует поменять учителя во избежание психотравмы. 7. Последствия разрешения или неразрешения проблемы. Негативными последствиями ситуации могли стать: • подмена мотивации к обучению; • эмоциональная нестабильность; • страх получения негативной оценки, мотив избегания неудач; • нарушение взаимоотношений со сверстниками. Положительный результат разрешения: • сохранение учебной мотивации; • эмоциональная стабильность; • гармоничные отношения со сверстниками. 8. Предупреждение проблемы: Знание учителем особенностей детской психологии. Другой подход к воспитанию и образованию, основанный на признании ценности личности каждого ребенка. Пример 2 (по материалам магистрантки Е. Л.) 1. Проблемная ситуация: В их семье не принято было злиться. Если кто-то позволял себе что-то подобное, то, видимо, как-то очень тихо или вообще «про себя». Возможно, поэтому он не очень представлял себе — как это, когда злятся. Но в школе, куда он пошел, почему-то злились многие. Когда учителя повышали голос, он вжимался в парту, тело цепенело, в желудке что-то сжималось от ужаса, и хотелось только одного — стать невидимкой. Перемена не приносила облегчения. Если удавалось пробраться незамеченным в проем в стене и отсидеться там — это был успех. Чаще всего не удавалось. От язвительных замечаний, издевательств и откровенных ругательств обида подкатывалась прямо к глазам, но плакать было нельзя, тогда вообще проходу не дадут. Хуже всего, когда доставалось по шее портфелем или от внезапной подножки растягивался на полу — все так дружно гоготали, и от обиды забывалось даже разбитое колено. В итоге он перестал ходить в школу: просто больше не мог. Когда лежал дома и лечил невесть откуда взявшийся гастрит, а когда просто саботировал тихие мамины уговоры, уходя все глубже в свою депрессию. Единственное, что увлекало его и позволяло хоть как-то оживиться, — это изучение оружия, и чем оно совершеннее и мощнее, тем больше интереса. Млодик И. Ю. Чудо в детской ладошке, Или неруководство по детской психотерапии. СПб.: Питер, 2004. С. 47-48. 2. Проблема: подавленная агрессия. 3. Поведенческие реакции: вжимается в парту, отсиживается незамеченным, прячется от детей, не защищается, не отвечает на издевательства; позже: перестал ходить в школу, гастрит (психосоматический симптом), депрессия; изучение мощного оружия. 4. Чувства: тело цепенеет; в желудке что-то сжимается от ужаса; хочется стать невидимкой; обида, хочется плакать, но нельзя, от обиды забывается даже боль. 5. Противоречия, лежащие в основе данной проблемы: • между чувствами ребенка и невозможностью (неумением) их выразить; • между ранее сформированным стилем взаимодействия и новой ситуацией. 6. Поэтапный анализ проблемы: Эта проблема является проблемой индивидуального развития. Зарождение: в семье не принято было злиться, то есть ребенок не видел проявлений гнева, агрессии, и сам, соответственно, не научился выражать подобные чувства. Развитие: позже, в школе — страх («ужас»), когда учителя повышают голос; неумение общаться с детьми, их насмешки вызывают в нем обиду, на выражение которой существует запрет, так как предполагается, что это повлечет за собой новые насмешки; в связи с этим развивается еще большая замкнутость (замкнутый круг). Кульминация: перестал ходить в школу, депрессия, гастрит. 7. Стратегии разрешения проблемы: Ребенок пытается разрешить эту проблему сам, разряжая подавленную агрессию посредством изучения оружия, мощного и совершенного. Так он чувствует свою силу и контроль над ситуацией. 8. Последствия разрешения или неразрешения проблемы. Последствия разрешения проблемы: • возможность дальнейшего развития, не «застревая» на данном этапе; • возможность нахождения приемлемых способов разрядки; • нахождение более эффективного способа общения с окружающими людьми. Последствия неразрешения проблемы: • саморазрушающее поведение; • депрессия; • психосоматические заболевания; • затруднения в общении. 9. Предупреждение проблемы: Необходимо способствовать разрядке чувств ребенка, работать над его уверенностью в своих силах и запретами на выражение эмоций. Важно присоединение родителей, их поддержка в адрес ребенка и взаимодействие с родителями одноклассников. Кроме индивидуальной, необходима работа с классом, усиливающая групповую сплоченность. В нее может быть включен как психолог, так и учитель. Пример 3 (по материалам магистрантки Ф. В.). 1. Проблемная ситуация: Девочка 7-ми лет не может заниматься в классе, так как не способна долгое время сосредотачивать внимание на уроке. 2. Противоречие, лежащее в основе данной проблемы: • между тем, что ребенок хочет играть во время урока, разговаривать, ходить по классу, и тем, что этого делать нельзя. 3. Поведенческие реакции: уходит с урока, тянется к игрушкам, вместо того чтобы работать со всем классом, дерется с одноклассниками, не хочет идти в школу, опаздывает на занятия с логопедом и психологом. 4. Поэтапный анализ зарождения проблемы: Ребенок родился глубоко недоношенный, с ослабленным зрением и легкими нарушениями функционирования головного мозга. Когда девочке исполнилось 3 года, ее отдали в детский сад круглосуточного пребывания, а домой забирали только на выходные. В садике наблюдалась гиперактивность, воспитатели не справлялись с ее поведением и во время занятий в группе стали отсаживать в другое место, чтобы она не мешала. В 7 лет девочка пришла в школу, психологическое обследование показало значительное отставание в психическом развитии в связи с элементарной запущенностью со стороны семьи. При разговоре с мамой выяснилось, что с ребенком дома никто никогда не занимался. С появлением в школе, в совершенно новых для себя условиях, перед девочкой встала задача адаптации к школьной жизни. В данном случае адаптация проходила с трудом. В связи с возникшими трудностями у девочки постепенно сформировалось отторжение школы. 5. Разрешение проблемы: Беседы с мамой оказались бессмысленны, поскольку она не желала брать на себя ответственность за собственного ребенка, готова была даже заплатить, лишь бы эту ответственность взяла на себя, например, школа. Психологом и логопедом была разработана совместная индивидуальная развивающая программа, которая реализуется на сегодняшний день без поддержки со стороны мамы. 6. Предупреждение проблемы: Если бы мама взяла на себя ответственность за собственного ребенка и, учитывая индивидуальные особенности ребенка, систематически занималась бы с ним, играла и в играх тренировала элементарную усидчивость, развивала мышление, память, общую осведомленность, проблемы можно было бы избежать. Глава 7 ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД (11 -17 лет) Факторы, порождающие проблемы психического развития в подростковый период: • биологическая перестройка организма, приводящая к дисгармонии различных его систем; • неразрешенные проблемы предшествующих этапов развития; • ограниченные возможности социальных институтов (здравоохранения, досуга, социального контроля, образования и др.) в удовлетворении потребностей подростков; • проблемная, дисгармоничная (асоциальная) семья. Проблемы: 1. В учебной, познавательной деятельности. 2. В личностной, межличностной сфере: • самоотношение — самопознание — самопринятие (беспомощность: «Я недостаточно хорош»); • взаимоотношения со сверстниками (непринятие, изоляция: «Я чужой»); • взаимоотношения в семье (стремление к независимости и самостоятельности, потребность в любви и понимании); • ответственность — несформированность ответственности. 3. В эмоциональной сфере: проблемы, связанные с сексуальными переживаниями, сексуальное насилие, беременность, потребность в любви, подростковый суицид. 7.1. ПРОБЛЕМЫ В УЧЕБНОЙ, ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В сфере познавательной деятельности в подростковый период появляется ряд новообразований: 1. Логическое мышление: ■ • развитие процессов обобщения, классификации, абстрагирования; • познание, понимание связей и отношений (причинно-следственных, условных, временных); • развитие внутренней речи (контроль — сличение с эталоном, планирование); • овладение диалогом; • осознание процесса и результатов познавательной деятельности (рефлексия на процесс и результат познавательной деятельности). 2. Интеллектуализация процессов чувственного познания (осознание, обобщение, категоризация воспринимаемого, визуальное мышление). 3. Словесно-логическая память (овладение приемами логического запоминания и воспроизведения). Становление этих новообразований связано с преодолением трудностей, которые при неудачном стечении обстоятельств могут вызывать проблемы в развитии. Причины проблем развития познавательных процессов: • формализм в усвоении знаний на предшествующих этапах обучения; • когнитивный диссонанс — несоответствие между знаниями и умениями; • расхождение между психическими возрастными изменениями и неразвивающейся системой учебной деятельности; • несформированность учебных навыков, необходимых для обучения на новой ступени; • снижение мотивации учения под влиянием предшествующих неудач в учебной деятельности; • несоответствие актуального уровня развития познавательных процессов и требований к ним со стороны учебной деятельности; • потребность общаться и быть понятым и отсутствие умения вести диалог. Последствия проблем в познавательной деятельности: - упущен сензитивный период развития логического мышления, что затруднит его развитие в последующем; - опасность застревания на старых способах мышления, не позволяющих развиваться новым механизмам и качествам мыслительных процессов; - опасность развития общей заниженной самооценки на основе проблем в учебной деятельности; - опасность формирования выученной беспомощности и негативного отношения к себе; - невозможность развития «вкуса», удовлетворения от интеллектуальной деятельности; + наличиие знаний о проблемах учебной деятельности и их учет в предстоящем выборе профильного обучения и специальности; + активизация способов самоуважения и самоутверждения в различных направлениях (а не только в познавательной деятельности — в спорте, практической деятельности, общении); + развитие гармоничной Я-концепции; + развитие самопринятия и позитивного самоотношения; + развитие ответственности за результаты и процесс учебной деятельности. Данные исследований
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1040; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.2.191 (0.008 с.) |