Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Несформированность умения проявлять свои чувства в общении со сверстникмиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Каждый день он выбегал из школы пораньше, прятался за колонну и при виде меня выскакивал с воплем: «Хромоножка!» Я изо всех сил давала ему портфелем по голове. Он шатался от удара, а я гордо удалялась к дому. Назавтра все повторялось. Я никогда не жаловалась, но однажды раскро-вавила ему физиономию. Его отвели в медпункт, а мне в тетради написали: «Безобразно избила мальчика». ...Мы встретились через много лет в автобусе, я уже замужняя женщина с детьми. — А я вот в Америку уезжаю. Навсегда. Зачем ты замуж вышла? Я тебя любил всю жизнь, с первого сентября перво- го класса, — сказал он, и я чуть не заплакала и чуть снова не треснула его сумкой по голове. Арбатова М. Мне 40 лет... М., 1999. С. 15. Данные исследований Наблюдение за процессом социально-психологической адаптации учащихся первых классов (Александровская Э. М., 1988) показало, что «приспособление к школе протекает у них по-разному и отличается по скорости и устойчивости». Оценка адаптации осуществлялась по семи шкалам: • эффективность учебной деятельности (1 — учебная активность, 2 — успеваемость); • усвоение школьных норм поведения (3 — поведение на уроке, 4 — поведение на перемене); • успешность социальных контактов (5 — взаимоотношения с одноклассниками, 6 — отношение к учению); • 7 — эмоциональное благополучие. По суммарному показателю схемы наблюдения за процессом адаптации Л. В. Замулиной (2005) были выделены три группы учащихся: Группа 1: большинство детей (56%) адаптируются к школе в течение двух месяцев. На фоне хорошего настроения некоторые ученики обнаруживают временные трудности (ограниченные сроком 2 месяца) в приобретении социальных контактов, выполнении правил поведения. Группа 2: дети с неустойчивой адаптацией (30% учащихся). Характеризуется более длительным периодом проявления неблагоприятных форм поведения и низким уровнем развития познавательных интересов. Основные нарушения касаются сферы учебной деятельности, они носят кратковременный характер и находят отражение в предпочтении игровой деятельности. В ряде случаев низкий уровень овладения школьной программой сопровождается трудностями во взаимоотно- шениях и с учителем, и с одноклассниками. Изменение поведенческих реакций отражается в положительной динамике интегрального показателя, значения которого не достигают высокого уровня. Группа 3: дети с нарушением нормальных форм социально-психологической адаптации, проявляющимся в ограничении способности справляться со своими учебными и социальными функциями, в негативных формах поведения, проявлении отрицательных эмоций (14% учащихся). У многих детей этой группы слабо выражена учебная активность. Школьная успеваемость в данном случае является вторичным показателем их дезадаптации. 6.3. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ (Страхи школы, учителя, вызова к доске, контрольных работ, наказания, тревожность, плохое настроение, агрессия) Эмоциональное неблагополучие детей младшего школьного возраста, как правило, является следствием особенностей развития эмоциональной сферы ребенка в предыдущие периоды развития (подробнее см. соответствующие разделы глав 4, 5). Последствия длительных отрицательных эмоциональных переживаний: • страх; • лживость; • переживание незащищенности и одиночества (дети, которых бьют родители, выбирают такие стратегии адаптации к жизни, как: «остаюсь сам, один», «прошу прощения», «говорю с кем-нибудь», «кусаю ногти, ломаю пальцы», «молюсь» и др.). Зарисовки из жизни Переживания событий семейной жизни С самого детства я была «папиной дочкой», он был главным человеком для меня. Но когда мне было 10 лет, он начал пить. Изначально я ничего не знала, поэтому, когда мама подошла ко мне со словами, что, возможно, мы переедем к бабушке, так как у отца начинается горячка, это стало настоящим шоком для меня. Прошло несколько недель, и я своими глазами увидела, что такое пьяный отец. Более того, именно меня он выбрал «объектом» для вымещения агрессии. После этого мы переехали. То было ужасное время, я не могла поверить в то, что мой отец алкоголик, а именно это стали мне говорить окружающие. А через месяц-полто-ра отец согласился сходить к психологу (так мне было сказано), и мама вместе с нами вернулась домой. Не могу сказать, что я этому очень обрадовалась. Я хотела этого всей душой, но боялась, что весь кошмар повторится снова. В тот момент я запуталась в себе, в том, что для меня хорошо, что плохо. А еще через месяц, во время кокой-то мелкой ссоры, отец заявил, что это я во всем виновата, в том, что мы уехали из дома, в том, что он начал пить, а еще он сказал, что так думают все, даже мама. Правда, мама, успокаивая меня, сказала, что это не так, и я не могу быть ни в чем виноватой. Я была уверена, что она объяснит это отцу, и он извинится. Но извинений я так и не дождалась. В течение пяти лет после этого я вообще не разговаривала с отцом, за исключением ссор. Он продолжал пить и срываться на мне (бить меня). Я ждала, что мама ради меня разведется с ним, но она этого не сделала. А у меня внутри засела обида, с которой я живу до сих пор. О. М., 24 года. Адаптация в новом классе и возраст Девятилетний мальчик И., обладающий высоким уровнем творческих способностей и высокой мотивацией учения, был зачислен в 5-й класс, наравне с 11- и 12-летними школьниками. Одноклассники не воспринимали его как равного себе, относились к нему, как к «мелкому». И. оказывался в сторо-. не от общих мероприятий, игр, компаний, что в условиях данного учебного заведения (закрытый интернат) стало причиной одиночества и, как следствие, — агрессии, которую И. начал проявлять по отношению к окружающим, особенно к лидерам класса. И., который привык к лидерству в своем предыдущем классе, будучи одним из самых успешных, сильных и развитых учеников, лишился этой привилегии в классе более старших ребят. В очень короткие сроки он стал одним из лучших учеников, что оказалось важным в классе, где ценились ум, успехи в учебе. Ребята приняли его. Но напряжение, с которым И. пришлось заниматься довольно долго, значительно ухудшило состояние его здоровья. По материалам магистранта Л. Г. Насилие в семье На десятилетнего Павлика было страшно смотреть. Все тело в кровоподтеках, лицо распухло. Его лупили ремнем, пинали ногами, а потом, полураздетого, выгнали на улицу. Кто истязатели? Родные отец с матерью. На вид — культурные люди, модно одеты, неплохо зарабатывающие. В инспекцию по делам несовершеннолетних они прибыли на престижном автомобиле. Папа — начальник на совместном предприятии, мама — воспитатель детского сада. Что заставило их так измываться над ребенком, в чем он провинился? Оказывается, маме показалось, что он израсходовал слишком много какого-то дорогого шампуня. Нет, вины за собой они никакой не чувствовали, раскаиваться не собирались и недовольны были лишь тем, что сердобольные люди привели ребенка в милицию и эта неприятная история получила огласку. Еще пример. У восьмилетней Ани оказалось сломано ребро и нос, множество синяков. Это расплата за то, что она распечатала коробку конфет и угостила забежавшую подружку. Причем семья не бедствует, а устроившая расправу мама, биз-нес-вумен, занимает немалый пост в одной из частных фирм. Данилевич £. Не бей меня, мама. Санкт-Петербургские ведомости. 4—10 апреля 1998. Высказывания о школе младших школьников Саша Б. «Когда бы я ни пришел в школу, меня там ждут одни только неприятности». При выполнении задания «Моя школа» рисует избушку на курьих ножках, а в образе Бабы-яги — учительницу. Варя М. Как только наступает суббота, всякое упоминание или напоминание о школе сопровождается криком: «Не портите мне настроение, не вспоминайте, даже слова этого не произносите!» (имеется в виду «школа»). Школьные страхи Я никогда не справлялся с диктантами. Поэтому было неудивительно, что перед диктантами я испытывал страх. И можно себе представить мой ужас, когда учитель, сменивший нашу прежнюю учительницу, предупредил, что с сегодняшнего дня мы будем ежедневно писать диктанты. Никакие протесты не помогли. Диктанты начались. Когда, наконец, произносилось слово «конец», на большинстве детей лица не было. Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. М., 1981. С. 26—27.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 379; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.67.56 (0.007 с.) |