Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
При несвоевременной замене чувства привязанности к материСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Связь между матерью и ребенком в своем развитии проходит три этапа: первый — «обними крепче», второй — «пусти», третий — «отстань». Позднее этот процесс повторяется, но субъектом следующего «обними крепче» будет уже не мама, а кто-то другой. Наблюдения психологов показывают, что у молодых людей, у которых процесс отдаления по какой-либо причине не произошел и они сохранили первичный, тесный контакт с матерью, будут наблюдаться осложнения в процессе формирования гетеросексуальной связи или в завязывании дружеских отношений. В норме у них должны образоваться своего рода «свободные валентности», позволяющие устанавливать связи со сверстниками, и эти валентности не должны быть связаны матерью. Следовательно, задача матери не только сложна, но и двойственна. С одной стороны, в ребенке нужно развить способность любить, а с другой — постепенно, со временем нужно создать в нем такую «сво- бодную валентность», при помощи которой ранее сформированная способность любить сможет быть использована в отношениях со сверстниками. Раншбург Й., Поппер П. Секреты личности. М., 1983. С. 20-21. Диссертационные исследования Азбель А. А. Особенности формирования статусов профессиональной идентичности старшеклассников. Автореф. дисс. канд. пси-хол. наук. СПб., 2004. Бабаева Н. М. Влияние индивидуально-психологических особенностей учащихся раннего юношеского возраста на их адаптацию к обучению в вузе. СПб., 2001. Байтингер О. £. Психологические детерминанты переживания будущего как проблемы в юношеском возрасте. Автореф. дисс. канд. психол. наук. СПб., 1998. Деева Н. А. Рефлексивные механизмы переживания кризиса и изменение ценностно-смысловой сферы. Автореф. дисс. канд. психол. наук. Пермь, 2005. Долгинова О. Б. Одиночество и отчужденность в подросткова-ом и юношеском возрасте. Автореф. дисс. канд. психол. наук. СПб., 1996. Калуженина Т. А Психологические детерминанты предрасположенности личности к наркозависимому поведению. Автореф. дисс. канд. психол. наук. Иркутск, 2005. Мерзлякова Ю. Ю. Общение как условие психологической адаптации к будущей профессиональной деятельности студентов средних специальных учебных заведений. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 2005. Михайлова В. В. Психологическая обусловленность житейских проблем студентов. Автореф. дисс. канд. психол. наук. СПб., 2001. Регуш Н. Л. Профессиональная идентичность на разных этапах педагогической деятельности. Дипломная работа. СПб.: РГПУ им. А. И.Герцена, 1998. Ряшина В. В. Рефлексия проблемных жизненных ситуаций в юношеском возрасте. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1996. Симонова Л. В. Межличностные конфликты педагогов и старших школьников и пути их разрешения. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1989. Федоров А. И. Временная перспектива в юношеском возрасте: типологический подход. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1996. Хазова С. А. Совладающее поведение одаренных старшеклассников. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1985. Ярмоленко Г. П. Проявление агрессивности и враждебности в межличностном взаимодействии (на примере студенческой молодежи). Автореф. дисс. канд. психол. наук. СПб., 2004. Литература Башкатов И. П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. М., 2000. Головей Л. А. Дифференциально-психологические факторы профессионального самоопределения // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Л. А. Головей, Л. А. Коростылевой. Вып. 3. СПб., 1999. Джонг-Гирвелъд Дж., Раадшелдерс Дж. Типы одиночества // Лабиринты одиночества. М., 1989. Елизаров А. Н. Телефон доверия: работа психолога-консультанта с родителями в ситуации родительско-юношеских конфликтов // Вопросы психологии. 1995. № 3. С. 38-45. Запесоцкий А. С, ФайнА. П. Эта непонятная молодежь // Эта непонятная молодежь. Проблемы неформальных молодежных объединений / Под ред. А. С. Запесоцкого. М., 1990. Кон И. С. Подростковая и юношеская сексуальность в России // Мир детства. 2002. № 4. С. 43-57. Магун В. С, Литвинцева А. 3. Жизненные притязания ранней юности и стратегии их реализации: 90-е и 80-е годы. М.: Ин-т социологии РАН, 1993. Мещерякова И. А. Проблемное поле и мир переживаний старшеклассников // Психологическая наука и образование. 1998. № 3-4. С. 18-30. На пороге взрослости / Под ред. С. Г. Вершловского. СПб., 1999. Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры. М., 2000. Раковская О. А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы. М.,1993. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. М., 1994. Савченко Е.А. О готовности старшеклассников противостоять аморальным проявлениям // Вопросы психологии. 1997. №3. С. 22-31. Чирков В. И., Диси Э. Л. Связи между здоровьем студентов и их жизненными стремлениями, восприятием родителей и учителей // Вопросы психологии. 1999. № 3. С. 48-56. Шабалина В. В. Аддиктивное поведение в юношеском возрасте: наркотики // Мир детства. 2003. № 2. С. 32—41. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Изд. группа «Прогресс», 1996. Задания для самоконтроля Задание 1 На самостоятельное изучение выносится проблема: одиночество в юношеском возрасте. Текст для изучения: Кэрол И. Кутрона. Поступление в колледж: одиночество и процесс социальной адаптации // Лабиринты одиночества / Под ред. Н. Е. Покровского. М., 1989. С. 384-411. Задание 2 Из прочитанной литературы, наблюдений выделить одну из проблем развития, типичную для юношеского возраста, и изучить одну из рекомендованных публикаций по данной проблеме, составив конспект прочитанной работы. Задание 3 Проанализировать выделенную проблему по следующему плану: 1) факторы, определяющие особенности психического развития в данный период, и факторы, порождающие проблему, описанную в ситуации; 2) типичные кризисы и проблемы данного (рассматриваемого) периода; 3) описание проблемной ситуации; 4) формулирование проблемы; 5) раскрытие противоречий, порождающих проблему, описанную в ситуации; 6) этапы, механизмы возникновения проблемы (первые внешние признаки ее зарождения); 7) внешние и внутренние показатели (маркеры) зарождающейся проблемы; 8) положительные последствия различных вариантов решения проблемы; 9) отрицательные последствия неразрешенности проблемы; 10) что нужно было сделать (каковы необходимые условия), чтобы можно было предупредить возникновение проблемы и ее отрицательных последствий. Для анализа можно воспользоваться теми проблемными ситуациями, которые приводятся в главе. Задание 4 Прочитать либо материалы приведенных диссертационных исследований, либо одно из указанных в списке. Проанализировать материал исследований по следующему плану: 1. Являлась ли тема, обозначенная в диссертации, актуальной в предшествующие десятилетия (см. учебник по психологии развития, соответствующий возраст)? 2. Под влиянием каких факторов возникла (актуализировалась) проблема развития? 3. Какие из полученных автором результатов и как могут быть использованы для работы с указанной проблемой? 4. Как полученные результаты можно использовать для предупреждения проблемы развития? Примеры выполнения самостоятельной работы Пример 1 (по материалам магистрантки О. Г.) 1. Проблемная ситуация: Девушка (17 лет). С девяти лет болеет тяжелой формой псориаза. С 13 лет начала ощущать свою неполноценность. Вследствие этого не общалась со сверстниками, держалась обособленно, была уверена в том, что ее не примут в коллективе. Носила очень закрытую одежду. Авторитетом для нее всегда была мать — очень строгая и требовательная. Она призывала дочь к «идеальности» во всем, никогда не хвалила, не демонстрировала любви, была холодна. За любые ошибки и неудачи строго осуждала. Девушка всегда боялась порицания матери. В 17 лет вместе с приятельницей записалась в студию бальных танцев. Обнаружились явные способности: чувство ритма, пластичность, грациозность. Девушке очень нравилось заниматься танцами. Она пригласила мать на первое выступление. Очень переволновалась. Было неприятно, что костюм для выступления очень открытый, и видна болезнь. На выступлении часто сбивалась с ритма, спотыкалась, держалась неуверенно. Мать была разочарована, сделала выговор, указала на болезнь. После этого случая девушка забросила танцы. Возникло чувство собственной никчемности. 2. Проблемы: • непринятие своего физического «Я»; • трудности построения взаимоотношений с матерью и окружающими. 3. Поведенческие реакции: закрытая одежда, сознательный отказ от общения, скованность движений из-за страха оценки матери. 4. Противоречия, порождающие проблемы: • между «Я»-реальным и «Я»-идеальным; • между желанием найти себя в какой-либо деятельности и неуверенностью в своих силах из-за болезни; • между желанием получить поддержку от матери и эмоциональной отчужденностью матери. 5. Анализ противоречий: В этом возрастном периоде человек осознает себя как личность, стремится к самопознанию. Важно положительное восприятие своего «Я», принятие родными и сверстниками личности субъекта. В данной ситуации болезнь и эмоциональное отчуждение матери сформировали искаженное восприятие себя. Это послужило сознательной изоляции себя от коллектива и построению преград в деятельности и общении. Постоянная критика со стороны матери способствовала появлению чувства вины, ощущения собственной неполноценности, беспомощности. 6. Поэтапный анализ зарождения проблемы: Зарождение: • болезнь и стиль родительского воспитания; • холодность, критика; • отсутствие положительного образа «Я». Кульминация: • страх общения, страх негативной оценки; • отсутствие взаимопонимания; • акцент на болезни; • отказ от деятельности. 7. Разрешение проблемы: В данной ситуации разрешением была откровенная беседа с матерью, в которой мать отказалась бы от старого стиля общения и принесла извинения. Также разрешению проблемы могла способствовать смена коллектива и внимание противоположного пола. Положительное действие способны оказать: доверительная беседа, поддержка, похвала, отказ от акцента на неудачах, формирование восприятия болезни как явления, не влияющего на личностные качества и возможность общения. 8. Последствия разрешения или неразрешения проблемы. Последствия неразрешения проблемы: • сваливание своих неудач на болезнь; • неуверенность в себе; • неконтактность; • одиночество. Положительные последствия разрешения проблемы: • осознание своих возможностей, несмотря на болезнь; • контактность; • умение налаживать взаимоотношения с окружающими; • нахождение себя в деятельности. 9. Предупреждение проблемы: Мать должна была руководствоваться другим стилем воспитания, наладить доверительные отношения с дочерью, не делать акцентов на болезни. Пример 2 (по материалам магистрантки Е. Л.) 1. Проблемная ситуация: Анна, 17 лет. Жила с семьей в южном городе. Поступила в вуз в СПб. Уехала из дома. Подруга, с которой они вместе уехали и снимали комнату, очень скоро занялась своей личной жизнью, и они стали редко общаться. Анна сначала жила у одной подруги в семье, потом у другой, тоже иногородней. Домой ездила раз в полгода. Стала часто болеть, иногда тяжело. Очень скучала по своей семье, часто звонила и разговаривала со всеми по очереди. Много общалась с родителями подруг. Стала тревожной, напряженной. Появились страхи, связанные со здоровьем. Это проявлялось в навязчивой гигиене, тщательной обработке даже незначительных царапин, мытье каждого продукта, упаковки, принесенных в дом, и т. д. 2. Проблема: трудности адаптации. 3. Эмоциональные, поведенческие проявления, говорящие о наличии проблемы: тревожность, неврозоподобное состояние, заболевания, имеющие психосоматическую природу, различные страхи (угроза здоровью, жизни); частое общение и тесный контакт с родителями, подругами. 4. Противоречия, порождающие проблему: между психологической неготовностью отделения от родителей и вынужденным физическим отделением. 5. Поэтапный анализ зарождения проблемы: В принципе, проблема отделения от родителей является закономерной, но возраст ее возникновения индивидуален (особенно в нашей стране). Зарождение • никогда не оставалась одна дома; • решив поступать в ВУЗ в другой город, не задумывалась о своей жизни вне дома; • не было опыта самостоятельной жизни и ведения хозяйства. Развитие: • переезд в другой город; • попытки вести самостоятельно хозяйство; • подруга «бросила», не с кем поделиться своими чувствами и переживаниями; • резкая смена климата, как следствие — простудные заболевания, тяжелая ангина. Кульминация: появление психосоматических заболеваний, страхов. 6. Разрешение проблемы: Анна подружилась с девушкой, которая тоже приехала из другого города, они стали проводить много времени вместе, поддерживая друг друга. В связи с этим напряжение у Анны немного спало, что позволило ей заниматься самоанализом, осознать свои трудности и работать с ними. Глава 9 ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПЕРИОД ЗРЕЛОСТИ Факторы, влияющие на проблемы психического развития в период зрелости: • состояние здоровья; • профессиональная деятельность; • семья (своя и родительская); • социально-экономическая ситуация в обществе (макросоциум); • неразрешенные психологические проблемы предшествующих возрастных периодов. 9.1. ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ЗРЕЛОСТИ (22-35 лет — мужчины, 21 -35 лет — женщины) Проблемы: • близость против изоляции (одиночество как образ жизни); • проблемы, связанные с развитием познавательной деятельности; • проблемы, актуализирующиеся по мере развития семейной жизни (проблемы родителей-одиночек); • проблемы, связанные с профессиональной деятельностью. 9.1.1. Близость против изоляции Раскрывая суть основного противоречия этого этапа развития «близость против изоляции», Э. Эриксон пишет: «Новоиспеченный взрослый, появившийся в результате поисков и упорного отстаивания собственной идентичности, полон желания и готов слить свою идентичность с идентичностью других. Он готов к близости или, по-другому, способен связывать себя именованными отношениями интимного и товарищеского уровня и проявлять нравственную силу, оставаясь верным таким отношениям, даже если они могут потребовать значительных жертв и компромиссов» (Эриксон Э., 1996, с. 369). Обратной стороной близости является дистанцирование, представляющее собой стремление человека изолировать людей, представляющихся для него опасными, в том числе захватывая пространство близких отношений. «Опасность этой стадии, — отмечает Э. Эриксон, — заключается в том, что интимные, соперничающие и враждебные отношения человек испытывает к тем же самым людям. Но по мере того, как очерчиваются зоны взрослых обязанностей и когда схватка соперников отделяется от сексуального объятия, они со временем становятся подвластными тому этическому чувству, которое служит отличительным признаком взрослого человека» (Там же, с. 370). Стремление к близости при одновременном переживании потребности в автономии, сохранении своей идентичности, личностной территории, безусловно, порождает сложные, противоречивые переживания, проявляющиеся при установлении взаимоотношений с близкими людьми. Реальные картины жизни рисуют людей, которые любят друг друга, делятся самыми интимными переживаниями и мыслями и одновременно ведут борьбу за право признать свое прошлое таким, каким оно было до встречи, свой прежний круг друзей, родственников и т. д. Таким образом, причиной проблем в этот период может явиться противоречие между: • потребностью быть в близких отношениях и найти и сохранить свою эго-идентичность; • потребностью быть в близких отношениях и иметь свою автономию, права, признаваемые другой стороной. Разрешение этих противоречий приводит к появлению таких психических новообразований, как эмпатия — понимание мыслей и переживаний другого, умение встать на позицию другого человека. Положительным последствием разрешения названных противоречий является выработка диалогического подхода к разрешению конфликтных ситуаций со всеми атрибутами диалогического общения: умением выслушать, исследовать потребности другого, выразить свои чувства, обсудить проблему с различных позиций и др. Самоанализ и развитие самоотношенния становится условием для коррекции «своей территории», в процессе которой человек может определить, с чем он готов и может расстаться для сохранения близости, что нужно изменить в себе, а что является сущностным, то есть не может быть изменено ни при каких условиях. Результатом подобных многочисленных самоанализов и рассуждений становится формирование чувства собственного достоинства. Если противоречие не разрешается появлением новообразований, то оно углубляется, в результате чего начинают доминировать отрицательные последствия: происходит формирование конфликтности, подозрительности, обидчивости, нередко ревности к прошлому, другим людям. Противоречие «близость против изоляции» провоцирует трудности, связанные с невозможностью (боязнь, комплексы и т. п.) человека реализовать потребность в близких отношениях. В этом случае начинает формироваться чувство одиночества не как желаемое, а как вынужденное переживание. Л. А. Коростылева замечает по этому поводу: «Американские психологи выделяют такую трудность, как боязнь интимности, которая, по мнению одиноких людей, содержит ряд опасностей. Открытость в выражении чувств может быть чревата серьезными упреками со стороны партнера, потерей контроля над собой, своей индивидуальности. Вызывает тревогу слияния с партнером, поскольку предполагается потеря аутентичности или возможность оказаться покинутым. При этом срабатывает механизм психологической защиты. Особенно сильно выражены такие охранительные меры у людей, не доверяющих себе, с неадекватной самооценкой, с пониженным чувством собственного достоинства» (Коростылева Л. А., 2000, с. 174). Зарисовки из жизни Эмоциональная регуляция После дуэли с Грушницким, которая тяжело переживалась Печориным, он получил письмо от Веры, из которого узнает, что она погубила свою репутацию, что она глубоко несчастна. Печорин вскакивает на коня и мчится догонять Веру, но конь не выдерживает и издыхает от усталости. «Пробовал идти пешком — ноги мои подкосились; изнуренный тревогами дня и бессонницей, я упал на мокрую землю и, как ребенок, заплакал. И долго я лежал неподвижно, и плакал горько, не стараясь удерживать слез и рыданий; я думал, грудь моя разорвется; вся моя твердость, все мое хладнокровие исчезли, как дым. Душа обессилела, рассудок замолк... Мне однако приятно, что я могу плакать! Все к лучшему! Это новое страдание, говоря военным слогом, сделало во мне счастливую диверсию. Плакать здорово. Я возвратился в Кисловодск в 5 часов утра, бросился на постель и уснул сном Наполеона после Ватерлоо». Лермонтов М. Ю. Герой нашего времени // Собр. соч. в 4-х т. Т. 4. Л.; М., 1962. С. 456.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.166.223 (0.01 с.) |