Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чувства ребенка, который недополучает материнской ласки, внимания

Поиск

Несмотря на то, что мама не работала и не перетружда­лась по хозяйству, она все время меня куда-то засовывала — то на продленку, то в городской пионерский лагерь. Я и так плохо ела, а там кормили какой-нибудь холодной сосиской, слипшейся кашей и молоком с пенками. Я была совершенно дистрофичным ребенком, весила меньше всех в классе. На фоне вальяжной, роскошной мамы, набравшей, выйдя за­муж, килограммов двадцать, я выглядела весьма не товарно и чувствовала это.

Арбатова М. Мне 40 лет... М., 1999. С. 16.

Неготовность иметь ребенка и ее последствия

Рождение ребенка планировалось, но исходя не из пользы для него, а из карьерных соображений матери (так, чтобы уход в декретный отпуск и выход после родов не очень повлияли на карьеру). К тому же нужно было рожать, так как возраст приближался к 30-ти. Последнюю сигарету бу­дущая мама выкурила перед тем, как сесть в машину скорой помощи, которая увозила ее в роддом.

В период беременности будущий папа тоже не стремил­ся изменить привычный образ жизни: часто выпивал, не ба­ловал жену вниманием, часто приходил домой с опоздания­ми, что создавало напряжение и нервозную обстановку. Роды прошли нормально. Проблемы начались с первых дней после выписки мамы и родившегося мальчика из родильного

дома. Малыш плачет, мама дает ему грудь, а он начинает плакать еще громче. Если и удается его покормить, то он срыгивает так, что в желудке мало что остается. С наступле­нием ночи никто в доме не спит: малыш плачет и успокаива­ется только на руках, когда его носят. Поэтому по очереди всю ночь его носят на руках. К полутора месяцам мальчик практически не прибавил в весе, он не начал держать голов­ку и к двум месяцам, практически не улыбается. В два меся­ца был поставлен диагноз «дистрофия», в результате чего ребенка поместили в больницу.

Зачатие по расчету

Молодая семья получила однокомнатную квартиру. Сей­час они вместе со свекровью пришли посмотреть квартиру. Рассказ ведется от лица свекрови.

— Мне очень нравится, — сказала я, не обратив внима­ния на их взгляды.

— Ма, — проговорил сын, не выпуская Ирину из объя­тий, — мы решили отказаться.

— Вот как? — поразилась я. — Почему?

— Нам нужно больше, — проговорил он смущенно.

— Пока, пожалуй, хватит, — удивилась я, переводя взгляд на Ирину.

— Нам не надо пока. Нам надо сразу, — сказал сын.

— Как же это сделать? — усмехнулась я. И оглохла — просто оглохла.

— Мы решили завести ребенка.

Пожалуй, я была рыбой, выброшенной на песок. Разе­вала рот, глотала воздух и не могла вымолвить ни звука. За­вести! Ребенка!

Детей не заводят, это не котята! Их дарит судьба, и не всегда счастливая, между прочим! Ребенок — это высшее, понимаете ли, высшее, а не лишнее лицо, на которое дают квадратные метры!

— Вы ждете? — спросила я Ирину...

— Сегодня нет, — промурлыкала невестка успокоенным, сытым, каким-то кошачьим голосом, — а завтра — да!

Бедный Игорек! Он не знал этого, не знал, что появится на свет не как плод любви, а как бытовая необходимость.

По сюжету повести Игорь ушел из жизни (погиб или по­кончил с собой) в 15 лет. Многого не поняв юным, еще не склонным к анализу умом, но ощутив — я уверена! — ощу­тив до самых дальних сердечных глубин собственную ненуж­ность матери и отцу.

ЛихановА. Высшая мера // Знамя. 1982. № 4. С. 26-27.

Данные исследований

Готовность и желание иметь ребенка у каждого из родителей

Й. Лангмейер и 3. Матейчик (1984) исследовали особенности мозговой деятельности «нежеланных детей». В результате было установлено, что у нежеланных детей явные признаки легкой детской энцефалопатии отмечались в 4,1% случаев, а в конт­рольной группе желанных детей — в 3,2%; мелкие признаки дис­функции отмечались у нежеланных детей в 8,7%, а у конт­рольных детей — в 8,2%. Вместе с тем исследователи отмечали:

«У всех детей вычислялся так называемый результат маладап-тации. Последний у каждого отдельного ребенка представлен ито­гом неблагоприятных высказываний о нем, признаками незрело­сти, признаками проблематичного социального включения. У нежеланных детей отмечался значимо более высокий резуль­тат маладаптации, чем у контрольных детей. У нежеланных де­тей с признаками ЛДЭ был установлен более высокий результат маладаптации в двух третях случаев, тогда как у контрольных детей лишь в одной трети случаев, что снова представляет статис­тически высокозначимое различие» (Лангмейер Й., Матейчик 3., 1984. С. 214. См. также результаты исследования на с. 143-144).

3.3. ПРОБЛЕМЫ ПЕРИНАТАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, РОДОВ. НОВОРОЖДЕННЫЙ РЕБЕНОК

Проблемы:

• здоровье матери и пренатальное развитие плода (резус-фактор, возраст);

• отставание или приостановки в развитии плода;

• тератогены и развитие плода;

• предлежание плода;

• кесарево сечение;

• предродовые страхи;

• материнство малолетних девочек;

• проблемы новорожденного ребенка (налаживание важ­ных для жизнеобеспечения систем организма).

3.3.1. Перинатальное развитие

Периоды перинатального развития: Первый триместр (1—3-й мес):

• терминальный период (2 нед.);

• эмбриональный период (2 нед. — 2 мес);

• фетальный период (с начала 3 мес. — 3 мес). Второй триместр (4-6-й мес).

Третий триместр (7-9-й мес).

Материнские факторы, влияющие на развитие плода в пе­риод беременности:

• хронические болезни (диабет, сердечно-сосудистые за­болевания и т. п.);

• резус-фактор — несовместимость плода и группы крови

матери;

• возраст матери;

• заболевания в период беременности (краснуха).

Г. Крайг (2000, с. 168-169) приводит в своей книге печаль­но известные события в Великобритании и Германии в 1959-

1960 годах. Беременные, принимавшие талидомид (транкви­лизатор — тератоген), рожали детей с различными видами патологий. Сравнение периода приема этого препарата со сро­ками беременности и с характером патологии родившегося ре­бенка позволило установить, какие органы и в какой период беременности формируются.

Употребление наркотиков оказывает крайне негативное влияние на развитие плода. Родившиеся дети имеют пробле­мы с органами дыхания, переживают ломки. Среди детей ал­коголиков 32% имеют врожденные аномалии. Курение в пе­риод беременности своим следствием имеет ослабление дыхательной системы ребенка. Тетрациклин поражает зубы, кости; гормоны оказывают воздействие на половые органы плода (рак влагалища, стерильность у мальчиков).

3.3.2. Роды

Проблемы здоровья и развития ребенка могут быть сняты при правильном отношении к выбору родильного дома. Сей­час женщина имеет возможность выбирать родильный дом. Основой такого выбора может стать статистика, характеризу­ющая успешность его работы. За ней кроется и квалифициро­ванное родовспоможение, и стерильность родильного дома.

Подготовка к родам также становится одним из факторов их успешности. Она может включать как определение способа ро­дов (в воде или на суше, с участием родственников и мужа или без), так и психологическую подготовку к этому процессу.

Знания о стадиях родового процесса позволяют роженице отслеживать, как идут роды, управлять своим поведением, проявлять саморегуляцию и, возможно, предотвратить искус­ственное вмешательство в этот процесс.

Стадии родового процесса:

1-я стадия — схватки (расширение шейки матки, от минут до 30 часов. Обычно 12-15 часов);

2-я стадия — роды (10—40 мин) (сокращения регулярные — раз в 2—3 минуты);

3-я стадия — изгнание последа, плаценты (до 20 мин). Наиболее часто встречающиеся проблемы в процессе родов:

• ягодичное предлежание плода;

• кесарево сечение;

• родовспоможение (искусственная стимуляция родов, ис­пользование вакуумного экстрактора и др.);

• отказ от новорожденного.

Зарисовки из жизни

Проблемы перинатального периода и социализация

Его мозг еще в утробе матери был поражен инфекцией. Казалось, что ребенок безнадежен — не двигался, не сосал молоко; не было ни зрительных, ни слуховых реакций. Тошу провезли по всем странам и вынесли приговор: он безнаде­жен. Мальчику было года три, когда Ларису Берман (специ­алиста-логопеда) пригласили его посмотреть. Теперь он го­ворит на двух языках, учится в школе.

Берман Л. В 52 года я поступила в университет. Извес­тия, 8 февраля 2002.

Роды и культурные традиции

Сами роды отнюдь не интимное дело. Приличия требу­ют, чтобы роженица не корчилась от боли, не кричала, ни­как не возражала против присутствия двадцати или тридца­ти людей в доме, которые, если надо, будут сидеть около нее сутками, смеяться, шутить, развлекаться. Повитуха пе­ререзает пуповину новым бамбуковым ножом, а затем все терпеливо ждут, когда выйдет послед — сигнал началу праз­днества. Если младенец — девочка, то пуповина зарывается под шелковицу (дерево, из луба которого изготавливается материя), чтобы девочка стала хорошей домашней хозяйкой.

Если младенец — мальчик, то пуповина бросается в море или закапывается под таро, чтобы он стал искусным рыбаком или прилежным земледельцем. Затем гости расходятся по до­мам, мать поднимается с постели и приступает к своим обыч­ным делам, а ребенок вообще перестает вызывать большой интерес у кого бы то ни было. День и месяц его рождения забываются.

Mud M. Воспитание самоанского ребенка // Культура и мир детства. М., 1988. С. 99..

3.3.3. Новорожденный ребенок (от О до 1 мес.)

Признаки жизнедеятельности:

• крик сразу;

• самостоятельное дыхание (при задержках — асфиксия, гипоксия).

Оценка состояния новорожденных производится по шкале Апгар (Крайг Г., 2000, с. 186). Максимальная оценка— 10 баллов. Нормой считается оценка в пределах 7-10 баллов. При оценке 4 балла рекомендуется немедленное подключение к системам жизнеобеспечения.

Таблица 4 Шкала Апгар для оценки состояния новорожденного

Признаки 0 баллов 1 балл 2 балла
Сердцебиение Отсутствует Частота меньше Частота больше
    100 уд/мин 100 уд/мин
Дыхание Отсутствует Медленное, Громкий крик
    нерегулярное  
Мышечный тонус Вялый Некоторая степень Активные движения
    сгибания  
Рефлекторная Отсутствует Слабо выражена Хорошо выражена
возбудимость   (гримаса) (крик)
Окраска кожи Синюшная Розовая окраска тела Розовая
  или бледная и синюшная  
    конечностей  

 

Проблемы развития новорожденных могут быть связаны с налаживанием питания, а также режима сна и бодрствования.

Уже у новорожденного могут быть определены некоторые признаки развития сенсорики и психомоторики, а также реф­лексы, обеспечивающие связь с внешним миром20.

Показатели развития новорожденного (Мамайчук И. И., 1998):

• рефлексы вызываются все (сосательный, глотательный, автоматическая ходьба, рефлекс опоры — выпрямление туловища при опоре на ноги и др.);

• симметричный гипертонус мышц-сгибателей, преодоле­ваемый при пассивных движениях;

• жмурится и беспокоится при ярком свете, короткое не-стигматоидное слежение за предметом;

• вздрагивает при резком звуке;

• редкие атетоидные движения, червеобразные движения пальцев кисти, редкий спонтанный симптом веера на стопе (симптом Бабинского).

Данные исследований



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 482; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.33 (0.011 с.)