Появление нового отношения к родителям (матери) в ситуации острого кризиса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Появление нового отношения к родителям (матери) в ситуации острого кризиса



Думаю, мне было лет тринадцать, когда я впервые по­чувствовал свое призвание.

Вот уже тринадцать лет одна, без мужа, без любовника, она (мать) отчаянно боролась, чтобы заработать на жизнь: на масло, обувь, одежду, квартиру, бифштекс на обед, тот самый бифштекс, который ежедневно торжественно пода­вался мне на тарелке как символ ее победы над судьбой. По возвращении из лицея меня ждал бифштекс: пока я ел, мать стояла и умиротворенно смотрела на меня, как собака, вы­кармливающая своих щенков.

Сама она к нему не притрагивалась, уверяя, что любит только овощи, а мясо и жиры ей строго противопоказаны.

Однажды, выйдя из-за стола, я пошел на кухню выпить стакан воды.

Мать сидела на табуретке, держа на коленях сковород­ку из-под моего бифштекса. Она старательно вытирала саль­ное дно кусочками хлеба, которые затем жадно проглаты­вала. Так я узнал истинную причину ее вегетарианства.

Застыв на месте, я с ужасом смотрел на плохо спрятан­ную под салфеткой посуду и на испуганно и виновато улыба­ющуюся мать, потом разрыдался и убежал.

Мысль броситься под поезд и разом отделаться от свое­го стыда и беспомощности пронеслась у меня в голове, но почти тотчас же отчаянное желание изменить мир и когда-нибудь сложить его к ногам матери — счастливый, справед­ливый, достойный ее — вдруг прожгло мое сердце, и этот огонь я пронес через всю жизнь. Зарывшись лицом в ладо­ни, я отдался своему горю, но слезы, так часто приносившие мне облегчение, на этот раз не утешили меня. Непереноси­мое, болезненное чувство обездоленности, беспомощности, охватило меня; по мере того, как я рос, это детское чувство обездоленности и смутная устремленность к неведомому не

только не прошли, но росли вместе со мной и понемногу сде­лались потребностью, которую уже не в силах были утолить ни женщины, ни искусство.

Ромен Гари. Обещание на рассвете. СПб., 2004. С. 17—18.

Данные исследований

Зарождение потребности в эмансипации (появление новых идентичностей)

На основе наблюдений в процессе своей работы с проблема­ми во взаимоотношениях подростков и родителей авторы кни­ги «Ваш беспокойный подросток»25 пришли к следующему заключению:

«Если вы испытываете трудности с ребенком, то скорее все­го вы оба переживаете такого рода кризис, когда одна часть вашего Я стремится думать и поступать совершенно самосто­ятельно, а другая вынуждает вас соответствовать неким вне­шним требованиям, соображениям и целесообразностям.

Ребенок переживает кризис потому, что достигает возрас­та, в котором люди в нашем обществе начинают по-новому осознавать свою автономность и самостоятельность. Если мы посмотрим на ситуацию, в которой находится ребенок, то уви­дим, что до 11-12-летнего возраста он научается очень много­му, но, весьма вероятно, по большей части он усвоил это от вас. Даже ребенок, который всячески этому сопротивляется, ско­рее всего научится многому просто подражая вам как родите­лю: научится ходить, а не ползать, говорить, пользоваться во время еды не пальцами, а вилкой и ложкой, ходить одетым, а не голым, посещать школу и т. п.

После того как все это окажется усвоенным, для ребенка приходит время узнать еще кое-что не менее важное, еще пол-

25 Байярд Р. Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М., 1991. С. 67.

нее осознать, что он или она — человек, личность, существу­ющая отдельно от вас или кого-либо еще, человек, распоря­жающийся своей собственной жизнью. При нормальном раз­витии ребенок должен понять, что он или она не чья-то копия и что побуждения его или ее действий исходят не извне, а из­нутри. Другими словами, для ребенка этого возраста оказы­вается крайне важным развивать свою собственную идентич­ность. Для достижения такой цели ребенок должен принимать решения, которые отличались бы от ваших, просто для того, чтобы понять: он или она может порождать собственные идеи».

Происхождение проблем во взаимоотношениях с родителями

Проблемы во взаимоотношениях с родителями порождают­ся, судя по ответам подростков, непониманием, недостатком в любви, из-за недооценки личностных качеств, в связи с огра­ничением свободы и т. п. (Лихтарников А. Л., Чеснокова Е. Н., 2004; Регуш Л. А., 2005).

Сравнительные данные исследования проблемных пережива­ний подростков в 1993 и 2001 годах представлены в таблице 5.

Таблица 5

Средние значения проблемной озабоченности

В различных областях жизни у подростков Санкт-Петербурга,

1993 и 2001 годы26

Области проблем 1993 год, №= 404 2001 год, № = 436
Школа 2,60 2,41
Будущее 3,17 2,98
Родительский дом 2,95 2,76
Взаимоотношения со сверстниками 2,88 2,64
Свободное время 2,80 2,51
Взаимоотношения 2,66 2,40
со сверстниками другого пола    
 

26 Регуш Л. А., Лихтарников А. Л. Подросток в эпоху перемен / Жиз­ненные проблемы подростков Санкт-Петербурга // Психология современного подростка. СПб., 2005. С. 7-27.

Продолжение табл.5

Области проблем 1993 год, № = 404 2001 год, № = 436
Собственное «Я» 2,61 2,36
Общая отягощенность проблемами 2,78 2,56

 

Достоверно значимые различия выделены жирным шрифтом, р < 0,05.

Существенные различия были обнаружены во всех облас­тях проблемных переживаний. При этом наметилась тенден­ция снижения уровня проблемных переживаний к 2001 году. Традиционно высокими показателями проблемной озабочен­ности и в 1993, и в 2001 году оказались такие области, как бу­дущее и проблемы, связанные с родительским домом. Во вза­имоотношениях с родителями наиболее остро переживаются следующие проблемы: «Я часто ссорюсь с родителями, пото­му что я имею другое мнение о многих вещах», «Я хотел бы быть не столь зависимым от семьи», «Я хотел бы, чтобы мои родители уделяли мне больше времени», «Родители мало по­нимают в моих затруднениях в школе».

В исследовании М. Гольдман (Регуш Л. А., ред., 2005) изу­чались проблемные переживания младших и старших подро­стков и представления родителей об этих переживаниях. В исследовании участвовали 84 пары подростков 12 и 15 лет и их родителей. В ходе исследования использовалась анкета Зайфге-Кренке (Seif f ge-Krenke, 1995), которую заполняли все участники, причем родителям предлагалось заполнить анке­ту от имени собственного ребенка.

Результаты, полученные с помощью анкеты Зайфге-Крен­ке, представлены в таблице 6.

Таблица 6

Озабоченность проблемами в разных областях

Жизни подростков и родительские представления о ней

(средний балл)

    Возрастные группы  
Области      
проблем Подростки, Их родители Подростки, Их родители
  12 лет   15 лет  
Школа 2,35 2,61 2,66 2,57
Будущее 2,7 2,59 3,03 2,89
Родительский 2,86 2,70 2,71 2,63
дом        
Взаимоотно- 2,87 2,73 2,82 2,78
шения        
со сверстниками        
Свободное 2,50 2,34 2,78 2,74
время        
Взаимоотно- 2,54 2,27 2,37 2,45
шения        
со сверстниками        
другого пола        
Собственное «Я» 2,86 2,89 2,40 2,47
Общая 2,67 2,59 2,68 2,65
отягощенность        
проблемами        

Результаты, представленные в таблице, можно интерпре­тировать следующим образом: в младшей выборке наиболее остро переживаются взаимоотношения со сверстниками, про­блемы, связанные с родительским домом и собственным «Я». С точки зрения родителей, наиболее значимыми для детей являются сложности, связанные с собственным «Я», а не про­блемы взаимоотношений со сверстниками, как считают сами дети. В старшей выборке наиболее остро переживаются про­блемы, касающиеся будущего, взаимоотношений со сверстни-

ками и возможности распоряжаться свободным временем. Представления родителей здесь адекватны реальной ситуа­ции. В рамках количественной характеристики соотношения между детским и родительским восприятием подростковых проблем показательны расхождения (разности) между про­блемной отягощенностью подростков в представлении роди­телей и реальной проблемной озабоченностью в разных облас­тях. Результаты соответствующих вычислений представлены в таблице 7.

Таблица 7

Средний балл степени расхождения между

Родительскими представлениями и реальной проблемной

Озабоченностью подростков

 

Области проблем Подростки, 12 лет Подростки, 15 лет
Степень расхождения О Степень расхождения О
Школа Будущее Родительский дом Взаимоотноше­ния со сверст­никами Свободное время Взаимо­отношения со сверстниками другого пола Собственное «Я» Общая отяго-щенность проблемами 0,27 -0,11 -0,16 -0,14 -0,16 -0,28 0,02 -0,08 0,73 0,88 0,90 1,02 0,99 0,70 1,05 0,18 -0,1 -0,14 -0,09 -0,04 -0,04 0,08 0,07 -0,04 0,93 1,1 0,91 0,89 0,90 1,10 0,83 1,12

Первое, что подлежит интерпретации в таблице, это знак полученной разности: положительная разность говорит о том, что родители переоценивают отягощенность подростка пробле­мами в данной области, отрицательная — о том, что недооце­нивают. Абсолютная же величина разности показывает, на­сколько родительские представления расходятся с реальной картиной.

Итак, родители двенадцатилетних склонны переоценивать значение трудностей, связанных со школой и собственным «Я». Ими недооценивается переживание подростками проблем в отношении будущего, родительского дома, взаимоотноше­ний со сверстниками, свободного времени. Ближе всего к ре­альности находятся представления о проблемной отягощенно-сти в сфере собственного «Я». Сильнее всего искажена картина затруднений, связанных со школой и взаимоотношениями с другим полом, причем, как было показано выше, школьники гораздо меньше переживают по поводу данных аспектов, чем это представляется родителям.

В исследовании А. Л. Лихтарникова (Лихтарников А. Л., Чеснокова Е. Н., 2004) выделены несколько групп подростков с нарушениями контакта (в том числе и с родителями) и игро­вой активности (обследовано 569 подростков в возрасте 12-17 лет):

А — без существенных трудностей в контакте и игре — 78,3%;

В — трудности контакта с детьми и взрослыми — 17,2%;

С — нарушение игры—7,7%;

D — нарушение игры и трудности контакта одновремен­но — 3,2%.

Влияние особенностей контакта и игровой деятельности находит отражение в том, что группа В состоит из подростков с высокой тревожностью и низкой нервно-психической устой­чивостью, которые чувствуют себя несчастными, нездоровы­ми и беспомощными значительно чаще, чем подростки груп-

пы А. В группу С вошли подростки, уровень противоправного поведения которых почти в три раза выше, чем в группе А, но других отличий нет. Подростки группы D оказались выбор­кой зависимых (эмоционально и химически), травмированных и социально беспомощных.

7.4. САМОПОЗНАНИЕ, САМООТНОШЕНИЕ И ПРИНЯТИЕ СЕБЯ

Самопознание подростка активно осуществляется по са­мым различным областям собственного «Я»: физической, лич­ностной, познавательной, эмоциональной и т. п. В этот пери­од продолжается развитие Я-концепции, в процессе которого характерными тенденциями являются:

• обособление самооценки от оценок окружающих;

• самооценка выступает как регулятор поведения;

• неустойчивость самооценки.

Подросток испытывает потребность в самопознании «Я», прибегая для этого не только к самонаблюдению, но активно экспериментируя над собой, проверяя свои возможности.

По мере самопознания и одновременно с ним происходит становление самоотношения — эмоционально-оценочного от­ношения к своей личности (самопринятия, самоуверенности, самообвинения, самоинтереса и др.).

По данным анализа проблемы самоотношения Е. Н. Анд­реевой (2003) было установлено, что самоотношение имеет сложную структуру, компонентами которой являются:

1) познавательный (включает осознание своих достоинств, недостатков, понимание своих желаний, стремлений, «внутреннее» их обоснование, оценка себя, своего места в социальной реальности);

2) эмоциональный (личностно значимое, субъективное пе­реживание человека по поводу своей личности);

3) поведенческий (конативный) — выработанные страте­гии и тактики поведения по отношению к самому себе.

Микроструктура самоотношения представлена следующи­ми характеристиками:

Самоуважение: «самопонимание», «самоуверенность», «салюпоследовательность» (или «саморуководство»).

Аутосимпатия: «самопринятие», «самообвинение».

Самоинтерес: «самоинтерес» (или «самоценность»).

Ожидание положительного отношения других людей: «ожидание отношения других».

Последствия высокого самоуважения и их проявления:

• способность преодолевать свои недостатки;

• самостоятельность и малая внушаемость;

• удовлетворенность самим собой;

• положительное отношение к окружающим или, напро­тив, пренебрежительное, высокомерное отношение к другим;

• самолюбование, самоуверенность, самодовольство, эго­центризм;

• наличие чувства собственного достоинства;

• стремление утверждать себя не за счет других людей, а за счет реализации собственных возможностей, усилий.

Последствия низкого самоуважения:

• закрытость, склонность к психической изоляции, уход от действительности в мир мечты;

• болезненные реакции на критику, смех, замечания со­циального окружения;

• ожидание равнодушного или антипатичного отношения со стороны других людей и недоверчивое и неодобритель­ное отношение к ним;

• чувство неполноценности, ущербности, недостойности кого-то;

• стремление утвердить себя за счет окружающих;

• частые внутриличностные конфликты.

Зарисовки из жизни

Отношение к физическому «Я»

Несмотря на это на меня часто находили минуты отчая­ния: я воображал, что нет счастья на земле для человека с таким широким носом, толстыми губами и маленькими се­рыми глазами, как у меня; я просил бога сделать чудо: пре­вратить меня в красавца, и все, что имел в настоящем, все, что мог иметь в будущем, я бы отдал за красивое лицо.

Толстой Л. Н. Детство. Отрочество. Юность// Собр. соч.: В 14 т. М., 1951. Т. 1.С. 54.

7.5. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ

Причины проблем развития, обусловленных взаимоотношения­ми со сверстниками:

• противоречие между потребностью занять достойное по­ложение в группе сверстников и невозможность ее удов­летворить;

• несформированность конструктивных социальных на­выков (не умеют общаться) (усвоение социальных навы­ков агрессивного поведения может происходить внутри семьи, где родители разрешают конфликты в ссорах);

• личностные особенности, которые не принимаются груп­пой сверстников;

• необоснованная агрессивность;

• плохой самоконтроль;

• стремление сводить счеты;

• невоспитанность, грязный и неряшливый внешний вид.

Последствия проблем взаимоотношений со сверстниками:

• краткосрочные — плохое настроение, тревожность;

• долгосрочные — уход из школы, совершение правона­рушений, поиск признания в криминальных группах.

Данные исследований



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.241 (0.057 с.)