Последствия пережитого сильного страха в младенчестве 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Последствия пережитого сильного страха в младенчестве



Возраст 7—9 месяцев — это период повышенной чувстви­тельности к переживанию тревоги и страха. Насколько он ва­жен для последующего психического развития, показывает наблюдение за мальчиком 7 лет, самым тихим и незаметным в школе, который панически боялся нового для него челове­ка — учителя. Он также боялся оставаться дома один, поэто­му был вынужден посещать группу продленного дня. К вече­ру у него болела голова. Со слов матери, в 8-месячном возрасте он заболел астматическим бронхитом. В этот момент, да и раньше мать была занята своими делами и не могла уде­лить ребенку достаточного внимания. Он часто плакал (как потом поняла мать, от беспокойства). На этом фоне простуда способствовала появлению типичных для астматического бронхита затруднений в дыхании и кашля. Вскоре вместе с матерью мальчик был помещен в больницу, где ему делали внутривенные инъекции лекарства. Кричал он больше от стра­ха при виде внезапно появляющихся незнакомых в белых ха­латах, уносящих его от матери, или от боли при проведении крайне болезненных процедур, мы не можем сказать точно. Несомненно одно: беспокойство, связанное с отлучением от матери, и страх перед заменяющими ее чужими людьми у эмо­ционально чувствительного и впечатлительного мальчика яви­лись толчком для развития в дальнейшем страха одиночества и страха общения в новой, непривычной обстановке.

Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: Речь, 2004. С. 40.

4.4. ОТСУТСТВИЕ ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СПОНТАННОЙ АКТИВНОСТИ

Имея очень незначительный арсенал средств для выжива­ния, в отличие от животных, которые наследуют системы ин-

стинктов, позволяющих самостоятельно существовать с пер­вых дней жизни, ребенок человека, тем не менее, имеет врож­денную активность. Она проявляется не только в средствах общения, с помощью которых он привлекает помощь взрос­лых (плач, крик, улыбка), но и в двигательной активности, проявлениях ориентировочного рефлекса.

Именно в младенчестве закладываются основы активной, самодостаточной личности через поддержку этой естественной

его потребности.

Если стиль воспитания направлен на поддержание и поощ­рение этой естественной потребности в активности, то дости­гаются соответствующие положительные результаты.

Напротив, довольно часто в семьях встречается стиль вос­питания, при котором каждая попытка ребенка сделать что-то самому пресекается. Ребенок тянется за игрушкой, но она далеко, нужно приложить усилия, чтобы достать. «Заботли­вая» мама тотчас подает игрушку малышу. Начинающий ак­тивно двигаться 11—12-месячный ребенок встает, держась за диван, и хочет влезть на него. Это для него представляет боль­шую трудность, но он полон энтузиазма: поочередно подтяги­вает то одну, то другую ногу, кряхтит, очень хочет влезть на диван и он почти у цели, но мама берет на руки и сажает на диван. Малыш же тут же с него сползает: его цель была не в том, чтобы сидеть на диване, а в том, чтобы влезть на него са­мому. Если мама таким образом поступает постоянно, изо дня в день, при каждой попытке ребенка удовлетворить потреб­ность в активном поведении, то можно предположить, что уже к концу первого года жизни ребенок потеряет очень много шансов и возможностей для своего развития, многому не на­учится.

Данные исследований

Воспитание, поощряющее активность младенца (воспита­ние в Новой Гвинее — народ манус, живущий на воде)

Родительская бдительность и опека сопровождается вместе с тем и требованиями к ребенку, чтобы он сам прилагал макси­мальные усилия, вырабатывая у себя максимально возможную физическую ловкость. Здесь отмечается каждое достижение ребенка, и от ребенка неумолимо требуют, чтобы он шел даль­ше. Среди манус нет таких детей, которые, сделав два-три пер­вых неуверенных шага, упали бы, разбили себе нос, а потом отказывались бы ходить в течение трех последующих месяцев. Суровый образ жизни требует, чтобы дети становились само­стоятельными как можно раньше.

Мид М. Культура и мир детства. М., 1988. С. 180.

Диссертационные исследования

Подобина О. Б. Совладающее поведение женщины на этапе принятия роли матери. Автореф. дисс. канд. психол. наук. СПб., 2005.

Хаймовская Н. А. Зависимость между характером взаимодей­ствия и особенностями привязанности ребенка к взросло­му. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1998.

Литература

Авдеева Н. Н. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве // Вопросы психологии. 1997. № 4. С. 3-12.

Авдеева Н. Н., Хаймовская Н. А Зависимость типа привязанно­сти ребенка ко взрослому от особенностей их взаимодействия // Психологический журнал. 1999. Т. 20. № 1. С. 39-48.

Авдеева Н. Н., Хаймовская Н. А. Развитие образа себя и при­вязанностей у детей от рождения до 3-х лет в семье и доме ребенка. М.: Смысл, 2003.

Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М., 1979.

БоулбиД. Привязанность. М., 2003.

Брутман В. И., Панкратова М. Г., Ениколопов С. Н. Некото­рые результаты обследования женщин, отказавшихся от своих новорожденных детей // Вопросы психологии. 1994.

№5.

Добряков И. В. Ранняя диагностика и профилактика после­родовых депрессий // ХШ съезд психиатров России. Сб. материалов. М., 2000. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: Речь,

2004. С. 35-44.

Исаев Д. Н. Психическое недоразвитие у детей. М., 1982. Кайл Р. Тайны психики ребенка. СПб., 2002. Кушнир Н. Я. Плач как показатель психического развития младенца в первые месяцы жизни // Вопросы психологии. 1993. № 3. С. 17-23.

Лангмейер Й., Матейчик 3. Психическая депривация в детс­ком возрасте. Прага, 1984.

Лебединская К. С, Никольская О. С. Диагностическая карта (Исследование ребенка первых двух лет жизни при пред­положении у него раннего детского аутизма) // Психодиаг­ностика и коррекция детей с нарушениями и отклонения­ми развития: Хрестоматия. СПб., 2002. С. 50-60. Луковцева 3. В., Баз Л. Л. Психическое развитие недоношенно­го младенца // Вопросы психологии. 1999. № 6. С. 29-35. Мамайчук И. И. Развитие ребенка от рождения до семи лет. Методика наблюдения ребенка. Документы психолога и пе­диатра. СПб., 1998.

Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с проблема­ми развития. СПб.: Речь, 2001.

Менчинская Н.А. Развитие ребенка от рождения до года (днев­ник бабушки) // Вопросы психологии. 1996. № 3. С. 72—87. Мещерякова С. Ю. Особенности аффективно-личностных свя­зей со взрослыми у младенцев, воспитывающихся в семье

и домах ребенка // Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. И. В. Дубровиной, М. И. Лиси­ной. М., 1982. С. 19-36.

Мухамедрахимов Р. Ж. Взаимодействие и привязанность ма­терей и младенцев групп риска // Вопросы психологии. 1998. № 2. С. 18-32.

Мухамедрахимов Р. Ж. Мать и младенец. Психологическое взаимодействие. СПб.: Речь, 2001.

Поляков Ю. Ф., Солоед К. В. Развитие инициативности у детей первого года жизни в условиях материнской депривации // Вопросы психологии. 2000. № 4. С. 9-18.

Поливанова К. Н. Специфические характеристики развития в переходные периоды (кризис одного года) // Вопросы пси­хологии. 1999. № 1. С.42-49.

Раншбург Й, Поппер П. Секреты личности. М., 1983.

Спок Б. Ребенок и уход за ним. Библиотека молодой семьи. Л, 1992.

Стерн Д. Н. Дневник младенца: что видит, чувствует и пере­живает ваш малыш. М, 2001.

Хейсерман Э. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / Под ред. В. В. Лебединского. М., 1990.

Уайт Б, Первые три года жизни. М., 1982.

Чистович Л., Кожевникова Е. Разум, чувства и способности младенца: Пособие для любопытных родителей. СПб., 1996.

Задания для самоконтроля

Задание 1

Из перечня проблем развития, типичных для младенчес­кого возраста, выбрать одну и изучить ее по одной из рекомен­дованных публикаций или познакомиться с проблемой пси­хического развития недоношенных детей. Составить конспект прочитанной работы.

Задание 2

Проанализировать выделенную проблему по следующему плану:

1) факторы, определяющие особенности психического раз­вития в данный период, и факторы, порождающие про­блему, описанную в ситуации;

2) типичные кризисы и проблемы данного (рассматривае­мого) периода;

3) описание проблемной ситуации;

4) формулирование проблемы;

5) раскрытие противоречий, порождающих проблему, опи­санную в ситуации;

6) этапы, механизмы возникновения проблемы (первые внешние признаки ее зарождения);

7) внешние и внутренние показатели (маркеры) зарожда­ющейся проблемы;

8) положительные последствия различных вариантов ре­шения проблемы;

9) отрицательные последствия неразрешенности проблемы; 10) что нужно было сделать (каковы необходимые условия),

чтобы можно было предупредить возникновение пробле­мы и ее отрицательных последствий.

Задание 3

Прочитать либо материалы приведенных диссертационных исследований, либо одно из указанных в списке. Проанализи­ровать материал исследований по следующему плану:

1. Являлась ли тема, обозначенная в диссертации, актуаль­ной в предшествующие десятилетия (см. учебник по пси­хологии развития, соответствующий возраст)?

2. Под влиянием каких факторов возникла (актуализиро­валась) проблема развития?

3. Какие из полученных автором результатов и как могут быть использованы для работы с указанной проблемой?

4. Как полученные результаты можно использовать для предупреждения проблемы развития?

Глава 5

ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА

5.1. ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДЦОШКОЛЬНИКА (1-3 ГОДА)

Факторы, определяющие проблемы психического развития в преддошкольный период:

• выраженное левостороннее доминирование руки и сме­шанная латеральность;

• особенности коррекции послеродовых травм и других физиологических проблем;

• своевременность раннего вмешательства при его необхо­димости;

• сформированность психических функций в соответствии с возрастной нормой;

• характер эмоционального отношения взрослых к ребен­ку;

• неадекватность требований родителей к возрастным воз­можностям ребенка.

Проблемы:

• страх и тревога в раннем детстве;

• независимость вместо стыда и сомнения;

• притязание на признание и внимание;

• привязанность к родителям и страх ее потери;

• обострение кризиса 3-х лет (капризы, упрямство, нега­тивизм) при неправильных действиях родителей.

5.1.1. Страх и тревога в раннем детстве

Негативные эмоциональные переживания, как правило, возникают у ребенка в связи с наличием у него:

• предчувствия наказания;

• страха темноты (фантазии, воображение);

• страха определенных или незнакомых вещей;

• страха, вызванного знакомством со сказочными персо­нажами (Волк, Баба-яга).

Проблема переживания страха возникает вследствие про­тиворечий между:

• потребностью быть принятым, любимым (основанной на привязанности) и неуверенностью в чувствах родителей;

• потребностью чувствовать себя комфортно и получать от жизни удовольствие и воспоминаниями о боли, которая имела место при наказании, или о вреде, который могут принести сказочные герои;

• потребностью владеть ситуацией (знать, что можно ожи­дать от тех или иных вещей, предметов, людей) и незна­нием, неуверенностью в ситуациях столкновения с но­выми людьми или вещами.

В целях совладания со страхами дети используют следую­щие защитные механизмы:

• уход — вытеснение (физически или мысленно);

• идентификация — принятие установок, ценностей зна­чимых для ребенка людей;

• проекция («Это сделал а не я, а она!»);

• замещение (хочет побить сестру, но нельзя — мучает со­баку);

• отрицание того, что огорчает (вытеснение — крайняя

форма);

• регрессия — переход к более раннему, незрелому пове­дению;

• реактивное образование — маскировка тревоги путем прямо противоположного поведения.

Последствия наличия страхов, продолжительных негатив­ных переживаний:

- перерастание тревоги в личностную тревожность;

- развитие невроза страха со всеми поведенческими и лич­ностными характеристиками, присущими этому состо­янию;

- эмоциональное отчуждение от родителей, формирование лживости и угодливости с целью избегания наказания;

+ развитие эмоциональной регуляции переживания стра­ха и совладания с ним;

+ формирование уверенности в себе и способности владеть ситуацией.

Зарисовки из жизни

Страх потери родителей

Я сижу в постели в холодном боксе, ходить не разреша­ют. На каменном полу нет тапочек. Внезапно в окошке, зак­рашенном снаружи толстым слоем масляной краски цвета омлета, появляются силуэты родителей. Их невозможно ни с кем перепутать, потому что на отце шапка типа папахи, а на матери каракулевая шляпа в форме завернутой раковины. Я начинаю плакать и орать так, что звенит весь бокс. Они видят меня в отколупанную с той стороны щелочку, но как через много лет выяснится, не догадываются, что я узнаю их по силуэтам в оконном театре теней. Я рыдаю, но никто не приходит. Кажется, что я рыдаю час, вечер, все детство.

Арбатова М. Мне 40 лет... М., 1999. С. 7.

Данные исследований

В исследовании А. И. Захарова был проведен опрос 200 ма­терей детей 1-3 лет по списку из 29 видов страха. Чаще всего у детей второго года жизни встречался страх неожиданных

звуков (52% мальчиков и 52% девочек). Следующим по рас­пространенности оказался страх одиночества (44% мальчиков и 34% девочек). За ним расположились страхи боли, уколов и связанная с этим боязнь медицинских работников (Захаров А. И., 2004, с. 52).

5.1.2. Независимость (автономия) вместо стыда и сомнения

Преддошкольное детство представляет собой период, когда ребенок усваивает социальные нормы, начинает контролиро­вать свои побуждения и мотивы действий, стремясь к все боль­шей автономии. Автономия — форма независимости, посред­ством которой дети развивают собственную волю, проявляя самостоятельность в ситуациях выбора, принятия решений.

Потребность в проявлении независимости, автономии свя­зана с важнейшим этапом развития самосознания, когда че­ловек выделяет себя из мира людей, осознает свое «Я» и гром­ко об этом заявляет. Это период наиболее ярко выраженной потребности в автономии, которую ребенок стремится удовлет­ворить в самых различных сторонах своей жизни. Главной тенденцией в поведении ребенка становится желание самосто­ятельности — «Я сам!»

При наличии возможности удовлетворять эту потребность проблем развития не возникает. Они, как правило, провоци­руются взрослыми, которым либо некогда, либо они не имеют терпения ждать, когда неумелый малыш что-то сделает сам. Проблемы развития начинают появляться вследствие про­тиворечия между стремлением ребенка быть независимым, проявлять самостоятельность и теми ограничениями (запре­тами), которым нужно следовать, усваивая определенные тре­бования социального окружения.

Это противоречие обостряется, если родители не способны удовлетворить потребность ребенка быть независимым и са-

мостоятельным, не проявляют спокойствия и продуманности в организации жизни ребенка, не оказывают ему поддержку в случаях его неудач.

Последствия неудовлетворенности потребности в автоно­мии, независимости:

• негативизм — упрямство;

• капризы, закрепление форм поведения, при которых на­стаивание на своем приобретает характер манипулиро­вания родителями;

• чувство стыда и сомнений в своих возможностях при от­сутствии позитивной поддержки со стороны родителей;

• принятие решений в условиях выбора быстрее форми­рует ответственность ребенка, позитивное отношение к себе и своим успехам.

Зарисовки из жизни



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 552; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.189.247 (0.056 с.)