Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проживающих в С.-Петербурге (Сухобская Г. С, Божко Н. М., 1999)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Диссертационные исследования Александрова Н. X. Особенности субъектности человека на поздних этапах онтогенеза. Автореф. дисс. докт. психол. наук. М., 2000. Литература Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1999. Анциферова Л. И. Поздний период жизни человека: типы старения и возможности поступательного развития личности // Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 6. С. 35-36. Дружинин В. Н. Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии. СПб., 2000. Карандашев В. Н. Об искусстве жить и умирать. Опыт психологического бессмертия. Вологда, 1995. Кемпер И. Легко ли стареть? М., 1996. Кларк М., Эндерсон Б. Г. Одиночество и старость // Лабиринты одиночества / Под ред. Н. Е. Покровского. М., 1989. Краснова О. В., Лидере А. Г. Социальная психология старости. М., 2002. Краснова О. В., Лидере А. Г. Психология старости и старения: Хрестоматия. М., 2003. Лидере А. Г. Кризис пожилого возраста — гипотеза о его психологическом содержании // Психология зрелости и старения. 2000. № 2. С. 6-11. Минделл А. На краю жизни и смерти. Кома: ключ к пробуждению. Самостоятельная работа над собой. М., 2000. Попогребский А. П. Смысл жизни и отношение к смерти // Психология с человеческим лицом. / Под ред Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М., 1997. Радищев А. Н. О человеке, его смерти и бессмертии. СПб., 2001. Снетков В. М. Модель онтогенетического развития человека // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 5. СПб., 2001. Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения. СПб., 2002. Сухобская Г. С, Божко Н. М. Пожилой человек в современном мире: Пособие для социальных педагогов. СПб., 1999. Трубников Н. Н. Проблема смерти, времени и цели человеческой жизни // Философские науки. 1990. № 2. С. 104-115. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. Хрисанфова Е. Н. Основы геронтологии. М., 1999. Яцемирская Р. С, Беленькая И. Г. Социальная геронтология. М., 1999. Задания для самоконтроля Задание 1 Из прочитанной литературы, наблюдений выделить одну из проблем развития, типичную для пожилого возраста, и изучить одну из рекомендованных публикаций по данной проблеме, составив конспект прочитанной работы. Задание 2 Проанализировать выделенную проблему по следующему плану: 1) факторы, определяющие особенности психического развития в данный период, и факторы, порождающие проблему, описанную в ситуации; 2) типичные кризисы и проблемы данного (рассматриваемого) периода; 3) описание проблемной ситуации; 4) формулирование проблемы; 5) раскрытие противоречий, порождающих проблему, описанную в ситуации; 6) этапы, механизмы возникновения проблемы (первые внешние признаки ее зарождения); 7) внешние и внутренние показатели (маркеры) зарождающейся проблемы; 8) положительные последствия различных вариантов решения проблемы; 9) отрицательные последствия неразрешенности проблемы; 10) что нужно было сделать (каковы необходимые условия), чтобы можно было предупредить возникновение проблемы и ее отрицательных последствий. Для анализа можно воспользоваться теми проблемными ситуациями, которые приводятся в главе. Задание 3 Прочитать либо материалы приведенных диссертационных исследований, либо одно из указанных в списке. Проанализировать материал исследований по следующему плану: 1. Являлась ли тема, обозначенная в диссертации, актуальной в предшествующие десятилетия (см. учебник по психологии развития, соответствующий возраст)? 2. Под влиянием каких факторов возникла (актуализировалась) проблема развития? 3. Какие из полученных автором результатов и как могут быть использованы для работы с указанной проблемой? 4. Как полученные результаты можно использовать для предупреждения проблемы развития? Примеры выполнения самостоятельной работы Пример 1 (по материалам магистрантки О. Г.) 1. Проблемная ситуация: Женщина (75 лет). Страдает от того, что ее сын, как ей кажется, потерянный человек, пьяница, что его супруга — стерва и мерзкая женщина. Живет одна, в коммунальной квартире. Единственный сын, которого она чрезмерно опекала и держала под неусыпным контролем, женился без ее согласия. Женщине казалось, что «сволочь»-невестка приворожила ее сына, «затащила в постель, с намерением женить его на себе». Все время пыталась вмешаться в семейную жизнь сына, что вызывало негодование. От постоянных конфликтов сын стал много выпивать. Когда родились внуки, бабушка активно взялась за их воспитание, снова проявляла властность, настраивала их против матери. Внуки выросли и дали отпор бабушке, не желая боль- ше подчиняться ее требованиям. Та восприняла отдаление внуков как проявление «черной» неблагодарности и негативного влияния отца и «мамаши». После возникших проблем с сыном начала бегать по различным колдунам, экстрасенсам, которые находили у нее и сына порчу и приворот. Сейчас окружена различными амулетами, травами, зельями. 2. Проблемы: • трудности построения взаимоотношений с сыном и его семьей; • одиночество. 3. Поведенческие реакции: постоянные жалобы (женщина может постоянно разговаривать о своем «неблагодарном» сыне и «сволочи»-невестке). Походы к экстрасенсам и колдунам. 4. Противоречия, породившие проблему: • между желанием манипулировать сыном и внуками и их автономностью; • между страхом потерять контроль над жизнью сына и обстоятельствами. 5. Анализ противоречий: В данном возрастном периоде важно общение с близкими людьми. Из-за нежелания адаптироваться к новой ситуации и сменить стиль поведения возникает проблема одиночества и изоляции пожилого человека. Использование привычного стиля общения вызывает негативную реакцию окружающих, в связи с чем общение затруднено. 6. Поэтапный анализ возникновения проблемы: Зарождение: стиль общения с сыном: проявление власти и контроля, нежелание отпускать его от себя. Кульминация: непризнание своего сына самостоятельным, непонимание того, что сын имеет право на самостоятельный выбор; нежелание ослаблять власть, неприязнь к невестке. Разрешение: так как проблема не разрешена, женщина ищет помощи у экстрасенсов. Возникла озлобленность на сына и его семью. Одиночество. 7. Стратегии разрешения проблемы. Принятие семьи сына. Смена стиля общения, ослабление давления, налаживание взаимоотношений. 8. Последствия неразрешения проблемы: • одиночество; • озлобленность; • неудовлетворенность жизнью. 9. Предупреждение проблемы: демократический стиль воспитания, отсутствие давления на сына, признание права сына на самостоятельный выбор. Пример 2 (по материалам магистрантки Е. Л.) 1. Проблемная ситуация: Н., 83 года. Живет с младшей дочерью и внуком, муж умер 3,5 года назад. Ее жизненная ситуация заключается в том, что в молодости (военные годы) она была вынуждена обеспечивать свою семью, состоявшую только из женщин (больная мать, старшая сестра с грудной дочерью). Они жили все вместе, очень сплоченно. Далее муж-военный, дети и т. д. Сейчас Н. ведет себя следующим образом: постоянно что-то собирает в тюки, прячет или носит с собой, тревожится, все время переспрашивает и каждый раз записывает (телефоны, адреса), часто стремится куда-то пойти, то есть демонстрирует активность, подчиненную некой внутренней идее. Также Н. не пускает жить никого из родственников в свою пустующую квартиру, все время говорит, что она в ней живет. Квартира — единственная ее собственность теперь, к тому же очень значимая для нее, и эта значимость, видимо, переносится и на себя. Н. часто кажется, что в квартиру пытаются проникнуть воры. Иногда обвиняет дочерей, что они что-то украли у нее и хотят ее смерти. 2. Проблема: страх потери опоры в жизни. 3. Внешние признаки наличия проблемы: тревожность, мнительность, навязчивые действия и речь, неадекватная активность, желание помочь — реализовать себя, свои знания и опыт. Значительные нарушения внимания и кратковременной памяти. Страх потери имущества — любого. Страх смерти. 4. Противоречие, порождающее проблему: между желанием жить и ускользающей возможностью. 5. Поэтапный анализ возникновения проблемы: Проблема является закономерной для данного возрастного периода. Зарождение: тяжелая жизненная ситуация в молодости: беспокойство, страх за своих близких, необходимость прилагать большие усилия для поддержания жизни. Развитие: страх за свою жизнь и жизнь близких пребывал в латентном состоянии, проявлялся в некотором авантюризме, желании что-то выгадать в жизни. Кульминация: сочетание предпосылок проблемы и качеств личности с возрастными физиологическими и психологическими изменениями. Разрешение: обострения снимаются лекарственными препаратами. 6. Последствия разрешения и неразрешения проблемы: Положительные последствия разрешения проблемы: спокойная старость. Отрицательные последствия: повышение тревожности, обострения болезненного состояния, уход в психосоматику и/ или психиатрию. 7. Предупреждение проблемы: поддержка и понимание близких. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ: «ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В РАЗНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ» Направление: 521000 — «Психология» 540000 — «Педагогика» Составитель программы: доктор психологических наук, профессор Л. А. Регуш. Цель дисциплины: Формирование системы знаний, практических навыков и умений по предупреждению, анализу и разработке путей разрешения проблем психического развития человека в разные возрастные периоды. Задачи дисциплины: 1. Овладение теоретическими и методологическими подходами к анализу психологических проблем развития. 2. Освоение содержания и сущности основных понятий. 3. Изучение типичных для каждого возрастного периода проблем развития и знание их психологических характеристик. 4. Выработка алгоритма анализа проблем развития, отражающего возможности предупреждения и разрешения проблем развития. Принципы отбора содержания и организации учебного материала: 1. Соответствие содержания курса его целям и задачам. 2. Представленность в содержании взаимосвязи теоретического и практического аспектов обучения. 3. Опора на высокий уровень самостоятельности магистров в использовании разных подходов, направлений в овла- дении навыками психологического анализа проблем развития. Текущая и итоговая аттестация студентов: В ходе текущей аттестации оценивается качество освоения студентами содержания дисциплины. Для этого используются различные устные и письменные формы аттестации в виде: • контрольных и проверочных работ с вопросами репродуктивного, продуктивного, проблемного характера; • дискуссий; • практических и творческих заданий; • аналитических обзоров литературы по конкретным вопросам. Результаты выполненных устных и письменных работ отражаются в портфолио магистранта, являющегося основой при итоговой аттестации. Текущая аттестация предполагает организацию самоконтроля и взаимоконтроля выполняемых заданий (например, резюме, оценочные листы). Система текущей аттестации может рассматриваться как основа для построения итоговой аттестации, предполагающей использование накопительной оценки. Итоговая аттестация проводится в виде письменного или устного экзамена, на котором определяется качество усвоения: • знаний о теоретических и методологических подходах к проблемам психического развития; • знаний о классификации проблем развития в разные возрастные периоды; • знаний сущности проблем развития, характерных для каждого возрастного периода; • умений анализировать проблемные ситуации развития по отработанному алгоритму; • умения оценивать позитивные и негативные последствия разрешения / неразрешения проблем развития в тот или иной возрастной период; • умений проектировать условия жизнедеятельности, обеспечивающие предупреждение и прогнозирование проблем психического развития. Экзамен по дисциплине может проводиться как традиционно (по вопросам билетов, тестам), так и в нетрадиционных формах (защита предлагаемого анализа проблемной ситуации развития и обоснование путей разрешения и предупреждения проблемы в развитии), ориентированных на использование усвоенных теоретических знаний в активном взаимодействии и диалоге с преподавателями, студентами. Дидактические единицы: Проблема психического развития, противоречия как источники проблем развития, кризисы развития, перинатальное развитие, факторы проблем развития, адаптация, возрастные страхи, идентичность, кризис идентичности, одиночество, ответственность, Я-концепция и самоотношение, социальная ситуация развития и возраст, депривация развития, профессиональное развитие, прогнозирование и предупреждение проблем развития. Основное содержание 1. Понятие о проблемах психического развития Характеристика психологической проблемы. Биологические и социальные факторы как причины проблем развития. Классификация проблем развития. Кризисы и проблемы развития. Проблемы развития и события жизни. Проблемы развития и социальная дифференциация общества. Прогнозирование и предупреждение проблем развития. Неблагоприятный старт и жизнестойкость при разрешении проблем развития. Основания для прогнозирования проблем развития. Пути разрешения проблем психического развития. Способы совладания с проблемами. Проектирование условий жизнедеятельности, предупреждающих проблемы психического развития.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.58.90 (0.008 с.) |