Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Главные интеграционные группировки мираСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Объективный характер экономической интеграции не означает, что она происходит спонтанно, стихийно, вне рамок управления со стороны государства и межгосударственных органов. Формирование региональных интеграционных комплексов имеет договорно-правовую базу. Целые группы стран на основе взаимных соглашений объединяются в региональные международные комплексы и проводят совместную региональную политику в разных сферах общественно-политической и хозяйственной жизни. Среди многочисленных интеграционных группировок можно выделить в Западной Европе – ЕС и EACT (EAFT)[2], в Северной Америке – НАФТА (NAFTA)[3], в Азиатско-Тихоокеанском регионе – Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС). Исторически наиболее четко интеграционные процессы проявились в Западной Европе, где во второй половине XX столетия складывается единое хозяйственное пространство целого региона, в рамках которого формируются общие условия воспроизводства и создается механизм его регулирования. Здесь интеграция достигла наиболее зрелых форм. ЕС как наиболее зрелая интеграционная группировка Официально до 1 ноября 1993 г. ведущая интеграционная группировка западноевропейских стран называлась Европейским сообществом. Она появилась после слияния в 1967 г. органов трех ранее самостоятельных региональных организаций: ♦ Европейского объединения угля и стали – ЕОУС (ECSC), соответствующий договор вступил в силу в 1952 г.; ♦ Европейского экономического сообщества – ЕЭС (EEC)[4]; Римский договор о создании ЕЭС заключен в 1957 г., вступил в силу в 1958 г.; ♦ Европейского сообщества по атомной энергии – Евратом (EVRATOM); договор вступил в силу в 1958 г. Важной вехой в развитии ЕС явился вступивший в силу с 1 июля 1987 г. Единый европейский акт, одобренный и ратифицированный всеми членами сообщества. Этим актом внесены и юридически закреплены глубокие изменения в договоры об образовании ЕС. Во-первых, деятельность ЕС в области экономической интеграции соединялась с европейским политическим сотрудничеством в единый процесс. Предусмотрено было создание Европейского союза, который должен обеспечить не только высокую степень экономического, валютно-финансового, гуманитарного сотрудничества стран-участниц, но и согласование внешней политики и обеспечение безопасности. Во-вторых, в Едином европейском акте была поставлена задача создания в рамках ЕС единого внутреннего рынка «как пространства без внутренних границ, в котором обеспечивается свободное движение товаров, капиталов, услуг и гражданских лиц», что и было достигнуто. Ранее существовавший общий рынок предусматривал не полную ликвидацию всех барьеров во взаимной торговле, а лишь более свободное перемещение товаров через национальные экономические границы. Для реализации идеи «единого рынка» Комиссия ЕС разработала примерно 300 программ по устранению преград в торгово-экономическом обмене между странами ЕС. К середине 90-х годов эти преграды в основном устранены. 7 февраля 1992 г. в голландском городе Маастрихт был подписан Маастрихтский договор, который предусматривал постепенный переход от уже созданного единого рынка к полному экономическому и валютному союзу (ЭВС), создание Европейского центрального банка (ЕЦБ) и замену национальных денежных знаков единой валютой евро, учреждение гражданства Европейского союза. С 1 ноября 1993 г. после вступления в силу Маастрихтских соглашений Европейская группировка получила официальное название Европейский союз (ЕС). В рамках ЕС будет осуществляться общая политика в ряде новых областей – дипломатии, юстиции, полиции, обороны. В конце марта 1998 г. Европейская комиссия объявила окончательный состав экономического и валютного союза – в него вошли 11 государств Евросоюза (за исключением Великобритании, Швеции, Дании и Греции). С 1 января 1999 г. правление монетарной политикой в этих странах перешло к Европейскому центральному банку (ЕЦБ), находящемуся во Франкфурте-на-Майне (Германия). С 1 января 2002 г. евро поступило в обращение и заменило национальные денежные единицы. В настоящее время полноправным членами ЕС являются 15 стран: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция. Стратегические планы ЕС предусматривают расширение его состава в ближайшие 10-15 лет до 30 стран. Эти планы находят свое воплощение в интеграционной деятельности ЕС. Уже с 1998 г. Комиссия ЕС (КЕС) ведет переговоры с официально признанными кандидатами на вступление в ЕС – это 8 государств, относящихся к «кандидатам первой очереди» (Венгрия, Польша, Чехия, Словения, Эстония, Кипр, Мальта, Турция) и 5 государств – «кандидатов второй очереди» (Латвия, Литва, Словакия, Румыния и Болгария). 4 октября 2002 г. ЕС определил 1 мая 2004 г. окончательной датой вступления в ЕС 10 названных кандидатов – Венгрии, Кипра, Латвии, Литвы, Мальты, Польши, Словакии, Словении, Чехии, Эстонии. Вопрос о приеме в члены ЕС Болгарии, Румынии и Турции будет решаться в более поздние сроки по различным причинам экономического и политического характера. Расширение ЕС на Восток приведет к укреплению гегемонии Евросоюза на большей части европейского континента и окажет существенное влияние на экономическое и политическое положение России. Страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), которые были основными торгово-экономическими партнерами бывшего СССР, а затем и балтийские страны, некогда входившие в единый народнохозяйственный комплекс страны, перейдут на торгово-политический режим ЕС. В связи с этим взаимоотношения со странами данного региона должны строиться с учетом опыта долгосрочного сотрудничества с государствами-членами ЕС и являться одним из приоритетов внешнеэкономической политики России. ЕС традиционно является основным внешнеэкономическим партнером России. На его долю в 2001 г., например, приходилось около 37% внешнеторгового оборота России, около четверти иностранных инвестиций; кроме того, страны ЕС являются основными кредиторами России. Система управления ЕС Механизм функционирования ЕС основывается прежде всего на политико-правовой системе управления, которая состоит как из общих наднациональных или межгосударственных органов, так и из элементов национально-государственного регулирования. Охарактеризуем основные властные структуры ЕС. Совет министров (Совет) – законодательный орган, играющий славную роль в системе власти. На его уровне принимаются решения по реализации единой политики ЕС. Голоса различных Стран взвешены по их экономической силе, и решения в нем принимаются квалифицированным большинством (но на практике стараются добиваться единодушного голосования). Европейский совет (Евросовет), в его состав входят главы государств и правительств стран-членов ЕС. Здесь обсуждаются вопросы принципиального характера и решения принимаются на основе консенсуса. Комиссия европейских сообществ (Комиссия, КЕС) – исполнительный орган, имеющий право представлять на утверждение Совету министров проекты законов. Сфера ее деятельности весьма обширна и разнообразна. Так, КЕС осуществляет контроль за соблюдением таможенного режима, деятельностью аграрного рынка, за налоговой политикой и т.д.; она выполняет еще целый ряд функций, в том числе финансирование из находящихся в ее распоряжении фондов (социального, регионального, аграрного); самостоятельно ведет переговоры с третьими странами, ей принадлежит право распоряжаться общим бюджетом. Одним из важнейших направлений ее деятельности является приведение в соответствие национальных законодательств, стандартов и норм. Европейский парламент (Европарламент) – контролирующий орган. Взаимодействует с Советом министров и КЕС, утверждает бюджет. Суд европейских сообществ (Суд) – высший судебный орган, призванный обеспечивать выполнение договоров и реализацию основополагающих принципов ЕС. Помимо перечисленных существуют другие властные и консультативные органы, а также различные вспомогательные учреждения – разного рода комитеты, комиссии, подкомиссии, фонды финансового регулирования.
Правовая основа ЕС Высшее место в иерархии права ЕС занимают межгосударственные соглашения о создании и расширении ЕС, а также другие соглашения, затрагивающие функционирование союза. Они подлежат единообразному толкованию и применению для всех стран-участниц ЕС и подпадают под юрисдикцию Суда ЕС. Это первичное законодательство образует нечто вроде конституции ЕС. Вторичное законодательство представлено регламентами, директивами, решениями, рекомендациями и мнениями. Регламенты по своему статусу главенствуют над национальными законами стран-членов ЕС и приобретают на их территории силу закона. Директивы – законодательные акты, содержащие общие положения, которые конкретизируются в специальных постановлениях стран-членов ЕС. Решения имеют сугубо индивидуальных адресатов и формально не обладают обязательной силой, хотя и имеют определенное юридическое значение. Рекомендации и мнения не являются обязательными к исполнению. В процессе западноевропейской экономической интеграции право играет активную роль, противодействуя центробежный тенденциям. В рамках ЕС сформировано единое правовое пространство. Право ЕС стало неотъемлемой частью национального права его участников. Обладая прямым действием на территории стран-членов ЕС, оно в то же время автономно, самостоятельно и не подчиняется национальным властям, а наоборот обладает преимущественной силой в случаях коллизии с национальным правом. В области внешнеторговой и аграрной политики, торгового и гражданского права (свобода конкуренции, монополии и картели), налогового права (сближение систем налогов на прибыль, установление уровня налога с оборота и прямые взносы в бюджет ЕС) законодательные акты Европейского союза заменяют национальные законы. Не допускаются какие-либо национальные нормативные акты, противоречащие праву ЕС. И еще одна особенность – субъектами системы права являются не только государства-члены ЕС, но и их граждане. Однако на нынешнем этапе в области внешнеэкономической политики национальные правительства имеют возможность: ♦ вводить импортные квоты по товарам из третьих стран; ♦ заключать договоры о «добровольных ограничениях экспорта», и прежде всего с теми странами, где очень низкие цены на продукцию текстильной и электронной промышленности (например, Япония, Южная Корея); ♦ сохранять особые торговые отношения с бывшими колониями.
Финансы и бюджет ЕС ЕС располагает собственными финансовыми средствами независимо от бюджетов входящих в него стран. Размер бюджета ЕС определяется Советом и Европарламентом и утверждается последним. Важную роль в финансовой деятельности играет Счетная палата, осуществляющая общее финансовое управление, контроль над расходами различного рода фондов и финансовых институтов ЕС, таких, например, как Европейский фонд аграрной ориентации и гарантирования, Европейский фонд регионального Развития, Европейский социальный фонд. За счет средств указанных фондов финансируются различные направления структурной политики ЕС: аграрная, социальная, региональная, энергическая и т.д. Европейский инвестиционный банк, являясь автономной организацией, финансирует капиталовложения ЕС региональные программы, развитие энергетики, инфраструктуры путем долгосрочных кредитов и гарантий. Доходная часть бюджета состоит, во-первых, из собственных средств, которые складываются из ввозных пошлин, компенсирующих разницу в ценах на сельскохозяйственные продукты в сортирующей стране и на внешнем рынке; таможенных пошлин по общему таможенному тарифу, исключая пошлины ЕОУС; определенной части отчислении от налога на добавленную стоимость и прочих средств. Во-вторых, в доходную часть бюджета ЕС выделяется 1,2-1,3% ВВП всех входящих в ЕС государств. Расходы ЕС распределяются в последние годы примерно следующим образом (%): административно-хозяйственные 4,5 на проведение политики: единой сельскохозяйственной 66,5 региональной 7,5 социальной.... 6,6 энергетической 0,3 промышленной 0,1 научно-технической 3,5 в области информации и охраны окружающей среды 0,08 помощи развивающимся странам 2,1 на компенсационные выплаты государствам-членам ЕС 8,4
Структурная политика ЕС Важной составляющей механизма западно-европейской интеграции является совместное проведение структурной политики – отраслевой и региональной. Причем наднациональное регулирование применимо в отношении наименее конкурентоспособных отраслей и отсталых регионов. Наибольшие успехи достигнуты в проведении совместной аграрной политики. Ее финансирование представляет крупнейшую статью расходов в бюджете союза. В основе общей аграрной политики лежит субсидирование внутренних и экспортных цен. В результате ЕС превратилась во второго после США мирового сельскохозяйственного экспортера. Аграрный рынок ЕС огражден высокими таможенными барьерами, препятствующими доступу товаров с мирового аграрного рынка, который располагает избыточными ресурсами. Эта система обеспечила стабилизацию доходов сельскохозяйственных производителей, их соответствие социальным гарантиям работников других сфер экономики. В перспективе главным направлением совместной сельскохозяйственной политики ЕС станет адаптация сельскохозяйственного производства к мировым условиям сбыта путем осуществления рациональной структурной политики, ликвидации неконкурентоспособных хозяйств на основе обеспечения альтернативных возможностей занятости. Совместная научно-техническая политика На начальных этапах развития ЕС совместные действия в области НИОКР были преимущественно направлены на развитие угольной, металлургической промышленности и ядерной энергетики. В начале 80-х годов усилилась координация научно-технической деятельности. Первым шагом было принятие «рамочной» комплексной программы (1984-1987), которая вводила среднесрочное планирование научно-технической деятельности ЕС. Однако основополагающим в разработке единой научно-технической стратегии стало принятие в 1989 г. второй, а затем и действовавшей с 1995 по 2000 г. третьей комплексных программ. Они были нацелены на поддержку и усиление конкурентоспособности европейской промышленности в области новейшей технологии перед лицом конкуренции на мировом рынке, прежде всего со стороны США и Японии. Главными целями научно-технической политики Европейского союза на современном этапе становятся: ♦ сотрудничество между странами, координация и взаимодействие между наукой и промышленностью; ♦ поддержка исследований по ключевым направлениям научно-технического прогресса, для проведения которых у большинства компаний среднего масштаба отсутствуют необходимые кадровые и финансовые возможности. Большое значение имеет действующая с 1985 г. независимая крупномасштабная многоцелевая программа сотрудничества 19 стран Европы – «Эврика», открытая и для фирм других стран. ЕАСТ и формирование европейского экономического пространства Кроме ЕС в Европе существует Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ). Она возникла в 1960 г. на основе подписанной в Стокгольме соответствующей конвенции. В настоящее время членами ЕАСТ являются Австрия, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция и Швейцария. Договор ЕАСТ распространяется и на Лихтенштейн, который состоит в таможенной унии со Швейцарией. ЕАСТ представляет собой зону свободной торговли. Причем режим свободного беспошлинного товарооборота в рамках ЕАСТ действует только в отношении промышленных товаров и не распространяется на сельскохозяйственную продукцию. В отличие от ЕС здесь за каждой страной сохраняется внешнеторговая автономия и собственные таможенные пошлины в торговле с третьими странами, единого таможенного тарифа не существует. Совет, куда входят представители всех стран-членов ЕАСТ, не является наднациональным органом и может принимать решения лишь на основе единогласия. Существование двух интеграционных группировок в Европе не исключает процесса сближения и развития отношений между ними. Тенденция к взаимодействию и сотрудничеству наметилась уже в 70-х годах. К 1977 г. образовалась зона свободной торговли промышленными товарами стран ЕС и ЕАСТ, в рамках которой ликвидировались таможенные пошлины и уменьшались нетарифные ограничения взаимной торговли. В 1992 г. было подписано соглашение между странами двух группировок о создании единого европейского экономического пространства. В соответствии с этим соглашением страны-члены ЕАСТ начиная с 1993 г. включают в свои законодательства сотни правовых актов ЕС, касающихся свободного движения товаров, капиталов, услуг, а также политики в области конкуренции. Особенности интеграции в Североамериканском регионе Центростремительные интеграционные тенденции развиваются не только в Западной Европе. Аналогичные процессы наблюдаются в Северной Америке. Так, в январе 1989 г. вступило в силу американо-канадское соглашение о свободной торговле. В результате была создана зона свободной торговли, охватывающая двустороннюю торговлю почти в 200 млрд. долл. в год. Вместе с тем обе стороны оставили за собой право вводить собственные импортные ограничения на торговлю с третьими странами. В июне 1991 г. по инициативе Мексики начались переговоры между этой страной, США и Канадой, завершившиеся подписанием 17 декабря 1992 г. соглашения о создании Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА), вступившие в силу с 1 января 1994 г. Ключевые элементы соглашения: ♦ ликвидация всех таможенных пошлин во взаимной торговле до 2001 г.; ♦ поэтапное упразднение значительного числа нетарифных барьеров во взаимной торговле товарами и услугами; ♦ смягчение режима для американо-канадских капиталовложений в Мексике; ♦ либерализация условий для деятельности банков США и Канады на мексиканском рынке; ♦ создание американо-канадской арбитражной комиссии. В отличие от западноевропейской интеграционной модели НАФТА не имеет инструментов согласования экономической политики и действующих наднациональных институтов; значительные различия сохраняются в уровнях экономического развития государств. По своему экономическому потенциалу Канада и Мексика многократно уступают США: ВВП Канады составляет около 10% отВВП США, а Мексики – 5%; если ВВП на душу населения Канады находится на уровне примерно 90% от США, то Мексики – 15%. В отличие от ЕС, где менее развитым странам и регионам предоставляется финансовая помощь из совместных бюджетных фондов, НАФТА не предоставляет Мексике такой поддержки. Тем не менее, по оценкам экспертов, участие в НАФТА позволит Мексике сократить период реформирования своей экономики и достижения уровня развитых стран с 50 до 10-15 лет. Самый большой выигрыш от вступления в НАФТА Мексика получает в виде стремительного роста поступлений иностранного капитала, в первую очередь из США. По объему прямых иностранных инвестиций, имеющих первостепенное значение для развития производства, к началу XXI в. Мексика заняла первое место среди стран Латинской Америки. С другой стороны, деловые круги США связывают с НАФТА большие надежды, обусловленные значительным расширением американского экспорта и связанным с этим увеличением числа рабочих мест. Перенесение трудоемких, материалоемких и экологически дорогостоящих производств из США в Мексику позволяет снизить уровень издержек производства и повысить конкурентоспособность многих изделий американской промышленности. В долгосрочном плане с помощью участия в НАФТА американские ТНК рассчитывают расширить свое экономическое участие в Латинской Америке, а Канада – расширить рынки сбыта, сократить издержки производства и повысить прибыльность новых высокотехнологичных отраслей (компьютеры, телекоммуникации и др.). Кроме того, формирование либерализированного рыночного пространства континентальных масштабов стимулирует приток в Канаду прямых и портфельных инвестиций из третьих стран, главным образом из Японии и стран-членов ЕС. Анализ статистических данных конца XX в., характеризующих эффективность функционирования НАФТА, позволяет сделать вывод о том, что это не формальная, а реальная международная интеграционная структура. В частности, к концу 90-х годов XX в. товарооборот США с Мексикой и Канадой вырос более чем на 40%. В то же время ряд латиноамериканских стран выражает Недовольство североамериканской интеграционной группировкой, так как согласно условиям НАФТА 62,5% комплектующих изделий производители транспортных средств США, Канады и Мексики обязаны закупать у фирм НАФТА. Кроме того, приток инвестиций в Мексику, по мнению южноамериканских аналитиков, осуществляется за счет сокращения прямых иностранных инвестиций в другие страны Латинской Америки. Именно по этой причине страны Центральной и Южной Америки, в первую очередь Чили и такие группировки, как МЕРКОСУР (общий рынок в составе Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая), уже выражают стремление присоединиться к этой экономической структуре. Доля стран НАФТА во внешнеторговом обороте России незначительна и составляет только 5,5%, из которых 5,2% приходится на США. В последние годы роль региона, и прежде всего США, в российской внешней торговле возрастает. Российский экспорт в США за последние годы увеличится за счет черных и цветных металлов, в том числе титана, минеральных удобрений и других товаров. Из США в Россию ввозится широкий спектр товаров, главным образом обрабатывающей промышленности; существенный удельный вес в импорте из США составляют продовольственные товары. Следует отметить, что США активно используют различные меры, ограничивающие экспорт из России, например антидемпинговые пошлины и количественные ограничения. В свою очередь, и Россия стала применять ограничительные меры по отношению к импорту из США (в частности, технические барьеры на ввоз куриного мяса). Тем не менее несмотря на имеющиеся проблемы во внешнеэкономических взаимоотношениях России со странами НАФТА, и особенно с США, в стратегическом плане расширение внешнеторговых связей России с данной интеграционной группировкой занимает одно из приоритетных мест во внешнеэкономической политике страны.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 463; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.65.134 (0.01 с.) |