Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация мкп в соответствии с его основными признаками

Поиск

 

Принципы классификации Характер кооперации (кооперирования)
По видам Экономическая кооперация, промышленное сотрудничество, производственное кооперирование, научно-техническое кооперирование, кооперирование в области проектирования и строительства объектов, кооперирование в сфере сбыта, кооперационное сотрудничество в других областях хозяйственной деятельности
По стадиям Предпроизводственная, производственная, коммерческая
По использованным методам Выполнение совместных программ, договорная специализация, создание совместных предприятий (СП)
По структуре связей Внутри- и межфирменная, внутри- и межотраслевая, горизонтальная, вертикальная и смешанная
По территориальному охвату Между двумя и более странами, в рамках региона, межрегиональный и всемирный
По числу субъектов (сторон) Двух- и многосторонняя
По числу объектов Одно- и многопредметная

 

Основные методы, которые используются при налаживании кооперационных связей:

1. осуществление совместных программ;

2. договорная специализация;

3. создание производственных совместных предприятий (СП).

В рамках первого метода МКП проявляется в двух основных формах: подрядном кооперировании и совместном производстве.

Подрядное кооперирование – наиболее старый вид производственных связей в промышленности. Сущность подрядной деятельности состоит в том, что одна из сторон соглашения (заказчик) поручает другой (исполнителю) выполнение определенной работы в соответствии с заранее обусловленными требованиями к ее выполнению относительно сроков, объемов, качества исполнения и др. Подрядное производственное кооперирование имеет две главные разновидности: «классический» подряд по изготовлению продукции и подряд по проектированию и выпуску нового продукта.

Второй метод производственного кооперирования заключается в разграничении производственных программ участников такого рода соглашений. В соответствии с соглашениями о специализации договаривающиеся стороны стремятся устранить или уменьшить дублирование производства, а следовательно, и прямую конкуренцию между собой на рынке. Важнейшее условие, которое придает такого рода соглашениям о специализации кооперационный характер, – наличие в нем положений о тесном сотрудничестве участников в форме совместного производства обычно сложной продукции, взаимных или односторонних субподрядных поставок, проведения совместных исследований и разработок и т.д.

Третий метод производственного кооперирования получает все более широкое распространение в мире. Это так называемая интегрированная кооперация, когда под единой организационной формой объединяется капитал нескольких участников для достижения отдельных, совместно согласованных целей.

 

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

 

Современная конкуренция как неотъемлемый атрибут мирового рынка и как форма рыночных процессов характеризуется невиданной ранее масштабностью, динамизмом и остротой.

Масштабность конкуренции

Масштабность конкуренции обусловлена повсеместным ростом числа участников внешнеторговых операций, вовлекаемых в международный обмен под воздействием МРТ, международной специализации и кооперации в самых различных областях. Интернационализация хозяйственной жизни расширяет базу конкуренции. Наряду с монополиями-гигантами в рыночную борьбу вступают средние, мелкие и даже мельчайшие фирмы. К соперничеству стран с традиционно развитым экспортом присоединяются новые (в основном из числа «новых индустриальных стран»), предпринимающие решительные попытки изменения ситуации на мировом рынке в свою пользу. Нормой стало активное участие правительств в поддержке национальных экспортеров и формировании внешнеторговых операций.

Роль НТР в конкуренции

Широкое распространение конкуренции ускоряет протекание присущих ей процессов: идет быстрое обновление ее форм и методов, усиливается поиск новых конкурентоспособных товаров, новых рынков сбыта. Особый динамизм конкуренции придает НТР. Везде, где развертывается соперничество за снижение издержек производства, повышение качества и максимизацию прибыли, НТР выступает не только действенным средством конкурентной борьбы, но и ее мощнейшим катализатором. Активное и многоплановое воздействие НТРна формирование условий конкурентной борьбы и средств ее ведения имеет место на всех уровнях мирохозяйственных отношений, будь то отношения между отдельными фирмами, странами или группами стран. Столь универсальное, «сквозное» присутствие НТРобъясняется ее непосредственной связью с процессом развития производительных сил, с материальной основой жизни современного общества.

Использование достижений НТРоткрывает широкие возможности для обновления товарной номенклатуры, для оперативного реагирования на изменение рыночного спроса, на удовлетворение растущих требований к качественным характеристикам изделий. Не случайно сегодня новизна стала одним из ключевых факторов конкурентоспособности. Речь идет главным образом о товарах рыночной новизны, которые либо удовлетворяют совершенно новые потребности и тем самым формируют новые рынки («пионерные товары»), либо удовлетворяют на более высоком качественном уровне потребности уже известные (усовершенствованные товары), либо позволяют значительно более широкому кругу покупателей потреблять ранее недоступные им товары (товары сниженных цен).

Анализ мирового экспорта промышленной продукции показывает, что среди товаров, экспорт которых растет наиболее быстрыми темпами, преобладают товары, быстро обновляющиеся под воздействием НТР, а именно интегральные схемы, ЭВМ, коммуникационное электронное оборудование, аппаратура видео- и звукозаписи (воспроизведения), текстильное оборудование, целлюлозно-бумажное оборудование, железнодорожный подвижной состав, бытовое и промышленное электротехническое оборудование, авиадвигатели, химическое оборудование.

По оценкам специалистов, у компаний, успешно освоивших выпуск принципиально новых товаров, в течение 5-10 лет после их внедрения в производство темпы роста прибыли в два раза выше, чем у конкурентов, продолжавших выпуск традиционной продукции. Рыночный успех новых товаров, в отличие от традиционных, может достигаться при сравнительно высоких ценах, имеющих в этом случае меньшее влияние на спрос, чем потребительские свойства товара (качество, новизна, надежность и т.д.)- Это является убедительным аргументом в поддержку концепции возрастания роли неценовых форм конкуренции.

 

Ценовая конкуренция

Сегодня ценовая конкуренция в значительной степени ограничена, однако сбрасывать ее со счетов было бы ошибочно. Мировая практика дает немало примеров масштабного и быстрого удешевления товаров (полупроводники, бытовая электронная аппаратура, некоторые виды производственной керамики и др.). Как правило, такое «каскадное» снижение цен становится возможным благодаря использованию достижений НТР, обеспечивающих резкое снижение издержек производства. Но снижение цен – обычно вынужденное, экономически невыгодное для товаропроизводителя мероприятие. Для него предпочтительнее (т.е. прибыльнее) маневр потребительскими свойствами товара при сохранении цен неизменными. И здесь вновь на помощь приходит НТР с ее практически неисчерпаемыми возможностями воздействия на потребительские параметры продукции.

Переносу акцентов конкурентной борьбы в область неценовых факторов в известном смысле способствует и появление большого числа технически сложных изделий, что ведет к практически повсеместной трансформации понятия цены как таковой в многоэлементную цену потребителя, отражающую всю сумму расходов покупателя, необходимую для полноценного потребления товаров на протяжении всего срока его службы. Лежащие за пределами цены, но имеющие стоимостную основу элементы цены потребления все больше становятся объектами конкурентной борьбы, которая уже не может быть прямо отнесена к ценовой. В итоге значение цены как центра, вокруг которого долгое время колебались покупательские предпочтения, относительно падает, уступая место таким неценовым параметрам, как качество, новизна, прогрессивность и надежность конструкции, соответствие международным стандартам, удобство эксплуатации, оформление, готовность к потреблению, легкость профессионального обучения, оперативность технического обслуживания и т.п. Эти параметры, формируя новую систему потребительских ценностей, образуют новые «эпицентры» конкурентной борьбы, в которой участвуют как отдельные фирмы-экспортеры, так и целые страны, выступающие в роли экспортеров.

Чем шире спектр потребительских требований и выше их уровень, тем жестче требования к экспортерам, к их конкурентоспособности. Ведь конкурентоспособный товар, как правило, может производить только конкурентоспособная фирма, а для такой фирмы нужны определенные условия, характеризуемые как конкурентоспособность ее страны. Эта неразрывная цепочка взаимозависимости давно замечена и внимательно изучается. Так, международная организация «Европейский форум по проблемам управления» (ее центр в Женеве) регулярно проводит исследования по оценке конкурентоспособности западных стран. При этом понятие «конкурентоспособность» определяется как «реальная и потенциальная возможность фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителей, чем товары их конкурентов».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 456; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.81.252 (0.007 с.)