Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Региональные экономические комиссии

Поиск

В системе органов ЭКОСОС действует пять региональных экономических комиссий: Европейская экономическая комиссия (ЕЭК), Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), Экономическая комиссия для Африки (ЭКА), Экономическая комиссия для Латинской Америки (ЭКЛА), Экономическая комиссия для Западной Африки (ЭКЗА).

 

Европейская экономическая комиссия (ЕЭК)

ЕЭК основана в 1947 г. Ее деятельностью руководит Секретариат во главе с исполнительным секретарем. Размещается в Женеве (Швейцария). В комиссии представлено более 30 стран Европы, а также США и Канада. В сферу деятельности комиссии входит обширный круг экономических, производственных, транспортных, сельскохозяйственных и иных проблем.

В структуре комиссии или в тесной связи с ней действует более 100 вспомогательных рабочих, отраслевых и специальных органов и учреждений. Комиссия играет исключительно важную роль, выступая организатором множества форм сотрудничества между европейскими странами. Роль этой комиссии возрастала в период разрядки международной напряженности: так было после подписания в 1975 г. в Хельсинки Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Важное значение в осмыслении общечеловеческих проблем имеют такие мероприятия ЕЭК, как Совещание по охране окружающей среды, проведенное в 1979 г. Оно приняло Конвенцию о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (вошла в силу в 1983 г.) и Декларацию о малоотходной и безотходной технологии и повторном использовании отходов. Но по-настоящему реальные условия для эффективной деятельности ЕЭК формируются сегодня, когда создается климат доверия между разными государствами и осуществляются конкретные мероприятия по военно-политической разрядке, дополнению последней интенсивным экономическим и культурным сотрудничеством всех европейских стран.

Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО)

Комиссия создана решением ЭКОСОС в 1947 г. В ней 35 стран-членов, а также 9 членов, имеющих статус ассоциированных, не обладающих правом голоса. Секретариат ЭСКАТО находится в Бангкоке (Таиланд). Комиссия имеет 9 отраслевых органов: по промышленности и строительству, сельскому хозяйству, торговле, природным ресурсам, социальному развитию, статистике, народонаселению, транспорту, судоходству и связи, а также вспомогательные органы. Эти органы и организации осуществляют работу, во-первых, по анализу ситуации по конкретным отраслевым проблемам в этом гигантском регионе и разработке идей и рекомендаций, во-вторых, по организации и проведению многочисленных совещаний, симпозиумов с целью отработки проектов, программ для решения узловых задач на национальной и межгосударственной основе. В рамках ЭСКАТО, например, разработан и реализуется проект трансазиатских железных и шоссейных дорог.

 

Экономическая комиссия для Африки (ЭКА)

Комиссия создана в 1958 г. со штаб-квартирой в Аддис-Абебе (Эфиопия). В настоящее время в ее составе 50 африканских стран. Специалистами ЭКА еще в 1979 г. была разработана Монровийская стратегия развития Африки, одобренная сессией Организации африканского единства (ОАЕ) /в 1980 г. Монровийская стратегия объявила Десятилетие ООН по транспорту и связи в Африке на 1978-1988 гг. и Десятилетие ООН по промышленному развитию Африки на 1980-1990 гг. I Независимо от эффективности реализации этих программ они дали большой позитивный импульс с точки зрения перспектив I развития континента. ЭКА созывает свои сессии один раз в два года. Ее деятельность аналогична деятельности ЭСКАТО и представлена примерно теми же рабочими и вспомогательными органами.

Важный документ, который определил на 90-е годы экономическую политику государств континента, был принят на 24-й сессии ЭКА (1989 г.). Это «Основа африканской альтернативы программ структурной корректировки для экономического оздоровления и трансформации» (ААФ-САП). По всеобщему признанию, «Альтернатива» является реальной базой для приостановления сползания Африки в углубляющийся ныне экономический кризис. Включение структурных преобразований в планы долговременного развития должны, по мнению авторов «Альтернативы», привести к наращиванию эффективности экономики африканских стран. ААФ-САП имеет четыре раздела:

1. усиление и диверсификация производства. Этот раздел в основном посвящен развитию сельского хозяйства, в частности осуществлению земельной реформы, а также развитию мелких и средних промышленных предприятий;

2. увеличение доходов государства и улучшение системы их распределения (здесь речь идет о целом пакете мер, предусматривающих расширение налоговой базы, а также сокращение до минимума военных расходов и административного аппарата);

3. модель расходов для удовлетворения нужд (раздел этой программы содержит комплекс мер, предусматривающих развитие экономической самостоятельности африканских стран в том числе резкое наращивание бюджетных средств, направляемых для целей социального развития; здесь же планы по расширению межамериканского торгового и валютного сотрудничества, снижение выплаты процентов по внешней задолженности и др.);

4. создание институтов в поддержку «Альтернативы», что предполагает вовлечение населения в ее осуществление.

 

Экономическая комиссия для Латинской Америки (ЭКЛА)

Комиссия создана в 1948 г. и включает 40 стран. Штаб-квартира комиссии в Сантьяго (Чили). Помимо нее в разных латиноамериканских странах учреждены 7 субрегиональных отделений комиссии. В 1981 г. в рамках ЭКЛА одобрена Латиноамериканская декада развития на долгую перспективу до 2000 г. Комиссия сотрудничает с Андским пактом (Картахенское соглашение). В мае 1989 г. в колумбийском городе Картахена состоялась встреча президентов стран-участниц Андского пакта: Боливии, Колумбии, Перу, Эквадора и Венесуэлы. Решения совещания предусматривают более полное использование возможностей ЭКЛА в целях развития стран Андского пакта. На совещании были уточнены стратегические направления взаимовыгодного сотрудничества в рамках долгосрочной программы развития (декада развития).

 

Экономическая комиссия для Западной Азии (ЭКЗА)

Комиссия учреждена в 1973 г. со штаб-квартирой в Багдаде. Членами этой комиссии являются 13 арабских стран, включая Палестину (с 1988 г.). ЭКЗА созывает свои сессии ежегодно и имеет вспомогательные органы отраслевого и функционального порядка, осуществляющие исследования, подготовку и проведение симпозиумов, разработку рекомендаций в целях развития и международного сотрудничества на региональной основе. Однако успешная деятельность ЭКЗА во многом блокируется неупорядоченностью политической обстановки на Ближнем и Среднем Востоке.

 

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД)

Этот международный орган призван регулировать всемирные торговые отношения. Дело в том, что Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) создано и действовало вне рамок ООН. Поэтому многие страны ставили перед ООН задачу – иметь в его структурах независимый и универсальный орган, призванный от имени мирового сообщества регулировать сложные проблемы международной торговли. В этих целях в 1964 г. был основан автономный орган ООН для содействия международной торговле, ведению переговоров и разработке международных договоров и рекомендаций в этой области, в его составе в настоящее время находится около 170 государств. Главный орган ЮНКТАД – конференция, которая созывается на сессии дважды в год. Секретариат расположен в Женеве. Чаще созываются сессии комитетов ЮНКТАД – по сырьевым товарам, по готовым изделиям и полуфабрикатам, по пароходству, передаче технологий, экономическому сотрудничеству между развивающимися странами и др. Регулярны заседания и специального комитета по преференциям.

Надо отметить, что в целом ряде случаев, особенно с точки зрения интересов развивающихся стран, деятельность ЮНКТАД оказывалась успешной. Так, на первой сессии ЮНКТАД в 1964 г. был одобрен документ «Принципы международных торговых отношений и торговой политики». В этом документе впервые в системе ООН сделаны попытки обобщить позитивный опыт международной торговли и торговой политики, выделить основополагающие принципы такой политики и положить их в основу взаимоотношений стран в области торговых связей. В частности, провозглашались такие принципы, как равенство и суверенитет в торговле, взаимная выгода, отказ от дискриминации, распространение режима наибольшего благоприятствования в торговле, предоставление многочисленных льгот развивающимся странам и др. В нем достаточно отчетливо просматривались принципиальные положения, ставшие в 70-х годах базой для постановки задач в рамках платформы нового международного экономического порядка.

Хотя далеко не все рекомендации ЮНКТАД осуществляется на практике, тем не менее важно, что этот влиятельный международный орган разрабатывает и активно «выводит» в сферу международных экономических отношений наиболее острые, актуальные проблемы современности, способствуя правильному формированию мирового общественного мнения, настроенного» на их решение. В то же время наиболее важные требования к участникам международной торговли разрабатывались ГАТТ (ныне ВТО) – они выполняют приоритетную в методологическом отношении роль и при разработке документов ЮНКТАД.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 677; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.93.14 (0.009 с.)