Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В Государственной аттестационной комиссии

Поиск

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

по специальности 080105 «Финансы и кредит»:

методические рекомендации к выполнению и защите

В Государственной аттестационной комиссии

 

Рекомендовано редакционно-издательским советом университета

для студентов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит» (080105)

 

 

Новокузнецк

УДК 657.6 Рецензент:

Л847

Кандидат экономических наук,

декан экономического факультета ГОУ ВПО «СибГИУ» П.П.Баранов

 

 

    Л847 Лунева Ю.В. Дипломная работа по специальности 080105 «Финансы и кредит»: методические рекомендации к выполнению и защите в Государственной аттестационной комиссии / СибГИУ, Новокузнецк, 2006. – 58 с.

 

Методические рекомендации направлены на формирование у студентов навыков корректного построения и изложения материалов дипломной работы. Раскрывается содержание основных этапов подготовки дипломной работы и ее защиты в ГАК. Предназначены для студентов выпускного курса, обучающихся по специальности 080105 «Финансы и кредит», научных руководителей дипломных работ, консультантов, рецензентов, членов ГАК по указанной специальности.

 

 

Ó Лунева Ю. В., 2006

Ó Сибирский государственный индустриальный

университет, 2006


Содержание

 

Введение………………………………………………………………………..  
1 Общие положения……………………………………………………………  
2 Порядок выполнения дипломной работы…………………………………..  
2.1 Продолжительность и этапы итоговой государственной аттестации...  
2.2 Выбор научного руководителя, объекта и темы дипломной работы…  
2.3 Составление календарного графика и плана дипломной работы……..  
2.4 Сбор, анализ и систематизация материалов……………………………  
2.5 Роль научного руководителя дипломной работы……………………...  
2.6 Заключительный этап подготовки дипломной работы………………..  
3 Структура и содержание и дипломной работы…………………………….  
3.1 Структура пояснительной записки……………………………………...  
3.2 Содержание структурных элементов пояснительной записки……..…  
3.3 Содержание демонстрационного материала.…………………………..  
4 Оформление дипломной работы……………………………………………  
4.1 Заголовки, текст, перечисления……..…………………………………..  
4.2 Формулы, уравнения, рисунки, таблицы..……………………………..  
4.3 Ссылки и сноски…………………………………………………………  
4.4 Список использованных источников, приложения……………………  
4.5 Демонстрационный материал…………………………………………...  
5 Защита дипломной работы…………………………………………………..  
Приложения……………………………………………………………………..  

 


Введение

 

Выполнение дипломной работы – важный этап итоговой государственной аттестации, при успешном завершении которого выпускнику присваивается квалификация экономиста по специальности «Финансы и кредит». В ходе подготовки и защиты дипломной работы студент должен продемонстрировать фундаментальные знания и аналитическую культуру, навыки критического переосмысления содержания учебно-научной литературы и использования теоретических концепций на практике, способность решать сложные финансово-экономические задачи, возникающие у конкретных субъектов экономики, умение аргументировать собственную точку зрения и многое другое.

Пояснительная записка, содержащая систематизированные сведения о выполненной работе, и иллюстративный материал, демонстрируемый в процессе защиты, представляют собой документы, подлежащие обязательному централизованному хранению и характеризующие не только уровень экономической подготовки выпускника, но и качество образования в вузе. Поэтому знание студентом специфики основных этапов исследования, проводимого в период дипломирования, и особенностей оформления его результатов является необходимым условием успешной защиты.

Цель данного издания – ознакомить студентов выпускного курса с порядком выбора научного руководителя, объекта и темы дипломной работы, методикой проведения исследования, особенностями взаимодействия с научным руководителем, требованиями к структуре и содержанию пояснительной записки и иллюстративного материала, процедурой защиты.

В первом разделе приведены требования Государственного образовательного стандарта и учебно-методического объединения к дипломной работе по специальности 080105 «Финансы и кредит». Второй раздел раскрывает основные этапы подготовки дипломной работы, акцентируя внимание на их примерных сроках, документальном оформлении, основных обязанностях студента и выпускающей кафедры. Третий и четвертый разделы сформированы с учетом действующей в СибГИУ документированной процедуры системы менеджмента качества ДП СМК 4.2.3-3.0-2005 «Структура и оформление выпускной квалификационной работы». Соблюдение закрепленных в ней требований является обязательным как для студента, так и для выпускающей кафедры. Пятый раздел знакомит с процедурой защиты дипломной работы и содержит рекомендации по подготовке выступления и иллюстративного материала. Следует отметить, что оформление материалов данного издания практически полностью соответствует требованиям, предъявляемым к дипломным работам.

Дать исчерпывающее представление обо всех аспектах дипломирования пособие, конечно, не позволяет, однако, оно помогает студентам избежать распространенных ошибок, уделить особое внимание наиболее важным вопросам, плодотворно использовать потенциал научного руководителя и собственные возможности, а в конечном итоге, успешно защитить дипломную работу.


Общие положения

 

Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 080105 «Финансы и кредит» предусмотрено два вида итоговых государственных испытаний – сдача итогового междисциплинарного экзамена и защита дипломной работы (не следует отождествлять с дипломным проектом!), которая согласно п.7.2.2. стандарта «…выполняется в соответствии с учебным планом и имеет своей целью:

­ систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний в области финансов и кредита и выявление умения применять полученные знания при решении конкретных экономических, научных и производственных задач;

­ развитие навыков ведения самостоятельной работы и применения методик исследования при решении разрабатываемых в выпускной работе проблем и вопросов;

­ выявление степени подготовленности студента к самостоятельной работе в различных областях экономики России в современных условиях».

Дипломная работа должна представлять собой законченную разработку актуальной экономической проблемы и обязательно включать в себя теоретическую часть, содержащую элементы научной новизны, и практическую часть, в которой демонстрируется умение использовать теоретические знания и методические подходы для решения прикладных финансово-экономических задач.


Порядок выполнения дипломной работы

 

Продолжительность и этапы итоговой государственной

Аттестации

 

Итоговая государственная аттестация предусматривает сдачу итогового междисциплинарного экзамена, прохождение преддипломной практики и выполнение дипломной работы. Сроки итоговых испытаний зависят от формы обучения студента и приводятся в таблице 1.

 

Таблица 1 – Продолжительность итоговой государственной аттестации

Этап Форма обучения
очная очно-заочная, заочная
1.Подготовка и сдача итогового междисциплинарного экзамена 2 недели 2 недели
2. Прохождение преддипломной практики и защита отчета 12 недель 8 недель
3. Выполнение дипломной работы 9 недель около 7 недель
Итого 23 недели 4 месяца

 

Для студентов очной формы обучения сроки итоговой государственной аттестации установлены Государственным образовательным стандартом и примерным учебным планом учебно-методического объединения, а для студентов очно-заочной и заочной форм обучения – определены с учетом требований действующего законодательства. Студентам, совмещающим работу с успешным обучением в СибГИУ (вуз, имеющий государственную аккредитацию), согласно статье 173 Трудового кодекса РФ работодатель «предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для… подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов – четыре месяца».

Несмотря на то, что Государственным образовательным стандартом для выполнения дипломной работы предусмотрен отдельный временной интервал, фактически ее подготовка осуществляется параллельно с прохождением преддипломной практики и включает в себя несколько этапов, отраженных в таблице 2.

Таблица 2 – Основные этапы выполнения дипломной работы

Этап Примерный срок выполнения
Очная форма Очно-заочная и заочная форма (защита в июне) Очно-заочная форма (защита в феврале)
Выбор/назначение научного руководителя До 31 октября До 14 февраля До 15 сентября
Определение объекта исследования (места прохождения преддипломной практики) До 1 февраля До 1 марта До 1 октября
Допуск к дипломированию Знакомство с объектом исследования (начало преддипломной практики) 10-20 февраля 10-20 марта 10-20 октября
Формулирование темы дипломной работы Составление плана дипломной работы До 1 марта До 1 апреля До 1 ноября
Выполнение программы преддипломной практики Подготовка и оформление теоретического и аналитического разделов До 10 мая До 10 мая До 10 января
Комиссионная защита отчета о прохождении преддипломной практики 10-20 мая 10-20 мая 10-20 января
Подготовка и оформление проектного раздела и других элементов работы, а также доклада, демонстрационных листов Определение даты защиты До 5 июня До 10 июня До 5 февраля
Предварительное одобрение работы нормоконтролером, научным руководителем, получение рецензии Сдача готовой работы на кафедру июня июня 10 февраля
Защита дипломной работы 15-30 июня 20-30 июня 10-20 февраля

 

Точные сроки прохождения нормоконтроля и сдачи готовых работ на кафедру устанавливаются в соответствии с графиком защит, формируемым заведующим кафедрой по согласованию с научными руководителями.

 

Дипломной работы

 

Допущенными к дипломированию приказом по университету считаются студенты, не имеющие академической и финансовой задолженности и получившие положительную оценку за итоговый междисциплинарный экзамен. Но подготовка к выполнению дипломной работы начинается несколько раньше – в последнем семестре теоретического обучения, когда решаются некоторые организационные вопросы (см. таблицу 2). Студенты, которые занимались научно-исследовательской работой, к этому времени, как правило, уже имеют систематизированные материалы, необходимые для формирования отдельных подразделов дипломной работы.

Студентам предоставляется право выбора научного руководителя из числа преподавателей выпускающей кафедры. При этом обязательно учитываются такие факторы, как распределение учебной нагрузки по дипломникам среди преподавателей кафедры, научные интересы потенциального руководителя, актуальность выбранной темы для предполагаемого объекта исследования, а также опыт практической деятельности и глубина теоретических знаний студента. Круг научных интересов преподавательского состава кафедры представлен в приложении А.

Закрепление за научными руководителями дипломников оформляется приказом по университету, который готовит заведующий выпускающей кафедры. При этом в первую очередь за каждым преподавателем закрепляются те студенты, которые занимались под его руководством научно-исследовательской работой.

Обычно согласие преподавателя осуществлять руководство дипломной работой является результатом индивидуального собеседования, время которого сторонам рекомендуется определить заранее. Студент, по возможности, готовится к встрече, формируя представление об общем финансово-экономическом состоянии объекта исследования и перспективах его развития, подбирая актуальные для объекта темы.

В течение первых трех месяцев последнего семестра теоретического обучения старосты групп систематизируют информацию о прикреплении студентов к научным руководителям и передают ее заведующему кафедрой. Студентам, своевременно не представившим необходимые сведения, научный руководитель назначается выпускающей кафедрой.

Объектом исследования выступает то предприятие (организация), на котором студент проходит преддипломную практику. Возможно самостоятельное закрепление на объекте, особенно, студентами, осуществляющими профессиональную деятельность. В этом случае до установленного срока необходимо предоставить на выпускающую кафедру гарантийное письмо от руководителя предприятия по форме приложения Б.1. В свою очередь, университет выписывает для предприятия направление на преддипломную практику, подтверждающее статус студента, по форме приложения Б.2.

Другим студентам места прохождения преддипломной практики обеспечиваются университетом. Студенты, направленные на предприятия для прохождения практики, обязаны строго соблюдать трудовую дисциплину и правила внутреннего распорядка. В случаях их грубого нарушения университет вправе применить к студенту меры дисциплинарного характера. Если на предприятии студент сталкивается с проблемами, препятствующими выполнению дипломной работы (не представляется возможным выполнить программу преддипломной практики и задание научного руководителя), он должен сообщить об этом заведующему выпускающей кафедрой.

Задачи, которые решаются студентом при прохождении преддипломной практики, можно разбить на несколько блоков:

­ сбор и обработка необходимых для выполнения дипломной работы материалов, круг которых помогает установить научный руководитель;

­ изучение системы управления финансами, специфики внутренних и внешних финансовых отношений, положения предприятия на товарном и финансовом рынках, особенностей состояния и перспектив отрасли;

­ расчет и анализ финансовых показателей, определенных программой прохождения практики.

Однако, первоочередными задачами, которые необходимо решить студенту во взаимодействии с научным руководителем на начальном этапе преддипломной практики, являются следующие:

­ выявление значимых для организации-объекта направлений исследования, способствующих решению конкретных проблем финансово-экономической деятельности,

­ определение степени доступности необходимой документации;

­ формулирование темы дипломной работы, актуальной для объекта, представляющей научно-практический интерес, адекватной уровню теоретической подготовки студента.

Тема дипломной работы может быть предложена не только выпускающей кафедрой, но также студентом или предприятием, предоставившим место прохождения практики, с обоснованием ее актуальности, по согласованию с научным руководителем. Примерный перечень тем дипломных работ представлен в приложении В.

Чаще всего дипломная работа выполняется на основе практических материалов конкретных субъектов экономики и содержит рекомендации по совершенствованию реальных финансово-экономических процессов, что отражается и в ее теме. Однако, возможно выполнение дипломных работ теоретико-методической направленности, подкрепленное согласием научного руководителя. Проводить подобные исследования рекомендуется студентам, имеющим обширные, глубокие теоретические знания в сфере общепрофессиональных, специальных дисциплин и дисциплин специализации.

Тема дипломной работы закрепляется за студентом на основании согласованного с научным руководителем письменного заявления, форма которого приведена в приложении Г. Студентам, своевременно не предоставившим необходимые сведения, тема назначается выпускающей кафедрой.

Список тем дипломных работ оформляется приказом по университету, который доводится выпускающей кафедрой до сведения студентов под роспись. Студенту необходимо знать номер и дату приказа, а также точную формулировку темы, поскольку эта информация обязательно раскрывается в пояснительной записке и приложении к диплому о высшем профессиональном образовании. Изменение темы дипломной работы возможно в исключительных случаях, по ходатайству научного руководителя с согласия заведующего кафедрой.

Наиболее распространенные ошибки, допускаемые при выборе темы дипломной работы:

1) несоответствие темы специальности 080105;

2) частичное несоответствие темы содержанию работы;

3) неактуальность темы для объекта;

4) слишком «узкая» или «широкая» тема;

5) несоответствие уровня теоретической подготовки студента уровню сложности темы;

6) некорректность формулировок.

2.3 Составление календарного графика и плана дипломной

Работы

 

Календарный график и план дипломной работы составляются совместно с научным руководителем на начальном этапе преддипломной практики и позволяют упорядочить деятельность студента с организационно-содержательной точки зрения.

Календарный график представляет собой перечень сроков, к которым студенту необходимо выполнить определенные объемы работ. При этом учитывается количество консультационных занятий (встречи с руководителем должны осуществляться не реже одного раза в неделю!) и их характер – обсуждение текущих вопросов и выдача рекомендаций по изученным материалам дипломной работы. Примерный календарный график представлен в таблице 3.

 

Таблица 3 –Календарный график выполнения дипломной работы (пример)

Дата Содержание занятия
01.02 Обсуждение особенностей объекта исследования
07.02 Рабочие вопросы
14.02 Формулирование темы ДР, подборка источников, составление задания по преддипломной практике
23.02 Рабочие вопросы
01.03 Первое обсуждение теоретического раздела
07.03 Рабочие вопросы
15.03 Второе обсуждение теоретического раздела
23.03 Рабочие вопросы
01.04 Первое обсуждение аналитического раздела
07.04 Рабочие вопросы
15.04 Утверждение теоретического раздела
23.04 Рабочие вопросы
01.05 Второе обсуждение аналитического раздела
07.05 Рабочие вопросы
15.05 Утверждение аналитического раздела Первое обсуждение проектного раздела
23.05 Рабочие вопросы

Продолжение таблицы 3

Дата Содержание занятия
01.06 Второе обсуждение проектного раздела
05.06 Обсуждение введения, заключения, аннотации, доклада и демонстрационных листов
10.06 Сдача готовой работы на кафедру

 

Календарный график является инструментом контроля над ходом выполнения студентом дипломной работы. При систематических нарушениях графика и/или существенном отставании от него научный руководитель имеет право требовать проведения предварительной защиты дипломной работы. Для этого заведующим кафедрой формируется комиссия из ведущих преподавателей, которая при неудовлетворительных результатах слушания студента может принять решение о недопущении работы к защите в ГАК.

Основой содержания дипломной работы, требования к которому подробно описываются в третьем разделе пособия, служит план дипломной работы. Ниже приведены только те особенности, которые студенту необходимо учитывать уже на начальном этапе дипломирования:

1) первый вариант плана дипломной работы может быть сформирован как студентом, так и научным руководителем;

2) первый вариант следует рассматривать скорее как ориентировочный, а не обязательный, поскольку часто он претерпевает существенные изменения в ходе подготовки дипломной работы;

3) особое внимание необходимо уделить названиям разделов, которые должны соответствовать теме дипломной работы;

4) не следует перегружать план дипломной работы многочисленными пунктами и подпунктами;

5) не рекомендуется готовить материалы дипломной работы по плану, не согласованному с научным руководителем.

 

Содержание структурных элементов пояснительной записки

 

Согласно ДП СМК 4.2.3-3.0-2005 (пункт 4.1) «при разработке пояснительной записки должны соблюдаться следующие требования:

­ четкость и логическая последовательность изложения материала;

­ убедительность аргументации;

­ краткость и точность формулировок, исключающих возможность неоднозначного толкования;

­ конкретность изложения результатов работы;

­ обоснованность рекомендаций и предложений».

Аннотация на русском языке является структурным элементом пояснительной записки, с которого начинается проставление номеров страниц (эта страница нумеруется как четвертая). Текст аннотации условно можно разделить на два блока. Первый блок – библиографическое описание дипломной работы – оформляется в соответствии с образцом, приведенным в приложении З. Второй блок – краткий и информативный – акцентирует внимание на основных выводах исследования, включая рекомендации по применению или результаты практического использования. Общий текст аннотации занимает, как правило, половину страницы. Аннотация на русском и иностранном языке обязательно подписывается исполнителем.

Наиболее распространенные ошибки, допускаемые при выполнении аннотации, – избыток цифрового материала; а также приведение основных выводов по аналитической части без характеристики проектных рекомендаций.

Введение, представляющее, по сути,«визитную карточку» работы, пишется в будущем времени и условно может быть разбито на три блока. В первом блоке дается краткая характеристика современного состояния проблемы и доказывается ее актуальность. Во втором блоке формулируются цель и задачи исследования, указываются его предмет и объект, перечисляются методы исследования, приводятся сведения о теоретической основе работы и исходной информации для расчетов. В третьем блоке дается краткое содержание введения, основной части и заключения.

Наиболее распространенные ошибки, допускаемые при формировании введения, – малый объем; наличие определений и теоретических утверждений (классификации, факторы, принципы и т.д.) в первом блоке; некорректность формулировок во втором блоке.

Основная часть представлена тремя разделами – теоретическим, аналитическим и проектным. Их задачи сводятся, соответственно, к обзору современного состояния теории проблемы; количественному анализу и оценке практической значимости проблемы; разработке конкретных, экономически обоснованных предложений по решению проблемы.

В первом разделе приводятся результаты исследования специальной литературы по теме дипломной работы:

­ дается сравнительная характеристика встречающихся определений понятий, перечней факторов, принципов, методов и т.п.;

­ рассматриваются основные этапы эволюции рассматриваемых явлений в России и за рубежом;

­ выявляются специфические особенности российской ситуации, в т.ч. несовершенства действующего законодательства;

­ анализируются основные разногласия в методиках количественной оценки рассматриваемых явлений, обосновывается авторская точка зрения;

­ обобщаются проблемы и перспективы развития исследуемых процессов.

Во втором разделе по данным конкретного объекта (возможно, по данным города, области, региона) исследуемые процессы и явления рассматриваются в следующих аспектах:

­ определяется влияние на них специфики деятельности объекта;

­ формулируются особенности организации управления ими, оценивается его качество;

­ оцениваются уровень и тенденции количественных показателей, вскрываются обусловившие их факторы внутреннего и внешнего воздействия;

­ рассматривается влияние исследуемых процессов и явлений на ключевые финансовые показатели и перспективы развития объекта.

В третьем разделе по результатам проведенного анализа формулируются финансово-экономические проблемы объекта и предлагаются пути их решения; обязательно рассчитываются показатели, подтверждающие экономическую целесообразность реализации авторских рекомендаций и их позитивное влияние на ключевые финансовые показатели объекта.

В работах теоретико-методической направленности второй раздел рекомендуется посвятить описанию авторского подхода, идентификации его отличий от существующих и выявлению основных достоинств. В третий раздел целесообразно включить результаты апробации предлагаемых концепций на конкретном объекте, анализ их отличий от результатов использования на том же объекте существующих подходов.

Наиболее распространенные ошибки, допускаемые по содержанию работы:

1) отсутствие логической связи между содержанием теоретических и аналитических подразделов;

2) отсутствие преемственности между аналитическим и проектным разделами (отсутствие связи между предлагаемыми мероприятиями и результатами проведенного анализа);

3) несоответствие содержания подраздела его названию;

4) несоответствие содержания подраздела характеру раздела (теория в аналитической или проектной части);

5) отсутствие иллюстраций, наглядно отражающих основные тенденции количественных показателей, во втором и третьем разделах;

6) слабое экономическое обоснование целесообразности внедрения предлагаемых мероприятий;

7) перегрузка записки промежуточными расчетами, формульным, табличным и иллюстративным материалом.

Заключение пишется в прошедшем времени и содержит краткие выводы по результатам проведенного исследования, свидетельствующие о достижении цели работы и решении поставленных задач. Основное внимание при этом уделяется оценочным показателям, характеризующим состояние проблемы на изучаемом объекте, предлагаемым способам их улучшения, области настоящего и возможного использования результатов работы.

Наиболее распространенные ошибки, допускаемые при выполнении заключения:

1) нарушение требований по объему;

2) большое внимание, отводимое характеристике теоретических основ исследования (для аналитических работ);

3) избыток цифрового материала;

4) недостаточное внимание, отводимое проектным рекомендациям.

В приложения выносится материал, затрудняющий целостное восприятие основной части, – громоздкие таблицы и рисунки (в том числе расположенные на листах формата А3 и больше), первичные документы, представляющие собой информационную базу для расчетов, а также характеризующие организационные аспекты управления рассматриваемыми явлениями.

Содержание демонстрационного материала

Демонстрационный материал целесообразно формировать после завершения работы над основной частью пояснительной записки, поскольку его предназначение – показать главные результаты исследования.

Объем иллюстративного материала – 7-10 листов, демонстрируемых в PowerPoint, или с помощью Overhead. Один комплект листов обязательно оформляется на бумажном носителе для предъявления представителям выпускающей кафедры (руководитель, нормоконтролер, заведующий кафедрой визируют каждый лист, секретарь ГАК вносит сведения об их количестве в протокол) и сдачи вместе с пояснительной запиской в архив после защиты.

Содержание листов необходимо согласовать с научным руководителем Ниже приводятся общие особенности, которые полезно учесть при подготовке демонстрационного материала.

1. Материалы теории целесообразно выносить, чтобы показать вклад студента в ее развитие (результаты сопоставления различных точек зрения, систематизации факторов, уточнения методики и т.д.) или дать представление об изученных аспектах проблемы (научный, нормативно-правовой, организационный и т.д.).

2. Как правило, большая часть листов показывает состояние проблемы на объекте, в его управляющей компании, у основных конкурентов, в отрасли, а также на уровне региона и Российской Федерации в целом (при этом информация располагается по принципу «от общего к частному»).

3. На листы обязательно выносится информация, доказывающая необходимость внедрения предлагаемых мероприятий, раскрывающая их суть, основные количественные характеристики и ожидаемое улучшение финансовых показателей объекта.

4. Не следует выносить на лист содержание общеизвестных формулировок, методик и формул.

5. Не рекомендуется перегружать информацией отдельный лист (например, таблица с пятнадцатью графами и двадцатью строками; рисунок, содержащий более десяти секторов или столбцов; три сложных рисунка или таблицы; большое количество формул с расшифровкой или обширный текстовый материал).

6. Листы должны акцентировать внимание зрителей на результатах, полученных в ходе исследования лично студентом.


Оформление дипломной работы

 

Предприятия

1.1.1 Цели и задачи анализа финансового состояния предприятия

1.1.1.1 Цели анализа финансового состояния предприятия

 

Анализ финансового состояния предприятия, по мнению большинства отечественных ученых [1-4, 6,9], проводится с целью…

 

Рисунок 1 – Фрагмент пояснительной записки с заголовками

 

…Анализ финансового состояния проводится по нескольким направлениям, перечень которых чаще всего [2-5, 10,11] имеет вид:

а) ликвидность:

- ликвидность баланса;

- коэффициенты ликвидности;

б) финансовая устойчивость:

- тип финансовой устойчивости;

- коэффициенты финансовой устойчивости;

в) оборачиваемость;

г) рентабельность.

Для оценки ликвидности баланса необходимо предварительно разбить как активы, так и пассивы, на четыре группы…

 

Рисунок 2 – Фрагмент пояснительной записки с перечислением

 

Если перечисление многоуровневое, обозначение списка более низкого уровня сдвигают на 0,5 см вправо относительно перечисления более высокого порядка.

 

Ссылки и сноски

 

Ссылки на отдельные структурные элементы пояснительной записки оформляются в соответствии с примерами, приведенными в таблице 8.

 

Таблица 8 – Оформление ссылок

Структурный элемент, на который ставится ссылка Пример оформления ссылки
Источник информации [1], [4-6], [7,11], [1, с.107] [4, с.40, рисунок 7.2], [11, с.76, таблица 8]
Номер формулы, рисунка, таблицы, расположенных в основной части по формуле (3) на рисунке 6 в таблице 4
Номер формулы, рисунка, таблицы, расположенных в приложениях по формуле (3) приложения Ж на рисунке В.1 (приложение В) в таблице А.4 (приложение А)
Номер раздела, подраздела, пункта, подпункта согласно разделу 1, в разделе 2 согласно 1.2, по данным 2.4
Текст основной части   в соответствии с перечислением б) 2.3.2 для показателя 1 таблицы 4
Обозначение приложения в соответствии с приложением Ж в соответствии с Ж.2 (приложение Ж)

 

Сноски выполняются для пояснений отдельных слов, формулировок, данных, приведенных в пояснительной записке. Знаки сноски – арабская цифра со скобкой, одна, две или три звездочки – имеют вид надстрочных индексов (кредитный риск1), текущая платежеспособность*).

Текст сноски располагается в конце страницы, на которой приведено поясняемое слово, или, если оно находится в таблице, над линией, означающей окончание таблицы (внутри ее последней строки, не разбитой на графы.). Текст сноски отделяется сверху тонкой сплошной горизонтальной линией, выполняется уменьшенным шрифтом, начинается знаком сноски, заканчивается точкой.

 

Демонстрационный материал

 

Демонстрационный материал готовится студентом с несколькими целями, которые отражены в таблице 9. Независимо от вида к оформлению листов предъявляются общие требования.

Каждый лист должен иметь название, которое оформляется симметрично тексту, с большой буквы, полужирным шрифтом. Если лист представлен одной таблицей или рисунком, то ее (его) название и является названием листа, а формулировки «Таблица – …», «Рисунок – …» не пишутся.

Нумерация формул, математических уравнений, таблиц, рисунков на каждом листе своя. Если на листе находятся одна таблица и один рисунок, они нумеруются «Таблица 1 – …», «Рисунок 1 – …».

Порядок нумерации листов – в соответствии со ссылками на них в докладе. Требования к оформлению содержания листов – те же, что для пояснительной записки.

 

Таблица 9 – Виды демонстрационного материала

Цель подготовки Пользователи материала Оформление
Документальное оформление результатов исследования Научный руководитель, нормоконтролер, зав.кафедрой (визируют до защиты), секретарь ГАК (фиксирует содержание в протоколе)   Листы формата А4, каждый из которых обязательно имеет рамку (20 мм слева, 5 мм с других сторон) и основную надпись (образец в приложении З, электронный вариант в компьютерном классе кафедры, ауд.638М). После защиты сдаются вместе с работой в архив.
Обеспечение публичности защиты Присутствующие на защите лица Для PowerPoint – электронная версия, для Overhead – пленка. Наличие основных надписей – по усмотрению студента. Полное соответствие содержания визиру-емому комплекту обязательно.
Ознакомление с основными результатами исследования Члены ГАК Комплекты листов формата А4 для каждого члена ГАК. Рекомендуется использовать копии завизированных листов.

Защита дипломной работы

 

К защите в ГАК допускаются студенты, которые отвечают следующим требованиям:

­ не имеют финансовой и академической задолженности;

­ сдали в установленные сроки комплект необходимых документов на выпускающую кафедру и получили положительные отзывы о дипломной работе от научного руководителя, заведующего выпускающей кафедрой и декана;

­ прошли процедуру сверки оценок и поставили подпись на справке;

­ заполнили и сдали анкету выпускника.

Студенту необходимо представлять себе организационный аспект защиты дипломной работы в ГАК, поэтому рекомендуется посетить публичные защиты дипломных работ в период теоретического обучения на 4-5м курсах. В целом процедура защиты осуществляется по следующим этапам:

1) приглаше



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.116.27 (0.014 с.)