М/ународная экономическая интеграция: сущность, этапы, основные группировки гос-в.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

М/ународная экономическая интеграция: сущность, этапы, основные группировки гос-в.



1. Предпосылки МЭИ и ее сущность.

2. Этапы МЭИ

3. Основные интеграционные группировки гос-в (ЕС, АСЕАН, МЕРКОСУР, НАФТА, СНГ)

1. Идея об интеграции в Европе обсуждалась прогрессивной общественностью в к.19- нач.20 века. У Ленина была опубликована статья «О лозунге СШ Европы». Прогрессивная обществ-ть в Европе понимала, что балконизация (расслоение на мелкие гос-ва) Европы чревата взаимными претензиями. Но европейским народам пришлось пройти ч/з 2 мировые войны прежде чем вступить на путь интеграции. Такие историч-ие события объясняются тем, что идея о создании соединенных штатов Европы не опиралась на материальные предпосылки, в то время как еще не созрели условия экономич-ой интеграции. Такие условия появились в сер. 50-ых годов 20 века, чему способствовала НТР и м/ународная обстановка. Нтр позволяла выпускать промышл-ое оборудование с огромной разрешительной способностью, но и продуктивное использование его наталкивалось на узость нац-го рынка. Экономисты самых разных школ и направлений оказались едиными в одном: чтобы создать эффект-ый хоз. комплекс с учетом требований НТР надо иметь как min 250-280млн. потребителей, в противном случае нельзя воспользоваться плодами НТР. 2-ая предпосылка интеграции: развивающаяся глобализация хоз. жизни. Взаимное проникновение капитала и тов. из эк-ки 1-ой страны в эк-ку др. гос-ва. Процессы пенитрации (взаимное проникновение капитала и тов.) стали др. важной предпосылкой эконом-ой интеграции. 3-яя предпосылка-осознанная госуд. политика мирного сосуществования гос-в, у кот. общность интересов превалирует над ограниченными национ-ми интересами. Эти обсоят-ва обусловили формирование первых очагов интеграционных процессов на европейском континенте.Ныне интеграц-ый процесс в Европе характер-ся наибольшей зрелостью(продвинотостью). Изначально интеграция характеризовалась незначительными взаимными обязат-ми гос-в.

2. Экономисты м/ународники назвали этот этап интеграции зоной свободной торговли. Страны, входящие в зону свободной торговли снижают или отменяют таможенные пошлины во взаимной торговле, сохраняя полную самостоят-ть во внешней торговле со странами аутсайдерами(они не входят в зону). Ныне самой крупной зоной свободной торговли по охвату территорий, населению и V ВВП явл-ся северо-американская зона свободн. торговли – НАФТА(США, Канада, Мексика). Дипломатия США проводит активную работу по вовлечению стран Латинской Америки. 2-ой этап: создание таможенного союза. Страны-интеграторы отменяют все таможенные пошлины во взаимной торговле и координирую внешнюю торговлю с 3-мя странами, кот. не явл-ся членами тамож-го союза. 3-им этапом МЭИ явл-ся создание общего рынка по европейской модели.Общий рыноквбирает в себя все достижения интеграции на предыдущем этапе и приобретает собств-ые характерные черты: - в общем рынке объявляется свободное перемещение товаров, капитала, безвизовый въезд и выезд раб. силы с правом трудоустр-ва в др. стране и свобода в предоставлении услуг. Экономич-ая интеграция содержит политическое обоснованпе. Пр., в римском договоре о создании общего рынка записано: «мы представители малой Европы, полны решимости создать противовес 2-ум державам: США и СССР ». В настоящее время декларированы общие рынки арабских гос-в, общ. рынки стран Магрит(север Африки), стран Лат. Америки, в т.ч. и МЕРКОСУР. Однако кроме европейского эти рынки не отвечают требованиям. По опыту Европы общий рынок характ-ся не только свободой перемещения тов., капитала и раб. силы, но и принятием ряда межгосуд-ых документов. Такими документами предусматрив-ся создание Совета Европы, формиров-ие Европейского парламента, Европейского суда, Европейской эконом-ой комиссии и др. институтов, предназначенных регулировать внешнеэкономич-ую политику в рамках интеграционного объединения. 4-ым этапом явл-ся создание эконом-го и валютного союза.По примеру интеграции в Европе этот этап характериз-ся созданием единой коллективной валюты, в рамках европейской интеграции(ЕС) учреждена коллективная денежная ед. – евро, в зону кот. входят 16 гос-в из 27 стран-членов ЕС. Для остальных гос-в составлен график вхождения в еврозону, но при этом выдвинуты конкретные условия, включающие внешнюю задолженность страны, дефицит госуд. бюджета, уровень инфляции и др. Важным достижением интеграции в Европе была ратификация проекта Европейской конституции. В декабре 2009 года Чехия и Польша ратифицировали проект европейской конституции. Конституцией Европы предусматр-ся создание единого поста президента ЕС, учреждения министерства иностранных дел и создание др. межгосуд-ых институтов. Из современной практики интеграц-го процесса следует, что он приобретает ряд общих черт как в Европе, Азии, Лат. Америке и Африке.

Общие черты:

- религиозный характер

- в МЭИ происходит пенитрация (взаимопроникновение) динамичных факторов (капитала и раб. силы)

- интеграц-ый процесс охватывает как макро, так и микроуровень (м/у странами, национ. экономиками и фирмами)

- интеграц-ый процесс включает в себя не только эк-ку отдельных стран-интегрантов, но и валютную сферу. Наиболее продвинутая форма интеграции – ЕС, в кот. установлена единая коллективная валюта. К настоящему времени из 27 стран-членов ЕС в еврозону вошли 16 гос-в.

- несмотря на объективность интеграц-го процесса важное место в нем отводится госуд-ым институтам – воля изъявления политич-их деятелей.

- усугубляющаяся этапизация от первичных форм интеграции до создания конфедерации гос-в. Юридически такой формы интеграции в настоящее время достигла только интеграция в Европе (ЕС). ЕС прошел не только ч/з этапы интеграции, но и ч/з этапы становления.

Основные этапы формирования ЕС:

1. в нач. 50-х годов (1951г.) французский министр иностранных дел Шуман предложил 5 европейским странам подписать Парижский договор о создании Европейского объединения УС (…) – подписали Франц., Герм., Италия, страны Бенилюкс. Затем по такой же схеме было организовано объединение Евроатом. Документом предусматривалась координация стран-учредителей в области мирного использов-ия атомной энергии. Но юридически оформление интеграции в Западной Европе считается с 1957 г., когда был подписан Римский договор. Римским договором объявлено создание Европейского эконом-го сообщества, куда вошли ЕОУС, Евроатом и Эврика (европейская организация координирующая научные исследования). Тогда в интеграц-ую группировку входило 6 гос-в, хотя Великобритания дважды подавала подавала заявления для вступления в интеграц-ую группировку, но ее опередила Франция.

Первые расширения ЕЭС произошли:

в 1973 г.вступили в ЕЭС – Великобритания, Дания, Ирландия. 2-ое расширение ЕЭС 1981г.присоединилась Греция. 1986г. – в состав ЕЭС вошли Испания и Португалия.

1995г. – к ЕЭС присоедин-ся Австрия, Финляндия, Швеция, состоявшие раньше в др. европейской эконом-ой интеграции группировке ЕАСТ (европейская ассоциация свободной торговли). в 2004г. в ЕЭС вошли 10 новых гос-в: Мальта, Кипр и 8 бывших социалистич-их стран Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, Республики Балтии

в 2007г. в ЕС вошли Румыния и Болгария. С тех пор принято решение руководством ЕС о более тщательном подборе кандидатов на вступление в ЕС, т.е. растет разрыв в уровнях эконом-го развития м/у странами-членами ЕС и новыми, а это затрудняет гармоничность интеграц-го процесса.

Кроме того, вступление бывших социалистических стран и республик СССР сущест-но усложнило и усложняет сотр-во м/у ЕС и РФ.

Пр: М/у ЕС и РФ был подписан договор о партнерстве и сотрудничестве, действие кот. закончилось 2 года назад. Подготовлен макет нового договора. Но в ЕС действует принцип консенсуса - соглашения всех сторон. И если 1 из стран не согласна, он требует доработки. Польша выступила против договора о вступлении РФ в ЕС. Теперь хотят отказаться от этого принципа и голосовать большинством.

Тем не менее, на очереди на вступление в ЕС – Македония, Хорватия, Испания, Турция.

 

Документы принимаемые ЕС:

-Римский договор

-Маастримский договор (1992-принят, 1993-вступил в действие). Этим договором учреждался ЕС (новое название, декларировалась отмена таможенных пошлин в рамках всего союза).

Ес имеет соглашение с 70 странами Африки, Каррибс. Бассейна, Тихого океана в беспошлинном доступе их товаров на рынок ЕС. Эти страны не редко называют ассоциированными членами.

В 1990 году в Люксембурге принималось Шангинское соглашение, которое объявляло право свободного безвизового переезда граждан одной страны на территорию др. гос-ва с правом занимать раб. место. Однако, каждая из стран ЕС обладает суверенным правом присоед-ся к Шангинскому соглашению или временно не присоед. к нему. Ныне в Шангинскую зону не входят: Исландия, Швейцария. Входят: 24 страны, в т. ч и те страны Европы, кот. не входят в ЕС.

 

Критерии для вступления в ЕС:

1) Гос. долг страны не должен превышать 60% к стоимостному объму ВВП. Однако, вследствие фин – эк. кризиса Италия, Греция, Португалия, Исландия, респ-ки Болгарии нарушили это требование ЕС. Тем не менее никто не ставит вопрос о прекращении их участия в ЕС.

2) Страна-кандидат не должна допускать дефицита гос. бюджета больше, чем на 3% ВВП. Этот критерий тоже был нарушен рядом стран.

3)Ур-нь инфляции у страны-кандидата не должен превышать 1,5% инфляции трех стран-членов ЕС, имеющих стабильно низкую инфляцию. Финансовый кризис нарушил и этот критерий, т.к во многих странах-членах ЕС инфляция более4-7%.

Осн. надгос-ными орг-нами, явл-ся инструментом координации экономич. и политич. жизни интеграционной группировки явл-ся:

1. Совет Европы представлен главами гос-в или прав-в. Заседает 2 раза в год.

2. Совет Министров-представлен руководителями одноименных министров (министр с/х, финансов. Также заседает в отраслевом разрезе 2 раза в год на плановых мероприятиях, но при налич. экстремальн. Условий, провод-ся внеплановые мероприятия.

3. Европейская комиссия по экономическим вопросам. Она форм-ся из 27 представителей разн. стран. Обладает высокими полномочиями. Она исцинирует радикальные эк-кие мероприятия, которые рассматриваются членами Совета Европы, а также Европарламента.

4. Европарламент –но пока ещё с ограниченным иммунитетом. По итогам последних выборов в 2008г. в некот. странах делегированы представители правых партий (Польши, Прибалтии), кот. выст-ют за повышение статуса Европарламента. Одним из предложений явл-ся утверждение европарл-том междунар. соглашений той или иной страны-члена ЕС. Наделение его таким статусом существенно осложнит положение РФ в отношениях со странами ЕС.

В рамках ЕС создаются вооруженные силы. В наст. время их чисслен-ть составляет 55 тыс. военнослужащих из ФРГ, Франции, Бельгии и Люксембурга. Планируется в рамках Европейского корпуса создать части быстрого реагирования Европ. Корпус, в т. ч представители Германии, участок которого в наст. время нах-ся в Афганистане. Еврокорпус не явл-ся альтернативой НАТО, но может стать самостоятельной вооруженной структурой в Европе. При этом готов-ся в рамках Еврокорпуса совместн. экипажи подводных и наводных кораблей, танковые, по обслуживанию ракетных корпусов. С этой целью преодолеваются языковые различия.

По Европейской конституции учреждается единое министерство иностранных дел. В насоящее время, выполняя это конституц. решение к сентябрю 2010г. Созданы или преобразованы 160 посольств и консульств как заграничных представительств стран ЕС (с огранич. Ф-циями). Тем самым в ЕС юридически объявляется единое гражданство, распространение Евро будет означать единое валютное поле, а учреждение поста Президента Европы и реорганизация министерств иностр. дел будет означать – единый институт, являющийся наглядным подтверждением формирования консолидации гос-в. Национальные полномочия будут постепенно ограничиваться, сокращаться в пользу надгосуд. институтов исполнительной власти. На пути подобной трансформации орг-в исполнительной власти в ЕС принят кодекс поведения чиновников , в кот. четко обозначат цели, обязанности чиновников по обслуживанию населения.

Ныне интеграц. процесс охватил большинство континентов мира.

АСЕАН

Интеграционная группировка АСЕАН была создана в 1967г. Составляли 10 стран: Индонезия, Малайзия, Сингапур, Вьетнам, Филлипины, Лаос, Мьянма, Камбоджа.

Особенность АСЕАН как интегр. группировки – это то, что она включает в своем составе как капиталистические, так и социалистические страны (Вьетнам). По экономическому уровню эти страны имеют сходную структуру хозяйства в большей мере, чем ЕС. Численность населения АСЕАН > 500 млн. человек. Совокуп. ВВП = 750 млрд. долл.

В соответствии с банковским документом, целями АСЕАН являются: ускорение эк-кого роста, социальный прогресс, культурное развитие, приверженность уставу ООН.

Внешним органом АСЕАН явл-ся встречи глав гос-в и правительств, руководящим и координирующим органом служит ежегодное совещание Министров Иностранных Дел.

Руководство по вседневной деятельности осуществляет постоянный Комитет под представительством Министра Иностранных Дел страны-устраительницы очередного совещания. Очередность устанавливается в алфавитном порядке. В Джакарте заседает постоянный секретариат во главе с постоянным секретарем АСЕАН.

Важным шагом в политич. Становлении АСЕАН является принятие в ноябре 1971г. Куоло- Норбурской декларации о зоне мира, свободы и нейтралитета Восточной Азии, кот. отвергает вмешательство извне.

В 1995г. Был подписан договор о создании зоны, свободной от ядерного оружия.

В 2007г. Специальным соглашением включена Китайская Народная республика в зону свободной торговли. Тем самым, создана крупнейшая по населению зона свободной торговли и третья по объему торговли, после ЕС и Сов. Американской зоны.

РФ получила статус наблюдателя АСЕАН и её представитель на уровне Министра Иностр. Дел. принимает участие в ежегодных совещаниях АСЕАН.

Наряду с чисто эк-ким сотрудничеством в АСЕАН ведется обмен мнениями о создании коллективной валюты. Китай предлагает назвать «юань», но валютный курс будет согласованным. Японская дипломатия активизирует также свою работу по усилению влияния на страны АСЕАН, т.к. многие из них имеют обширные связи с Японией, как в области внешн. торговли, так и в области производственных связей.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.218.88 (0.021 с.)