Мировой рынок и международная торговля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мировой рынок и международная торговля



1 Экономическое содержание мирового мирка и его классификация

Экономисты-международники отдельно, как и целые, эконом. школы по-разному определяют и трактуют эконом. содержание категории мирового рынка. Так, представители Экономикс считают, что мировой рынок представляет собой совокупность национ. рынков всех стран мира, находящихся во взаимной связи и их динамики.

Такое определение мирового рынка не противоречит научному подходу, но недостаточно, т.к. оно содержит лишь пространственный ареал происходящих внешнеторговых обменов, но не раскрывает их соц.-эконом. содержания.

Представители другой эконом. школы – Полит. Экономии утверждают, что под мировым рынком следует понимать систему добровольно складывающихся отношений между Э-ми и И-ми по поводу купли-продажи товара, при свободе партнерского и товарного выбора и свободы ценообразования. В данном определении достаточно полно раскрывается соц.- эконом. содержание мирового рынка и фигурирование на нем агентов. Но оно недостаточно, т.к. не содержит территор. ареала, в рамках которого совершается торгово-обменные операции. Поэтому и в теории и на практике продуктивнее не противопоставлять эти разные подходы 2-х эконом. школ, а совместить их, т.к. 1 школа дополняет другую.

И тот и другой подходы излишне политизированы и идеализированы.

Мировой рынок в любом определении имеет и будет иметь 1 материальную основу – международное разделение труда. МРТ было и остается материальной основой всякого обмена между странами, нациями, народами.

Мировой рынок классифицируется по разным параметрам:

1.По территориально-географическому признаку

· Мировой континентальный рынок (Африкан.)

· Рынок интеграционных группировок государств (СНГ, Европейского Союза)

· Национальный (Польский, Российский)

· При федеральном государственном устройстве (регион – РК)

· Локальный (местный – г. Сыктывкара)

2.Степень монополизации мирового рынка:

· Монопольный рынок (автомобильный, нефтяной, рынок стали, натур. каучука)

· Рынок дуаполии

· Монопсонии

· Рынок олигаполии

3.Формы международной торговли:

· Оптовая

· Розничная

В реальной действительности эти 2 формы международной торговли дополняются 3- рынком специал. заказов.

4.Юридический статус:

· Организованный (официально-разрешенный)

· Теневой (контрабандный). Он представлен не только внегласной продажей оружия, наркотических средств, но также отдельных товаров, которые включаются в теневой рынок государства.

5.По товарной номенклатуре

В соответствии с методикой ООН вся товарная масса мирового рынка делится на 2 группы:

· Товар – средство производства

· Товар – личного потребления

Каждая из этих групп подразделяется на субподгруппы (субпозиции), а те в свою очередь делятся на более мелкие группы.

Пример. Средства производства: станки, промышленное оборудование, транспортные средства. Транспортные средства: воздушные, автомобильные, ж/д.

Каждая группа, подгруппа или субпозиция имеет цифровой код, что облегчает экспортеру найти импортера своих товаров и наоборот. Для облегчения таких определений издается международный товарный классификатор, который приобретается всеми участниками внешнеторговых связей.

Цифровое копирование помимо адресной ориентации Э-ов и И-ов способствует max использованию ЭВМ при учете и анализе движения товара и экспортно-импортных операций.

Внешнеторговая политика государств

Каждая страна в зависимости от позиционирования своих товаров на мировом рынке определяет и проводит то или иное направление внешнеторговой политики.

В теории и на практике выделяют 4 основных направления внешнеторговой политики.

Одним из них является – внешнеторговая политика фритрейдерства (свободной торговли). Она проводится в 2-х случаях:

· Если и когда национ. стоимость товара будет меньше интернац. стоимости товаров-аналогов. При такой рыночной ситуации страна выиграет ценовую конкуренцию

· Если и когда стоимость отечественного товара была = стоимости импортного товара или близка к ней, но товары национ. производства обладали какими-либо технико-эксплуатационными преимуществами (ремонтоспособность, гарантийный срок эксплуатации, качественная конкуренция)

В случае, если товар национ. производства не отвечает этим 2-ум условиям, т.е. они негативно позиционируются во внешней торговле, страна вынуждена проводить политику протекционизма (защита национ. продуцентов и их товара) Протекционизм имеет целый ряд форм. Высшей формой является:

a) Эмбарго –полный запрет И и Э товаров. Но в условиях современной глобализации эконом. жизни эмбарго, объявляемая по отношению к продукции другой страны, воспринимается недружелюбно, а иногда и враждебно. Поэтому эмбарго чаще всего объявляются коллективно, начиная с Совета безопасности ООН и кончая интергацион. группировками государств.

б) Квотирование – установление политических параметров импорта тех или иных товаров.

в) Лицензирование импорта – выдача официального документа, разрешающего импорт тех или иных товаров.

г) «Добровольный отказ экспортера и его ограничение на вывоз товара в определенную страну»

Пример. США больше ввозит товара из Японии, чем ввозит туда.

д) Применение протекционистских таможенных пошлин.

Таможенная пошлина – своеобразная налог на Э-ый и И-ый товар.

Таможенные пошлины не следует смешивать с таможенным тарифом, т.к таможенный тариф –перечень товаров Э или И, к которым применяется таможенная пошлина. Далеко не все таможенные пошлины имеют протекционнистский характер.

К протекцион. относятся уравнительная, компенсационная, антидемпинговые таможенные пошлины.

Уравнительная таможенная пошлина применяется в тех случаях, когда И-е товары имеют более низкую стоимость, чем товар-аналог отечественного производства. В такой ситуации, чтобы выровнять цены внутреннего рынка И-ых товаров с ценами товаров-аналогов отечественного производства устанавливается более высокие таможенные пошлины. Таможенные пошлины при такой ситуации повышают цены внутреннего рынка на зарубежные товары, снижая их ценовую конкурентоспособность.

Компенсационные таможенные пошлины используются в случаях, если и когда страна-экспортер субсидирует национ. производимый товар или экспортеров таких товаров.

Пример. Э Америка – экспорт бобовых, сои, пшеницы до сих пор до куриных окорочков.

Антидемпинговые таможенные пошлины.

Под демпингом понимается Э товара по заниженным, бросовым ценам. Они могут быть = издержкам производства, но не исключается, что демпинговые цены установятся на уровне ниже издержек производства. На практике цены демпинга применяются при разных рыночных условиях:

1.Чтобы потеснить конкурента

2.Когда страна или фирма впервые появляется на новом для себя рынке и чтобы привлечь внимание к себе, они осознанно устанавливают на свою продукцию низкие цены.

По ценам демпинга реализуются также залежалые, вышедшие из моды товары.

Страны-И-ры при такой рыночной ситуации вынуждены защищать продуцентов национ. от И-ых товаров. Для этого устанавливается антидемпинговая таможенная пошлина, а нередко применяются штрафные санкции - в тех случаях, если страна - Эр и Ир является членом ВТО.

Кроме антидемпинговых таможенных пошлин Импортирующие страны применяют штрафные санкции, хотя в реальной действительности не всегда легко определить демпинговые цены на те или иные товары.

W = C + V + P

Цена матер. затраты оплата тр. прибыль

РФ поставляет на европейский рынок отдельные товары, в т.ч. никель Наш конкурент – Франция. Издержки производства никеля в РФ во много раз ниже, чем во Франции, т.к оплата труда ниже в 3раза в РФ.

Экспортная ориентация

При такой политике страна обязана скупать на мировом рынке новейшие технологии и оборудование при производстве товара экспортной ориентации. Наглядным и поучительным примером после 2 мировой войны такой политики была Япония в области автомобилестроения.

После 2 мировой войны на протяжении конца 40-х и 50-х годов Япония импортировала автомобили самого разного назначения из США.

На протяжении 60-70 годов Япония приступила в области автомобилестроения к внешнеторговой политике экспортной ориентации. Для этих целей Япония скупала на мировом рынке ноу-хау, лицензии, другие элементы, прогрессивные технологии и промышленное оборудование в области автомобилестроения. А со 2 половины 70-х годов и в 80-е годы Япония вышла на 1 место в мире в области автомобилестроения, успешно конкурируя с США.

Китай – лидер автомобилестроения.

Экспортная ориентация во внешней торговле обеспечивает в стране рост занятости части населения, освоение мирового рынка экспортной продукции, а также увеличиваются валютные поступления.

Импортозамещение - это политика, сопровождающаяся диверсификацией производства, т.е.:

1.Не просто увеличение производства, а расширение производства, увеличение номенклатуры производимых товаров

2.Увеличение занятости населения

3.В стране появляются новые техническ. профессии

4.Политика импортозамещения позволяет стране экономить твердую валюту на выпуске товаров-аналогов, которые ранее она импортировала.

5.В современных условиях внешнеторговая политика импортозамещения усиливает эконом. неуязвимость, эконом безопасность страны.

Однако в реальной действительности ныне ни одна страна мира не проводит в чистом виде ни политику фритрейдерства или протекционизма, ни политику экспортной ориентации или импортозамещения. На деле реализуется внешнеторговая политика симбиоза, сочетающая политику фритрейдерства с политикой протекционизма, а политику экспортной ориентации с политикой импортозамещения.

Выбор того или иного конкретного направления внешнеторговой политики зависит в 1 очередь от позиционирования продукции отечественного производства на мировом или континентальном рынке.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.36.192 (0.011 с.)