Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экономическая периодизация в развитии человеческого обществаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Основные социокультурные теории мирового хозяйства: А) теория стадии эконом-го роста Виктор Ростов (Вильем) – книга стадии экономического роста – дается анализ технико-экономических условий развития общества. Критерии стадиальности экономического роста: отражены технико-экономические показатели: - уровень технической оснащенности пр-ва в той или иной стране; - отраслевая структура экономики; - уровень накопления; - уровень душевого потребления. Используя эти индикаторы Ростов, выделяет 5 стадий эк-го роста: 1. Традиционное общество – охватывает самый длительный исторический период по сравнению с др. стадиями эк-го роста, включая первобытно-общинный способ пр-ва, рабовладельческий и феодальный. В традиционном обществе до 70% населения занималось произв-ом продовольствия. Традиционным оно называется потому, что навыки к труду передавались от 1 поколения к др. по традиции. Традиционным это общество называется и потому, что в основе отношений м/у хоз. субъектами складывались неизменно и традиционно. Для традиционного общества была характерна крайняя консервация в заготовлении орудий труда. Для современности, как считают сторонники данной теории, традиц-ое общ-во характерно во многих развивающихся странах, где чтят традиции. 2. Стадия предпосылок для подъема экономики. 3. Подъем экономики. 4. Движение к зрелости. 5. Век высокого массового потребления Эти стадии экономического роста автором были дополнены в новой книге «Политика и эконом-ие стадии». В ней дополняется 6-ой стадией, кот. характер-ся доминантой человеческого фактора – качеством жизни, перемещением потребностей людей - с материальных на духовные. Теория стадий экон-го роста позволяет в определенной степени упорядочить стадии эк-го развития государств вообще, а обширных зон развивающихся гос-в в особенности. Уязвимое место теории: · Она игнорирует социальную структуру общ-ва; · Методологически не состоятельна, придавать забвению сложившихся соц.-эк. способов пр-ва (т.к. феодальный способ пр-ва отличается от рабовлад-го и первобытно-общинного) Б) носит технологический характер, теория технологических способов пр-ва. Ее сторонники анализируют развитие капитализма промышленностью.
В основе анализа 4 критерия: - форма организации пр-ва; - тип орудий труда; - тип работника; - тип поселения. С учетом них рассматр-ся 4 технолог-их типа пр-ва: 1) Кустарно-ремесленный тип пр-ва (не надо) 2) Универсальный ручной инструментальный 3) Универсальный работник 4) Село, поселки (не надо)
В) Экономикс об экономич-ой периодизации общ-ва. Сторонники теории считают, что 1-ой стадией эк-го развития было и остается традиц-ое общ-во. Затем на его базе возникает рыночная эк-ка, кот. характ-ся 2-мя самостоятельными стадиями: - стадия чистого капитализма (свободная конкуренция); - стадия смешанной эк-ки. На этой стадии идустр-ое общ-во перерастает в постиндустр-ое (сер. 20 века). Постиндустр-ое общ-во имеет существенные отличия от индустр-го: 1) в индустр. основа в эк-ке: - отрасли 2-го порядка, - промышл-ть, строительство; в постинд-ом – отрасли третичного порядка (услуги). Эти отрасли становятся доминантными в структуре ВВП и поглощают основную часть трудоспособного населения. Пример, ВВП Америки: > 80% - сфера услуг, примерно такой же удельный вес поглощается рабочей силой странах Зап. Европы. 2) Для постинд-го общ-ва характерны интенсивные факторы воспр-ва, а в идустр-ом – превалируют экстенсивные.
3) Для постинд-го общ-ва характерно превращение знаний, науки, техники и информации в производительную силу. 4) Для постинд-го общ-ва характерно учет требований по охране окружающей среды. Г) Теория цивилизации. При ее разработке выявл-ся различные подходы. Одни ученые исходят из того, что в мире создается единая цивилизация. Причем в качестве примера выделяется западная цивилизация, хотя при ее выделении географич-ий фактор не имеет значения. К ней относятся США, Канада, Япония и страны Зап. Европы. Эта модель цивилизации характ-ся достижением политической демократизации, выборностью органов власти, социальной защищенностью человека. Сторонники этой цивилизации считают, что будущее всех стран мира будет приближением к западной модели цивилизации, а затем и ее распростр-ие на все страны мира и тогда по расчетам прекратится всемирная история. Вторая ветвь теории связана с религиозными предпочтениями, а также со сложившимися традициями. Харненгтон выделяет 8 типов цивилизаций в современном общ-ве: - христиан;- мусульман;- иудейское;- буддистское;- китайское;- японское;- латино-американское; - африканское Такой подход в научном плане несостоятелен, т.к. смешиваются религиозные воззрения с географич-им пространством. Сторонники этой ветви считают, что в будущем будут происходить столкновения м/у этими цивилизациями и в мире возродится 1 из них, кот. поглотит другие. Харненгтон утверждает, что Зап. Европа как христианская цивилизация, а также США теряют свои позиции. Китайская цивилизация опирается не только на эк-ую мощь собственной страны, но и на близкие цивилизации (Корея, Вьетнам, Монголия) В таких странах как Малайзия, Филлипины, Индонезия эк-ка в значительной степени принадлежит крестьянской диаспоре. А в Сингапуре, на Тайване китайская диаспора считается господствующей. Тем самым по расчетам Харненгтона будущее может принадлежать Азиатской цивилизации. В настоящее время наибольшую агрессивность проявляет исламская цивилизация. Хотя она не имеет четко обозначенной ключевой страны. Д) марксистская интерпретация этапов экон-го развития общ-ва. Опирается на взгляды, сформулиров-ые основоположниками этого учения – Марксом и Энгельсом. В своем учении они исходили из анализа форм собств-ти на ср-ва пр-ва, классовое деление и положение классов в общ-ве, а также адекватную систему распределит-ых отношений. С учетом этих базовых критериев они ввели понятие соц.-эконом-ая формула – совокупность способов пр-ва и обслужив-их надстроенных институтов. В свою очередь, Маркс выделяет 5 способов пр-ва: - первобытно-общинный - рабовладельческий - феодальный - капиталистический - коммунистич-ий (социализм – 1 фаза) Смену 1-го способа пр-ва другим Маркс объясняет объективным противоречием м/у производит-ми силами общ-ва и производств-ми отношениями. Производит-ые силы общ-ва включают как обществен-ые, так и личные факторы пр-ва. В структуре производит-ых сил наиболее динамичным фактором явл-ся орудие труда. Растут потребности людей, чтобы их удовлетворить надо совершенствовать орудия труда. Но по мере их совершенствования, совершенств-ся и рабочая сила. Через призму классовых различий происходила борьба за свои интересы и с появлением рабовладельч-го способа пр-ва происходят не просто расслоение людей на имущих и неимущих, но и класс рабов лишается юридич. и гражданских прав, хотя остается основной субъективной произволдит-ой силой.
Феодализм характ-ся неким допущениемгражданских прав крепостного крестьянина, поскольку раб не имел семьи и вследствие нещадной эксплуатации не мог воспроизв-ть себе подобных. Вести бойню из-за захвата работ стало невозможно, поэтому крепостной крестьянин получил право обзоводиться семьей, собств-ым домом, хоз. постройками, домашним скотом и отрабатывал ренту в пользу землевладельцев. Многие крепостные крестьяне не были заинтересованы в прибавочном продукте, т.к. он изимался. Капитализм полностью освободил работника от работодателя и средств пр-ва. Работник получал юридич. свободу, но будучи лишенным собств-ти на ср-ва пр-ва вынужден продавать свою раб. силу, способности к труду. Замену капитализма 1-ой стадией социализма Маркс объясняет антагонизмом классовых противоречий м/у наемным трудом и капиталом. Формой разрешения явл-ся социалистич-ая революция. Ныне практика экон-го развития показывает, что марксистская теория не объясняет объективности процесса смены одного способа пр-ва другим: 1) далеко не все страны и народы проходят ч/з искусственно-выстроенную схему замены одного пр-ва другим; 2) больш-во ныне разивающ-ся госуд-в не знало не только рабовладение, но и не проходило ч/з феодальный способ пр-ва в его классич-ой форме как характеризовал Маркс; 3) практика развития по социалистич-му пути той модели, кот. формировалась в СССР, в странах Восточн. Европы показала несостоятельность социализма как способа пр-ва для более полного удовлетворения постоянно растущих потребностей людей. Поэтому в странах сохранивших социалистич-ий выбор (Китай, Куба, Вьетнам) происходит существенная модернизация общ-ва, связанная с отходом от административно-командной эконом-ой системы в пользу рыночных отношений. Меняется и соц.-экономич. содержание капитализма, особенно в индустриально развитых странах, вступивших в этап постиндустр-го развития. Капитализм оказался больше адаптивным к требованиям НТП и запросам большинства населения этих гос-в. Бывшие социалистич-ие страны и многие развивающ-ся относятся ныне к гос-ам догоняющим развитие, т.е. развитие направлено на достижение того, что получили трудящиеся США, Швеции и т.д.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 455; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.18.97 (0.013 с.) |