Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Финансовый контроль: виды, методы и органы. Контрольные полномочия Счетной палаты РФ.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Финансовый контроль является одним из звеньев системы контроля. Его назначение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Роль финансового контроля в условиях рыночной экономики многократно возрастает. ФК является формой реализации контрольной функции финансов, которая и определяет назначение и содержание финансового контроля. Финансовый контроль — это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления (государства, предприятий, организаций) с применением специфических форм и методов его организации. ФК - контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений и включает: контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств; оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов. ФК в отличие от других видов контроля, связан с использованием стоимостных категорий. Предметом проверок выступают такие финансовые показатели, как прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, НДС. Объектом ФК являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств на всех уровнях и во всех звеньях народного хозяйства. Поскольку финансовая система государства охватывает все виды денежных фондов, финансовый контроль является многоуровневым и всесторонним. Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это прежде всего разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, государственных банков и финансовых корпораций. Финансовый контроль со стороны государства негосударственной сферы экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие обязательные платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведения учета и отчетности. Финансовый контроль за деятельностью предприятий включает также контроль со стороны кредитных учреждений, акционеров и внутренний контроль, проверку эффективности и целесообразности использования денежных ресурсов — собственных, заемных и привлеченных; анализ и сопоставление фактических финансовых результатов с прогнозируемыми; финансовую оценку результатов инвестиционных проектов; правильность и достоверность финансовой отчетности; контроль за финансовым состоянием и ликвидностью. Финансовый контроль можно классифицировать по следующим критериям: 1.Времени проведения Предварительный (до совершения хозяйственных и финансовых операций) проводится на стадии рассмотрения бюджетов, финансово-плановых документов, штатных расписаний, раздаточных ведомостей. Основная цель – своевременно пресекать незаконное, нецелевое, нерациональное, неэффективное использование средств. Текущий (в ходе совершения хозяйственно-финансовых операций) выполняется на основе первичных документов оперативного и бухгалтерского учета, позволяет при необходимости регулировать хозяйственную ситуацию, предотвращать потери и убытки. Последующий (после хозяйственно-финансовых операций). Содержание – проверка выполнения планов по количественным и качественным показателям, соблюдения хозяйственного и финансового законодательства и т.д. 2.Форме проведения Обязательный (внешний) – проведение не реже одного раза в год комплексных ревизий и тематических проверок поступлений и расходования бюджетных средств. Инициативный (внутренний) – инициируется самим хозяйствующим субъектом. 3.В зависимости от субъектов, осуществляющих ФК, выделяют следующие виды: Государственный, реализуемый через общегосударственный контроль (президентский, контроль представительный органов власти и МСУ, контроль исполнительных органов власти, контроль финансово-кредитных органов) и Ведомственный (структурных подразделений министерств, госкомитетов и других органов государственного управления). Общегосударственный финансовый контроль осуществляют федеральные органы законодательной и исполнительной власти: Счетная палата РФ, ЦБ РФ, Минфин РФ, Федеральное Казначейство, ФНС и др. Внутриведомственный контроль выполняют специальные структуры министерств, ведомств в отношении подведомственных им организаций. Негосударственный (внутренний – внутрихозяйственный и внешний – аудиторский). Внутрихозяйственный контроль осуществляется внутри организации финансовыми и экономическими подразделениями. Ведущая роль принадлежит контролю, осуществляемому бухгалтерией организации в виде предварительного, текущего и последующего контроля. Аудиторский контроль осуществляется аудиторскими фирмами. 4.По методам проведения финансового контроля различают: Проверки. В процессе проведения проверок на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений. Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков, со стороны Департамента страхового надзора Минфина РФ— за страховыми фирмами. Несоблюдение нормативов, приводящее к риску банкротства и ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии. Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития. Наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение платежеспособности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию долгосрочного возврата ссуды. Анализ финансовой деятельности как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования. Ревизия — наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности. Ревизия – наиболее распространенный и всеобъемлющий метод финансового контроля. Ревизии могут быть полные и частичные; комплексные и тематические; плановые и внеплановые; документальные и фактические (т.е. проверка не только документов, но и наличия денег и товарно-материальных ценностей). Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятий и учреждений, а также различными государственными и негосударственными органами контроля (КРУ Минфина РФ Казначейство, Центробанк, аудиторские службы). Результата ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.
Сфера полномочий Счетной Палаты – контроль федеральной собственности и расходование федеральных денежных средств. Контролю подлежат все юридические лица – государственные органы и учреждения, включая внебюджетные фонды и ЦБ; органы местного самоуправления, коммерческие банки, страховые фирмы, а также другие коммерческие фонды и негосударственные коммерческие организации – в части, связанной с получением, перечислением или использованием ими средств федерального бюджета и внебюджетных фондов, использованием федеральной собственности, а также наличием у них налоговых, таможенных и иных льгот, представленных федеральными органами. Перед должностными лицами Счетной Палаты поставлены следующие задачи: · организация контроля исполнения федерального бюджета и внебюджетных фондов; · подготовка предложений по устранению обнаруженных нарушений и упорядочению бюджетного процесса; · оценка эффективности и целесообразности расходования государственных средств, в том числе представленных и на возвратной основе, и использования федеральной собственности; · определение степени обоснованности статей проектов федерального бюджета и внебюджетных фондов; · финансовая экспертиза, т.е. оценка финансовых бюджетных средств на счетах банков; · контроль поступления и движения бюджетных средств на счетах банков; · регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета; · контроль поступления в федеральный бюджет денежных средств от приватизации федеральной собственности, продажи ее и управления ею. Счетная Палата обязана также контролировать состояние государственного внешнего и внутреннего долга РФ, деятельность ЦБ по обслуживанию государственного долга; эффективность использования иностранных кредитов и займов, получаемых Правительством РФ, а также предоставления РФ финансовых ресурсов в форме займов и на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям. Основные формы контроля проводимые Счетной Палатой, - тематические проверки и ревизии. При выявлении фактов грубых нарушений законности и финансовой дисциплины, несоблюдение порядка и сроков рассмотрения представлений Счетной Палаты ей представлено право давать предписания, обязательные к исполнению. В случае если предписания не исполняются, Коллегия Счетной Палаты по согласованию с Гос. Думой может принять решение о приостановлении финансовых, платежных и расчетных операций по счетам юридического лица. Предписание может быть обжаловано в судебном порядке. Все результаты деятельности Счетной Палаты должны освещаться в средствах массовой информации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 434; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.107.181 (0.008 с.) |