Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и структура финансовой системы РФ.

Поиск

Сущность и структура финансовой системы РФ.

Финансовая система – форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта.

Финансовая система – совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями формирования и использования фондов денежных средств.

В процессе распределения стоимости совокупного общественного продукта у субъектов экономических отношений формируются денежных доходов и накоплений. Доходы субъектов делятся на первичные и конечные.

Первичные доходы (ПД). Источник ПД - валовой внутренний продукт, который поступает в форме: а) заработной платы наемных рабочих, б) прибыли и амортизационных отчислений у хозяйствующих субъектов, в) налоговых и иных платежей, включаемых в себестоимость продукции, у государства, органов МСУ.

ПД служат источником дальнейшего перераспределительного процесса через налоговый механизм, систему платежей, распределения прибыли и т.п. Результатом такого перераспределения являются конечные доходы (КД).

Конечные доходы выступают в качестве собственных финансовых ресурсов экономических субъектов. Конечные ресурсы являются продуктом перераспределения.

Процесс распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта у субъектов экономических отношений представляет собой финансовый механизм., который включает обособленные сферы финансовых отношений, позволяющие формировать собственные финансовые ресурсы у хозяйствующих субъектов, наемных работников, государства и органов МСУ.

Финансовый механизм – «система организации, регулирования и планирования финансовых отношений, способов формирования и использования финансовых ресурсов».

Структура ФС. (стр 124 схема)

В зависимости от методов формирования доходов ФС разделяют на:

· Централизованные финансы (публичные финансы).

· Децентрализованные финансы (финансы организаций и домохозяйств)

Централизованные финансы включают государственные и муниципальные финансы. Государственные и муниципальные финансы отражают федеративное устройство РФ (в соответствии с Конституцией три уровня управления). На федеральном уровне управление осуществляется федеральными органами, на местном –населением. Каждый уровень предполагает наличие полномочий в финансовой сфере, собственную финансовую базу.

Исключительно в ведении РФ находятся: фед. бюджет, фед. налоги и сборы, фед. фонды регионального развития. Федеральные законы устанавливают систему налогов, общие принципы налогообложения и сборов, порядок выпуска и размещения гос. займов. Контроль за исполнением федерального бюджета осуществляет Счетная палата (состав и порядок деятельности определяется федеральным законом).

Органы МСУ в соответствии с Конституцией самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы. Каждое муниципальное образование имеет свой бюджет.

Государственные и муниципальные финансы являются важной сферой ФС, признанной обеспечить государство и органы МСУ денежными средствами, необходимыми им для выполнения экономических, социальных и политических функций.

Государственные и муниципальные финансы представлены Бюджетной системой и государственными и муниципальными кредитами. Бюджетная система включает три уровня: федеральный бюджет и и бюджеты государственных внебюджетных фондов; бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты. Внебюджетные фонды – средства федерального правительства и местных органов власти, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет (фонды социального назначения, фонды экономического назначения)

Государственный кредит – это денежные отношения между государством, муниципальными органами, юридическими и физическими лицами по поводу получения кредитов, займов и гарантий.

Роль: выступая в роли кредитора и гаранта, государство оказывает положительное влияние на экономическое развитие. В случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых юр. и ф. л. – гарант. На практике государство и мун. органы выступают заемщиками. В зависимости от заемщика долг: РФ, субъекта РФ, муниципалитета.

Государственный долг – долговое обязательство перед юр. и ф. л., иными гос-ми, международными организациями. Долг обеспечивается всем государственным имуществом. В зависимости от валюты: внутренний и внешний.

Децентрализованные финансы. Основа ФС, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов страны. Включают: финансы организаций и финансы домохозяйств.

Финансы организаций. Ключевое место занимают финансы коммерческих организаций. Часть создаваемых коммерческими организациями ресурсов перераспределяются в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. ГК РФ делит организации на коммерческие и некоммерческие. Таким образом финансы организаций включают:

финансы коммерческих организаций,

финансы некоммерческих организаций

финансы финансовых посредников (фирмы, специализирующиеся на организации взаимодействия лиц, имеющих свободные денежные средства, с лицами, нуждающимися в денежных средствах)-коммерческие банки, сберегательные институты, кредитные союзы.

Финансы предприятий составляют основу микроэкономики. Здесь формируется преобладающая часть финансовых ресурсов. От состояния финансов предприятий зависит общее положение системы.

Финансы финансовых посредников имеют особое значение, поскольку в них сконцентрированы огромные финансовые ресурсы, используемые прежде всего в инвестиционные цели.

Финансы домохозяйств – это денежные отношения по поводу распределения стоимости общественного продукта и формирования доходов и расходов населения. Денежные доходы домохозяйств складываются из следующих источников:

· Оплата труд членов семьи, работающий в качестве наемных рабочих, премии, выплаты на различные расходы, осуществляемые работодателем

· Доходы от предпринимательской деятельности

· Государственные пенсии, пособия, стипендии и другие социальные выплаты.

 

Бюджетная система РФ

В соответствии с БК РФ бюджетная система – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

БС РФ состоит из бюджетов следующих уровней:

· Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов

· Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов

· Местные бюджеты, в том числе

ü бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга

ü городских и сельских поселений

Федеральный бюджет – основной финансовый план страны. Его ресурсы предназначены для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления.

Бюджеты субъектов РФ включают бюджеты республик, краев, областей, автономных областей, автономных округов, бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга. Их ресурсы предназначены для выполнения субъектами РФ своих государственных функций.

Местные бюджеты предназначены для регулирования экономических процессов на местном уровне.

Доходы бюджетов: налоговые (налоги и сборы, штрафы и пени), неналоговые, безвозмездные перечисления, доходы целевых бюдж. фондов. Н еналоговые: доходы от использования гос. имущества; от платных услуг бюдж. учреждениями; штрафы, конфискации, компенсации; фин.помощь от бюджетов др.уровней, за искл. бюджетных ссуд кредитов. В бюджетах 2-го и 3-го уровней выдел. регулирующие доходы - налоги и платежи, по кот. устан-ся %-ые нормативы отчислений в бюджеты субъектов или местные бюджеты.

Расходы: текущие расходы (обеспечение текущих потребностей) и капитальные (инвестиционные нужды и прирост запасов): содержание бюдж. учреждений; трансферты населению; бюджетные кредиты ЮЛ; субвенции и субсидии ЮЛ и ФЛ; инвестиции в УК ЮЛ; бюдж. ссуды, дотации, субвенции и субсидии; кредиты иностр. гос-вам; обслуживание и погашение долговых обязательств.

Дотация - средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов.

Субвенция - средства, предоставляемые на той же основе на осуществление целевых расходов.

Субсидия - средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Социально- экономическая сущность бюджета и его роль.

Функции бюджета:

Распределительная – обеспечивает сосредоточение денежных средств в руках гос-ва.

Контрольная – используется для определения, на сколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение гос-ва и эффективно ли используются они.

Б. включает 2 части: доходную и расходную.

Превышение гос расходов над гос доходами дает понятие бюджетный дефицит.

Превышение гос доходов над гос расходами дает понятие бюджетный профицит.

Важно чтобы доходная часть соответствовала расходной, но на практике так получается не всегда.

Чаще всего встречается бюджетный дефицит, его источники:

- низкая доля поступления налогов и др.платежей в бюджеты разных уровней.

- низкая эффективность общественного производства.

Бюджетное финансирование – предоставление денежных средств из бюджета на осуществление расходов по отдельным мероприятиям.

Роль бюджета состоит в том, что с переходом к рыночным отношениям бюджет становится одним из главных инструментов гос-ва в проведении экономической и социальной политики.

Принципы построения бюджетной системы России закреплены конституцией, а также специальным бюджетным законодательством. Основной принцип построения бюджетной системы – это принцип фискального механизма, который предусматривает компетенцию между различными уровнями бюджета.

По экономической сущности государственный бюджет – это система денежных отношений, которые возникают между государством и юридическими лицами по поводу распределения в связи с формированием и использованием бюджетного фонда страны, предназначенного для выполнения государством его функций.

В составе бюджета могут создаваться целевые бюджетные фонды. Целевой бюджетный фонд – фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством РФ в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов или иных поступлений и используемый по отдельной смете.

Принципы БС РФ:

§ принцип единства БС РФ (единство бюджетного законодательства РФ, принципов организации функционирования, форм бюджетной документации и тд)

§ принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней

§ принцип самостоятельности бюджетов означает:

o право и обязанность органов госвласти и органов МСУ самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования денежных средств

o право органов госвласти и органов МСУ устанавливать в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах налоги и сборы

o недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств бюджетов двух и более уровней БС РФ

o и т.п.

§ Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ

§ Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов

§ Принцип сбалансированности бюджета (объем предусмотренных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов)

§ Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств

§ Принцип общего покрытия расходов (все расходы должны покрываться доходами)

§ Принцип гласности (обязательное опубликование бюджетов в открытой печати

§ Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств (бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей и на конкретные цели)

§ Принцип подведомственности расходов бюджета (получатели бюджетных средств вправе получать лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя)

§ Принцип единства кассы

В 90-х и 2000 (БК РФ) были проведены крупные структурные реформы.

Цель: переход к эффективному управлению финансами

Суть: смещение от управления 2ресурсами» на управление «результатами»

Концепция бюджетирования

Суть: распределение бюджетных средств в зависимости от достижений конкретных результатов

Реформирование бюджетного процесса осуществляется по следующим направлениям:

ü реформирование бюджетной классификации РФ и бюджетного учета (приближение бюджетной классификации РФ к международным стандартам)

ü выделение бюджетов на выполнение действующих и принимаемых обязательств

ü совершенствование среднесрочного финансового планирования

ü совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования (формирование и включение в бюджетный процесс процедуры оценки результативности бюджетных расходов)

ü упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета.

 

Бюджеты субъектов РФ

Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной системы Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.

Доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, кроме доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам. В доходы бюджетов субъектов РФ полностью поступают доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти субъектов РФ, бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ. Другие неналоговые доходы поступают в бюджеты субъектов РФ в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и законами субъектов РФ.

К налоговым доходам бюджетов субъектов РФ относятся:

1) собственные налоговые доходы бюджетов субъектов РФ от региональных налогов и сборов, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством, а пропорции их распределения между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами определяются законом о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год;

2) регулирующие налоговые доходы бюджетов субъектов РФ, поступающие от федеральных налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, кроме доходов от федеральных налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам.

Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, в размерах, устанавливаемых законами субъектов РФ.

Расходы, финансируемые исключительно из бюджетов субъектов, установлены в ст. 86 БК РФ. К ним относятся следующие функциональные виды расходов: а) обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ; б) обслуживание и погашение гос-ного долга субъектов РФ; в) проведение выборов и референдумов субъектов РФ; г) обеспечение реализации региональных целевых программ; д) формирование гос-ной собственности субъектов РФ; е) осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ; ж) содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов гос-ной власти субъектов РФ; з) обеспечение деятельности СМИ субъектов РФ; и) оказание финансовой помощи местным бюджетам; к) обеспечение осуществления отдельных гос-ных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень; л) компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами гос-ной власти субъектов РФ, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов; м) прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов РФ. Кроме того, в ст. 85 БК РФ перечислены расходы, совместно финансируемые из бюджета РФ, Б.с. РФ и местных бюджетов.

Все расходы подразделяются на несколько групп:

1. финансирование народного хозяйства;

2. финансирование социально-культурных мероприятий;

3. прочие расходы и выплаты.

Местные финансы

Местные финансы – совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения. М.ф. включают средства местного бюджета, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые средства. Формирование и использование М.ф. основывается на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки и гласности.

Главное звено местных финансов — местный бюджет, который включает основные доходы и расходы местных органов власти.

Доходы местных бюджетов формируются за счет местных налогов и сборов, неналоговых доходов, поступлений из вышестоящих бюджетов и займов. Соотношение между этими источниками зависит от функций, возложенных на местные органы управления, от потенциальных возможностей получения ими местных налогов, а также возможностей вышестоящих органов власти оказывать финансовую помощь территориям. Доходы местных бюджетов формируются за счет местных налогов и сборов, неналоговых доходов, поступлений из вышестоящих бюджетов и займов. Основным источником местного бюджета являются налоги. К местным налогам относят: земельный налог, налог на имущество физических лиц. Определенное место в формировании местных бюджетов занимают и неналоговые доходы. К ним относятся доходы от собственности, управляемой местными органами власти, от сдачи в аренду или продажи земли, лесных массивов, доходы от эксплуатации водоемов, коммунальных предприятий, от поступлений судебных пошлин, штрафов, различных сборов.

Важным источником доходов местных бюджетов являются субсидии. Субсидии служат особой формой связи — финансовой и экономической — между отдельными звеньями бюджетной системы и по существу определяют направление финансовой деятельности местных органов власти, что позволяет обеспечивать контроль со стороны центрального правительства за местными органами управления.

Субсидии общего назначения (или дотации) предоставляются для покрытия дефицита местных бюджетов. Они дают местным органам управления определенную свободу в использовании средств, содержат меньшее количество регулирующих и ограничивающих установок использования ресурсов.

Субсидии целевого назначения (субвенции) предоставляются местным органам управления на финансирование определенных программ или проектов. Следующим звеном местных финансов являются государственные и муниципальные ценные бумаги. К ним относятся: облигации федерального займа (ОФЗ); государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО); облигации государственного сберегательного займа Российской Федерации (ОГСЗ); облигации внутреннего государственного валютного облигационного займа (ОВГВЗ); государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации, условия эмиссии которых зарегистрированы в установленном порядке и аналогичны условиям эмиссии и обращения перечисленных выше ценных бумаг; муниципальные ценные бумаги, условия эмиссии которых зарегистрированы в установленном порядке и аналогичны условиям эмиссии и обращения перечисленных выше ценных бумаг.

Из местных бюджетов осуществляются затраты на экономическую и социальную инфраструктуру: местный транспорт, водо- и газоснабжение, строительство школ.

 

Основные функции

· принятие решений о выдаче или отказе в выдаче лицензий, об аннулировании, ограничении, приостановлении, восстановлении действия и отзыве лицензий;

· выдача и отзыв квалификационных аттестатов;

· ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела и реестра объединений субъектов страхового дела;

· осуществление контроля за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности;

· и др.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля.

Основные функциии

· проведение ревизий и проверок правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности на территории РФ и за рубежом, а также осуществление таких ревизий и проверок по мотивированному обращению руководителей правоохранительных органов федерального уровня и субъектов РФ;

· проведение мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства РФ в финансово-бюджетной сфере;

· осуществление надзора за исполнением законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

· и др.

Федеральная служба по финансовому мониторингу - федеральный орган исполнительной власти России, уполномоченный принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма.

Полномочия службы

1. осуществление контроля и надзора за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства;

2. сбор, обработка и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3. проверка в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма полученной информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, в том числе получение необходимых разъяснений по представленной информации;

4. выявление признаков операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путём, или финансированием терроризма;

5. осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма контроля за операциями (сделками) с денежными средствами или иным имуществом;

6. получение, в том числе по запросам, от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и Центрального банка Российской Федерации информации по вопросам, относящимся к ведению Службы (за исключением информации о частной жизни граждан);

7. обеспечение соответствующего режима хранения и защиты полученной в процессе деятельности Службы информации, составляющей государственную, служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну, тайну связи и иной конфиденциальной информации;

 

Инвестиционные фонды.

Основной институт рынка ценных бумаг, а также недвижимости. Аккумулируют средства инвесторов и специализируются в основном на долгосрочных инвестициях, но бывают исключения - фонды денежного рынка.

В зависимости от типа инвесторов ИФ могут быть специальные и публичные. Первые привлекают капитал только определенных институциональных инвесторов, а вторые доступны для любого вкладчика.

Фонды подразделяются по основным объектам вложений капитала. К наиболее крупным группам можно отнести фонды по управлению ценными бумагами и недвижимостью, причем они характерны как для специальных, так и для публичных фондов.

В группе публичных фондов выделяют фонды участия и особые фонды. Первые обеспечивают вложения капитала в предприятия, создаваемые на долевой основе. Вторые – это фьючерсные и опционные фонды (по видам сделок с валютой).

С точки зрения возможности расширения активов различают открытые (могут без ограничений расширять число и размеры вкладов) и закрытые фонды. Закрытые фонды приобрели в настоящее время большую популярность.

Большое число форм существует у рынка ценных бумаг. Он подразделяется на фонды акций ценных бумаг с фиксированным процентом, а также смешанные.Дальнейшая классификация идет по конкретным видам бумаг.

 

Страховые компании и пенсионные фонды относятся к сберегательным учреждениям, действующим на договорной основе. Эти финансовые институты характеризуются устойчивым притоком средств от держателей страховых полисов и владельцев счетов в пенсионных фондах. Они имеют возможность инвестировать средства в долгосрочные высокодоходные финансовые инструменты.

Страховые компании

Основной источник средств – регулярные взносы полисодержателей. Финансовые ресурсы, накапливаемые страховыми компаниями, используются преимущественно в системах долгосрочного кредитования, и прежде всего для коммерческого и жилищного строительства.

Пенсионные фонды

Бывают государственные и негосударственные. Последние подразделяют на открытые (участником может стать любой гражданин) и закрытые. Наиболее развита система негосударственных ПФ в США. Профессиональные ПФ создаются компаниями и охватывают работников наемного труда этих компаний. В США между работодателями и работниками в обязательном порядке в договоры включаются планы пенсионного обеспечения.

Все многообразие негосударственных пенсионных планов можно разделить на:

3) Планы, по которым пенсия выплачивается пожизненно

4) Планы участия в прибылях, при котором выплачивается единовременная сумма при выходе работника на пенсию.

По характеру финансирования частные пенсионные планы делятся на:

1) Планы с фиксированными выплатами

2) Планы с фиксированными взносами

19. Казначейская система исполнения бюджетов, функции и роль федерального казначейства.

Казначейская система исполнения бюджета - организация исполнения бюджета в соответствии с российским законодательством через органы Федерального казначейства Минфина России либо региональные казначейства субъектов РФ и муниципальных образований.

Исполнение бюджета - это заключительная стадия бюджет­ного процесса, наступающая после утверждения бюджета на со­ответствующий финансовый год. На ней обеспечивается полное по объемам и своевременное по срокам выполнение поступлений, предусмотренных доходов бюджета в целом и по каждому источ­нику и полное финансирование предприятий, учреждений, орга­низаций и мероприятий в соответствии принятым бюджетом Российской Федерации.

Главным документом, на основании которого осуществляется исполнение бюджета, является роспись бюджета, то есть распре­деление доходов и расходов по подразделениям бюджетной клас­сификации.

Федеральное казначейство Минфина РФ выполняет операции со средствами федерального бюджета, в случае заключения соотв. бюджетных соглашений - со средства ми бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Про исходит переход на исполнение федерального бюджета через единый счет Федерального казначейства, открытый в учреждениях Центрального банка РФ (ранее по исполнению федерального бюджета в кредитных учреждениях отдельно открывались доходные счета и счета по учету средств федер. бюджета). В результате в оперативном управ лении Казначейства оказываются и доходные, и рас ходные потоки, что должно разделить информац. и ден. потоки, обеспечить ускорение финансирования, сократить встречные потоки, устранить кассовые разрывы. К операциям Федерального казначейства относится и краткосрочное прогнозирование поступлений на бюдж. счета и расходования бюдж. средств.

Казначейская система исполнения бюджета позволяет сделать процесс его исполнения прозрачным и подконтрольным государственным органам. Федеральное казначейство ведет учет исполнения бюдже та и составляет отчетность, сверяет отчетные данные с данными органов, контролирующих исполнение до ходной части бюджета, и кредитных учреждений. Происходит переход по учету внебюджетных средств бюдж. учреждений на лицевых счетах в органах Федерального казначейства. В Федеральном казначействе действует телекоммуникационная информационная система, позволяющая получать ежедневные данные о состоянии бюджетных счетов и представлять эти данные министру финансов РФ, Правительству РФ и Государственной Думе Федерального Собрания РФ.

Ф-ции федерального казначейства: 1) организация исполнения фед бюджета 2) контроль за его исполнением 3) Управление бюджетными доходами и расходами 4) регулирование межбюджетных отношений 5) финансовое исполнение внебюджетных фондов 6) управление и обслуживание гос внешнего и внутреннего долга РФ 7) осуществление учета и отчетности по движению средств фед бюджета.

Федеральное казначейство выполняет текущий контроль за целевым расходованием средств федерального бюджета (и территориальных бюджетов, если их исполнение осуществляется через органы федерального казначейства). В результате списание средств с бюджетного счета на основе платежных документов, представляется. распорядителями бюджетных средств и их получателями, осуществляется кредитными учреждениями только после разрешительной надписи казначейских органов, проверивших соответствие этих расходов утвержд. смете доходов и расходов, лимиту бюджетных обязательств. Последующий контроль за целевым использованием бюджетных средств выполняют территориальные органы департамента государственного финансового контроля и аудита Минфина России.

Казначейские органы контролируют также своевременность зачисления кредитными учреждениями налоговых и других поступлений на бюджетные счета, своевременное перечисление средств на счета бюджетополучателей (если последним не открыты лицевые счета).

Органы федерального казначейства наделены правами: проведения в министерствах, ведомствах, учреждениях, на предприятиях проверок документов, связанных с зачислением, перечислением и использованием средств федередрального бюджета; приостановки операций по счетам предприятий, учреждений и организаций в случае непредставления работницам органов казначейства требуемых документов; изъятия соотв. документов; выдачи предписания об устранении нарушений бюджетного законодательства, о взыскании средств федерального бюджета, используемых не по целевому назначению; наложения штрафов на кредитные учр-ния при несвоевременном проведении операций с бюдж. средствами; внесения предложений в центральный банк рф о приостановлении действий лицензий кредитных учр-ний, нарушающих бюдж. за конодательство.

В ряде субъектов РФ (напр., города москва, санкт- петербург, ярославская обл. и др.) созданы регион, казначейства при финанс. органах, чьи функции по исполнению территориальных бюджетов аналогичны функциям федерального казначейства по исполнению бюджета.

 

Финансовая политика РФ.

В России финансовая политик является прерогативой федеральных органов управления. Под государственной финансовой политикой понимается совокупность мероприятий государства в области финансов, проводимых в целях мобилизации финансовых ресурсов, их распределения и использования для осуществления своих функций и задач. К федеральным органам исполнительной власти, вырабатывающим и обеспечивающим проведение финансовой политики, относятся: Правительство РФ, мин финн РФ, министерство экономического развития и торговли РФ, мин иностранных дел РФ, федеральное казначейство совместно с ЦБ. Бюджетная политика определяется Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, сводом других законов, устанавливающих функции отдельных органов власти в бюджетном процессе и законотворчестве. Стратегическими целями бюджетной политики являются: 1. Снижение налоговой нагрузки на экономику; 2. Упорядочение государственных обязательств; 3. Концентрация финансовых ресурсов на решение приоритетных задач; 4. Снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен; 5. Создание эффективной системы межбюджетных отношений; 6. Управление госфинансами. Налоговая политика представляет собой систему мероприятий государства в области налогов. Финансовая наука четко определила основные принципы налогообложения, т.е. базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере и использующиеся при формировании налоговой политики. В ходе проведения налоговой реформы предусматривается проведение конкретных мероприятий, направленных на: сокращение числа налогов и сборов, повышение значения определенных налогов, унификацию ставок налогов и принципов налогообложения, изменение организационной структуры налоговых органов, ускоренное развитие информационных технологий в налоговой системе. Реализация указанных мер должна позволить привести налоговую систему в соответствие с задачами достижения экономического роста, существенно повысить собираемость налогов. Страховая политика. В нерыночной системе хозяйствования страхование играет вспомогательную роль. Осуществляется оно в основном государством, которое выделяет средства из бюджета на восстановление разрушенных предприятий, жилья, ликвидацию последствий стихийных бедствий и другие аналогичные цели. В рыночной экономике страхование освобождает бюджет от расходов на возмещение убытков при наступлении страховых случаев, является одним из наиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций. Валютная политика – совокупность мероприятий, проводимых государством в сфере валютных отношений. Целью валютной политики является воздействие на валютные курсы, валютные расчеты. По длительности решения задач различают текущую валютную политику и долговременную валютную политику. Текущая валютная политика направлена оперативное регулирование валютно-рыночной конъюнктуры с помощью валютной интервенции, валютных ограничений, валютного субсидирования, диверсификации валютных резервов. Валютная политика осуществляется главным образов в 2х формах: учетной и девизной политике. Учетная политика в сфере международных валютных отношений направлена н регулирование валютного курса изменением процентных ставок за кредит. Повышение проц ставок привлекет капиталы из стран, где существуют более низкие проц ставки, что улучшает состояние платежного баланса данной страны и повышает курс ее валюты. Девизная политика направлена на регулирование валютного курса покупкой и продажей иностранной валюты. При падении курса



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 895; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.1.180 (0.019 с.)