Учет инвентаря и хозяйственных принадлежностей ведется по местам хранения, эксплуатации лицами, ответственными за сохранность.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учет инвентаря и хозяйственных принадлежностей ведется по местам хранения, эксплуатации лицами, ответственными за сохранность.



Поступление в организацию инвентаря, хозяйственных принадлежностей может осуществляться в результате покупки у сторонней организации, изготовления собственными силами. Фактические затраты по приобретению включают: суммы, уплачиваемые поставщику в соответствии с договором; таможенные пошлины и иные платежи; затраты по доставке имущества до места их использования; иные затраты, непосредственно связанные с приобретением. Поступление инвентаря (хозяйственных принадлежностей) в документах отражается так же, как и обычных материалов.

Пример 1

Организация приобрела у ООО «Таир» моющие средства стоимостью 485 000 руб., НДС - 87 300 руб. Услуги собственного автотранспорта по доставке моющих средств в сумме 65 000 руб. и расходы экспедитора в сумме 6 000 руб. организацией списаны. Оплаченные средства оприходованы на склад по накладной.

В данном случае указанные операции должны быть отражены в учете следующими записями:

 

№ п/п Содержание операции Дебет счета Кредит счета Сумма, руб.
Приобретены моющие средства у поставщика 10-9 485 000
Отражен НДС по приобретенным ценностям 18-3 87 300
Списаны расходы автотранспорта по доставке моющих средств 10-9 23-3 65 000
Списаны командировочные расходы экспедитора 10-9
Оплачена задолженность поставщику 572 300

 

В случае изготовления инвентаря, хозяйственных принадлежностей собственными силами, их стоимость складывается из стоимости материалов и затрат по изготовлению.

Погашение стоимости инвентаря, хозяйственных принадлежностей, отражается в составе себестоимости продукции, и в частности в составе затрат по производству и реализации продукции.

Погашение стоимости начисляется:

· по специальным инструментам – в соответствии с нормативными ставками, рассчитанными исходя из сметы расходов на их изготовление (приобретение) и срока их полезного использования до двух лет;

· по специальным инструментам и специальным приспособлениям, предназначенных для индивидуальных заказов – в момент передачи их в производство данного заказа;

· по предметам, по которым установлены сроки службы - ежемесячно исходя из сроков их службы;

· по временным (нетитульным) сооружениям и приспособлениям - ежемесячно исходя из срока их эксплуатации (в зависимости от продолжительности строительства) с учетом стоимости возвратных материалов от разборки;

· по остальным предметам - в соответствии с учетной политикой организации: в размере 50% стоимости предметов - при передаче их со складов в эксплуатацию и 50% стоимости - при выбытии их за непригодностью;

· по предметам до одной базовой величины - единовременно на затраты по производству и реализации продукции, работ, услуг по мере передачи их в эксплуатацию.

 

Бухгалтерские записи при погашении стоимости инвентаря и хозяйственных принадлежностей

№ п.п. Содержание хозяйственных операций Корреспондирующие счета
Дебет Кредит
Списан инвентарь (хоз. принадлежности) на изготовление продукции основного производства 10/9
Списан инвентарь (хоз. принадлежности) на изготовление продукции вспомогательных производств 10/9
Списан инвентарь (хоз. принадлежности) на общепроизводственные нужды 10/9
Списан инвентарь (хоз. принадлежности) на общехозяйственные нужды 10/9
Списан инвентарь (хоз. принадлежности), использованные при устранении брака в производстве 10/9
Списан инвентарь (хоз. принадлежности) на нужды обслуживающих производств и хозяйств 10/9
Списан инвентарь (хоз. принадлежности) на осуществление операций, связанных с реализацией продукции (например, с транспортировкой) 10/9

 

Особую группу хозяйственных принадлежностей составляют временные нетитульные сооружения. Расходы по их возведению, ремонту, сборке, разборке учитываются на счете 23 «Вспомогательные производства», субсчет 9 «Возведение временных (нетитульных) сооружений».

Ввод в эксплуатацию временных (нетитульных) зданий, сооружений, приспособлений и устройств оформляется актом об устройстве нетитульного временного здания и сооружения. В нем указывается наименование принятого в эксплуатацию объекта, площадь и объем, фактическая себестоимость, ожидаемый возврат материалов, расходы по разборке, срок полезного использования, лицо, ответственное за возврат материалов.

Стоимость временных (нетитульных) сооружений учитывается в составе оборотных активов и переносится на затраты по производству и реализации ежемесячно исходя из срока их эксплуатации (в зависимости от продолжительности строительства) с учетом стоимости возвратных материалов от разборки. Таким образом, расчет ежемесячной суммы износа производится по формуле:

Фактическая стоимость - стоимость возвратных материалов / срок эксплуатации объекта.

По истечении срока эксплуатации временные сооружения подлежат разборке. По каждому разбираемому нетитульному зданию и сооружению комиссией составляется акт о разборке нетитульного временного здания и сооружения в трех экземплярах. Акт составляется в подтверждение факта разборки объекта и получения от разборки возвратных материалов, их количества, стоимости и процента годности.

После составления акта о разборке объекта в зависимости от количества и стоимости материалов, фактически поступивших от разборки, возникает необходимость в перерасчете суммы износа.

Пример 2

При строительстве здания конторы организация произвела затраты по устройству защитного козырька ограждения в сумме 6 103 550 руб. Предполагаемый срок строительства - 6 месяцев, стоимость возвратных материалов - 162 828 руб. По окончании строительства сооружение разобрано, фактическая стоимость полученных от разборки материалов - 81 940 руб.

В бухгалтерском учете данные операции отражаются следующими записями:

 

№ п/п Содержание операции Дебет счета Кредит счета Сумма, руб.
Оприходовано в результате строительства временное (нетитульное) сооружение 10-8 23-9 6 103 550
Списана стоимость временного (нетитульного) сооружения (ежемесячно: 6 103 550 - 162 828) / 6 = 990 120. За 5 месяцев: 990 120 х 5 = 4 950 600) 10-8 4 950 600
Оприходованы материалы от разборки 10-15 10-8 81 940
Списана стоимость временного (нетитульного) сооружения в последнем месяце эксплуатации (990 120 + + (162 828 - 81 940) = 1 071 010) 10-8 1 071 010

 

2.

Каждый работник, как находящийся в штате организации, так и привлеченный на работу по договору, в зависимости от профессии и занимаемой должности обеспечивается индивидуальным комплектом спецодежды или обуви.

Приобретенные нанимателем для работника спецодежда и обувь подлежат возврату по окончании срока носки, при увольнении или переводе на другую работу, для которой выданные спецсредства не предусмотрены нормами. Таким образом, при увольнении работника выданные ему ранее спецодежда и обувь подлежат возврату независимо от того, истек к этому моменту нормативный срок их службы или нет.

В организациях должны быть утверждены нормы выдачи специальной одежды и обуви, сроки их носки в разрезе каждой профессии и должности. На каждого работника, которому в соответствии с законодательством положено выдавать СИЗ, открывается личная карточка учета спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений. Личная карточка открывается кладовщиком, в нее записывается наименование выданной и возвращенной спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений, о чем работник, получивший названные ценности, подтверждает своей подписью. Личная карточка служит основанием для подачи иска к лицам, уволившимся из организации и не сдавшим спецодежду, срок службы по которой не истек.

Стоимость спецодежды и обуви, находящихся в эксплуатации, погашается ежемесячно исходя из сроков их службы путем включения в затраты по производству и реализации продукции, работ, услуг, расходы на реализацию товаров.На затраты стоимость СИЗ относится в процессе эксплуатации в размере начисленного износа. Сумма износа СИЗ должна рассчитываться бухгалтерской службой по каждому виду выданной специальной одежды и специальной обуви. Ежемесячная сумма износа определяется путем деления стоимости одной единицы СИЗ на нормативный срок службы (количество месяцев).

При истечении нормативного срока службы и непригодности специальной одежды и обуви к дальнейшей эксплуатации они подлежат списанию. Основанием для списания морально устаревших, изношенных и негодных для дальнейшего использования инвентаря, хозяйственных принадлежностей, спецодежды и спецобуви является составленный комиссией, создаваемой руководителем сельскохозяйственной организации, акт на списание инвентаря, спецодежды и спецобуви.

Полученные от списания (ликвидации) указанных ценностей отходы и ветошь должны быть приняты к учету на склад организации по требованию-накладной. Акт утверждается руководителем организации или его заместителем.

По желанию работник может оставить себе спецодежду и обувь, письменно уведомив об этом нанимателя. В таком случае стоимость этих вещей (с учетом износа) удерживается из заработной платы (окончательного расчета) работника

Пример 3

Работнику были выданы:

- куртка утепленная стоимостью 180 000 руб., срок носки – 36 месяцев;

- костюм хлопкоэфирный стоимостью 96 000 руб., срок носки – 6 месяцев;

- ботинки кожаные стоимостью 78 000 руб., срок носки - 12 месяцев.

В бухгалтерском учете операции по передаче в эксплуатацию спецодежды и обуви отражаются следующими записями.

1. Выданы работнику специальная одежда и обувь по цене их приобретения:

· Д-т 10-11 - К-т 10-10 – 180 000 руб. - выдана куртка;

· Д-т 10-11 - К-т 10-10 – 96 000 руб. - выдан костюм;

· Д-т 10-11 - К-т 10-10 – 78 000 руб. - выданы ботинки.

2. В соответствии с принятой учетной политикой ежемесячно начисляется износ спецодежды и обуви:

· Д-т 20, 23, 25 и др. - К-т 10-11 – 5 000 руб. (180 000 руб. / 36 мес.) - начислен износ куртки;

· Д-т 20, 23, 25 и др. - К-т 10-11 – 16 000 руб. (96 000 руб. / 6 мес.) - начислен износ костюма;

· Д-т 20, 23, 25 и др. - К-т 10-11 – 6 500 руб. (78 000 руб. / 12 мес.) - начислен износ ботинок.

Через 6 месяцев после получения указанных вещей работник увольняется. Пришедший в негодность костюм возвращен на склад, а куртка и ботинки по заявлению работника остаются у него. На основании приказа руководителя организации стоимость куртки и ботинок (с учетом износа) подлежит удержанию из окончательного расчета по заработной плате работника.

В рассматриваемой ситуации на момент увольнения работника остаточная стоимость куртки и ботинок составляет соответственно 150 000 руб.(180 000 – 5 000 x 6 мес.) и 39 000 руб. (78 000 – 6 500 x 6 мес.). Таким образом, из окончательного расчета с работником удерживается 226 800 руб. (150 000 + 39 000 = 189 000 руб. + 20% НДС), в том числе НДС – 37 800 руб.

Бухгалтерские записи

· Д-т 91-2 - К-т 10-11 – 150 000 руб. - списана остаточная стоимость куртки;

· Д-т 91-2 - К-т 10-11 – 39 000 руб. - списана остаточная стоимость ботинок;

· Д-т 91-3 - К-т 68-2 – 37 800 руб. - начислен НДС на остаточную стоимость передаваемой работнику спецодежды;

· Д-т 73-3 - К-т 91-1 – 226 800 руб. - отражена реализация работнику бывшей в употреблении спецодежды;

· Д-т 70 - К-т 73-3 – 226 800 руб. - стоимость б/у спецодежды удержана из окончательного расчета по заработной плате с работником

 

На практике возникают ситуации, когда работник увольняется, но не возвращает спецодежду (другие средства защиты) и ее остаточная стоимость в приказном порядке удерживается из окончательного расчета с этим работником без его согласия.

При этом удержанию в бесспорном порядке подлежит ущерб, величина которого не превышает среднемесячного заработка провинившегося работника. В случае когда стоимость пришедших в негодность (испорченных, уничтоженных, недостающих) спецодежды и обуви выше среднемесячного заработка этого работника, взыскать полную величину ущерба без его согласия наниматель может только по решению суда.

Часто о том, что выданные спецодежда и обувь не возвращены нанимателю, становится известно после увольнения работника (например, недостача спецодежды выявлена по результатам инвентаризации). В данной ситуации величина реального ущерба (выявленной недостачи) покрывается либо за счет виновных лиц, ответственных за учет выдачи и возврата средств защиты, либо за счет организации.

Оценивать состояние новых и бывших в употреблении средств индивидуальной защиты, определять их пригодность к дальнейшему использованию по назначению может специальная комиссия, созданная приказом руководителя в установленном порядке. Результаты проверок, решения, выводы комиссии по вопросам качества средств индивидуальной защиты необходимо оформлять соответствующими актами произвольной формы.

С момента возврата работником спецодежды и обуви погашение их стоимости прекращается. Комиссия осматривает бывшие в употреблении спецодежду и обувь, определяет степень их износа, возможность дальнейшей эксплуатации, сроки носки, причины досрочного выбытия средств защиты из эксплуатации и т.п. Если спецодежда и обувь преждевременно пришли в негодность по причинам, не зависящим от работника, то наниматель обязан их отремонтировать за свой счет.

Возврат спецодежды и обуви отмечается в личной карточке учета выдачи средств индивидуальной защиты.

Если степень годности бывших в употреблении специальной одежды и обуви позволяет использовать их по прямому назначению, указанные вещи выдаются другому работнику (после стирки, дезинфекции и ремонта). Выдача работнику бывших в употреблении средств защиты отражается в личной карточке.

Средства индивидуальной защиты, возвращаемые работниками в связи с истечением нормативного срока их службы и непригодностью к дальнейшей эксплуатации, подлежат списанию. Напомним, что списание переданной в эксплуатацию спецодежды, по которой истекли сроки носки или пришедшей в негодность по другим причинам, производится на основании соответствующего первичного учетного документа (например, акта на списание специальной одежды и средств индивидуальной защиты).


22. Переоценка и инвентаризация производственных запасов на складе. Порядок проведения, документальное оформление и отражение в учете.

 

1. Переоценка производственных запасов на складе. Порядок проведения, документальное оформление и отражение в учете.

2. Инвентаризация производственных запасов на складе. Порядок проведения, документальное оформление и отражение в учете.

1.

Основными причинами переоценки материалов являются инфляция, истечение сроков использования материалов, потеря качества товаров при хранении.

Основанием для переоценки товаров служит распоряжение (постановление) правительственных органов и приказ руководителя предприятия.

В ходе переоценки комиссия производит перемаркировку цен на навесных складских ярлыках материальных ценностей и составляет опись-акт па переоценку товаров и других материальных ценностей в двух экземплярах. В акте указывают наименование, характеристику, обоснование цены товаров, его количество, учетную цену и стоимость до и после переоценки, а также сумму уценки или дооценки товаров, которую определяют как разность между стоимостью товаров до и после переоценки.

По окончании переоценки опись-акт передают в бухгалтерию, где экономист по ценам проверяет правильность прежних и новых цен, а бухгалтер проверяет таксировку и правильность подсчета итогов. Факт проверки описи-акта на переоценку материалов они подтверждают своими подписями. Выявленные в ходе проверки ошибки в установленном порядке исправляет и подтверждает своими подписями комиссия, проводившая переоценку.

Результаты переоценки товаров рассматривает и утверждает руководитель организации в двухдневный срок. На основании проверенного и утвержденного акта на переоценку материалов заведующий складом в своем отчете и регистрах складского учета приходует материалы по новым ценам после переоценки и списывает в расход материалы по прежним ценам до переоценки.

Если организация проводит переоценку материалов, то ее результат по мере выявления (т. е. после окончания переоценки и утверждения руководителем организации результатов) списывается непосредственно на счет 91 “Прочие доходы и расходы”: в дебет — суммы уценки, в кредит — суммы дооценки. В аналитическом учете по этому счету открывается отдельный субсчет для накапливания данных о проведенной переоценке. В дальнейшем результат от переоценки материалов попадает на счет прибылей и убытков в составе сальдо прочих доходов и расходов. Таким образом, он участвует в формировании конечного финансового результата деятельности организации.

 

Корреспонденция счетов по учету переоценки материалов

Счет дебета Счет кре­дита Содержание операции
На сумму дооценки материалов
На сумму уценки материалов

2.

Инвентаризация — это проверка наличия имущества организации и состояния её финансовых обязательств на определённую дату путём сличения фактических данных с данными бухгалтерского учёта. Это основной способ фактического контроля за сохранностью имущественных ценностей и средств.

Нормативным документом, регламентирующим порядок и правила проведения инвентаризации в организациях, является Постановление Министерства финансов РБ от 30 ноября 2007 г. N 180 «Об утверждении инструкции по инвентаризации активов и обязательств» (в ред. постановлений Минфина от 22.04.2010 N 50)

Основная цель инвентаризации — выявление фактического наличия имущества предприятия и сопоставление с данными бухгалтерского учёта.



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.35.159 (0.019 с.)