Бухгалтерские записи при отпуске материалов 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бухгалтерские записи при отпуске материалов



№ п.п. Содержание хозяйственных операций Корреспондирующие счета
Дебет Кредит
Списаны материалы на изготовление продукции основного производства
Списаны материалы на изготовление продукции вспомогательных производств
Списаны материалы на общепроизводственные нужды
Списаны материалы на общехозяйственные нужды
Списаны материалы, использованные при устранении брака в производстве
Списаны материалы на нужды обслуживающих производств и хозяйств
Списаны материалы на осуществление операций, связанных с реализацией продукции (например, с транспортировкой)

 

Помимо материалов, на те же счета списываются и транспортно-заготовительные расходы:

 

Счет дебета Счет кредита Содержание операции
10/1,2… При расходе на выработку продукции цехами основного производства
16 (10/ТЗР) При списании ТЗР на материалы, переданные в производство (по расчету средневзв. %)
10/1,2… При расходе на выработку продукции цехами вспомогательного производства
16 (10/ТЗР) При списании ТЗР на материалы, переданные в производство (по расчету средневзв. %)

 

Прочее выбытие материалов

Основной задачей бухгалтерского учета материалов при их выбытии в результате продажи, списания, передачи безвозмездно и др. является достоверное определение результатов от продажи (реализации) и прочего выбытия материалов.

Первичными документами, подтверждающими продажу материалов и служащими основой для отражения ее в бухгалтерском учете, являются:

  • · накладная на отпуск материалов на сторону (форма № М-15) с приложением договора купли-продажи;
  • · счет-фактура на проданные материалы;
  • · документы (счета и счета-фактуры), подтверждающие расходы, связанные с реализацией материалов;
  • · платежно-расчетные документы, свидетельствующие об оплате указанных выше расходов.

Реализация материалов

При продаже организацией материалов юридическим и физическим лицам цена их продажи определяется по соглашению сторон (продавца и покупателя). Материалы, как правило, должны продаваться по рыночным ценам, включающим в себя сумму налога на добавленную стоимость.

 

При продаже материалов их стоимость по договорным ценам, включая налог на добавленную стоимость, учитывается по дебету счета учета расчетов в корреспонденции с кредитом счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Учетная стоимость материалов списывается со счета 10 «Материалы» в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 91-2 «Прочие расходы»).

Финансовый результат от продажи материалов, выявленный на счете 91 «Прочие доходы и расходы», ежемесячно списывается со счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов») в кредит счета 99 «Прибыли и убытки».

Пример

Организация реализует материалы на сторону. Согласно счету-фактуре: стоимость материалов составляет 20 000 руб., НДС (18 %) — 3600руб., итого к оплате — 23 600руб.

Фактическая стоимость материалов, реализованных на сторону, составляет 17000 руб.

В бухгалтерском учете операции по продаже материалов на сторону отражаются следующими проводками:

  • Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
  • Кредит 91-1 «Прочие доходы»

— 23 600 руб. — отражена продажная стоимость материалов;

  • Дебет 91-2 «Прочие расходы»
  • Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам»

— 3600 руб. — начислен НДС, подлежащий уплате в бюджет;

  • Дебет 91-2 «Прочие расходы»
  • Кредит 10-1 «Сырье и материалы»

— 17 000 руб. — списана фактическая стоимость реализованных материалов;

  • Дебет 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов»
  • Кредит 99 «Прибыли и убытки»

— 3000 руб. (23 600 руб. - 3600 руб. - 17 000 руб.) — отражен финансовый результат (прибыль) от реализации материалов.

Вклад в уставной фонд

Фактическая себестоимость материалов, внесенных в счет вклада в уставный капитал другой организации, определяется исходя из денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации.

Передача материалов в уставный капитал другой организации представляет собой финансовое вложение, рассчитанное на получение дохода.

Финансовые вложения организации отражаются по дебету счета 58 «Финансовые вложения» и кредиту счетов, на которых учитываются ценности, подлежащие передаче в счет этих вложений (в данном случае используется счет 10 «Материалы»).

Наличие и движение инвестиций в уставные капиталы других организаций осуществляется на субсчете 58-1 «Паи и акции» счета 58 «Финансовые вложения».

Выбытие материалов в счет вкладов в уставные капиталы других организаций не признается расходами для целей бухгалтерского учета, поэтому стоимость таких материалов списывается в дебет счета 58 «Финансовые вложения», минуя счет 91 «Прочие доходы и расходы».

Для целей налогообложения расходы организации в виде вклада в уставный капитал другой организации не учитываются, т.е. они не могут уменьшать налоговую базу при исчислении налога на прибыль. В случае, если денежная оценка материалов, согласованная учредителями, больше балансовой стоимости передаваемых материалов, то возникающая положительная разница подлежит обложению налогом на прибыль.

Передача имущества в уставный капитал других организаций не признается его реализацией, поэтому объекта налогообложения по налогу на добавленную стоимость не возникает.

Пример

Организация передает материалы в счет вклада в уставный капитал другой организации согласно учредительному договору. Согласованная стоимость переданных материалов составляет 23 000руб., фактическая стоимость материалов, по которой они отражены в учете, — 16000 руб.

Бухгалтерские записи имеют вид:

 

  • Дебет 58-1 «Паи и акции»
  • Кредит 10-1 «Сырье и материалы»

— 16000 руб. — списана учетная стоимость переданных материалов;

  • Дебет 58-1 «Паи и акции»
  • Кредит 91-1 «Прочие доходы»

— 7000 руб. (23 000 руб. - 16 000 руб.) — на разницу между согласованной и учетной стоимостью переданных материалов.

Безвозмездная передача

Безвозмездная передача материалов другим организациям и лицам признается их реализацией на безвозмездной основе, и поэтому такая передача должна отражаться через счета реализации.

В связи с этим бухгалтерские проводки, отражающие операции по безвозмездной передаче материалов, практически аналогичны проводкам, отражающим реализацию (продажу) материалов. Отличие состоит в том, что цена реализации при безвозмездной передаче материалов равна нулю. Для целей бухгалтерского учета материалы списываются передающей стороной по фактической себестоимости. Стоимость материалов, передаваемых безвозмездно, а также возникающие расходы по отпуску этих материалов относятся на финансовые результаты организации.

Пример

Организация по договору дарения передает материалы, учетная стоимость которых составляет 15 000 руб., рыночная стоимость — 17 000 руб.

Бухгалтерские записи имеют вид:

  • Дебет 91-2 «Прочие расходы»
  • Кредит 10-1 «Сырье и материалы»

— 15 000 руб. — списана фактическая стоимость переданных материалов;

  • Дебет 91-2 «Прочие расходы»
  • Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам»

— 3060 руб. (17 000 руб. х 18% : 100%) — начислен НДС, подлежащий уплате в бюджет, от рыночной стоимости материалов;

  • Дебет 99 «Прибыли и убытки»
  • Кредит 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов»

— 18 060 руб. (15 000 руб. + 3060 руб.) — отражен финансовый результат (убыток) от безвозмездной передачи материалов.

Прочее списание

Организация имеет право списывать материалы, утраченные в связи с чрезвычайными обстоятельствами (из-за аварии, пожара, стихийного бедствия и других чрезвычайных ситуаций).

При списании материалов их фактическая себестоимость относится со счета учета материалов в дебет счета 99 «Прибыли и убытки». На этот же счет относятся затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций, в корреспонденции со счетами учета материалов, расчетов с персоналом по оплате труда, расчетов по социальному страхованию и обеспечению и др.

Остающиеся от списания материалов отходы оцениваются по сложившейся на дату списания стоимости исходя из цены возможного использования и зачисляются по указанной стоимости на финансовые результаты организации.

 


20. Учет производственных запасов на складе и в бухгалтерии. Определение себестоимости израсходованных материалов.

 

Учет производственных запасов на складе ведет заведующий складом (кладовщик), который является материально ответственным лицом. С кладовщиком по установленной форме заключается типовой договор о полной индивидуальной материальной ответственности. Если в штатном расписании предприятия должность заведующего складом отсутствует, его обязанности могут быть возложены на любого работника организации (с его согласия) с обязательным заключением договора об индивидуальной материальной ответственности. От занимаемой должности кладовщик может быть освобожден только после сплошной инвентаризации ТМЦ и передачи ценностей по соответствующему акту.

На каждый номенклатурный номер материалов кладовщик заполняет материальный ярлык и прикрепляет его к месту хранения определенного материалов. В ярлыке указывается наименование материала, номенклатурный номер, единица измерения, цена и лимит наличия материалов.

Учет материалов на складе ведут материально ответственные лица в карточках учета материалов, которые открывает бухгалтер и под расписку в реестре карточек передает кладовщику. Карточки открываются на год, и учет в них ведется только в натуральном (количественном) выражении.

Кладовщик делает запись в карточках на основании первичных документов в день совершения операций. После каждой записи выводят остаток материалов, благодаря чему склад располагает оперативными сведениями о состоянии запасов материалов. Если остаток материалов выше или ниже нормы запасов, заведующий складом обязан сообщить об этом в отдел снабжения.

В карточках указывается наименование вида средств, его цена, единица измерения, номенклатурный номер, приход и расход по каждому документу и выводится остаток после каждой записи. Основанием для записи в карточках являются приходные ордера (или наклад­ные и счета-фактуры поставщиков), требования, лимитно-заборные карты, которые затем сдаются в бухгалтерию.

Вести учет материалов можно также в книгах сортового учета, при этом они должны содержать те же реквизиты, что и карточки складского учета.

Вместо карточек складского учета применяются систематически составляемые машинограммы-ведомости движения и остатков материалов. В них на основании первичных документов отражаются те же данные, что и в карточках складского учета. Машинограммы используются для контроля за движением и состоянием материалов на складе.

Первичные документы после записи данных в карточки складского учета передают в бухгалтерию. Лимитно-заборные карты передают по мере использования лимита, но не позднее 1-го числа следующего месяца. Сдача документов оформляется реестром, в котором указывают наименование и номера сдаваемых документов.

В цехах, имеющих кладовые, материально ответственные лица составляют месячные отчеты об остатках и движении материалов в подотчетеи представляют их в бухгалтерию. В отчетах даются сведения об остатках материалов на начало месяца, о расходе и остатке на конец месяца. В отчетах мастеров на заводах, кроме фактических расходов материалов указывают и расход материалов по норме. Нормативный расход материалов вычисляют в бухгалтерии, где производят и таксировку отчета.

При использовании материальных отчетов отпадает необходимость в составлении других документов на расход материалов, упрощается учет материалов в подотчете, поскольку в качестве регистров аналитического учета используются отчеты материально ответственных лиц.

Чтобы придать складскому учету бухгалтерскую достоверность, бухгалтер в присутствии материально ответственного лица проверяет правильность оформления документов и правильность записей в карточках, расписывается в карточках и ставит дату проверки. Проверка производится систематически не реже одного раза в 7-10 дней.

В конце каждого отчетного периода кладовщик заполняет ведомость учета остатков материалов (сальдовая ведомость), в которую из карточек переносит основные реквизиты и количественные остатки. Затем бухгалтер сверяет данные сальдовой ведомости с данными оборотной ведомости, составляемой в бухгалтерии на основании первичных документов. В случае расхождений выявляют ошибки. Такой учет называется оперативно-бухгалтерским, или сальдовым. Его преимущество в том, что отсутствует дублирование складского учета в бухгалтерии и упрощается работа бухгалтера.

Для синтетического учета материалов планом счетов предусмотрен активный счет 10 «Материалы». По дебету его отражают поступление, а по кредиту - расход (выбытие) соответствующих материалов.

Планом счетов бухгалтерского учета предусматривается ведение текущего учета и движения производственных запасов по одному из двух вариантов.

При первом варианте фактическая себестоимость поступивших материальных ценностей формируется на счете 10 «Материалы». В этом случае по дебету счета 10 отражается как покупная стоимость поступивших материальных ценностей, так и сумма транспортно-заготовительных расходов. В зависимости от того, откуда поступили те или иные ценности, а также от характера расходов по заготовке и доставке материалов в организацию составляют бухгалтерскую запись – Д-т 10 и К-т 60,71,76.

Сущность второго метода заключается в том, что организации для учета поступающих материалов используют вспомогательный счет 15 «Заготовление и приобретение ма­териалов», в дебет которого заносят данные о стоимости приобретенных организацией материальных ресурсов, а также затраты по их приобретению. Далее стоимость материалов по учетным ценам (фактурным ценам, указанным в сопроводительных документах предприятий поставщиков) списывается на счет 10 «Материалы», а разница между фактической стоимостью заготовления и стоимостью материалов по учетным (фактурным) ценам, составляющая транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) списывается в дебет счета 16 «Отклонения в стоимости материалов». Делают следующие записи: на стоимость поступивших материалов и расходов по их доставке – Д-т 15 и К-т 60,71,76; стоимость материалов по учетным ценам – Д-т 10 и К-т 15; на сумму ТЗР – Д-т 16 и К-т 15.

Для исчисления суммы отклонений (транспортно-заготовительных расходов), подлежащих списанию и присоединению к учетной цене каждого материала, рассчитывают сред­невзвешенный процент, который отражает долю транспортно-заготовительных расходов, подлежащую списанию и присоединению к учетной цене материалов.

Средневзвешенный процент (X) определяется по формуле:

X = (То+Тп) / (Мо+Мп) х 100%,

где То — сумма mpaнcnopmнo-заготовительных расходов па начало месяца;

Тп - сумма транспортно-заготовительных расходов за отчетный месяц;

Мо — сумма материальных ценностей на начало месяца;

Мп - сумма материальных ценностей, поступивших за отчетный месяц.

Сумма ТЗР (отклонений), подлежащая списанию в себестоимость, определяется по формуле:

ТЗР= Мсо х Х /100%

Мсо - сумма материальных ценностей, переданных в производство.

Фактическая стоимость (Мф), по которой материальные ценности включаются в себестоимость производства продукции, определяется по формуле:

Мф = Мсо + ТЗР.

Сгруппированные данные первичных документов на дату движения материалов заносятся в ведомость № 12 «Учет затрат цехов основного производства (вспомогательных производств)» и ведомость № 15 «Учет общехозяйственных расходов, расходов будущих периодов и платежей», а также отражаются в журнале-ордере № 10 - в части расхода материалов на производственные нужды и журнале-ордере № 10/1 - в части расхода на непроизводственные нужды.

В бухгалтерии организации осуществляется учет движения товарно-материальных ценностей в суммовом выражении при использовании полной журнально-ордерной формы в ведомости № 10 "Движение материальных ценностей (в денежном выра­жении)".

Отклонение (ТЗР) фактической себестоимости от учетной определяется во втором разделе ведомости № 10 путем сопос­тавления фактической себестоимости поступивших и остав­шихся на начало месяца материалов с их стоимостью по учет­ным ценам.

По исчисленному среднему проценту списываются отклонения (ТЗР) по направлениям расхода производственных запасов по учет­ным ценам и на остаток их на складе. В частности, на основе указанного процента отклонений (ТЗР) в журнале-ордере № 10 определяется сумма фактической себестоимости израсходован­ных материальных ценностей, которая показывается в ведомос­ти 10 в третьем разделе.

Для более точного определения фактической себестоимости отдельных видов материалов, израсходованных на производ­ство, учет отклонений (ТЗР) следует вести в разрезе однород­ных групп ценностей.

Остаток материалов на конец месяца по учетным ценам и фактической себестоимости в ведомости 10 определяется путем ее балансировки (т.е. к остатку на начало месяца прибавляется поступление и из полученной суммы вычитается расход). Ито­говые данные ведомости по поступлению и выбытию материа­лов по учетным ценам вместе с суммами отклонений сверяются с соответствующими показателями журналов-ордеров № 6, 10,10/1.

 


21. Учет инвентаря, хозяйственных принадлежностей, специальной оснастки и специальной одежды.

1. Учет инвентаря, хозяйственных принадлежностей

2. Учет специальной оснастки и специальной одежды

1.

Инвентарь и хозяйственные принадлежности – совокупность различных предметов, принадлежащих организации, которые ввиду низкой стоимости не могут быть отнесены к основным средствам.

Инвентарь и хозяйственные принадлежности бывают:

· инструменты и приспособления общего пользования - режущий, образивный, слесарно-монтажный и подобные им инструменты, измерительные приборы и приспособления;

· специальные инструменты и приспособления- инструменты, штампы, пресс-формы и подобные им предметы, используемые для выполнения одного индивидуального заказа или производства определенных изделий;

· технологическая тара (фляги, бидоны, бочки и др.);

· производственный инвентарь - рабочие столы, верстаки, шкафы, сбруя для лошадей, орудия лова, ульи пчел и др.;

· хозяйственные принадлежности – моющие средства, столовая посуда и принадлежности, инвентарь социально-культурных мероприятий (стенды), спортивный и туристский инвентарь и др.;

· временные (нетитульные) сооружения - приобъектные конторы и кладовые, складские помещения и навесы при объекте строительства, настилы, стремянки, лестницы, переходные мостики, ходовые доски, обноски при разбивке здания, сооружения, приспособления и устройства по технике безопасности, предохранительные козырьки и т.п.

 

Инвентарь и хозяйственные принадлежности относятся к Отдельным предметам в составе оборотных средств.

Отдельные предметы в составе оборотных средств – средства труда стоимостью в пределах 30 базовых величин за единицу (кроме ковров и ковровых изделий, лимит по которым устанавливается в пределах 10 базовых величин за единицу).

Планом счетов бухгалтерского учета движения инвентаря и хозяйственных принадлежностей предусмотрен счет 10 «Материалы» субсчет 9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности, инструменты» .





Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 107.21.85.250 (0.009 с.)