Основны формы стимулирования труда работников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основны формы стимулирования труда работников



Признание со стороны руководства и коллег повышает удовлетворение людей от своей работы, от пребывания на фирме, от контактов с теми, кто их окружает в повседневной деловой обстановке. Признание позволяет человеку поверить в надежность и стабильность положения фирмы, получить удовлетворение от своего статуса, от положения в коллективе. Наконец, признание позволяет каждому почувствовать свою индивидуальность и стремиться к дальнейшему ее развитию. Существует несколько форм стимулирования труда работников.

1 Материальные компенсации за повышенные затраты труда. Они могут осуществляться в различных формах. Заработная плата, материальные компенсации могут принимать форму различного рода комиссионных, предоставления возможностей покупки акций по номиналу и участие в прибылях. Видом материальных компенсаций могут быть различного рода социальные гарантии — оплата обучения, медицинского обслуживания, питания за счет фирмы и т. п.

2. Денежное вознаграждение за высокие результаты труда, крупные инженерные и научные достижения, имеющие для фирмы решающее значение, за предложения, связанные с предотвращением появления различных проблем. Премии совсем не обязательно должны быть большими, главное — неожиданными и такими, чтобы о них знали все.

3 Повышение в должности. Но оно влияет лишь на тех, кто делает карьеру, а таких не может быть много вследствие ограниченности вакансий.

4 Поощрение свободным временем.

5. Общественное признание заслуг коллектива и отдельных работников через широкую информацию о них в многотиражной печати и на специальных стендах, вручение памятных знаков и грамот, объявление благодарности на собраниях, награждение туристическими поездками, билетами.

6. Личное признание руководством фирмы или подразделения.

Приведем несколько полезных советов по поводу эффективной мотивации работников, которые дают американские ученые Д. Янкелович и Д. Имервер. Они считают, что вознаграждение должно быть непосредственно связано с деятельностью, которая приводит к повышению- эффективности работы фирмы в целом. При этом каждый работник должен явным образом получать «свою» долю заработанного. За результаты работы, превышающие средний уровень, людям необходимо выражать публичное- ощутимое признание. При этом следует избегать столкновения интересов сотрудников и их противоречий с целями фирмы. Рекомендуется поощрять подчиненных к разработке совместно с руководителями тех показателей, по которым их будут потом оценивать. Но при этом не стоит создавать значительного разрыва между обещаниями руководства и фактическим вознаграждением сотрудников, создавать особые привилегии для начальства, увеличивая и без того большой разрыв между ним и теми, кто действительно выполняет повседневную работу.

38. Методы управления персоналом. Методы управления персоналом — это способы воздействия на коллективы отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе функционирования организации.

Традиционно выделяют три группы методов управления персоналом:

· административные;

· экономические;

· социально-психологические.

Административные методы управления персоналом

Группа административных методов базируется на применении власти и нормативном обеспечении трудовой деятельности. Административные методы управления реализовываются в форме организационного и нормативного воздействия.

Организационное воздействие включает в себя:

организационное регламентирование (разработка положений о подразделениях, определяющих их функции, права и обязанности, разработка штатного расписания);

организационное нормирование (разработка различных нормативов, например, трудовых (разряды, ставки), нормативы рентабельности, правила внутреннего распорядка и т.д.);

организационно-методическое инструктирование (должностные инструкции методические указания к выполнению работ, рабочие инструкции и т.д.).

Акты организационного нормирования и организационно-методического инструктирования являются нормативными.

Распорядительное воздействие выражается в форме приказа, распоряжения или указания, которые являются правовыми актами ненормативного характера. Они издаются в целях придания юридической силы управленческим решениям. Приказы издаются линейным руководителем организации, распоряжения и указания — руководителями подразделений.

Приказ — это письменное или устное требование руководителя решить определенную задачу.

Распоряжение — это письменное или устное требование к подчиненным решить отдельные вопросы, связанные с поставленной задачей.

Экономические методы управления персоналом

Под экономическими методами понимают элементы экономического механизма, с помощью которого обеспечивается функционирование и развитие организации. Роль экономических методов управления персоналом заключается в мобилизации трудовых ресурсов на достижение определенного результата.

Здесь важнейшим методом является мотивация трудовой деятельности, заключающая в большинстве случаев в материальном стимулировании работников. Основным мотивационным фактором, как правило, является заработная плата. Кроме того, существенный инструментарий управления персоналом представляет собой система выплат, надбавок, льгот и т.д., предоставляющая дополнительные экономические рычаги воздействия на мотивацию сотрудников. Также к экономическим методам можно отнести элементы социального обеспечения сотрудников (например, оплата питания, проезда, отдыха, предоставление различных видов страхования, в том числе медицинского и т.д.).

Применение экономических методов должно строго базироваться на их окупаемости. Это означает, что инвестирование средств в материальное стимулирование сотрудников должно принести прибыль организации за счет повышения качества выполняемых работ в планируемом периоде.

Социально-психологические методы управления персоналом

Социально-психологические методы управления персоналом основаны на использовании закономерностей социологии и психологии и заключаются преимущественно в воздействии на интересы личности, группы, коллектива. Для осуществления воздействия на отдельную личность используются психологические методы, для воздействия на группу, коллектив — социологические.

К наиболее важным результатам применения психологических методов можно отнести минимизацию психологических конфликтов (скандалов, обид, стрессов и т.д.), управление формированием карьеры на основе психологических особенностей каждого сотрудника, обеспечение здорового климата, формирование организационной культуры на основе норм поведения и образа идеального сотрудника.

Социологические методы позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров, связать мотивацию с результатами трудовой деятельности, обеспечить эффективные коммуникации, разрешить производственные конфликты. Социологические методы также являются научным инструментарием в работе с персоналом и позволяют собрать необходимые данные для подбора, оценки, расстановки и обучения персонала, а также обоснованно принимать кадровые решения. Инструментарий социологических методов составляет анкетирование, интервьюирование, социометрический метод, метод наблюдения и т.д.

Методы управления персоналом также можно классифицировать по признаку принадлежности к функциям управления (нормирования, планирования, организации, координации, стимулирования, контроля, анализа, учета). По этому признаку выделяются методы:

ü обеспечения организации персоналом;

ü оценки персонала;

ü организации оплаты труда;

ü управления карьерой;

ü профессионального обучения;

ü управления дисциплинарными отношениями;

ü обеспечения безопасных условий труда.

 

39. Система государственного регулирования бизнеса. Государство всегда активно вмешивалось в деятельность предпринимателя, никогда не выступая в качестве стороннего наблюдателя или арбитра.

Необходимость государственного воздействия определяется такими требованиями охраны публичных интересов, как:

обеспечение государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии;

формирование государственного бюджета;

защита окружающей среды и пользование природными ресурсами;

обеспечение занятости населения;

обеспечение безопасности и обороны страны;

реализация свободы предпринимательства и конкуренции, обеспечение защиты от монополизма;

соблюдение правопорядка во внешнеэкономической деятельности предпринимателей и иностранном инвестировании.

Применяются предусмотренные законодательством и создаваемые практикой формы и методы, которые подразделяются на две группы. ервую группу составляют формы и методы, распространяемые на предпринимательские организации, создаваемые органами государства и местного самоуправления соответственно на базе государственной и муниципальной собственности. Специфика данной группы форм и методов заключается в том, что они отражают субординацию взаимоотношений между властными структурами и подчиненными им субъектами предпринимательской деятельности.

Вторая группа форм и методов воздействия государственных органов и органов местного самоуправления применяется к предпринимательским организациям, которые не находятся в государственной и муниципальной собственности.

Некоторые из методов данной группы являются административно-правовыми. Речь идет о государственной регистрации субъектов предпринимательства, лицензировании отдельных видов деятельности, регистрации и выдаче патентов на объекты интеллектуальной собственности. Государственное регулирование охватывает все направления общественного производства. Однако первоочередное внимание уделяется регулированию отношений собственности и предпринимательства, инвестиций и структурной перестройки отраслей материального производства, социального развития и рынка труда, финансового рынка и денежного оборота, территориальных пропорций и региональных рынков, природопользования, внешнеэкономической деятельности. Эти вопросы составляют основное содержание государственного регулирования экономики. В то же врем, учитывая имеющиеся особенные условия реформирования, развязываются острые экономические и социальные проблемы, в частности, структурные превращения, технологические обновления, преодоления кризисных явлений. Целью государственного регулирования предпринимательской деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод. В обобщенном виде в задачи государственного регулирования входят:

- разработка, принятие и контроль за законодательством, обеспечивающим правовую основу и защиту интересов предпринимателей;

- повышение эффективности государственного регулирования и снижение соответствующих издержек;

- ослабление прямых форм вмешательства и бюрократического контроля за деятельностью предприятий;

- создание условий для свободной и добросовестной конкуренции на рынке, свободного перемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках, контроль за соблюдением правил конкуренции;

- обеспечение товарно-денежного и бюджетного равновесия посредством финансовой, налоговой, процентной политики и управления денежной эмиссией;

- сочетание текущих и перспективных направлений развития экономики: структурно-инвестиционной политики и научно-технической политики;

- содействие долговременному росту накопления капиталов и стабильному развитию, сдерживание инфляции экономическим путем, снятие ограничений административного регулирования хозяйственной сферы деятельности;

- обеспечение свободного передвижения рабочей силы и соблюдения норм трудового законодательства, регулирование частного найма и порядка оплаты труда;

- поддержание социального равновесия и приемлемого для большинства населения уровня дифференциации и распределения доходов

Регулирование предпринимательской деятельности представляет государственно-правовое воздействие в отношении субъектов хозяйствования с целью недопущения, изменения или прекращения хозяйственной деятельности или поддержания ее в соответствующем состоянии. Например, запрет определенных видов хозяйственной деятельности (в виде запрета строительства экологически вредных объектов)

Формирование системы государственного регулирования предпринимательства идёт по многим направлениям. Рассмотрим некоторые из них.

1. Формирование системы правового обеспечения функционирования и развития предпринимательства. На этом этапе важно обеспечить высокое качество законодательных актов: исключить между ними противоречия, по возможности превратить их в законодательные акты прямого действия, предусмотреть механизм их реализации, гарантии прав предпринимателей, экономическую и другие стороны ответственности при их нарушении.

2. Формирование финансового обеспечения и поддержки современного предпринимательства. Такая система требует качественного совершенствования политики налогообложения, кредитования, страхования, финансирования, амортизации и т.д.

3. Формирование системы инфраструктурного обеспечения предпринимательства в целом, которое подразумевает создание фондов и центров поддержки предпринимательства, сети по подготовке кадров, маркетинговых центров, бизнес-центров и бизнес-инкубаторов, информационную поддержку предпринимателей.

40. Налоговое регулирование бизнеса. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства и играют одну из важнейших ролей в государственном регулировании экономики. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. Отсюда возникает главная распределительная функция налогов, выражающая их сущность как особого централизованного (фискального) инструмента распределительных отношений.

Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций государства. Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.

Другая функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.

Регулирующая функция налогов состоит в том, что государство, изменяя условия налогообложения, вводя одни налоги и отменяя другие, применяя систему налоговых ставок, льгот, штрафов, способствует решению важнейших социально-экономических проблем.

Перераспределительная функция налогов проявляется в том, что с помощью налоговой системы государство перераспределяет национальный доход (аккумулированный в госбюджете) в пользу тех или иных групп населения. Это достигается установлением прогрессивных ставок налогообложения, различных льгот и налоговых вычетов для граждан, нуждающихся в социальной защите. осударственное регулирование экономики опирается на соответствующие рычаги управления. Одним из таких рычагов выступают налоги. Это объясняется тем, что вмешательство в экономическую жизнь предполагает не только издания государственных нормативных актов, определяющих правила ведения предпринимательской деятельности, но и непосредственное изъятие у хозяйствующих субъектов части имеющихся у них имущества и средств, с целью возврата его в хозяйство, правда, со смещением отраслей и социальных групп населения. Таким образом, налоги играют важную роль в процессе перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода. В ходе распределения и перераспределения ВВП реализуется фискальная и регулирующая функции налогов. Государство формирует доходы и целенаправленно воздействует на экономику.

налоговое регулирование - это воздействие, осуществляемое путем изъятия у хозяйствующих субъектов или индивидуальных потребителей части находящейся в их руках стоимости, то есть путем уменьшения возможностей их производственного и непроизводственного потребления. Налоги воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота. Если при выполнении своей фискальной функции они оказывают влияние лишь при смене капитала из его товарной в денежную форму и наоборот, то система налогового регулирования, ко всему прочему, воздействует и на стадии производства, и на стадии потребления. Это позволяет государству контролировать массовый спрос и предложение не только товаров, но и капиталов, так как доход является основой спроса населения и конечным результатом функционирования капитала в фазе производства.

Наиболее распространены следующие методы налогового регулирования:

o изменение массы налоговых поступлений;

o замена одних способов или форм обложения другими;

o дифференциация ставок налогов;

o изменение налоговых льгот и скидок;

o изменение сфер распространения налогов и др.

Налоговое регулирование призвано активно влиять на структуру общественного воспроизводства. С помощью налогового механизма государство создает необходимые условия для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях, определяющих научно-технический прогресс, а также в малорентабельных, но жизненно необходимых сферах производства и услуг.

Налоговый механизм используется для выравнивания регионального уровня развития страны, стимулируя ускоренный рост в экономически слабо развитых районах путем частичного или полного освобождения от налогов находящихся там предприятий, предоставления им возможности ускоренного списания на издержки производства основных средств и т.д.

Налоговое регулирование затрагивает и социальную сферу. Это относится к экологии, социальной инфраструктуре, социальной защите населения. Расходы фирм, инвестирующих подобного рода мероприятия, как правило, исключаются из налогооблагаемой прибыли.

 

Наряду с другими элементами налогообложения налоговая льгота устанавливается в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.

Распространены следующие виды налоговых льгот:

необлагаемый минимум объекта налога;

изъятие из обложения определенных элементов объекта налога (например, затрат на НИОКР);

освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков (например, инвалидов);

понижение налоговых ставок;

вычет из налоговой базы (налоговый вычет);

изменение срока уплаты налогов и сборов (в виде отсрочки, рассрочки, налогового кредита);

списание безнадежных долгов по налогам.

Таким образом, у большинства компаний на выплату налогов уходит доля прибыли меньшая, чем ставка налогообложения. В первую очередь, благодаря различным вышеперечисленным налоговым льготам. Во-вторых, компании легально могут уменьшать размер подлежащей налогообложению суммы за счет увеличения отчислений в необлагаемые налогом фонды (амортизационный и др.). В-третьих, компании с небольшим оборот во многих странах облагаются более низким налогом. В-четвертых, в ряде стран налог на прибыль корпораций может выплачиваться не только отдельной фирмой, но и ее материнской компанией (если фирма входит в группу компаний), что на практике позволяет снизить налоговую базу компаний, входящих в группу. В-пятых, почти всюду действует система покрытия убытков компании за счет ее прибылей нескольких предшествующих лет или будущих прибылей.

41. Таможенный кодекс. Таможенные пошлины и их виды. К таможенным платежам и налогам относятся:

1) ввозная таможенная пошлина;

2) вывозная таможенная пошлина;

3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на территорию Республики Казахстан;

4) акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;

5) таможенные сборы (таможенный сбор за таможенное декларирование товаров, за таможенное сопровождение, плата за предварительное решение).

Виды ставок таможенных пошлин

Ставки таможенных пошлин подразделяются на следующие виды:

1) адвалорные - установленные в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;

2) специфические - установленные в зависимости от физических характеристик в натуральном выражении (количества, массы, объема или иных характеристик);

3) комбинированные - сочетающие виды, указанные в подпунктах 1) и 2)

Рассмотрим формулы расчета по каждой ставке, на примере таможенной пошлины.

Расчет суммы таможенной пошлины, исчисляемой по адвалорной (процентной) ставке, производится по формуле:

ТС х АС = ТП, где:

ТС - таможенная стоимость товаров, определяемая в соответствии с действующим таможенным законодательством;

АС - адвалорная ставка таможенной пошлины;

ТП - сумма таможенной пошлины.

Расчет суммы таможенной пошлины, исчисляемой по специфической ставке, производится по формуле:

К х СП = ТП, где:

К - количество облагаемых единиц товара;

СП - специфическая ставка таможенной пошлины;

ТП - сумма таможенной пошлины.

При применении комбинированной ставки таможенной пошлины в виде:

одновременного применения адвалорной и специфической ставок таможенных пошлин (например: 10% + 1 ЕВРО/кг) подлежащая уплате сумма таможенной пошлины складывается из сумм таможенных пошлин, исчисленных по адвалорной и специфической ставкам;

выбора максимальной расчетной суммы (например: 10%, но не менее 1 ЕВРО/кг), в этом случае, для определения суммы таможенной пошлины, подлежащей к уплате, осуществляется расчет суммы таможенной пошлины по адвалорной и специфической ставкам, а уплачивается большая из полученных сумм.

Ввозные таможенные пошлины

Ввозные таможенные пошлины являются диффеpенциpованными, их ставки пpименяются в соответствии с таможенным таpифом Республики Казахстан.

Вывозные таможенные пошлины

Вывозные таможенные пошлины начисляются на товаpы и иные пpедметы по ставкам, пpедусмотpенным таможенным таpифом Республики Казахстан.

Сезонные таможенные пошлины

На отдельные товаpы и иные пpедметы могут устанавливаться сезонные ввозные и вывозные таможенные пошлины на сpок не более четыpех месяцев с момента их установления.

Особые виды таможенных пошлин

В исключительных случаях пpи ввозе на таможенную теppитоpию Республики Казахстан и вывозе за пpеделы этой теppитоpии товаpов могут пpименяться:

- специальные таможенные пошлины;

- антидемпинговые пошлины;

- компенсационные пошлины.

пециальные таможенные пошлины пpименяются:

- в качестве защитной меpы, если товаpы ввозятся на таможенную теppитоpию Республики Казахстан в таких количествах или на условиях, котоpые наносят или угpожают нанести ущеpб отечественным пpоизводителям подобных или непосpедственно конкуpиpующих товаpов;

- как меpа пpедупpеждения в отношении участников внешнеэкономических связей, наpушающих интеpесы Республики Казахстан в этой области, а также как меpа пpесечения недобpосовестной конкуpенции в случаях, опpеделяемых законодательством Республики Казахстан;

- как ответная меpа на дискpиминационные действия пpотив Республики Казахстан отдельных стpан и их союзов.

Ставка специальной пошлины устанавливается в каждом отдельном случае.

Антидемпинговые пошлины

Антидемпинговые пошлины пpименяются в случаях:

- ввоза на таможенную теppитоpию Республики Казахстан товаpов по цене существенно более низкой, чем их конкуpентная цена в стpане экспоpта в момент этого экспоpта, если такой ввоз наносит или угpожает нанести ущеpб отечественным пpоизводителям подобных или непосpедственно конкуpиpующих товаpов, либо пpепятствует оpганизации или pасшиpению пpоизводства подобных товаpов в Республике Казахстан;

- вывоза за пpеделы таможенной теppитоpии Республики Казахстан товаpов по цене существенно более низкой, чем цены остальных экспоpтеpов, подобных или непосpедственно конкуpиpующих товаpов в момент этого вывоза, если такой вывоз наносит или угpожает нанести ущеpб интеpесам pеспублики.

Ставка антидемпинговой пошлины не может пpевышать pазницы между конкуpентной оптовой ценой объекта демпинга в стpане экспоpта в момент этого экспоpта и ценой его ввоза на таможенную теppитоpию Республики Казахстан или ценой объекта демпинга из Республики Казахстан и сpедней ценой pеспубликанского экспоpта подобных или непосpедственно конкуpиpующих товаpов в тот же пеpиод вpемени.

Компенсационные пошлины

Компенсационные пошлины пpименяются в случаях:

- ввоза на таможенную теppитоpию Республики Казахстан товаpов, пpи пpоизводстве или экспоpте котоpых пpямо или косвенно использовалась субсидия, если такой ввоз наносит или угpожает нанести ущеpб pеспубликанским пpоизводителям подобных или непосpедственно конкуpиpующих товаpов либо пpепятствует оpганизации и pасшиpению пpоизводства подобных товаpов в Республике Казахстан;

- вывоза за пpеделы таможенной теppитоpии Республики Казахстан товаpов, пpи пpоизводстве или экспоpте котоpых пpямо или косвенно использовалась субсидия, если такой вывоз наносит или угpожает нанести ущеpб интеpесам Республики Казахстан.

Ставка компенсационной пошлины не может пpевышать выявленного pазмеpа субсидий.

Таможенная пошлина вносится в pеспубликанский бюджет



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 390; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.062 с.)