Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность предпринимательского риска. Классификация предпринимательских рисков.

Поиск

Предпринимательский риск — это риск, возникающий при любых видах деятельности, связанной с производством продукции, товаров и услуг, их реализацией и т. д. Законодательно установлено, что предпринимательская деятельность является рисковой, то есть действия участников предпринимательства в условиях сложившихся рыночных отношений, конкуренции, функционирования всей системы экономических законов не могут быть с полной определенностью рассчитаны и осуществлены. Многие решения в предпринимательской деятельности приходится принимать в условиях неопределенности, когда необходимо выбирать направление действий из нескольких возможных вариантов, осуществление которых сложно предсказать (рассчитать, как говорится, на все сто процентов).

Риск присущ любой сфере человеческой деятельности, что связано с множеством условий и факторов, влияющих на положительный исход принимаемых людьми решений. Исторический опыт показывает, что риск недополучения намеченных результатов особенно стал проявляться при всеобщности товарно-денежных отношений, конкуренции участников хозяйственного оборота. Поэтому с возникновением и развитием капиталистических отношений появляются различные теории риска, а классики экономической теории уделяют большое внимание исследованию проблем риска в предпринимательской деятельности.В процессе своей деятельности предприниматель может столкнуться с различными видами рисков: производственным, коммерческим, финансовым, рыночным и т.д. Для удобства анализа риски принято классифицировать. Так, в зависимости от фактора возникновения риски делятся на три большие группы:

природно-климатические;

политические;

хозяйственные.

Природно-климатические риски связаны с проявлением стихийных сил природы, таких как землетрясение, наводнение, буря, эпидемия и т.п.

Политические риски связаны с политической ситуацией в стране и деятельностью государства.

Хозяйственные риски связаны с деятельностью отдельного предприятия.

Исходя из иных оснований классификации, риски подразделяют:

по длительности воздействия:

ü временные;

ü постоянные;

по природе возникновения:

ü связанные с хозяйственной деятельностью;

ü связанные с личностью предпринимателя;

ü связанные с недостатком информации о внешней среде;

по сфере возникновения:

ü внутренние;

ü внешние;

по возможности страхования:

ü страхуемые;

ü нестрахуемые.

по масштабам:

ü локальные;

ü глобальные;

по ожидаемым результатам:

ü статистические (простые);

ü динамические (спекулятивные);

по степени допустимости:

ü допустимые;

ü критические;

ü катастрофические;

по степени обоснованности:

ü правомерные;

ü неправомерные.

В зависимости от возможного результата все риски можно разделить на две большие группы: чистые и спекулятивные.

Чистые риски - это риски получения только отрицательного или нулевого результата. К ним относятся природно-климатические, политические и часть хозяйственных рисков.

Спекулятивные риски - это риски получения как отрицательного, так и положительного результата. К таким рискам относится большинство хозяйственных рисков. Так, инфляционный риск может привести не только к потерям, но и к увеличению реального дохода (например, если цена, по которой предприятие закупает товар, растет медленнее темпов инфляции).

В зависимости от источников возникновения все хозяйственные риски также могут быть разделены на две группы:

зависящие от хозяйственной деятельности предприятия;

не зависящие от хозяйственной деятельности предприятия.

Риски, не зависящие от деятельности предприятия, называются систематическими, или рыночными. Они связаны с такими факторами, действие которых невозможно изменить или ограничить (природно-климатические условия, общественные отношения, социальные условия, законодательство и др.). Этим рискам подвержены все участники рынка. Они могут быть обусловлены сменой отдельных стадий экономического развития страны, принятием политических решений по отдельным вопросам экономики, изменением конъюнктуры рынка и т.п. К рискам данной группы относятся валютный, процентный, инфляционный и (частично) инвестиционный риски.

Риски, зависящие от деятельности предприятия, принято называть несистематическими (специфическими). Они зависят от принимаемых управленческих решений, от практического опыта и квалификации менеджеров предприятия, их приверженности к рисковым хозяйственным операциям, которые имеют высокую норму прибыли, но и большую вероятность потерь. Негативные последствия подобных рисков можно предотвратить за счет эффективного управления.

В зависимости от этапа решения проблемы различают риски:

ü в области принятия решений;

ü в области реализации решения.

43. Факторы, влияющие на уровень предпринимательского риска. Предпринимательские риски могут возникнуть при осуществлении деятельности в результате влияния многочисленных факторов. Под внешними факторами понимаются те условия, которые предприниматель не может изменить, но должен учитывать, поскольку они сказываются на состоянии его дел. Внешние факторы, влияющие на уровень предпринимательского риска, подразделяются на две группы: факторы прямого воздействия и факторы косвенного воздействия. Факторы прямого воздействия непосредственно влияют на результаты предпринимательской деятельности и уровень риска. Факторы косвенного воздействия могут не оказывать прямого влияния на предпринимательскую деятельность и уровень риска, но способствуют его изменению.

Факторы прямого воздействия Факторы косвенного воздействия
Законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность Политические условия
Налоговая система Экономическая обстановка в стране
Взаимоотношения с партнерами Экономическое положение отрасли
Конкуренция предпринимателей Международные события
Коррупция и рэкет Стихийные бедствия
Непредвиденные действия государственных органов и учреждений  

К внутренним факторам предпринимательского риска относятся:

ü сам предприниматель, его компетентность, уровень знаний, уровень личных притязаний;

ü личностные характеристики предпринимателя как собственника фирмы;

ü состав партнеров, создающих собственное дело, их деловая активность, преданность общему бизнесу;

ü состав наемных работников, их квалификация и материальное стимулирование;

ü уровень предпринимательской культуры;

ü защита предпринимательской тайны;

ü организация управления и производства;

ü проведение маркетинговых исследований и изучение рынка;

ü уровень платежеспособности организации и своевременность расчетов с кредиторами и бюджетами всех уровней;

ü качество продукции (работ, услуг);

ü строгое соблюдение законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, и др.

 

43. Факторы, влияющие на уровень предпринимательского риска.

Предпринимательские риски могут возникнуть при осуществлении деятельности в результате влияния многочисленных факто­ров.

Риски могут возникать вследствие внутренних решений или вследствие воздействия внешней предпринимательской среды.

Анализ современного состояния экономики позволяет выде­лить следующие причины, приводящие к появлению предпринимательских рисков:– экономический кризис;– рост криминализации общества;– высокие темпы инфляции;– политическая нестабильность;– необязательность и безответственность хозяйствующих субъектов;– нечеткость и непрерывная изменяемость законодательных и нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность;– отсутствие реального предпринимательского права, что препятствует снижению общего уровня риска;– отсутствие персональной ответственности значительной час­ти предпринимателей за результаты своей деятельности, что увеличивает «моральный» риск любой сделки;– зависимость предпринимателя от уголовного мира, неспособность и нежелание правоохранительных органов защитить его;– чрезмерное вмешательство политиков в экономику;– увеличение аппарата управления на федеральном и региональном уровнях;– неустойчивое налоговое законодательство;– недобросовестная конкуренция;– низкий уровень образования предпринимателей по пробле­мам рынка и предпринимательства и др.

Существуют внешние и внутренние факторы:

Внешние факторы, влияющие на уровень предпринимательско­го риска, подразделяются на две группы: факторы прямого воздей­ствия и факторы косвенного воздействия. Факторы прямого воз­действия непосредственно влияют на результаты предприниматель­ской деятельности и уровень риска. Факторы косвенного воздейст­вия не могут оказывать прямого влияния на предпринимательскую деятельность и уровень риска, но способствуют его изменению.

Не менее многочисленны и внутренние факторы, влияющие на уровень предпринимательского риска. В экономической литерату­ре выделяют четыре группы таких факторов:

– стратегия фирмы;

– принципы деятельности фирмы;

– ресурсы и их использование;

– качество и уровень использования маркетинга.

Эти группы факторов включают в себя десятки конкретных действий в каждой фирме. Очень велико влияние на степень рис­ка таких факторов, как отсутствие профессионального опыта руководителя предприятия, слабые общеэкономические знания персонала, финансовые просчеты, плохая организация труда, утечка конфиденциальной информации по вине служащих, плохая приспосабливаемость предприятия к переменам в окружающей рыночной среде, недостаток знаний в области маркетинга и др.

 

 

44.. Страхование и его виды.

Страхование - это отношение по защите имущественных интересов хозяйствующих субъектов и граждан при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий).

Страхование представляет собой экономическую категорию, более точнее - финансовую категорию. Его сущность заключается в распределении ущерба между всеми участниками страхования. Это своего рода кооперация по борьбе с последствиями стихийных бедствий и противоречиями, возникающими внутри общества из-за различия имущественных интересов людей, вступивших в производственные отношения.

 ОГПО автовладельца

 Добровольное автострахование

 Страхование от несчастного случая

 Страхование жизни

 Страхование детей

 Медицинское страхование

 Медицинское страхование выезжающих за границу

 Страхование имущества

 Страхование ГПО работодателя

 Страхование строительно-монтажных работ

 Страхование грузов

 Страхование нефтяных операций

 Страхование водного транспорта

 Страхование воздушного транспорт

 Страхование Ж/Д транспорта

 Страхование ГПО перевозчика

 Добровольное титульное страхование

 Обязательное страхование в растениеводстве

 Обязательное страхование экологических рисков

 Страхование опасных объектов

 Страхование финансовых рисков

 Добровольное страхование гарантий и поручительств

 Добровольное страхование займов

 Страхование от прочих финансовых убытков

 ГПО перед таможенными органами

 ГПО оценочных организаций

 ГПО охранных организаций

 Страхование ОГПО аудиторских организаций

 Страхование ОГПО частных нотариусов

 Страхование ОГПО туроператора и турагента

 Взаимное страхование

 

45 Методы нейтрализации предпринимательских рисков.

После выявления рисков, с которыми может столкнуться фир­ма в процессе осуществления предпринимательской деятельности, после определения факторов, оказывающих влияние на уровень риска, и после проведения оценки рисков, а также выявления свя­занных с ними потенциальных потерь перед предпринимательской фирмой стоит задача разработки программы минимизации выяв­ленных рисков, т.е. специалист по риску должен принять решение о выборе наиболее приемлемых механизмов нейтрализации пред­принимательских рисков.

Предпринимательская фирма в процессе осуществления произ­водственно-хозяйственной деятельности может отказаться от со­вершения финансовых операций или от вида деятельности, свя­занных с высоким уровнем риска, т.е. уклониться от риска. Данное направление нейтрализации рисков является наиболее простым и радикальным. Оно позволяет полностью избежать потенциальных потерь, связанных с предпринимательским рисками, но с другой стороны, не позволяет и получить прибыли, связанные с рискованной деятельностью. Кроме этого, в отдельных случаях уклонение от риска может быть просто невозможным, а избежание одно го вида риска может привести к возникновению других. Поэтому, как правило, данный способ применим лишь в отношении очень серьезных и крупных рисков.

Решение об отказе от определенных предпринимательских рисков может быть принято как на предварительной стадии принятии решения, так и позднее, путем отказа от дальнейшего осуществления деятельности, в том случае, если риск оказался выше предполагаемого. Однако большинство решений об избежание риска принимается на предварительной стадии принятия решения, так как отказот продолжения деятельности часто влечет значительные финансовые и иные потери для фирмы, а иногда затруднителен в связи с контрактными обязательствами предпринимательской фирмы.

Применение такого метода нейтрализации финансовых риском, как уклонение от риска, эффективно при выполнении определенных условий:

1) отказ от одного вида предпринимательского риска не влечет за собой возникновение других видов рисков более высокого или однозначного уровня;

2) уровень риска намного выше уровня возможной доходности предпринимательской сделки или деятельности в целом;

3) финансовые потери по данному виду риска предпринимательская фирма не имеет возможности возместить за счет собственных финансовых средств, так как эти потери слишком высоки.

Естественно, что не от всех видов предпринимательских риском фирма может уклониться, большую часть из них она «принимает на себя», т.е. сознательно идет на риск и занимается бизнесом до тех пор, пока убытки от последствий наступивших рисков не приведут к невосполнимым потерям. Некоторые риски принимаются, так как несут в себе потенциал возможной прибыли, другие принимаются в силу своей неизбежности.

При принятии риска на себя основной задачей является изыс­кание источников необходимых ресурсов для покрытия возможных потерь. В данном случае потери покрываются из любых ресурсом, оставшихся после наступления предпринимательского риска и как следствие — наступление потерь. Если оставшихся ресурсов у фирмы недостаточно, то это может привести к сокращению объемов бизнеса.

Ресурсы, имеющиеся в распоряжении предпринимательской организации для покрытия потери, можно разделить на две группы:

1. ресурсы внутри самого бизнеса;

2. кредитные ресурсы.

Следующий возможный метод нейтрализации рисков, возника­ющих в процессе осуществления предпринимательской деятельности фирмы, — это передача, или трансферт, риска партнерам по отдельным сделкам или хозяйственным операциям путем заключения контрактов. При этом хозяйственным партнером передается часть предпринимательских рисков фирмы, по которой они имею больше возможностей нейтрализации их негативных последствий и, как правило, располагают более эффективными способами внутренней страховой защиты. В современной практике управления рисками получили распространение следующие основные направления передачи финансовых рисков.

1. Передача рисков путем заключения договора факторинга. Предметом передачи в данном случае является кредитный риск предпринимательской фирмы, который в преимущественной его долг передается коммерческому банку или специализированной факторинговой компании, что позволяет фирме в существенной стелет нейтрализовать негативные финансовые последствия кредитного риска.

2. Передача риска путем заключения договора поручительства. В силу договора поручитель обязывается перед кредитором третьего лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или частично. При неисполнении или ненадлежащем исполнении должником обеспеченного поручительством обязательства поручитель и должник отвечают перед кредитором солидарно. Предпринимательская фирма использует поручительства для привлечения заемного капитала и при этом несет ответственность перед поручителем за четкое исполнение договора поручительства. Таким образом, фирма-кредитор передает риск невозврата кредита и связанные с этим потери поручителю.

Существует еще один вид гаранта — это банковская гарантия. Это письменное обязательство кредитной организации, выданное по просьбе другого лица-принципала, уплатить кредитору принципала-бенефициару в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования об ее уплате. Банковская гарантия позволяет предпринимательской фирме избежать рисков при заключении сделок с оплатой в будущем или по факту предоставления услуг, оказании работ, отгрузки товаров.

3. Передача рисков поставщикам сырья и материалов. Предметом передачи в данном случае являются прежде всего риски, связанные с порчей или потерей имущества в процессе их транспорта потери, связанные с падением рыночной цены продукции, нес предпринимательская фирма, даже если подобное падение вызвано задержкой в доставке груза.

4. Передача рисков путем заключения биржевых сделок. Этот мет передачи риска осуществляется путем хеджирования и будет рассмотрен далее как самостоятельный метод нейтрализации рисков. В целом же передача риска происходит, если в заключение сторонами контракте существует специфическое положение относительно передачи конкретных (или всех) предпринимательских рисков контрагенту. Сторона, принявшая на себя риск, обычно вторично передает его, заключив договор страхования ответственности.

Страхование вероятных потерь служит не только надежной защитой от неудачных решений, что само по себе очень важно, также повышает ответственность руководителей предпринимательской фирмы, принуждая их серьезнее относиться к разработке принятию решений, регулярно проводить превентивные меры защиты в соответствии со страховым контрактом.

Еще одним методом минимизации или нейтрализации рисков является распределение риска путем объединения (с разной степенью интеграции) с другими участниками, заинтересованными успехе общего дела. Фирма имеет возможность уменьшить уровень собственного риска, привлекая к решению общих проблем в качестве партнеров другие предприятия и даже физические лица. Для этого могут создаваться акционерные общества, финансово-промышленные группы; предприятия могут приобретать или обмениваться акциями, вступать в различные консорциумы, ассоциации концерны.

Одним из эффективных методов нейтрализации рисков является диверсификация. В качестве основных форм диверсификация предпринимательских рисков фирмой могут быть использованы следующие:

1. Диверсификация предпринимательской деятельности фирмы, которая предусматривает использование альтернативных возможностей получения дохода от различных видов деятельнос­ти, непосредственно не связанных друг с другом. В таком случае, если в результате непредвиденных событий один вид де­ятельности окажется убыточным, другие будут приносить при­быль.

2.Диверсификация портфеля ценных бумаг. Данный вид диверси­фикации позволяет снижать инвестиционные риски, не уменьшая при этом уровень доходности инвестиционного портфеля.

3. Диверсификация программы реального инвестирования. В области формирования реального инвестиционного портфеля фирме рекомендуется отдавать предпочтение программам реализации нескольких проектов относительно небольшой капиталоемкости перед программами, состоящими из единственного крупного инвестиционного проекта.

4. Диверсификация кредитного портфеля. Направлена на снижение кредитного риска фирмы и предусматривает разнообразие покупателей продукции или услуг предпринимательской фирмы.

5. Диверсификация поставщиков сырья, материалов и комплектующих. В случае сбоя в поставках предпринимательской фирме не придется искать альтернативных поставщиков, а можно будет увеличить объемы закупок у других поставщиков.

6.Диверсификация покупателей продукции.

7. Диверсификация валютной корзины фирмы. Данный вид дивер­сификации предусматривает выбор нескольких различных ви­дов валют в процессе осуществления фирмой внешнеэконо­мических операций. В результате предпринимательская фирма имеет возможность минимизировать валютные риски.

Существуют еще так называемые упреждающие методы нейтра­лизации финансовых рисков. Эти методы, как правило, более тру­доемки, требуют обширной предварительной аналитической работы, от полноты и тщательности которой зависит эффективность их применения. К методам компенсации относятся:

• стратегическое планирование деятельности предприниматель­ской фирмы;

• обеспечение компенсации возможных финансовых потерь за сокращение перечня форс-мажорных обстоятельств в кон­трактах с партнерами;

• совершенствование управления оборотными средствами пред­приятия;

• сбор и анализ дополнительной информации о финансовом рынке;

• прогнозирование тенденций изменения внешней среды и конъюнктуры финансового рынка.

 

46 Пути увеличения прибыли.

Пути увеличения прибыли предприятия
Достижение высоких результатов работы предприятия предполагает управление процессом формирования, распределения и использования прибыли.

Управление включает анализ прибыли, ее планирование, и постоянный поиск возможностей увеличения прибыли.
На многих предприятиях существует подразделение экономических служб, которые занимаются постоянным анализом себестоимости, изыскивают пути ее снижения, чтобы получить прирост прибыли. Но в значительной мере эта работа обеспечивается инфляцией и ростом цен на исходное сырье и топливно- энергетические ресурсы. В условиях резкого роста цен и недостатка собственных оборотных средств у предприятий возможность прироста прибыли в результате снижения себестоимости исключена.
Увеличение объема реализации продукции в натуральном выражении при прочих равных условиях ведет к росту прибыли. Возрастающие объемы производства, пользующейся спросом, могут достигаться с помощью капитальных вложений, что требует направления прибыли на покупку более производительного оборудования, освоение новых технологий, расширение производства. Этот путь сейчас для многих предприятий затруднен или почти невозможен по причине инфляции, роста цен и недоступности долгосрочного кредита. Предприятие, располагающее средствами и возможностями для проведения капитальных вложений, реально увеличивают свою прибыль, если обеспечивают рентабельность инвестиций выше темпов инфляции.
Не требует капитальных затрат ускорение оборачиваемости оборотных средств, которое также ведет к росту объемов производства и реализации продукции. Однако инфляция достаточно быстро обесценивает оборотные средства, предприятиями на приобретение сырья и топливно-энергетических ресурсов направляется все большая их часть, неплатежи покупателей и требуемая предоплата отвлекают значительную часть средств из оборота покупателей.
В целом для предприятий России характерно снижение объемов производства в течение последних лет.
В этой ситуации, казалось бы, логично предположить резкое падение массы прибыли. Но статистические данные свидетельствуют об обратном. При росте затрат на производство продукции и снижения объемов ее выпуска прибыль растет вследствие постоянно повышающихся цен. Увеличение цены само по себе не является негативным фактором. Оно вполне обосновано, если связано с повышением спроса на продукцию, улучшением технико-экономических параметров и потребительских свойств выпускаемой продукции.
Поскольку прибыль от реализации продукции занимает наибольший удельный вес в структуре балансовой прибыли, то анализ факторов, ее определяющих, имеет значение для выявления резервов роста всей балансовой прибыли.
При стабильных экономических условиях хозяйствования основной путь увеличения прибыли от реализации продукции состоит в снижении себестоимости затрат. Особенно важно это для предприятий обрабатывающих отраслей, на которых удельный вес стоимости сырья в себестоимости существенно выше, чем на аналогичных предприятиях развитых стран, значителен вес отходов. В частности, в машиностроении удельный вес металлоотходов в общем, потреблении черных металлов на протяжении многих лет стабильно занимает более 20%, а удельный вес стружки в общем образовании металлоотходов -

45%. Это свидетельствует и о применении морально устаревшего оборудования.
В добывающих отраслях прирост прибыли достаточно сложно обеспечить в результате снижения себестоимости добычи полезных ископаемых из-за естественно-природных причин. В основном это может достигаться вследствие увеличения объемов добычи.
В отраслях, ориентированных на конечного потребителя решающее значение имеют объемы производства и реализации продукции, определяемые спросом, уровень себестоимости, но без ущерба для качества потребительских товаров.
На величину прибыли от реализации продукции влияют состав, и размер нереализованных остатков на начало, и конец периода. Значительная величина остатков приводит к неполному поступлению выручки и недополучению прибыли.
Резервом увеличения балансовой прибыли, может быть, прибыль, полученная от реализации основных фондов и иного имущества предприятия.

Если раньше операции, связанные с выбытием основных фондов, не оказывали заметного влияния на финансовые результаты, то теперь, когда предприятия вправе распоряжаться своим имуществом, имеет смысл освободиться от излишнего и не установленного оборудования, предварительно взвесив, что выгоднее – продать его или сдать в аренду.
Другие операции, например безвозмездная передача основных средств предприятию, не относятся на балансовую прибыль, а возмещаются из чистой прибыли, предназначенной на накопление.
Прибыль может быть получена от реализации нематериальных активов, имеющих спрос на рынке. Их продажная цена определяется способностью приносить доход. Для исчисления прибыли из продажной цены исключаются затраты, связанные с созданием или покупкой нематериальных активов с учетом расходов по их доведению до состояния, в котором они способны приносить доход.
Помимо факторов увеличения объема производства продукции, повышения цен продвижения продукции на незаполненные рынки, неумолимо выдвигается проблема снижения затрат на производство и реализацию этой продукции, снижения издержек производства.
В традиционном представлении важнейшими путями снижения затрат является экономия всех видов ресурсов, потребляемых в производстве: трудовых и материальных.
Так значительную роль в структуре издержек производства занимает оплата труда. Поэтому актуальна задача снижения трудоемкости выпускаемой продукции, роста производительности труда, сокращения численности административно-обслуживающего персонала.
Снижения трудоемкости продукции, роста производительности труда можно достичь различными способами. Наиболее эффективные из них – механизация и автоматизация производства, разработка и применение прогрессивных, высокопроизводительных технологий. Однако одни мероприятия по совершенствованию применяемой техники и технологии не дадут должной отдачи без улучшения организации производства и труда.
Материальные ресурсы занимают до 3/5 в структуре затрат на производство продукции. Отсюда понятно значение экономии этих ресурсов, рационального их использования. На первый план здесь выступает применение ресурсосберегающих технологических процессов. Немаловажно и повышение требовательности и повсеместное применение входного контроля за качеством поступающих от поставщиков сырья и материалов, комплектующих изделий и полуфабрикатов.
Сокращение расходов по амортизации основных производственных фондов можно достичь путем лучшего использования этих фондов, максимальной их загрузки. На зарубежных предприятиях рассматриваются также такие факторы снижения затрат на производство продукции, как определение и соблюдение оптимальной величины партии закупаемых материалов, оптимальной величины серии закупаемой в производство продукции, решение вопроса о том, производить самим или закупать у других производителей отдельные компоненты или комплектующие изделий.
Известно, что чем больше партия закупаемого сырья, материалов, тем больше величина среднегодового запаса и больше размер издержек, связанных со складированием этого сырья, материалов. Вместе с тем приобретение сырья и материалов крупными партиями имеет свои преимущества. Снижаются расходы связанные с размещение заказа на приобретаемые товары, с приемкой этих товаров, контролем за прохождением счетов и др. Таким образом, возникает задача определения оптимальной величины закупаемых сырье и материалов, чтобы избежать лишних затрат и увеличить прибыль.
Те же правила действуют при определении оптимальной величины серии запускаемой продукции. При производстве продукции значительным числом мелких серий издержки по складированию готовой продукции будут минимальными, за счет чего возрастет прибыль.
В сочетании с традиционными путями снижения затрат на производство продукции вновь возникшие факторы позволят в комплексе довести величину издержек производства до оптимального уровня, следовательно увеличить прибыль.
Прибыль может возрасти в результате увеличения производства продукции, повышения удельного веса изделий с более высокой рентабельностью, снижения себестоимости продукции, роста оптовых цен, при повышении качества выпускаемой продукции.
Ассортимент выпускаемой продукции оказывает непосредственное влияние на прибыль. При изменении структуры ассортимента в направлении повышения удельного веса изделий с более высокой рентабельностью обеспечивается дополнительный прирост прибыли.
Среди факторов, влияющих на прирост прибыли, ведущая роль принадлежит снижению стоимости продукции. Выбор путей сокращения текущих издержек производства основывается на анализе структуры себестоимости. Для материальных отраслей промышленности наиболее характерным путем является экономия материальных ресурсов, для трудоемких – улучшение использования основного капитала, для энергоемких – экономия топлива и электроэнергии.
При производстве продукции повышенного качества текущие издержки чаще всего возрастают. Однако в результате реализации этой продукции по повышенным ценам прибыль также возрастает.

 

47 Основные документы финансового анализа.

Основные документы, необходимые для проведения финансового анализа

 документы, свидетельствующие об учреждении и реги­страции должника и внесении изменений и дополнений в учредительные документы;

 сведения об аффилированных лицах;

 сведения об объектах залога (договора, перечни)

 сведения об объектах социальной сферы + расходы (затраты) по их содержанию, эксплуатации, сведения об избыточных активах

 документы, содержащие сведения о составе руковод­ства организации и сведения об изменениях руководящего состава за последние 3 года;

 план приватизации предприятия, устав

 свидетельства о постановке на налоговый учет и внесении в ЕГРЮЛ;

 аудиторское заключение за последний отчетный период (если есть);

 годовая бухгалтерская отчетность должника за последние три года, полугодовая и квартальная за весь период, с аналитической расшифровкой активов (ф.1 и ф.2);

 договора и иные документы, на основании которых про­изводилось отчуждение или приобретение имущества, повлекшие изменение в структуре активов, увеличение или уменьшение кредиторской задолженности, а также другие документы по сделкам или действиям, повлек­шим изменения в финансово-хозяйственном положе­нии должника за последние 3 года;

 перечни имущества (основные средства, с указанием года ввода, полного наименования (марки), балансовой и остаточной стоимости – за последние 3 года)

 расшифровка статьи «запасы»

 материалы крупных судебных разбирательств (за последние 3 года) (при наличии);

 материалы налоговых проверок должника (за последние 3 года);

 перечень дебиторов с указанием полного названия, величины (суммы), даты возникновения дебиторской задолженности и документы, подтверждающие дей­ствия по истребованию дебиторской задолженности

 справка, расшифровывающая состав внеоборотных активов (по статьям баланса), а также долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений (инвестиций);

 справка о задолженности перед бюджетом и внебюджет­ными фондами с раздельным указанием сумм основной задолженности, штрафов, пеней и иных финансовых санкций;

 список кредиторов должника с указанием основной суммы задолженности, штрафов, пеней и иных финан­совых санкций;

 сведения о производимой реструктуризации долгов предприятия;

 сведения о численности персонала предприятия за последние 3 года по подразделениям.

 Сведения о структуре предприятии за последние 3 года (кол-во подразделений, состав, численность – изменения)

 Сведения о средней зарплате на предприятии и зарплате руководителей за последние 3 года;

 справка о натуральных показателях выпуска производимой продукции (услуг) за последние 3 года, с разделением на виды продукции (услуг)

 справка о динамике цен на выпускаемую продукцию (услуги) за последние 3 года

 выполненные ранее отчеты по оценке (за последние 3 года) (по необходимости)

 сведения о структуре предприятия, наличии дочерних предприятий

 сведения о планируемых бизнес задачах (бизнес-планы, инвестпроекты)

 другие иные не указанные выше документы, необходимость рассмотрения которых может возникнуть в ходе проведения финансового анализа.

 

48 Показатели финансовой деятельности.

Наиболее важные показатели финансовой деятельности предприятий.

1. Прибыль (убыток) по состоянию на конец отчетного года – это финансовый результат, который выявлен на основе бухгалтерского учета всех финансовых операций предприятий и представляющий собой сумму прибыли (убытка) от продажи основных средств, продукции, работ, услуг, другого имущества предприятия и чистых доходов от внереализационных операций.

Данные по прибыли приводятся в статистике в фактических действующих ценах, по методологии иструктуре соответствующих лет.

2. Рентабельность характеризует эффективность деятельности предприятий. Рентабельность продукции определяется как отношение между величиной прибыли от продажи продукции и издержками на производство и реализацию продукции.

Рентабельность активов – это отношение прибыли к средней стоимости активов предприятия.

3. Оборотные средства предприятия – это авансированная в денежной форме стоимость, которая прини<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1776; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.237.231 (0.018 с.)