Правовые условия развития предпринимательства. (выделенное - дополнение). 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовые условия развития предпринимательства. (выделенное - дополнение).



Предпринимательская деятельность – это вид хозяйственной деятельности, представляющей собой самостоятельную, инициативную деятельность субъекта предпринимательской деятельности, направленную на получение прибыли (дохода). В свою очередь, хозяйственная деятельность – это один из видов экономической деятельности, осуществляемый в соответствии с правилами, установленными органами государственной власти и управления, а также хозяйствующими субъектами. Экономическая деятельность – это любая деятельность в сфере экономики, направленная на организацию, развитие производства, торговли, транспорта, услуг, бытового обслуживания и т.д. Экономическая деятельность находит свое выражение в процессе воспроизводства материальных и духовных благ, включающего производство, распределение, обмен и потребление.

В законодательстве РК вместо понятия «предпринимательская деятельность» введен термин «предпринимательство» (соответственно чему выделяются государственное и частное предпринимательство). Так, под «частным предпринимательством» понимается инициативная деятельность субъектов частного предпринимательства, направленная на получение дохода, основанная на собственности самих субъектов частного предпринимательства и осуществляемая от имени субъектов частного предпринимательства, за их риски и под их имущественную ответственность (п.5 ст.1 Закона РК о частном предпринимательстве).

Признаки предпринимательской деятельности следует отнести следующие: инициативность и самостоятельность предпринимательской деятельности; наличие собственности; рисковый характер; направленность на получение прибыли (дохода).

Инициативность и самостоятельность предпринимательской деятельности означают свободу выбора предпринимателем направлений и методов работы, независимое принятие решений, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, беспрепятственное осуществление прав, обеспечение их соблюдения, их судебную защиту. Предприниматель вправе самостоятельно определять любые, не противоречащие законодательству условия договора, устанавливать круг своих прав и обязанностей. Вместе с тем, инициативность и самостоятельность предпринимателя находят свое выражение в личном риске и личной имущественной ответственности.

Наличие собственности является основой осуществления предпринимателем своей деятельности. Согласно п. 4 ст. 26 Конституции РК каждый имеет право на свободное использование своего имущества для любой законной предпринимательской деятельности.

Рисковый характер предпринимательской деятельности обусловлен спецификой рыночных отношений. Риск предпринимательской деятельности включает в себя как риск невыполнения или ненадлежащего выполнения договорных обязательств контрагентом, так и риск гибели или порчи имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, неполучение возможных выгод, дохода от предпринимательской деятельности.

Важным признаком предпринимательской деятельности является извлечение прибыли, доходов, получение взаимовыгодных результатов. Прибыль может быть выражена как в виде денежных средств, так и в виде других материальных и нематериальных ценностей.

Систематичность предпринимательской деятельности означает, что данная деятельность не носит разовый характер и осуществляется в течение длительного или даже не определенного времени.

Наконец, признаком предпринимательской деятельности можно назвать ее легализованный характер, т.е. наличие у субъекта предпринимательской деятельности официального статуса предпринимателя, который приобретается в результате регистрации в соответствующих государственных органах в качестве предпринимателя: юридического лица или гражданина-предпринимателя без образования юридического лица, в качестве индивидуального предпринимателя.

Основными видами предпринимательства в РК являются частное и государственное предпринимательство. Гражданским кодексом РК проводится разграничение между частным и государственным предпринимательством в зависимости от формы собственности – частное предпринимательство основано на частной собственности, а государственное – на праве хозяйственного ведения государственного предприятия (п. 1 ст. 10 ГК РК). Под государственным предпринимательством следует понимать не предпринимательскую деятельность самого государства, а предпринимательство, осуществляемое государственными предприятиями на праве хозяйственного ведения.

В зависимости от вида государственной собственности можно выделить следующие виды государственных предприятий: республиканские государственные предприятия (т.е. предприятия, находящиеся в республиканской собственности); коммунальные государственные предприятия (предприятия, находящиеся в коммунальной собственности) (п. 2 ст. 1 Закона о госпредприятии).

Частное предпринимательство можно подразделить на два основных вида – частное предпринимательство юридических лиц (предпринимательство негосударственных юридических лиц) и предпринимательство физических лиц без образования юридического лица (индивидуальное предпринимательство).

Формами совместного предпринимательства являются:

- предпринимательство супругов, осуществляемое на основе общей совместной собственности супругов;

- семейное предпринимательство, осуществляемое на основе общей совместной собственности крестьянского (фермерского) хозяйства или общей совместной собственности на приватизированное жилище;

- простое товарищество, при котором частное предпринимательство осуществляется на базе общей долевой собственности.

Законодательство Республики Казахстан о предпринимательской деятельности

Становление законодательства Казахстана о предпринимательской деятельности начинается еще в советский период в 80-е годы ХХ в., когда начавшаяся повсеместно «перестройка» привела к появлению кооперативного движения и активизации внешнеэкономической деятельности. Постановление Совета Министров СССР «О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и иных общественных предприятий, объединений и организаций» от 2 декабря 1988 г. № 1405 определило в качестве важнейшей задачи – создание необходимых условий для активного включения предприятий, объединений, производственных кооперативов и иных организаций в различные формы внешнеэкономической деятельности на принципах валютной самоокупаемости, развития социалистической предприимчивости. Постановлением Совета Министров СССР «О мерах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности» от 7 марта 1989 г. № 203 была установлена система государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, включавшая регистрацию участников внешнеэкономических связей; декларирование товаров и иного имущества, перемещаемых через государственную границу СССР; порядок экспорта и импорта отдельных товаров общегосударственного назначения; меры оперативного регулирования внешнеэкономических связей.

Первый этап в развитии предпринимательского законодательства характеризуется тем, что в этот период создавалась правовая основа деятельности субъектов предпринимательской деятельности. Об этом свидетельствуют принятые тогда законодательные акты, такие как Закон РК «Об обращении ценных бумаг и фондовой бирже в Республике Казахстан» от 11 июня 1991 г.; Закон РК «О хозяйственных товариществах и акционерных обществах» от 21 июня 1991 г.; Закон РК «О концессиях в Республике Казахстан» от 23 декабря 1991 г.; Закон РК «О налоговой системе в Республике Казахстан» от 25 декабря 1991 г. и др.

Особое значение для развития предпринимательской деятельности в этот период оказал Закон РК «О защите и поддержке частного предпринимательства» от 4 июля 1992 г. № 1543-ХII, который определил основные формы и способы защиты частного предпринимательства и его поддержки, закрепил политику отказа от прямого вмешательства государства в частную предпринимательскую деятельность, максимальную свободу частных предпринимателей, охрану коммерческой тайны и ответственность государственных органов и должностных лиц за нарушение прав частных предпринимателей.

Началом второго этапа в развитии предпринимательского законодательства послужило введение в действие Законов Республики Казахстан «О государственной поддержке малого предпринимательства» от 19 июня 1997 г. № 131-I и «Об индивидуальном предпринимательстве» от 19 июня 1997 г. № 135-I. Закон о государственной поддержке малого предпринимательства закрепил следующие принципы государственной поддержки малого предпринимательства: принцип приоритета развития малого предпринимательства в РК; принцип комплексности государственной поддержки малого предпринимательства; принцип доступности инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и осуществляемых мер для всех субъектов малого предпринимательства; принцип международного сотрудничества в области поддержки и развития малого предпринимательства. Закон об индивидуальном предпринимательстве был направлен на реализацию установленного Конституцией РК права граждан на свободу предпринимательской деятельности, формирование системы государственных гарантий для индивидуального предпринимательства.

Третий этап берет свое начало с введения в действие Закона РК «О частном предпринимательстве» от 31 января 2006 г., который систематизировал нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность, и объединил их в едином законодательном акте. На смену многочисленных актов, регулировавших предпринимательские правоотношения, был принят один законодательный акт, установивший общие начала осуществления предпринимательской деятельности в РК.

Систему законодательства РК о предпринимательстве составляют Конституция РК, ГК РК и другие нормативные правовые акты, которые можно объединить в следующие группы.

В первую группу входят специальные нормативные правовые акты, устанавливающие основные начала осуществления предпринимательской деятельности – это Закон РК «О хозяйственных товариществах» от 2 мая 1995 г. № 2255; Закон РК «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» от 22 апреля 1998 г. № 220-I; Закон РК «О недобросовестной конкуренции» от 9 июня 1998 г. № 232-I; Закон РК «О комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинге) от 24 июня 2002 г. № 330-II; Закон РК «О частном предпринимательстве» от 31 января 2006 г. № 124-III; Указ Президента РК «О защите прав граждан и юридических лиц на свободу предпринимательской деятельности» от 27 апреля 1998 г. № 3928; распоряжение Президента РК «О дополнительных мерах по защите прав граждан и юридических лиц на свободу предпринимательской деятельности» от 28 мая 1999 г. № 49; постановление Правительства РК «Об образовании Совета предпринимателей» от 23 апреля 2005 г. № 1560; постановление Правительства РК «Об утверждении Типового положения об экспертных советах по вопросам предпринимательства» от 2 июня 2006 г. № 496; постановление Правительства РК «Об утверждении Правил проведения аккредитации объединений субъектов частного предпринимательства» от 31 мая 2006 г. № 477; и др.

Во вторую группу входят нормативные правовые акты о малом предпринимательстве и его государственной поддержке – постановление Правительства РК «Об утверждении Правил проведения государственными органами проверок деятельности субъектов малого предпринимательства» от 17 июня 2003 г. № 572; постановление Правительства РК «Об утверждении Правил предоставления субъектам малого предпринимательства в имущественный наем (аренду) или доверительное управление с правом последующей безвозмездной передачи в собственность неиспользуемых объектов республиканской государственной собственности» от 4 апреля 2003 г. № 327; постановление Правительства РК «Об утверждении Программы ускоренных мер по развитию малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан на 2005-2007 годы» от 12 мая 2005 г. № 450 и др.

Третью группу составляют акты о государственной поддержке инновационной деятельности – Закон РК «О науке» от 9 июля 2001 г. № 225-II; Закон РК «О государственной поддержке инновационной деятельности» от 23 марта 2006 г. № 135-III; Указ Президента РК «О мерах по дальнейшему повышению конкурентоспособности национальной экономики в рамках индустриально-инновационной политики Республики Казахстан» от 16 марта 2006 г. № 65; распоряжение Премьер-министра РК «О мерах по реализации Закона Республики Казахстан «О государственной поддержке инновационной деятельности» от 17 июля 2006 г. № 206-р; и др.

Также в систему законодательства РК о предпринимательской деятельности входят акты о защите прав потребителей, акты о поддержке отечественных товаропроизводителей, акты, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности, международные договоры РК.

Инфраструктура бизнеса.

Инфраструктура бизнеса – это совокупность организаций, которые опосредуют взаимодействие между конечными участниками деловых связей, и совокупность процессов с участием данных организаций.

Совокупность организаций, опосредующих деловые связи между субъектами бизнеса, может быть определена как институциональная инфраструктура бизнеса. Совокупность процессов, разворачивающихся с участием этих организаций, - как мобильная инфраструктура бизнеса . Поэтому, скажем банковское дело или торговля выступают как мобильная инфраструктура производственного и потребительского бизнеса, а в свою очередь коммерческие банки и магазины – как элементы их институциональной инфраструктуры.

Без наличия мобильной инфраструктуры современный бизнес не может эффективно развиваться, в нем не могут в должной мере проявляться интегративные тенденции.

Институциональная инфраструктура бизнеса представляет собой организационные институты, с помощью которых предпринимательские структуры могут устанавливать деловые взаимоотношения или вести коммерческие операции. Таковыми являются, например, банки, которые оказывают финансовые услуги, коммерческие предприятия, занимающиеся оптовой и розничной продажей товаров (торговые дома, магазины, коммерческие палатки), специализированные фирмы, оказывающие консультационные услуги (юридические, бухгалтерские), учебные заведения, обеспечивающие подготовку работников различной квалификации, рекламные агентства, рекрутинговые фирмы, занимающиеся подбором и трудоустройством персонала, транспортные фирмы, выполняющие заказы по доставке и перемещению грузов, страховые компании, фирмы, обеспечивающие связь, выход в Интернет, фирмы, обеспечивающие коммунальные услуги (водо-, тепло-, энергоснабжение, вывоз мусора)

. Некоторые виды деятельности, опосредующие связи субъектов производственного и потребительского бизнеса, представлены в таблице 21.

Перечисленные и другие типы деятельности, которые в той или иной степени опосредуют взаимодействие между производителями товаров (производственных услуг, работ), с одной стороны, и потребителями их, – с другой, образуют инфраструктуру потребительского и производственного бизнеса. В то же время деловые связи других субъектов бизнеса имеют свою инфраструктуру. Например, кредитные отношения между кредиторами и ссудополучателями опосредуются сделками по страхованию кредитных рисков, торговыми операциями, в том числе в сфере розничной торговли, оказанием консультационных услуг каждому из субъектов бизнеса. Наем работников предпринимателями опосредуется банками, службами занятости, торговлей средствами производства и предметами потребления, сферой потребительских услуг. В целом разные виды бизнеса играют роль инфраструктуры друг для друга

Элементы институциональной инфраструктуры бизнеса создают экономические и организационные условия для взаимодействия субъектов бизнеса. Они обычно представляют собой так называемые контактные аудитории -группировки элементов инфраструктуры сообразно потребностям организации субъектами бизнеса своей деятельности. Каждая сделка имеет свою контактную аудиторию – группу компаний, без которых данная сделка не может быть осуществлена в принципе.

Инфраструктура бизнеса обеспечивает движение материальных ресурсов, рабочей силы, информации, капитала как единого целого.

Подводя итог, подчеркнем, что инфраструктура бизнеса выполняет существенно важную роль в обеспечении деятельности каждого из субъектов бизнеса, которая состоит в следующем: - обеспечение субъектам бизнеса возможности специализации в избранных видах деловой деятельности; – содействие всем субъектам бизнеса в реализации их интересов; – содействие ускорению хозяйственных процессов и повышению динамики деловой активности; – формирование общественных регуляторов деловой активности, обладающих способностью осуществлять ее мониторинг и контроль за развитием и взаимодействием элементов среды бизнеса; – прогнозирование, а при необходимости программирование развития среды бизнеса и ее элементов.

По мере развития рыночных отношений инфраструктура бизнеса все в большей степени позволяет тем или иным субъектам бизнеса сосредоточиться на повышении эффективности того вида деятельности, который является для него основным.





Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.230.9.187 (0.009 с.)