Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия Нового Времени (17век): онтология, гносеология, аксиология.

Поиск

(XVII в.)

Её черты

• взгляд на науку как на высшую форму проявления разума и самостоя-тельную интеллектуальную силу. (Создается первая научная (механисти-ческая) картина мира);

• акцент в философских изысканиях на гносеологической проблематике (Поиск общенаучного метода, открывающего путь к истине);

• «реанимация» проблемы врождённого знания;

• продолжение «скептической линии» в отношении познавательных воз-можностей человеческого разума (скептицизм Нового времени).

 

Черты философской мысли нового времени (XVIIв)

• Гносеоцентрична (проблема как познавать мир)

• Гносеоцентризм вылился в противостояние эмпиризма (от фактов к обобщению, индуктивный метод) и рационализма (от общего к частному, дедуктивный метод)

• Борьба эмпиризма и рационализма отразилась и в архитектуре (борьба барокко и классицизма)

• Появилась первая научная картина мира (классическая)

• 1-ая субстанциональная концепция пространства и времени. Пространство – вместилище вещей. Время – вместилище событий. т.е являются отдельными субстанциями

• Философское осмысление новой ценности – свободы.

 

Сенсуализм и рационализм как направления философской мысли Нового времени (17век).

34. Философское учение Ф.Бекона, Дж.Локка и Т.Гоббса. ГОББС!!!!!!!!!

Ф. БЭКОН. (1561 – 1627).

Он является:

▪ основателем философского направления, получившего впоследствии название «философия науки ▪родоначальником нового литературного жанра ‒ научной фантастики.

*«Новый Органон», «О достоинстве и приумножении наук», «Новая Атлантида»

Идеи

▪ предметом философии является природа, поскольку в ней люди черпают всё необходимое для жизни. (Бог ‒ предмет теологии и поэтому из философии исключается, а человек ‒ часть природы и тем самым уже включён в предмет философии);

▪ цель изучения природы ‒ достижение господства над ней. (Став «царём» природы, человек может извлекать из неё больше пользы, чем без этого «царского» титула);

▪ метод получения знаний о природе – индуктивный: от фактов (опыта) к обобщениям. («Путь пчелы» по терминологии Бэкона). «Путь паука», который используют схоласты, по его мнению, является неверным, ибо здесь постулируются (т.е. бездоказательно провозглашаются) общие положения и игнорируются факты. «Путь муравья», используемый прежними эмпириками, как считал Бэкон, ‒ тоже неправильный: в этом случае лишь неупорядоченно собираются факты, а обобщения не делаются;

▪ разграничение двух видов опыта: - «плодоносных» ‒ приносящих непосредственную практическую пользу; - «светоносных» ‒ дающих знание законов природы.

▪ необходимость процедуры «очищения ума». Её цель ‒ освобождение человеческого разума от тех помех, которые мешают ему достичь истины. По Бэкону эти помехи бывают двух видов:

- во-первых, «призраки» (препятствия), которые встают на пути исследователей природы и которые последними не замечаются, а потому негативно сказываются на полученных ими результатах. Такими «призраками» являются: - «призраки рода». Человечеству как роду свойственно видеть природу более совершенной, чем она есть на самом деле

∙ «призраки пещеры». Субъективизм при познании мира природы: каждый исследователь видит этот мир из своей «пещеры» (т.е. ограниченно). Нейтрализовать негативное влияние этого рода «призраков» можно с помощью коллективного опыта, корректирующего опыт индивидуальный;

∙«призраки рынка». Употребление исследователями природы неясных терминов. В результате чего «природа в реальности» и «природа в словах» не совпадают. Минимизация наносимого ими вреда возможна посредством использования максимально адекватной лексики;

∙ «призраки театра». Слепое доверие исследователей природы к идеям авторитетов. Но авторитеты тоже могут ошибаться. Преодолеть данные призраки можно путём критического восприятия любых идей, от кого бы они не исходили;

- во-вторых, использование исследователями природы «поспешной индукции». (На основе небольшого числа фактов делаются глобальные обобщения). Вместо неё должна быть использована «правильная индукция». Её суть: сначала составляются три «таблицы»:

∙ «таблица присутствия» (В ней перечисляются все те случаи, где наблюдается исследуемое природное явление);

∙«таблица отсутствия». (Здесь фиксируются все те ситуации, где исследуемое природное явление отсутствует);

∙ «таблица степеней». (Она представляет собой перечень случаев, где изучаемое природное явление проявляется с различной степенью интенсивности),

▪ классификация человеческого знания по основанию духовных способностей человека: -память ‒ историческое знание; -рассудок ‒ философское (теоретическое) знание; -воображение ‒ искусство (во всём его многообразии);

▪ тождество знания и могущество человека («…мы можем столько, сколь-ко знаем»);

▪ тезис о том, что наука занимает не рядовое, а особое место даже среди самых важных дел людей, поскольку она приносит пользу всем и всегда.

Д. ЛОКК. (1632 ‒ 1704).

Он сводил опыт к показаниям чувств, поэтому его гносеологическая концепция носит сенсуалистический характер. (Сенсуализм (от лат. «сенсус» ‒ чувство) ‒ гносеологическое учение, согласно которому чувства являются единственным источником нового знания).

*«Опыты о законах природы», «Опыт о человеческом разумении», «О пользовании разумением»

Идеи

гносеологические: ▪ отрицание декартовского тезиса о наличии у человека «врождённых идей» («нет принципов, ко-торые бы пользовались признанием всего человечества». Даже идея Бога не всеобща: есть народы, «у которых нет даже имени для обозначения Бога, как нет ни религии, ни культа»). Разум - это tabula rasa («чистая доска»);   ▪ разум не только не содержит «врождённых идей», но даже не может их из самого себя сотворить, поскольку получает материал для своей деятель-ности от чувств. («Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах»);   ▪ мы чувствуем внешние материальные объекты, и внутреннюю деятельность нашей души и ход наших мыслей. Поэтому наш опыт делится на внешний и внутренний. В связи с этим существуют два источника наших идей: ощущения и рефлексия;   - с помощью ощущений мы воспринимаем качества вещей. Эти качества делятся на первичные (реальные) и вторичные (номинальные). Первые содержатся в самих вещах (структурность, плотность и др.). Вто-рыми являются такие качества, которые принадлежат самим вещам, но в действительности в них не находятся (звук, тепло и т.д.).   - идеи, полученные из обоих источников (ощущений и рефлексии), являются лишь материалом познания, но не самим познанием и его результатом («… познание ‒ это именно восприятие и понимание связи и согласованности либо несогласованности и контраста между нашими идеями. Лишь в этом заключается познание»);   ▪ согласованность (несогласованность) идей постигается двумя способами: - с помощью интуиции - при помощи доказательства   ▪ знание об ограниченности человеческих познавательных способностей не должно ввергать людей в гносеологический пессимизм, а должно только способствовать трезвости их суждений («Знание своих познавательных способностей предохраняет нас от скептицизма и умственной бездеятельности.) аксиологические: ▪ если нет врождённых моральных принципов, а чувства являются источником всего, что есть в разуме, то, следовательно, источником наших действий тоже является чувство. «…не достижение большего блага побуждает человека действовать, как обычно предполагается, а некоторое чувство неудобства…»;   ▪ свобода человека является ценностью. Она понимается Локком не как возможность выбора того или иного варианта действий, а как «возможность и способность действовать или же воздержаться от действий».

Гоббс!!

Идеи. 1.Свободы воли нет. Весь мир – взаимодействие тел. Все, что мы делаем – совокупность факторов. 2.Все в мире относительно, как благо так и зло. Жизнь – наименее относительное блго. Смерть – наименее относительное зло. Бог – благо относительное. «Бог добр лишь для тех, кто взывает к его имени, но не для тех, кто поносит его богохульствуя». человек – атом эгоизма. Эгоизм – естественно. 3.Государство возникло из инстинкта самосохранения. Начало жили в естеств состоянии – война всех против всех – инстинкт самосохранения – давайте договариваться – государство



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1010; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.186.156 (0.008 с.)