Тема: философия Нового времени 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: философия Нового времени



Семинар 11. Формирование философии Нового времени (2 часа)

1.Социокультурный генезис новоевропейской философии.

2.Формирование новоевропейского стиля философствования. Ренессансное мышление и его особенности. Переход от ренессансного к новоевропейскому стилю философствования.

3.Протестантизм и духовно-культурные образы Реформации. Роль и место протестантизма в становлении философского сознания Нового времени. Протестантизм и философский рационализм (М.Лютер, Т.Мюнцер).

4.Особенности новоевропейского культурно-исторического типа рациональности.

 

Обязательная литература:

1. Статьи «Протестантизм», «Реформация», «Философия Нового и новейшего времени». //Новая философская энциклопедия. Т.3, 4. – М.: Мысль, 2001.

2. История философии. Запад – Россия-Восток. Кн.2. Философия Нового времени. М.: Греко-латинский кабинет, 1996.

3. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.3. Новое время.

С-Пб.: Петрополис, 1994.

4. Гайденко П. П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. – М.: ПЕРСЭ, СПб.: Университетская книга, 2000.

5. Шишков И.З. Формирование и особенности культуры и философии Нового времени. //Лекции по философии и культурологии. Выпуск 5. – М., 2007.

6. Будов А.И. Реформация и социальные изменения в европейском обществе. // Лекции по философии и культурологии. Выпуск 5. – М., 2007.

7. Котенко В.П. История и философия классической науки.- М.: Академический проект, 2005.

Дополнительная литература:

1. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. //Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

2. Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными

науками. Т.1. От Возрождения до Просвещения. – М.: Канон-Пресс-Ц, 2000.

3. Лютер М. О рабстве воли. //Эразм Роттердамский. Философские произведения. – М.: Наука, 1986.

4. Лютер М. Избранные произведения. – СПб., 1994.

5. Лютер М. Время молчания прошло. Избранные произведения. – Харьков: ОКО,1992.

6. Швырев В.С. Рациональность как ценность культуры. – М.: Прогресс-Традиция, 2003.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Парадоксы протестантского человека. Почему процесс универсализации личности в эпоху Реформации осознается как собственная «ничтожность» человека («рабство воли»), как исполнение воли Бога?

2. «Спасение только верой» - что означает этот тезис М. Лютера?

3. В чем заключается учение о божественном предопределении Ж. Кальвина? Как оно связано с учением о промысле Божием Августина Блаженного?

4. Почему стержень первых философских исканий Нового времени проходит не в области «натуральной философии», а в сфере нравственной?

5. Как понимать фразу Б. Паскаля: «Будем же стараться хорошо мыслить: вот начало нравственности»?

6. Как понимать мысль Б. Спинозы, что «истинная вера пробудила разум в человеке»?

7. Научная программа Исаака Ньютона. Эксперимент. Абсолютное пространство и время.

8. Теория движения Г. Галилея. Создание теоретической механики.

9. Медицина XVII века. В. Гарвей и основание новой физиологии.

10. В чем различие методов Ф. Бэкона и Р. Декарта?

11. Как Спиноза преодолевает дуализм Р. Декарта?

 

Ключевые понятия: протестантизм, индульгенция, Реформация, божественное предопределение, свободная воля, научная революция, наука, научный метод, механика, индукция, дедукция, номинализм, эмпиризм, рационализм, истина, методическое сомнение, cogito ergo sum, метафизика, субстанция, атрибут, дуализм, гносеология, онтология, «врожденные идеи», источники заблуждений, эксперимент, абсолютное пространство и время, картезианство.

Семинар 12. Основные научные и философские программы Нового времени. (2 часа)

1. Возникновение и развитие новоевропейской науки как особой формы культурно-исторической традиции. Истоки и рождение «новой» науки. Возникновение новых форм организации научной деятельности. Формирование науки как социального института.

2. Научная революция XVII века. Её социальные и культурные предпосылки.

3. Основные философские традиции Нового времени – рационализм и эмпиризм. Философский фундаментализм картезианства.

4. Основные научные программы: исследовательская программа Г. Галилея, методологическая программа Р. Декарта, программа И. Ньютона. Механицизм как картина мира и стиль мышления.

5. Становление эмпирической научной медицины.

 

Обязательная литература:

1. Статьи «Рационализм», «Эмпиризм», «Наука», «Механицизм», «Картезианство», //Новая философская энциклопедия. Т.2, 3, 4.- М.: Мысль, 2001.

2. Гайденко П. П. Эволюция понятия науки (XVII – XVIII вв.) – М.: Наука, 1987.

3. Косарева Л.М. Рождение науки Нового времени из духа культуры. – М., 1997.

4. Койре А. Очерки истории философской мысли. М.: Прогресс,1985.

5. Кирсанов А. Научная революция XVII века. – М.: Наука, 1987.

6. Котенко В.П. История и философия классической науки.- М.: Академический проект, 2005.

7. Шишков И.З. Формирование и особенности культуры и философии Нового времени. //Лекции по философии и культурологии. Выпуск 5. – М., 2007.

 

Дополнительная литература:

1. Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. Т.1. От Возрождения до Просвещения. – М.: Канон-Пресс-Ц, 2000.

2. Ньютон И. Математические начала натуральной философии. – М.: Наука, 1989.

3. Мейер-Штейнег Т. Медицина XVII-XIX/ - М.: Вузовская книга, 1999.

4. Койре А. Мистики, спиритуалисты, алхимики Германии XVI века.. М.: Аллегро-Пресс, 1994.

Вопросы для самостоятельной работы:

 

1.Как Вы понимаете выражение Ньютона «Гипотез я не измышляю»?

2. Прокомментируйте мысль Галилея: задача науки прочитать «Книгу Природы», написанную Богом на языке математики.

3. Сформулируйте основные «правила для руководства ума» Р. Декарта.

4. В чем сходство и различие образа ученого Галилея и образ ученого Ньютона?

5. В чем сущность метода идеализации Галилея?

6. Что является критерием выделения двух основных философских традиций в культуре Нового времени?

7. Прокомментируйте название главного труда Ньютона «Математические начала натуральной философии».

8. Каковы роль и место герметической традиции в становлении новоевропейской науки?

9. Каковы, согласно А. Койре, основные особенности научной революции XVII века?

10. Чем объясняется господство механицизма в современном научном мышлении?

 

Ключевые понятия: научная традиция, научная революция, научное сообщество, механицизм, деизм, картезианство, фундаментализм, научная картина мира, стиль научного мышления, рационализм, эмпиризм,

 

Семинар 13. Рационалистическая традиция Нового времени. (2 часа)

 

1. Правила для руководства ума Р. Декарта как методологическое основание картезианского фундаментализма. Методическое сомнение Р. Декарта.

2. Принцип философии Декарта «я мыслю - я существую» как начало философии и рационализма. Учение о врожденных идеях.

3. Метафизика Декарта. Учение о человеке. Декартовский дуализм и его место в современных антропологических науках.

4. Философия Б. Спинозы. Учение о единой субстанции. Проблема свободы человека.

5. Диалектический метод Г. Лейбница. Учение о монадах и принцип предустановленной гармонии.

 

Обязательная литература:

1. Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. Т.1. От Возрождения до Просвещения. – М.: Канон-Пресс-Ц, 2000.

2. История философии. Запад – Россия-Восток. Кн.2. Философия Нового времени.

М.: Греко-латинский кабинет, 1996.

3. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.3. Новое время. С-Пб.: Петрополис, 1994.

4. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. – М.: ПЕРСЭ, Спб.: Университетская книга, 2000.

5. Шишков И.З. Формирование и особенности культуры и философии Нового времени. //Лекции по философии и культурологии. Выпуск 5. – М., 2007.

Дополнительная литература:

1. Декарт Р. Правила для руководства ума. Первоначала философии. //Декарт Р. Сочинения в 2-х тт. Т.1. – М.: Мысль, 1989.

2. Лейбниц Г. Новые опыты о человеческом разумении. //Лейбниц Г.Сочинения в 4-х тт. Т.2.- М.: Мысль, 1983.

3. Спиноза. Б. Избранные произведения в 2-х тт. Т1. М., 1955.

4. Фишер К. История новой философии: Рене Декарт. – М.: АСТ, 2004.

5. Фишер К. История новой философии: Бенедикт Спиноза. – М.: АСТ, 2005.

6. Фишер К. История новой философии: Готфрид Вильгельм Лейбниц. – М.: АСТ, 2005.

7. Фейербах Л.История философии в 3-х тт. Т.2,3. – М.: Мысль, 1974.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. В чем сходство и различие в проектах построения нового здания науки и философии Декарта и Фр. Бэкона?

2. Каково место Бога в теоретической конструкции Декарта?

3. Прокомментируйте следующие два высказывания: 1. «Я мыслю – я существую» (Декарт). 2. «Чем меньше я мыслю, тем больше существую» (Кьеркегор).

4. Какова связь между декартовским дуализмом и психосоматикой в современной медицине?

5. В чем сходство и различие между декартовскими субстанциями и модусами Спинозы?

6. На каком основании Лейбниц считал, что сущность природы – не протяжение, а сила?

7. В чем заключался спор Кларка и Лейбница по вопросу о сущности пространства, времени движения?

 

Ключевые понятия: субъективный идеализм, субстанция, атрибут, солипсизм, сенсуализм, врожденные идеи, дуализм, модус, предустановленная гармония, causa sui, монада, сила, восприятие, ощущение, феноменализм, агностицизм, скептицизм.

 

 

Семинар 14. Эмпирическая традиция Нового времени. (2 часа)

1. Программа построения новой науки и философии Фр. Бэкона. Учение об идолах. Элиминативная индукция Бэкона и её роль в становлении эмпиристской философии и индуктивной методологии.

2. Эмпиризм Дж. Локка. Учение об опыте. Теория вторичных и первичных качеств.

3. Принцип философии Дж. Беркли «существовать - значит быть воспринимаемым» и его и различные интерпретации: от солипсизма к объективному идеализму. Субъективный эмпиризм Беркли.

4. Учение Д. Юма о причинности. «Юмова проблема» (проблема индукции).

Обязательная литература:

1. Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. Т.1. От Возрождения до Просвещения. – М.: Канон-Пресс-Ц, 2000.

2. История философии. Запад – Россия-Восток. Кн.2. Философия Нового времени.

М.: Греко-латинский кабинет, 1996.

3. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.3. Новое время. СПб.: Петрополис, 1994.

4. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. – М.: ПЕРСЭ, Спб.: Университетская книга, 2000.

5. Шишков И.З. Формирование и особенности культуры и философии Нового времени. //Лекции по философии и культурологии. Выпуск 5. – М., 2007.

 

Дополнительная литература:

1. Бэкон Фр. Новый органон. //Бэкон Ф. Сочинения в 2-х тт. Т.2. – М.: Мысль, 1978.

2. Бэкон Фр. Великое Восстановление Наук. //Бэкон Фр. Сочинения в 2-х тт. Т.1. – М.: Мысль,1977.

3. Беркли Дж. Трактат о принципах человеческого знания. //Беркли Дж. Сочинения. – М.: Мысль, 1978.

4. Локк. Дж. Опыт о человеческом разумении. //Локк Дж. Сочинения в 3-х тт. Т.1. М.: Мысль, 1985.

5. Фишер К. История новой философии: Введение в историю новой философии. Фрэнсис Бэкон Веруламский. – М.: АСТ, 2003.

6. Фейербах Л. История философии в 3-х тт. Т.2,3. – М.: Мысль, 1974.

7. Юм Д. Исследование о человеческом познании. //Юм Д. Сочинения в 2-х тт. Т. – М.: Мысль, 1996.

 

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Как Вы понимаете фразу Локка: «Человек есть tabula rasa»?

2. Каким образом Дж. Беркли опровергал материализм и понятие материи?

3. Что такое солипсизм? Как его преодолевает Дж. Беркли?

4. Почему Д. Юм отрицает объективную причинную связь явлений?

5. Каким образом Юм обосновывает неправомерность индукции?

6. Как Вы понимаете фразу И. Канта: «Именно Юм пробудил меня от догматического сна»?

 

Ключевые понятия: внутренний опыт, внешний опыт, опыт, идолы, предрассудки, первичные качества, вторичные качества, tabula rasa, субъективный эмпиризм, солипсизм, сенсуализм, сила, восприятие, ощущение, причинность, причина, следствие, индукция, элиминативная индукция, феноменализм, агностицизм.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.154.171 (0.036 с.)