Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Семинар № 29 Теория познания (Гносеология).Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Познание, его возможности и границы. Процесс познания как процесс конструирования реальности. Априористская природа познания. 2. Знание и незнание. Источники знания. Фаллибилистская природа знания. Знание как предположение. Истина и правдоподобность как цели познания. Понятие истины в свете современного культурно-исторического типа рациональности. 3. Классическая и неклассическая теории познания. Методология «наук о природе» и «наук о культуре». Методология фундаментализма и критицизма: сравнительный анализ. 4. Философия науки: Юмова проблема (проблема индукции), кантова проблема (проблема демаркации) и проблема рациональности как фундаментальные проблемы философии науки. Структура научного знания. Кумулятивные и некумулятивные модели развития науки. Обязательная литература: 1. «Демаркации проблема», «Знание», «Истина», «Критицизм», «Методология», «Методология естественных наук», «Рациональность», «Теория познания», «Философия науки», «Фундаментализм». //Новая философская энциклопедия. Т.2,3,4. – М.: Мысль, 2001. 2. Философия науки: общий курс (под ред. С.А. Лебедева). – М.: Академический проект, 2004. 3. Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы: учебник. – М.: Гардарики, 2006. Дополнительная литература: Альберт Х. Трактат о критическом разуме. – М.: УРСС, 2003. 2. Ильин В.В. Теория познания. Эпистемология. – М.: МГУ, 1994. 3. Кун Т. Структура научных революций. – М.: Прогресс, 1977. 4. Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. – М.: Медиум, 1995. 5. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. – М.: УРСС, 2002 6. Поппер К.Р. Логика научного исследования. – М.: Республика, 2004. 7. Поппер К.Р. Предположения и опровержения. Рост научного знания. – М.: АСТ, 2004. 8. Поппер К. Р. Объективное знание. Эволюционный подход. – М.: УРСС, 2002. 9. Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы. – Киев: Ника-Центр, 1997. 10. Степин В.С. Теоретическое знание. – М.: Прогресс-Традиция, 2003 11. Фейерабенд П. Труды по методологии науки. – М.: Прогресс, 1986. 12. Франк Ф. Философия науки. Связь между наукой и философией. – М.: УРСС, 2007. 13. Швырев В.С. Рациональность как ценность культуры. – М.: Прогресс-Традиция, 2003. 14. Шишков И.З. В поисках новой рациональности: философия критического разума. – М.: УРСС, 2003. 15. Эволюционная эпистемология и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики. – М.: УРСС, 2000.
Вопросы для самостоятельной работы: 1. Как соотносятся знание и незнание? В каком смысле знание всегда начинается с незнания? 2. В чем суть спора между онтологистами и гносеологистами в отечественной философии? 3. Осуществите сопоставительный анализ основных критериев научности классического и неклассического знания. 4. Как Вы понимаете высказывание И. Канта: «Рассудок черпает свои законы априори не из природы, а предписывает их ей»? 5. В чем принципиальное отличие классической рациональности от неклассической? 6. В чем суть методологического переворота К. Поппера в философии науки 7. Какова природа современного научного знания? Как в условиях современной культуры трансформировались смысл и содержание универсальных критериев научности? Ключевые понятия: знание, незнание, процесс познания, теория познания, истина, предположение, правдоподобность, фундаментализм, критицизм, наука, философия науки, индукция, демаркация, кумулятивизм, некумулятивизм, эпистемология, методология, методология науки, рациональность, научная рациональность, эмпирическое знание, теоретическое знание, метатеоретическое знание, научная теория, гипотеза, философские основания науки.
Семинар 30. Социальная философия и философия истории.
1. Общество как саморазвивающаяся система. Понятие социальных институтов общества. Политическая культура общества. 2. Государство: его сущность и функции. 3. Социальная справедливость как цель государства, как нравственная и правовая ценность. Национальность и гражданственность как формы социальных отношений. Понятие социального равенства. Национальное самосознание и национализм. Либеральное сознание и глобализм. Глобальные проблемы современности. «Концепция устойчивого развития» - основная доктрина глобализма. 4. Культура как социальное измерение общественного бытия человека. Духовная жизнь общества. Многообразие форм общественной жизни (экономика, право, мораль, искусство, наука, религия и др.) 5. Социальная философия, история и философия истории: сходство и различие в процессе познания социальной действительности. Движущие силы истории: личность, народ, массы. Идея закономерности в истории (прогресс, регресс, стагнация) О смысле истории. Обязательная литература: 1. Штраус Л. Естественное право и история. М., 2007 2. Дибиров А. Теория политической легитимности. М., 2007. 3. Коэн Д., Арато Э. Гражданское общество и политическая история. М., 2007. 4. Ганчев П. Глобализация цивилизации и необходимость новой формы философии //Вопросы философии. М., 2007, № 8, С.160-166. 5. Кравчено И.И. Государство и общество//Вопросы философии. М., 2007, № 7, С. 19-36. 6. Осипов Г.В., Тощенко Ж.Т. Современный мир и религия. //Вопросы философии. М., 2007, № 6, С.3-17. 7. Материалы Круглого стола. Философия и общество //Вопросы философии. М., 2007, № 6, С.38-57. 8. Мюрберг И.И. Политика-свобода-мораль: опыт связывания понятий. //Вопросы философии. М., 2007, № 4, С.24-35. 9. Лекторский В.А. Вера и знание в современной культуре //Вопросы философии. М., 2007, № 2, С.14-20. 10. Ионин Л.Г. Масса и власть сегодня. //Вопросы философии. М., 2007, № 3, С. 3-15. 11.Кравченко И.И. Либерализация: политика и идеология. //Вопросы философии. М., 2006, № 1, С.3-15. 12. Панфилова Т.В. Проблема смысла истории. //Вопросы философии. М., 2006, № 12, С. 11-24.
Дополнительная литература: 1.Будов А.И. Гражданское общество: религия, философия и право в системе социальных отношений. М.: Социум, 2002. 2. Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: синергетика и теория организации. СПб.: Лань,1999. 3. Гобозов И.А. Введение в философию истории. М.: Теис, 1993. 4. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М.: Алгоритм, 2000. 5. Мартин Г.-П., Шуманн Х. Западня глобализации. Атака на процветание и демократию. М.: Альпина, 2001. 6.Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. М.: Наука,1990. 7. Момджян К.Х. Социум. Общество. История. М.: Наука,1994. 8.Московичи С. Машина, творящая богов. М.: КСП+,1998. 9.Московичи С. Век толп. М.: Центр психологии и психотерапии, 1998. 10.Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Аспект-пресс,1998. 11.Психология масс. Хрестоматия. Сост. Д.Я. Райгородский. Самара: Бахрах,1998. 12. Смелзер Н. Социология. М.,1994. 13. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат,1992. 14. Тоффлер Э. Шок будущего. М.: АСТ, 2002. 15. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М.: АСТ, 2001. 16. Философия истории в России. Хрестоматия. М.: Логос, 1996. 17. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991.
Вопросы для самостоятельной работы: 1. Какие факторы имеют преимущественное значение в развитии общества (географические, демографические, экономические, культурные, политические и др.)? 2. Является ли «массовая культура» народной или нет? Каково соотношение «массовой» и «элитарной» культур? 3. В чем заключается особенность исторического познания и его отличие от естественнонаучного познания? 4. В чем заключается смысл исторического развития народов? 5. Существует ли единство всемирной истории, как полагал Гегель, или история – это всегда история отдельных этносов? 6. Какие факторы общественного развития кладут в основу своих типологизаций исторического процесса О.Шпенглер, А.Тойнби, Г.Ф.В. Гегель, К. Маркс? В чем их сходство и различие? 7. С какими глобальными проблемами сталкивается человечество в настоящее время? Какие существуют возможности их решения? 8. Известный социолог и культуролог Хантингтон в своей работе «Столкновение цивилизаций» говорил о том, что ХХI век будет веком войн между цивилизациями. Согласны ли Вы с ним или нет? Обоснуйте свой ответ. 9. Каковы перспективы развития России в ХХI веке? 10. В чем заключается проблема перенаселения и его последствий во всем мире? Существует ли эта проблема в нашей стране?
Ключевые понятия: общество, социальное, цивилизация, культура, государство, духовная жизнь общества, прогресс, философия история, глобальные проблемы, исторический закон, личность, народ, масса, толпа, информационное общество.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 405; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.211.190 (0.006 с.) |