Семинар 31. Философские проблемы медицины. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар 31. Философские проблемы медицины.



1.Человек как объект познания в философии и медицине. Их взаимосвязь в истории общественной культуры.

2. Проблема построения базовой психосоматической теории в современной узкоспециализированной медицине.

3.Теоретический и эмпирический и эмпирический уровни медицинского исследования сущности и эвристические возможности методов моделирования эксперимента, системного подхода, клинического опыта.

4.“Норма” и сущность здоровья и болезни. Их связь и различие. Лечить “болезнь” или “больного”?

5. Проблема причинности в медицине (этиологические концепции Г. Селье, И.В. Давыдовского). Монокаузализм и кондиционализм, их проявление в современной медицинской теории и практике.

6. Проблемы медицинской этики и гуманитаризации медицины.

 

Обязательная литература:

1. Человек как субъект и “предмет” медицины. М., 2002.

2. Леонтьев А. М. Проблемы развития психики. М., 1981.

3. Михайлов Ф. Т. О медицине. //Лекции по философии и культурологии.

М., 2004.

4. Михайлов Ф. Т. Силы души. В поисках causa sui психического. Креативная

способность самосознания. //Избранное. М., 2001 С. 183-243.

5. Блок А. М. Философские проблемы медицины. //Лекции по философии и

культурологии. М., 2004.

6. Сорокина Т. С. История медицины. – М.: Академия, 2004

7. Михайлова Е.П., Михайлова О. Н. Человек как объект познания в философии и медицине. М., 1991.

 

Дополнительная литература:

1. Давыдовский И.В. Проблемы причинности в медицине (этиология). М., 1964.

2. Зинченко В.Н., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М., 1994.

3. О проблеме причинности в медицине. М.: Медицина, 1964.

4. Петленко В.П., Сержантов В.Ф. Проблемы человека в теории медицины. Киев, 1984.

5. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медицина, 1960

6. Тополянский В.Д., Струковская М.В. Психосоматические расстройства. М., 1994.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Человек как предмет медицины: философский аспект.

2. Философский смысл понятий “норма”, “здоровье”, “болезнь”.

3. Проблема психосоматической целостности человека в медицине.

4. Какая медицинская дисциплина изучает человека как целостное психосоматическое существо?

5. Биоэтика о новых принципах взаимоотношениях врача и пациента.

6. Этические проблемы медицинской генетики.

7. Клонирование: медицинский и этический аспекты.

8. Идея справедливости в здравоохранении и медицине.

9. Проблема целостности в медицине.

10. Этические проблемы трансплантации.

11.Человек как предмет медицины: философский аспект.

12. «Физика» и «метафизика» смерти.

13. Может ли душа быть генетически обусловлена?

14.Эвтаназия: история проблемы.

15. История и логика евгеники.

16. Милосердие. Проблема границ обязательности милосердия в медицине.

 

Ключевые понятия: психосоматика, здоровье, болезнь, норма, причинность в медицине, монокаузализм, кондиционализм, целостность, милосердие, эвтаназия, биоэтика, медицинское право, теоретический и эмпирический уровни медицинского исследования.

 

Программа экзамена по философии.

(1 раздел курса).

 

1. Предмет философии. Мировоззренческая и методологическая функции философии.

2. Антропогенез: основные подходы к его пониманию (биологический

эволюционизм, креационизм, деятельная (трудовая) теория).

3. Культура как способ деятельного существования индивида и общества.

История культуры и история философии.

4. Миф и особенности мифологического мышления. Миф как история, культура и бытие этноса.

5. Особенности ритуального сознания. Основные отличия мышления древнего человека от современного.

6. Роль древних верований (анимизм, тотемизм, фетишизм, магия, и др.) в жизни первобытной

общины.

7. Миф и ритуально – мифологическое сознание. Миф и символ.

8. Особенности мифологического сознания и древняя культура врачевания.

9. Сходство и различие философии и религии.

10. Особенности религиозного сознания. Значение религии в жизни общества.

11. Культурно-исторические предпосылки возникновения философии в Древней Греции на рубеже VII – VI вв. до н. э. Философия, как теория, раскрывающая способы отношения человека к природе, к процессу познания, к обществу, к самому себе.

12. Античная философия. Проблема всеобщего (начала) у досократиков (милетские

натурфилософы, Гераклит, элейская школа, атомисты).

13. Мифология и философия пифагорейцев.

14. Основные положения философии элеатов. Апории Зенона и их методологический смысл.

15. Философия Анаксагора. Философский и методологический смысл его принципа «Все во всем».

16. Проблема «архэ» в философии Эмпедокла. Четыре космических циклов Эмпедокла.

17. Атомизм Демокрита. Сущность и свойства атомов.

18. Теория познания Демокрита.

19. Античная натурфилософия и медицина. Школа Гиппократа.

20. Софисты. Протагор: «Человек есть мера всех вещей». Антропологизм и релятивизм философии софистов.

21. Основные черты сходства и различия позиций Сократа и софистов.

22. Этическое мировоззрение Сократа. Смысл принципа его философии «Познай самого себя». Структура диалога Сократа.

23. Философская концепция Платона. (Мир бытия и мир становления, учение об «идеях», о душе, о познании как воспоминании).

24. Аристотель и античная наука.

25. Учение о душе Платона и Аристотеля.

26. Социальная этика Платона и Аристотеля. Учение о государстве.

27. Философия Аристотеля. Смысл и значение его учения о космологии, первичных и вторичных сущностях, четырех первопричинах.

28. Смысл понятия «диалектика» у Гераклита, Сократа и Платона.

29. Понятие метода в философии. Возникновение диалектики в древнегреческой философии.

30. Общая характеристика эллинистической философии. Проблема атараксии и пути ее решения в

скептицизме, эпикуреизме и стоицизме.

31. Эпикуреизм: проблема свободы и счастья человека.

32. Учение о Едином Плотина. Мистический экстаз Плотина и самоубийство античной философии.

33. Материалистические и идеалистические традиции в античной философии.

34. Развитие медицины и ее связь с философией в эпоху эллинизма. Школа Галена.

35. Средневековая философия о сущности человека (тело, разум, душа, дух, воля).

36. Средневековая культура. Социальные ориентации и ценности этой эпохи. Библия как Откровения

37. Философия и медицина в эпоху Средних веков.

38. Средневековая философия. Концепция личности Аврелия Августина.

39. Проблема человека и его нравственного самосовершенствования в философии Августина Блаженного. Основные принципы христианской морали.

40. Христианское понимание личности.

41. Нагорная проповедь Иисуса Христа и нравственная философия христианства.

42. Схоластика как средневековый тип философствования. Спор номиналистов и реалистов о природе универсалий.

43. Схоластика и рационализм. Понятие субстанции. Проблема доказательств бытия Бога.

44. Соотношение теологии и философии в средневековой культуре. Фома Аквинский о взаимоотношении веры и разума. «Теория двойственной истины».

45. Особенности культуры и философии эпохи Возрождения. Значение искусства в эту эпоху (Данте, Ф.Петрарка, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль и др.).

46. Особенности философии эпохи Ренессанса. Пантеизм в философии Н.Кузанского и Дж. Бруно.

47. Медицина в эпоху Возрождения. Парацельс о природе, магии и медицине. Андрей Везалий.

48. Модели идеального общества в утопиях Т.Мора, Т.Кампанеллы. Политический реализм Н.Макиавелли.

49. Становление эмпирической методологии (Леонардо да Винчи)

50. Формирование новой картины мира в науке эпохи Возрождения (Г. Галилей, Н.Коперник).

51. Протестантизм и духовно-культурные образы Реформации. М.Лютер, Ж.Кальвин. Реформация и социальные изменения в европейских странах.

52. Влияние протестантской этики на формирование капиталистических отношений.

53. Философия и научная революция XVII – XVIII вв. Проблема научного познания и научного метода как основная философская проблема Нового времени.

54. Эмпиризм и рационализм как два основных направления философии XVII – XIII вв.

55. Рационализм Р. Декарта. Понятие метода научной дедукции.

56. Метафизика Р. Декарта. Учение о человеке. Психофизиологическая проблема.

57. Проблема метода в философии Р. Декарта. «Правила для руководства ума».

58. Б.Спиноза. Учение о субстанции.

59. Б. Спиноза о категориях «свобода» и «необходимость».

60. Ф.Бэкон и проблема начала новой философии. Принципы индуктивного метода научного исследования.

61. Эмпиризм Дж. Локка. Правовые идеи Дж. Локка: учение о гражданском обществе и «разделении властей».

62. Материализм Т. Гоббса. «Левиафан»: учение о государстве, «естественном состоянии человека» и общественном договоре.

63. Теории общественного договора в философии Нового времени.

64. Философия Д.Беркли. Смысл основного ее принципа: «Существовать, значит быть воспринимаемым».

65. Феноменализм философии Д. Юма. Учение о причинности. Постановка и решение проблемы индукции в философии Юма.

66. Научная программа И. Ньютона. Эксперимент. Абсолютное время, абсолютное пространство и абсолютное движение.

67. Медицина XVII века. В. Гарвей и основание новой физиологии.

68. Философия и медицина. Человек как субъект и предмет медицины.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 553; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.202 (0.019 с.)