Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поль Гольбах – материалист (1723-1789)

Поиск

*«Об уме», «О человеке»

Идеи

• Человек является продуктом природы а не бога

• Души как некоей потусторонней субстанции имеющей нематериальной природы не существует

• Различий между физический жизнью индивида и его психической жизнью не существует

• Поведение человека детермизировано (отсутствие свободы воли)

- телесными побуждениями -усвоенными идеями

• Реанимация идей Ибн-Хальдуна о создании науки об обществе социальной физики.

• Идея отделения церкви от государства

 

 

Философские учения Д. Юма и Дж. Беркли.

Д. ЮМ. (1711 ‒ 1776). Английское просвещение

* «Трактат о человеческой природе», «Диалоги о естественной религии»

Идеи

то, что мы называем объективной действительностью, объективной реальностью и т.д. есть всего лишь субъективный поток наших ощущений;

▪ об источнике этих ощущений мы ничего определённого сказать не можем. (если Локк утверждал, что наши ощущения – это результат воздействия материальных объектов на наши органы чувств, то, по Юму, «…ощущения возникают в душе от неизвестных причин»);

▪ причинно-следственная связь, которую мы считаем объективной явление тоже чисто субъективного порядка. Оно основано на вере в то, что явление, предшествующее другому явлению, служит его причиной. (Умозаключение: «После того, значит по причине того», указывает он, является логически неверным: это всего лишь констатация временнòй последовательности ощущений и не более);

▪ наши ощущения существуют в форме впечатлений и в форме идей. Отличие между ними следующие: - первые ярче и сильнее, чем вторые; -первые появляются раньше, а вторые ‒ позже;

▪ разум ничего не добавляет нового к нашим ощущениям. («Вся творческая сила духа сводится лишь к способности соединить, перемещать, увеличивать или уменьшать материал, доставленный нам чувствами»);

▪ идеи связываются друг с другом в нашем сознании методом ассоциаций. Ассоциации образуются:

- по сходству. (Увидев одного человека, мы вспоминаем других людей, на которых он похож);

- по смежности в пространстве. («Представление о школьном классе вызывает у меня представление о соседних школьных классах»);

- по смежности во времени. («Представление о подъёме якоря порождает у меня представление об отплытии корабля») и т.д.

▪ субъективные чувства являются основой морали: добродетель ‒ это чувство удовольствия, а порок ‒ это чувство неудовольствия). Объективных показателей добра и зла не существует;

▪ человек от природы эгоистичен. (Альтруизм ‒ качество приобретаемое);

▪ образование дает человеку не сумму знаний, а сумму привычек;

▪ ход истории общества определяют выдающиеся личности.

 

Джордж Беркли (1684-1753)

Ощущения – единственная воспринимаемая человеком реальность. ум человека не способен к образованию абстракции: общая идея пространства невозможна. Она абсурдна и противоречива, то же самое с материей.

Теория: частные свойства вещей к воспринимаемы посредством ощущений, после сего якобы образуется отвлеченная идея об общим для них вещественным субстрате. Но эта посылка не состоятельна: Берклии считал что люди не обладают чувственным восприятием материи как таковой. Человек воспринимает только отдельные вещи. Каждое восприятие становиться суммой разных ощущений или идей.

не существует общей отвлеченной идеи о материи и пространстве. Человеческий ум способен образовать общую идею о вещи, но не общую отвлеченную идею. Абстрактное представление о материи ни меняет ни сути ни свойства вещей. Истинность познания дается в ощущении.

существует лишь человеческое сознание с идеей и душой. Идеи- пассивны и представляют собой лишь состояние. Души- активны, вещи возникают благодаря восприятию и исчезают, когда оно прекращается. Беркли так и говорил «существовать – значит быть воспринимаемым».

Немецкая классическая философия: ее черты и представители.

Черты.

▪ Попытка рассматривать философию как строгую и систематическую науки, и создание в связи с этим глобальную систему

▪ Выработка целостной концепции диалектики

▪ Противопоставление двух точек зрения

- об ограниченности человеческого разума

-рассмотрение человека в его деятельном аспекте.

Homo faber - человек деятельный.

Представители немецкой классической философии.

 Иммануил Кант

 Георг Гегель

 Людвиг Феербах

 Фридрих

 Георг Шеллинг

 

Концепция познания И.Канта.(«Коперниканский» переворот в гносеологии). Его этическое учение.

И. КАНТ. (1724 ‒1804). немецкое просвещение

Черты

· попытка рассматривать философию как строгую и систематическую науку и создание в связи с этим глобальных абстрактных теоретических схем;

· выработка целостной концепции диалектики;

· противоборство двух точек зрения: об ограниченности человеческого ра-зума и о его неисчерпаемых возможностях;

· рассмотрение человека в его деятельностном аспекте и некоторые другие.

* «Общая естественная история и теория неба», «Идея всеобщей исто-рии во всемирно ‒ гражданском плане», «Критика чистого разума», «Кри-тика практического разума», «Критика способности суждения»

 

 

Идеи

▪ прежде чем познавать мир, надо выяснить, познаваем ли он в принципе.

▪ главное орудие человеческого познания ‒ разум, поэтому его и надо исследовать. «критика» его творчества делится на два этапа: «докритический»(научная тематикоа) и «критический» (исследовал возможности человеческого разума и его границы).

▪ вне нас, по Канту, существует объективный мир вещей. Эти вещи, воздействуя на наши органы чувств, вызывают у нас определённые субъективные ощущения. Мы всегда имеем (и будем иметь) дело не с самими вещами, а лишь с явлениями вещей

▪ «Как тогда объяснить субъективную упорядоченность «вещей для нас», если мы не можем достоверно утверждать, что она является отражением объективной упорядоченности «вещей в себе»? Наша чувственность располагает априорными (т.е. данными до всякого опыта, имеющимися изначально) формами, в которые «укладывается» (и тем самым упорядочивается) содержание всех наших ощущений. Такими формами являются пространство и время. Как говорит сам Кант, этот ответ на данный вопрос является его «коперниканским переворотом» в гносеологии. Суть данного переворота: замена прежней гносеологической формулы: «Наше познание отражает гармонию вещей» новым её вариантом: «Наше познание творит гармонию вещей».

▪ разум пытается выйти за пределы опыта, продуцируя идеи о душе, о мире и о Боге. Раскрывая их содержательно, он оказывается в антиномичной ситуации. (Антиномия ‒ это два взаимоисключающих суждения, каждое из которых нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть. Кант приводит пример такого рода суждений: - «Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве»; -«Мир не имеет границ ни во времени, ни в пространстве».

▪ Подобные антиномии свидетельствуют о бессилии вне опытного («чистого») разума, о его неспособности раскрыть идеи души, мира и Бога. (Они для разума оказываются «вещами в себе»). Поэтому у познающего разума есть границы ‒ границы опыта. Эти границы раздвигаются (опыт становится богаче), но никогда не исчезают;

▪ источник нравственности – априорный моральный закон. Он находится внутри человека. («Две вещи наполняют душу всё новым и всё более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, ‒ это звёздное небо надо мною и моральный закон во мне»).: совершение поступка не «ради долга», а «из чувства долга». «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице и в лице всякого другого только как к цели и никогда не относился бы к нему как к средству».

▪ оспаривание тезиса Руссо о «добром дикаре». («Человек хочет согласия, но природа лучше знает, что для его рода хорошо и она хочет раздора»);

▪ процесс развития культуры ‒ это процесс «усмирения» агрессивной природы человека, выработка цивилизованных форм соперничества. Финалом этого процесса, считал Кант, станет «вечный мир» на планете Земля.

 

Г.Гегель. Его философская система и философский метод.

Г. Гегель (1770-1831)

* «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук»

Идеи

• Беспредпосыльным началом мира является … объективное начало которого представляет собой тождество бытия и мира

• Процесс свободного саморазвития, самопознание проходит ряд ступеней

- абсолютный дух

-природа (идея в ном)

-Аи(идея в себе)

• Искусство, религия, философия – вырожаются в абсолютном духе.

Чистая мысль. Поскольку природный и социальный мир являются инструментами самопознания, а процесс мышления, следовательно законы природы и законы мышления являются одними и теми же законами.

 

ЗАКОНА Диалектики

• Закон единства и борьбы противоположностей

• Закон перехода количественных изменений в качественные

• Закон отрицания отрицания

Кроме законов диалектики существуют еще принципы диалектики.

- принцып системности (метод исследования: связь одного явления с другим)(генезис явления)

- принцип историзма

 

КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ

- причина и следствие

-необходимость и случайность

-форма и содержание

-Качество, количество, мера.

«Всякое явление при переходе через меру превращается в свою противоположность»

- общее, частное, единичное

-Сущность и явление

По Канту сущность вещи и явление вещи отделены Китайской стеной

По Гегелю сущность и явление связаны «Сущность является, а явление существенно»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.210 (0.01 с.)