Августин Аврелий (Блаженный ) Учение о мире, человеке и истории. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Августин Аврелий (Блаженный ) Учение о мире, человеке и истории.



▪ патристический - создание целостной теологической картины мира; - выработка ответов на вопросы, связанные с христианским мировоззрением, но которые в Священном Писании не затрагиваются: (Как Бог из ничего создал мир? Как совмещается идея совершенного Бога с несовершенством про-дуктов его творения? Как возможна совместимость всемогущего и всеблагого Бога и зла в мире? и т.д.) -разработка символизма как способа миропонимания (превращение «истин веры» в зрительные образы).

АВГУСТИН АВРЕЛИЙ (354‒430) * «Исповедь», «О Граде Божьем», «О христианской науке»

Этот мыслитель является:

▪ ключевой фигурой в западной патристике;

▪ создателем нового литературного жанра ‒ исповеди;

▪адаптатором платонизма к нуждам христианской философии.

онтологические: ▪ абсолютным бытием (вечным и неизменным) обладает только Бог. У него нет ни прошлого, ни бу-дущего, а есть вечное настоящее; ▪ материальные предметы, созданные Богом из ничего, из-меняются во времени ▪ природная часть мира - для удовлетворения человеком его нужд; ▪ время не имеет самостоятель-ного, независимого от вещей существования: оно появляется тогда, когда появляются вещи («тварный мир»); ▪ течение времени представляет собой незамкнутую линию («стрела времени»). ▪ все исторические события оп-ределяются Богом. История че-ловечества – это линия, сос-тоящая из следующих отрезков: -от Адама до потопа; - от потопа до Авраама; - от Авраама до Давида; - от Давида до Вавилонского пленения; - от Вавилонского пленения до первого пришествия Христа; - от первого пришествия Христа до Страшного суда; ▪тезис о предопределении (всё зависит от Божественной благодати); ▪ открытие «внутреннего человека», целиком обращённого к надкосмическому Творцу («горнему миру») и игнорирующему «мир дольний» гносеологические: ▪ союз разума и веры (Вера не есть что-то противоразумное, она – сверхразумна. ▪ два источника познания человека: личный опыт (скудный источник) и сведения, полученные им от других людей (богатый источник). Информация, полученная из второго источника и есть вера «Верю, чтобы понимать»); ▪ истина находится не вне человека, а внутри его. ▪ выдвижение принципа: «Познай самого себя как образ и подобие Бога»; ▪ самопознание осуществляется с помощью прозрения. Оно доступно не всем: для этого душа человека должна быть чиста и свята; аксиологические: ▪ добро есть бытие. Чем выше степень бытия, тем больше добра. Зло ‒ небытие. ▪ добро ‒ абсолютно, а зло ‒ относительно; ▪ свобода воли ‒ корень как добра, так и зла; ▪ первоисточником «прекрасного» является Бог. («Бог ‒ это триединство абсолютной истины, добра и красоты»); ▪ любовь как ценностный критерий: («Две разновидности любви порождают два града: любовь к себе, вплоть до презрения к Богу, рождает земной град; любовь к Богу, вплоть до полного самозабвения, рождает град небесный»).

Философские идеи каппадокийцев (Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский)

Василий Великий (329-379)

Разграничение – сущность бога и ипостась бога.он выдвигает – три ипостаси и одна сущность.

▪ «Бога можно познать только по его проявлениям, сущность же бога не постежима»

▪ Языческая литература может приносить пользу христианам

 

ГРИГОРИЙ НИССКИЙ (335/340 – ~394).

* «Против Евномия», «Большой катехизис», «О вере» и др.

Идеи

▪ установление различия между понятиями «сущность Бога» и «ипостась Бога»;

▪ тезис о том, что эсхатологический процесс – это процесс изживания зла в мире [Эсхатология (от греч. «эсхатос» - последний, конечный) ‒ религиозные учения о конечных судьбах мира и человека];

▪ человек является связующим звеном между двумя мирами: «горним» и «дольним»;

▪ он способен к Богопознанию. Это Богопознание осуществляется в акте мистической интуиции;

▪ добродетель является таковой лишь тогда, когда она произвольна. (Только добровольное следование человека добру может привести его к спасению, а принудительное ‒ путь к спасению закрывает).

 

Григорий Богослов (329/330 -390) *«5 богословских слов», «о своей жизни»

Различие лиц божественной троицы

Бог-отец (нерожденный)

Бог-сын (рождение)

Бог-дух святой (исхождение)

 

Философские мысли Византии (Дионисий Ареопагит, Иоанн Дамаскин, Григорий Палома)

ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ.

(~ V-VI в.в.). *«Ареопагитический корпус»

Идеи

· Бог неопределим и неописуем, поэтому катафатическая теология бессильна в вопросе Богопознания (Катафатика ‒ учение о Богопознании, согласно которому можно сказать не только о том, что Бог есть, но и каков он)

· вместо неё должна быть использована теология апофатическая. (Апофатика ‒ учение о богопознании средствами человеческого разума., говорить только лишь о том, что Он есть.

· понимание мира как иерархии света;

· картина мира постигается не умом, а эстетически переживается.

 

ИОАНН ДАМАСКИН (~675 – ~753). Был ярым антиплатоником.

*«Источник знания», «Элементарное введение в догматику», «Диалог против манихеев»

Идеи

· кроме Бога нет ничего самостоятельно ‒ вечного: ангелы и человеческие души бессмертны не по своей природе, а исключительно по благодати Божьей

· по Платону всякое подобие онтологически ниже первообраза («мир вещей» ниже, чем «мир идей». По Дамаскину не всякое: в лице Христа («образ и подобие Божие») они совпадают;

· человек вершит зло не вследствие незнания (как утверждал Платон), а вследствие сознательного выбора между разумом и «склонностью» в пользу «склонности» (когда они не совпадают);

· разум в человеке ‒ это образ Божий в нём;

· воля человека неотделима от его разума;

· разум существует только ради воли

 

Григорий Палома(1296-1359)

*Первая триада в защиту безмолствующих

Вторая триада в защиту безмолствующих

Идеи

· Защита исихазм(безмолвная умная молитва)

· Возможность познания бога в опыте благодатного богаобщения, в процессе которого человеческий разум переустраивается на основе божественной благодати

· Выдвижение тезиса – тело орудие души

· Тезис о сверхприродных способностях человека, которые открываются в процессе богообщения

 

Тома (Фома) Аквинский: Его онтология, гносеология и аксиология

ТОМА (ФОМА) АКВИНСКИЙ. (1225/1226‒1274)

*«Сумма против язычников» («Сумма философии»); «Сумма теологии»

Задача философии согласно Фоме, ‒ систематизация христианских догма-тов путём «исправления» и «дополнения» концепции Аристотеля.

Идеи



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 464; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.35.77 (0.011 с.)