Мировоззрение: сущность, структура и исторические формы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мировоззрение: сущность, структура и исторические формы.



Мировоззрение: сущность, структура и исторические формы.

Мировоззрение - взгляд человека на мир в целом и свое место в нем.

Структурно оно состоит из трех компонентов:

▪ миропонимание. Это – интеллектуальная составляющая мировоззрения, которая находит свое выражение в той или иной версии мироустройства (религиозной, научной и т.д.);

мировосприятие. Это – эмоционально-психологический компонент мировоззрения, воплощающийся в том или ином характере душевного настроя человека. (Если, допустим, картина мира обещает людям «светлое буду-щее», то у них приподнятое, радостное расположение духа, а если она в этом плане пессимистична, то и настроение у людей будет соответствующим);

мироотношение Это – деятельностный компонент мировоззрения, реализующийся в том или ином характере поступков человека. (Например, если в картине мира природе отводится роль «рабыни» Homo sapiens, то его эколо-гические поступки будут одни, а если она (природа) выступает в ней как его alma mater (букв. «кормящая мать») – совершенно иные).

Когда и как возник мир? Как он устроен? В статике или динамике мир существует? Случайно или необходимо каждое явление в нем? Что такое человек как элемент этого мира? Что он может знать о себе и мире? Каково его предназначение?

Исторические формы:

▪Миф

картина мира носит эмоционально-образный характер и представляет собой мозаику неосознанных зрительно-пластических и звуко ритмических образов. Именно в такой форме дается ответ на некоторые из мировоззренческих вопросов. (наскальные рисунки, скульптурные изображения, материалы этнографических экспедиций)

∙ природа не делится на живую и неживую: она вся одушевлена.(панпсихизм)

∙ наделенность природных объектов одушевленностью позволяет человеку устанавливать с ними контакт с целью решения тех или иных жизненных вопросов.

Религия

(сомнения в адекватности мифологической картины)

∙ вера в дуализированность мира: он делится на мир естественный («посю-сторонний») и мир сверхъестественный («потусторонний»). Причем второй повелевает первым;

∙ вера в возможность установления контакта человека с «потусторонним» миром;

∙вера в возможность умилостивления этого «потустороннего» мира, в ре-зультате чего человек получит то, что просит у этого мира.

Философия (рациональный способ мировоззрения) – сер. 1тыс. до РХ

Философия (греч.) – любовь к мудрости.

∙ миф – эмоционально-образная форма мировоззрения;

∙ религия – иррационально-символическая форма мировоззрения;

∙ философия – рационально-теоретическая форма мировоззрения.

 

Предмет, структура и функции философии.

Предмет философии

Предмет измен. с развитием науки и самого философского знания, общества и всех сторон его духовной жизни. Первые, философы античного мира стремились главным образом открыть единый источник многообразных природных явлений. Каждая наука исследует систему закономерностей, Ф изучает закономерности, общие для явлений природы, развития общества и человеческого познания.

Философия участвует и в формировании матер. и духовной кульуры.

Философское понимание опирается на предельные понятия: материя и сознание, сущность и существование, возможность и действительность, истина и ложь, добро и зло, прекрасное…

Структуры философии

Онтология (от греч. «онтос» - сущее) – раздел философии, в котором изучаются вопросы бытия: «В каких формах существует бытие?», «Как соотносится бытие и небытие?» Предметом философского анализа может быть не только «бытие вообще», но и конкретные виды бытия: бытие природы, бытие общества, бытие человека. Поэтому к вышеуказанным вопросам прибавляются также другие: «Что такое пространство и что такое время?», «У человечества одна единственная социальная траектория или их несколько?», «В чем заключается смысл жизни человека?» (К примеру, гражданин РФ, достигший возраста совершеннолетия, получает паспорт. В нем есть ответы на вопросы: «Когда он родился?», «Где он родился?» А ответ на вопрос: «Зачем он родился?» отсутствует и его нужно гражданину искать самому…)

Гносеология (от греч. «гносис» - знание) – раздел философии, в котором изучаются вопросы, связанные как с природой человеческого познания, так и с его возможностями. В нем содержатся ответы на следующие вопросы: «Можем ли мы познать мир или нет?», «Если можем, то что служит основой его позна-ния?», «Что есть истина?» и т.д.

Аксиология (от греч. «аксиос» - ценный) – раздел философии в котором изучаются то, что называется ценностью, характеристики, структуры и иерархии ценностного мира. В этом разделе находятся ответы на такие вопросы, как-то: «Что понимать под ценностью?», «Что такое добро и что такое зло?», «Что считать прекрасным, а что – безобразным?» и ряд других. Вся та информация, которая содержится в аксиологии – это ориентиры человека в мире: к чему ему нужно стремиться, а чего – избегать.

Функции философии

▪ синтезирует имеющиеся разрозненные знания о мире в целостную картину мира;

▪ вырабатывает методологию познания мира;

▪ обосновывает ту или иную линию поведения человека в мире и ряд других функций.

 

 

Связь философии и архитектуры.

Веды» и индийские философские школы.

Веды («знание») 1,5-2 тыс. до РХ

Ведический канон включает в себя следующие произведения:

«Самаведа» «Ригведа» «Яджурведа» Атхарведа» «Пураны» «Упанишады»

Картина мира у Ведов:

Брахман – (беспредпосылочным началом мира) - обезличенная невещественная субстанция (является причиной самоё себя). Из этой субстанции возникает видимый предметный мир. Онтологически человек представляет собой бинарное существо: соединение материальности (тела) и нематериальности (души).

Атман - Вечная душа, после физической смерти человека, переселяется в новую телесную оболочку, затем в другую и т.д., находясь, тем самым, в «сансаре» (букв. «прохождение, протекание»), круговороте переселений.

▪Между деяниями человека и характером последующего материального пристанища его души существует причинно-следственная связь: если они со знаком минус, то новая телесная оболочка заставляет душу страдать. А если со знаком плюс, то все наоборот. Такое положение вещей получило название «кармы» (букв. перевод – «закон возмездия»).

▪Высшая цель человеческой жизни - выход из сансары.

Мокша -Учение о том, как это осуществить на практике выход из сансары. (букв. «оставлять, покидать, освобож-даться»).

В постведийский период возникли различные философские школы. Они делятся на два типа:

неортодоксальные (отрицающие авторитет «Вед»)

ортодоксальые (авторитет «Вед» признающие)

К первому типу относятся:

∙ буддизм (основатель – Будда)

∙джайнизм (основатель – Махавира)

∙чарвака (основатель – Брихасати)

Ко второму принадлежат:

∙йога (основатель – Патанджали)

∙миманса (основатель – Джаймини)

∙санкхья (основатель – Капила)

∙ньяя (основатель – Готама)

∙вайшешика (основатель – Капада)

∙веданта (основатель – Бадараяна)

 

 

Влияние философских школ Древней Индии на ее архитектуру.

Конфуций. Учение о человеке и обществе. Дальнейшая судьба этого учения.

Конфуций (551 — 479)

«Лунь–Юй» («Беседы и суждения») – работы учеников. Из них («Бесед») не интересовался вопросами онтологического характера.

«Дао» Конфуций понимал как «моральный закон Неба». («Небо» у него выступает повелителем мира. Себ он считал человеком, транслирующим «волю Неба»)

Правила Конфуция:

▪ быть гуманным («Не делай другому того, чего не желаешь, чтобы делали тебе»)

▪ быть мудрым (мудрец по Конфуцию ‒ это тот человек, который про себя может сказать следующее: «Знаю многое, выбираю лучшее и следую ему»)

▪ быть верным слову и господину;

▪ почитать людей, старших по возрасту и выше по социальному поло-жению;

▪ знать и соблюдать ритуалы.

Людей, которые следовали этим правилам, Конфуций называл «благородным мужами». Антиподы благородных мужей назывались «низкими людьми». «Каждый может стать благородным мужем. Нужно только решиться им стать».

Изначально в человеке ничего не заложено: ни хорошего, ни плохого.

Дальнейшая судьба учения

Конфуцианское моральное учение трансформировалось в национальную религию Китая. Предметом культа в ней являются души предков, а религиозные обряды совершают на специальные лица, старшие члены семьи. Победив в конкурентной борьбе религиозный даосизм, конфуцианство стало государственной религией Китая. Оно имело этот статус вплоть до революции 1911 года, когда был низложен последний китайский император.

 

 

Дальнейшаа судьба учения

Превратилось в религиозный даосизм:

▪ в качестве сверхъестественного начала выступают духи (божества). Они делятся на добрых и злых;

▪с помощью процедуры «мантики» (гадания) священнослужители определяют, какой их вид контролирует территорию, на которой расположено то или иное поселение.

▪ существует свод моральных правил, среди которых есть как «стандартные» (не так и «нестандартные» (например, положение о необходимости сторониться лишних знаний);

▪ цель жизни человека – достижение бессмертия;

▪ путь к нему бинарен: физиологический и духовно–этический.

- Первый состоит в соблюдении определённых диет, попытках отыскать «эликсир бессмертия». - Второй заключается в следовании определённым предписаниям

 

Его черты

космоцентризм. «космос»-«порядок». Он универсальный (т.е. единый и для ми-роздания в целом, и для общества, и для отдельного человека);

космос - саморегулирующийся процесс возникновения и гибели вещей;

▪ в объяснении космоса мыслители опирались на наблюдение и логику, а не на фантазию и мистику. (предфилософ. Период)

Фалес из Милета (625‒547).

Основал первую философскую школу античности. * «О природе»

Идеи

▪ за видимой множественностью вещей стоит их невидимое единство;

▪ все вещи произошли из единого первоначала;

▪ это первоначало представляет собой «бесконечное объемлющее»

▪ таким «бесконечно объемлющим» первоначалом космоса является вода («всё питается влагой и ею живёт»).

Пифагор Самосский (~570 – ~497)

«пифагорейский союз»

Идеи

онтологические: ▪ все вещи произошли из двух первоначал: «предела» и «беспредельного»; ▪ они возникли в результате процедуры «ограничения неограниченного» ▪ ограниченное можно численно выразить; ▪ числовые характеристики вещей образуют «гармонию», которая является космическим законом; ▪ земля имеет сферическую форму; гносеологические: ▪ познание невозможно без математики аксиологические: ▪ мораль вытекает из гармонии и сводится к принципу талиона: «Око за око, зуб за зуб»; ▪ красота ассоциируется с гармонией; ▪ в основе гармонии лежит численное соотношение ‒ «пропорция». Это соотношение может быть выражено «золотым сечением».

Ксенофан из Колофона (~570 – ~478)

*"Силлы" ("Сатиры"). Они направлены «против всех поэтов и философов».

Идеи

онтологические: ▪ пантеистическое понимание Бога (его отождествление с природой); гносеологические: ▪ различение «знания» и «мнения»; ▪ утверждение о недосягаемости «знания» для людей (Это положение кла-дёт начало агностицизму (непознаваемости), направлению в европей-ской гносеологии); аксиологические: ▪ тотальное отрицание авторитетов и ценностей в существовавшей тогда античной культуре

Гераклит их Эфеса (~520 – ~460)

Родоначальник европейской диалектики (в её онтологическом варианте). *«О природе»

Идеи

онтологические: ▪ первоначалом космоса является «вечно живой огонь» который никем не создан ▪ на этот «огонь» по определённому закону («логосу») «обмениваются все вещи» ▪ космос (в центре которого находится земля) пребывает в постоянном движении (изменении): «В одну и ту же реку ты не вступишь дважды»; ▪ источником этого движения является борьба противоположностей гносеологические: ▪ при обнаружении расхождений между показаниями чувств и данными разума предпочтение нужно отдавать последним («Глаза и уши – плохие свидетели»); ▪. Люди делятся на: - знающих, что такое «логос»; слышавших о нём; не знакомых даже со словом «логос»; аксиологические: ▪ «добро» ‒ это следование «логосу»; ▪ красота выражается в «ритмичном» протекании процессов.

Парменид из Элей ( втор. Пол. VI в. ‒ н. V в). *О природе

Идеи

онтологические: ▪ выдвижение тезиса: «Видимое не есть подлинное» ▪тождество бытия и мышления («мыслить и быть – одно и то же») ▪ отрицание объективного существования небытия («то, чего нельзя ни познать, ни высказать ‒ не существует»); ▪космос ‒ это сплошная масса вещества; ▪он обладает следующими характеристиками: -един -неделим -непротиворечив -неизменен гносеологические: ▪недоверие к чувственной картине мира аксиологические: ▪красота – это абсолютная непрерывность

 

Зенон из Элей (~490 – ~430) Слушатель Парменида * «О природе», «Споры

Идеи

Попытка доказать тезис Парменида: «Движение немыслимо, а значит невозможно» с помощью «апорий» (недоумений»):

апория «Дихотомия» (разделение на две части). Прежде чем преодолеть весь путь, тело должно пройти половину этого пути, а ещё до этого ‒ половину половины и т.д. Поскольку процесс такого деления бесконечен, то, следовательно, начало движения помыслить нельзя. А раз его помыс-лить (представить) нельзя, то его объективно и не существует, ибо всё то, что существует объективно, мы всегда можем мысленно себе представить;

апория «Ахилл и черепаха». Ахилл не может догнать черепаху, т.к. пока он пробежит разделяющее их первоначальное расстояние, она успеет проползти некоторый отрезок пути. Таким образом, расстояние между ними будет постоянно сокращаться, но всегда будет, пусть и бесконечно малой, но всё-таки величиной и никогда не превратиться в ноль.

Есть у него и другие апории.

Резюме Зенона: раз начало движения мысленно представить нельзя и его завершение мысленно непредставимо, то, следовательно, его в реальности нет.

 

Демокрит из Абдеры (470/460‒?) *«Большой мирострой», «Малый мирострой»

Идеи

онтологические:

▪ космос диадичен – он состоит из атомов и пустоты ▪обе составляющие диады онтологически паритетны ▪ атомы, число которых бесконечно, находятся в постоянном движении ▪они отличаются друг от друга следующими параметрами:- «фигурой» -«величиной» - «поворотом»

▪ космос, представляющий собой бесконечное множество миров, возник благодаря спонтанному «вихрю» атомов. Возникновение и исчезновение космических объектов происходит путём соединения и разъединения атомов. (Они ‒ их временные комбинации);

▪ земля находится в центре космоса согласно принципу «исономии» («нет причины, по которой она устремилась бы скорее в одну, чем в другую сторону»);

▪всё, что происходит в космосе, происходит с необходимостью: случай-ность исключена. (По мнению Демокрита, случайным мы называем то, причины чего нам пока неизвестны: «Люди измыслили идол случая, что-бы пользоваться им как предлогом, прикрывающим их собственную нерассудительность»);

▪ устройство космоса и устройство человека является идентичными. «Человек ‒ это микрокосм»

▪архитектор, будучи микрокосмом, строит свою профессиональную деятельность на основе «мимезиса» (подражания) «макрокосму».

▪ всё живое отличается от неживого наличием души. Душа, как и тело, имеет атомарную природу и потому является смертной;

▪боги ‒ это состоящие из атомов разумные существа. Они отличаются от людей - размерами -продолжительностью жизни

гносеологические:

▪чувственное познание – это регистрация органами чувств материальных «эйдолов» (образов), «отлетающих» от предметов и сохраняющих их форму;

▪ умственное познание - «отпечатывание образов» в сознании;

▪гносеологический пессимизм («…на самом деле мы ничего ни о чём не знаем»).

Различия в восприятии вызваны:

- изменчивостью объекта восприятия - изменчивостью субъекта восприятия: его настроения, состояния и т.д.

аксиологические:

▪тезис о зависимости нравственных качеств человека от силы его ума (чем умнее человек, тем он нравственнее и наоборот);

▪ положение о том, что высшей моральной ценностью является «эвтюмия» (безмятежное и счастливое состояние, когда человек не подвержен дей-ствию страстей и страха);

▪определение красоты как меры («красота есть надлежащая мера во всём»).

Протагор из Абдеры (~480 – ~420). софистическое движение

*«Истина», «О богах», «О первоначальном состоянии»

Идеи

онтологические: ▪ иное (по сравнению с Парменидом) понимание бытия: «Быть ‒ значит являться» ▪ отрицание «сущности» того, что нам тем или иным образом является (По мнению Протагора, нет никакой «сущности явлений» помимо самих яв-лений); ▪ ставит под вопрос объективное существование богов гносеологические: ▪ снятие оппозиции «знание-мнение»: всякое знание есть чьё‒то мнение, и всякое мнение является знанием («человек есть мера всех вещей…») ▪новая гносеологическая установка: не искать истину, а убеждать других в чём‒либо (Мудрец, по Протагору, ‒ это человек, который понимает полезность относительного и умеет в этом убедить других); ▪ убеждать можно (и нужно) любыми средствами, включая логические уловки (софизмы); аксиологические: ▪ общезначимых ценностей не существует, поскольку все ценности субъективны.

 

 

Идеи

онтологические: ▪ первоначалом космоса является «вечно живой огонь» который никем не создан ▪ на этот «огонь» по определённому закону («логосу») «обмениваются все вещи» ▪ космос (в центре которого находится земля) пребывает в постоянном движении (изменении): «В одну и ту же реку ты не вступишь дважды»; ▪ источником этого движения является борьба противоположностей гносеологические: ▪ при обнаружении расхождений между показаниями чувств и данными разума предпочтение нужно отдавать последним («Глаза и уши – плохие свидетели»); ▪. Люди делятся на: - знающих, что такое «логос»; слышавших о нём; не знакомых даже со словом «логос»; аксиологические: ▪ «добро» ‒ это следование «логосу»; ▪ красота выражается в «ритмичном» протекании процессов.

Парменид из Элей (втор. Пол. VI в. ‒ н. V в). *О природе

 

Идеи

онтологические: ▪ выдвижение тезиса: «Видимое не есть подлинное» ▪тождество бытия и мышления («мыслить и быть – одно и то же») ▪ отрицание объективного существования небытия («то, чего нельзя ни познать, ни высказать ‒ не существует»); ▪космос ‒ это сплошная масса вещества; ▪он обладает следующими характеристиками: -един -неделим -непротиворечив -неизменен гносеологические: ▪недоверие к чувственной картине мира аксиологические: ▪красота – это абсол Движение - не объективная реальность, а всего лишь иллюзия, порождаемая нашими чувствами.

 

 

Идеи

онтологические:

▪ космос диадичен – он состоит из атомов и пустоты ▪обе составляющие диады онтологически паритетны ▪ атомы, число которых бесконечно, находятся в постоянном движении ▪они отличаются друг от друга следующими параметрами:- «фигурой» -«величиной» - «поворотом»

▪ космос, представляющий собой бесконечное множество миров, возник благодаря спонтанному «вихрю» атомов. Возникновение и исчезновение космических объектов происходит путём соединения и разъединения атомов. (Они ‒ их временные комбинации);

▪ земля находится в центре космоса согласно принципу «исономии» («нет причины, по которой она устремилась бы скорее в одну, чем в другую сторону»);

▪всё, что происходит в космосе, происходит с необходимостью: случай-ность исключена. (По мнению Демокрита, случайным мы называем то, причины чего нам пока неизвестны: «Люди измыслили идол случая, что-бы пользоваться им как предлогом, прикрывающим их собственную нерассудительность»);

▪ устройство космоса и устройство человека является идентичными. «Человек ‒ это микрокосм»

▪архитектор, будучи микрокосмом, строит свою профессиональную деятельность на основе «мимезиса» (подражания) «макрокосму».

▪ всё живое отличается от неживого наличием души. Душа, как и тело, имеет атомарную природу и потому является смертной;

▪боги ‒ это состоящие из атомов разумные существа. Они отличаются от людей - размерами -продолжительностью жизни

 

гносеологические:

▪чувственное познание – это регистрация органами чувств материальных «эйдолов» (образов), «отлетающих» от предметов и сохраняющих их форму;

▪ умственное познание - «отпечатывание образов» в сознании;

▪гносеологический пессимизм («…на самом деле мы ничего ни о чём не знаем»).

Различия в восприятии вызваны:

- изменчивостью объекта восприятия - изменчивостью субъекта восприятия: его настроения, состояния и т.д.

аксиологические:

▪тезис о зависимости нравственных качеств человека от силы его ума (чем умнее человек, тем он нравственнее и наоборот);

▪ положение о том, что высшей моральной ценностью является «эвтюмия» (безмятежное и счастливое состояние, когда человек не подвержен дей-ствию страстей и страха);

▪определение красоты как меры («красота есть надлежащая мера во всём»).

 

ЭПИКУР Самосский (341‒270).

Атомист, последователь Демокрита. основал философскую школу «Сад».

* «Главные мысли», «Письмо к Геродоту»

Идеи

развивая учение Демокрита об атомах, полагал следующее:

• атомы имеют ‒ «вес»;

• движение атомов обусловлено не внешней причиной («вихрем» как у Демокрита), а внутренним их свойством – «тяжестью»;

• при движении атомы способны самопроизвольно отклоняться от первоначальной траектории. Применительно к природе это означает наличие случайности (у Демокрита она исключалась), а применительно к человеку – наличие свободы воли;

• раз у человека есть свобода воли, то следовательно, он – хозяин своей судьбы и кузнец своего счастья;

• свободу воли он должен использовать для того, чтобы достичь состояния «атараксии» (букв. ‒ «отсутствие волнений, невозмутимость»);

• это состояние характеризуется следующими признаками:

-отсутствием страха перед смертью

- отсутствием страха перед богами

- наличием умения наслаждаться тем, что есть ‒ получать удовольствие от малого

Человек, обладающий этими качествами, считал Эпикур, является мудрецом.

 

Идеи

онтологические: ▪ природа ‒ это прерогатива богов, а социум (общество) – прерогатива людей; ▪ материальным носителем «социальности» является человек; ▪ сущностью человека является его душа («мыслящая активность»). «Человек ‒ это его душа»); гносеологические: ▪ природа как «вотчина богов» непроницаема для человеческого познания ▪ поэтому объектом познания для человека должен служить он сам «Познай самого себя»); ▪ зачем это нужно? «Кто знает себя, тот знает. что для него полезно, и ясно понимает. что он может и чего он не может»; ▪ в отличие от Протагора Сократ считал, что истина объективна ▪ ни один человек, взятый сам по себе не может быть её источником. («Я знаю, что ничего не знаю»); ▪ истина рождается в процессе беседы. Метод собеседования называется «майевтикой» («повивальным искусством»). выявлении и устранении противоречий в суждениях собеседников. аксиологические: ▪ знание является абсолютной ценностью; ▪ «знание» и «добродетель» неразделимы ▪ сформулирована «моральная триада»: - умеренность ‒ знание того, как укрощать страсти; - храбрость ‒ знание того, как преодолевать опасности; - справедливость ‒ знание того, как соблюдать законы ▪ никто не вершит «зло» сознательно: оно творится людьми исключительно по неведению; ▪ при возникновении дилеммы: «Достойная смерть или недостойная жизнь» выбирать нужно первое

 

14. Учение Платона о мире, познании,”идеальном полисе ” и искусстве.

ПЛАТОН из Афин (427‒347).

Настоящее имя этого мыслителя – Аристокл. «Платон» (означ. «широко-плечий») ‒ прозвище. Слушатель Сократа. Платоновская школы – «Академия»).

*Диалоги «Федон», «Государство», «Тимей»

Идеи

онтологические: ▪ новый вариант старого тезиса: «Видимое не есть подлинное». миров два: помимо видимого «мира вещей» есть ещё и не-видимый «мир идей» (или «сущностей»); ▪ «мир идей» является прототипом «мира вещей». («Идея ‒ это занебесный первообраз для всякой вещи»). ▪ «мир идей» иерархичен: на его вершине находится идея «блага»; ▪ душа человека– одна из таких «идей» и следовательно, бессмертна Душа состоит из трёх частей: - «разумной»; - «волевой»; - «вожделеющей»; ▪ время-это «подвижный образ вечности». гносеологические: ▪ тезис о существовании у человека врождённого знания. «Виновата» во всём душа, которая поселяется в тело человека в момент его рождения. Она прибывает из «мира идей» А знание есть ничто иное, как знание сущностей. ▪ процесс познания есть процесс припоминания («анамнезис») душой того, что она созерцала в «мире идей», а поселившись в телесную оболочку, «забыла». ▪ истина представляет собой не качество знания, а нематериальный онтологический объект («идеи»); ▪ чувства мешают постижению истины, поскольку влекут человека в противоположную от неё сторону – в «мир вещей»; ▪ «идеи» можно лицезреть только «очами разума» Для того, чтобы они стали «видны» разуму, последний должен от чувств отрешиться, абстрагироваться «вторая навигация» ‒ очищение разума от чувственных помех); аксиологические: ▪ добродетель является врождённым качеством человека. Её носителем является душа (добрыми рождаются, а не становятся). Душа состоит из трех частей: разума, воли и вожделения; ▪каждой части души соответствует своя добродетель:  «разумной» ‒мудрость;  «волевой»‒мужество;  «вожделеющей -умеренность. объединяет их‒ справедливость. ▪ данные добродетели полностью воплотиться могут только в идеальном полисе (городе ‒ государстве). Платоновский идеальный полис имеет следующие черты:  радиально-кольцевая планировка;  лимитированная численность жителей (10-15 тыс. человек);  общественное устройство в виде трёхъярусной «социальной пирамиды». «работники» (добродетелью которых является умеренность), «стражи» (их добродетель – мужество), «правители» (философы) с присущей им добродетелью ‒ мудростью. Цементирующей основой этой социальной иерархии является справедливость:  «работники» ‒ умеренные и справедливые;  «стражи» ‒ мужественные и справедливые;  «правители» ‒ мудрые и справедливые. ▪ входящая в «мир идей» идея красоты, выражает сущность ▪ «искусство ‒ это не «подражание природе» (как считал Демокрит), т.е. чему-то вторичному, (зачем, говорил Платон, делать «копию копии»), а отражение идеи прекрасного.

15. Аристотель: онтологический, гносеологический и аксиологический аспекты его учения.

АРИСТОТЕЛЬ из Стагиры (384‒322).

Слушатель, а затем и преподаватель в школе Платона. «Платон мне друг, а истина дороже». После разрыва с Платоном организовал собственную философскую школу – «Ликей».

*«Метафизика», «Категории», «Большая этика», «Поэтика»

Идеи

онтологические: ▪ космос есть совокупность единичных вещей (Никакого невидимого «мира идей», по Аристотелю, объективно не существует); ▪ каждая вещь представляет собой нерасторжимое единство «материи» и «формы»; ▪ «форма» нематериальна, но она не есть некоторая «сущность», извне привнесённая в «материю» (как считал Платон), а представляет собой потенциальную возможность самой «материи» приобрести конкретные очертания;  для того, чтобы потенциальность превратилась в реальность необходимы, помимо «материи» и «формы» ещё два фактора: «производящая причина» и «конечная цель». (архитектор, спроектировавший дом ‒ «производящая причина», сам проект ‒ это «форма», строительные материалы ‒ «материя», готовое здание ‒ «цель»); ▪ экстраполируя (распространяя) этот взгляд на весь космос, Аристотель приходит к выводу о существовании «формы всех форм» как «перводвигателя» Вселенной; ▪ земля является центром шарообразного космоса, конечного в пространстве, но бесконечного во времени. Вокруг земли вращаются особые сферы, на которых укреплены небесные тела; ▪ понимание времени как «числа движения»;   ▪ «…человек от природы есть политическое животное»); ▪ в силу несовершенства людей не может быть совершенных законов и идеального государства (полиса); ▪ для того, чтобы в полисе была социальная и политическая стабильность, в нём должен преобладать средний класс. гносеологические: ▪ отрицание платоновского тезиса о врождённом знании у людей. («Человек ‒ это сосуд, который нужно наполнить»); ▪ «классическая» концепция истины: «Истина ‒ это соответствие мысли действительности»; ▪ чувства не вредят постижению истины (как полагал Платон), а ему способствуют. Чувственное познание ‒ низшая ступень познания а умственное ‒ ступень высшая, ибо даёт нам знание общего ▪ деятельность разума (мышление) протекает в определённых формах. ▪ логика является «органоном» всякой науки. ▪ им дана первая в европейской философии классификация наук:  теоретические науки (физика, математика, и др.);  практические науки (этика, политика и др.);  творческие науки (поэтика, риторика и др.). аксиологические: ▪ высшим благом для человека является счастье («эвдемония»); ▪ суть счастья не в наслаждении (удовольствии), а в добродетели; ▪ добродетель делится на этическую и дианоэтическую. Этическая добродетель – это «середина между двумя пороками» (между скупостью и расточительностью, между безрассудством и трусостью и т.д.). Дианоэтическая же добродетель заключается в деятельности разума по дости-жению как теоретических целей (отыскание истины ради неё самой), так и целей практических (установление нормы поведения); ▪ себялюбие (эгоизм) – явление естественное ▪ частная собственность – следствие самолюбия. Она не вредит добродетельности человека, как утверждал Платон, а наоборот, позитивно сказывается на ней: - при частной собственности люди меньше «выясняют отношения» друг с другом, так как больше заняты заботой о своей собственности; -при отсутствии частной собственности никто не может быть щедрым и великодушным, так как ни у кого ничего нет - обладание чем-либо доставляет людям удовольствие, а довольные лю-ди меньше злятся друг на друга; ▪ у Аристотеля красота располагается не в «занебесье» (как у Платона), а в самих вещах, ▪ этически «хорошее» и эстетически «прекрасное» слиты воедино. (Аристотель вводит термин «калокагатия» (от греч. «калос» ‒ прекрасный и «агатос» ‒ хороший), означающий гармонию внешнего и внутреннего (формы и содержания); ▪ создана эстетическая концепция «катарсиса» ‒ «очищение души трагедией» (т.е. путём страдания и страха).

16. Эллинистический этап античной философии. Философские взгляды Эпикура и Зенона Китийского.

Черты постклассического этапа:

- не было создано никаких принципиально новых философских учений (хотя возникли новые философские школы: «Сад» Эпикура Самосского, «Стоя» Зенона Китайского и др.);

- появилось философское направление с приставкой «нео» (неоплатонизм);

‒ период упадка античного мира (в своём роде «смутное время античности»), поэтому на первый план в философии выдвигается этическая проблематика.

Мыслители данной эпохи искали ответ на вопрос, как себя вести в условиях, когда девальвированы все прежние ценности и исчезли привычные жизненные ориентиры. Общий вывод их таков: «Нужно освобождаться от страхов, сохранять спокойствие и хорошее расположение духа».

ЭПИКУР Самосский (341‒270).

Атомист, последователь Демокрита. В Афинах основал философскую школу, получившую название «Сад». *«Главные мысли», «Письмо к Геродоту» и др.

Идеи

▪ развивая учение Демокрита об атомах, полагал следующее: - атомы «помимо параметров, указанных Демокритом, имеют ещё один ‒ «вес»; -движение атомов обусловлено не внешней причиной («вихрем» как у Демокрита), а внутренним их свойством – «тяжестью»; -при движении атомы способны самопроизвольно отклоняться от первоначальной траектории. Применительно к природе это означает наличие случайности (у Демокрита она исключалась), а применительно к человеку – наличие свободы воли;

▪ раз у человека есть свобода воли, он – хозяин своей судьбы и кузнец своего счастья;

▪ свободу воли он должен использовать для того, чтобы достичь состояния «атараксии» (букв. ‒ «отсутствие волнений, невозмутимость»);

▪ это состояние характеризуется следующими признаками:

- отсутствием страха перед смертью - отсутствием страха перед богами -наличием умения наслаждаться тем, что есть ‒ получать удовольствие от малого

Человек, обладающий этими качествами, считал Эпикур, является мудрецом.

ЗЕНОН из Кития (334/333 – 262/261).

Основатель стоической школы философии. «Стоя» *«Государство», «О мироздании», «О природе человека»

Идеи

▪ Человек является частицей мироздания, гражданином единого одухотворенного «космоса». (Стоики использовали для его (человека) обозначения термин «космополит» («человек мира»), заимствованный ими у Диогена Синопского);

▪ Всеми явлениями и процессами «космоса», включая земные, правит «судьба».

▪ Человеку следует добровольно покоряться «судьбе» и, принимая от нее подарки, сохранять спокойствие и невозмутимость.

▪ Мудрец – это тот человек, который обрел внутреннюю свободу, будучи внешне связанным. Он общее ставит выше частного и может принести первому в жертву всё.

17. Положения философских учений Пиррона и Плотина

ПИРРОН из Элиды (~365 – 275) *он учил устно

Идеи

вещи, как таковые, недоступны для нашего познания, ибо мы всегда имеем дело не с самими вещами, а с явлениями вещей (т.е. с тем, как они нам кажутся);

о



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.62.119 (0.143 с.)