Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мировоззрение: сущность, структура и исторические формы.↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Мировоззрение: сущность, структура и исторические формы. Мировоззрение - взгляд человека на мир в целом и свое место в нем. Структурно оно состоит из трех компонентов: ▪ миропонимание. Это – интеллектуальная составляющая мировоззрения, которая находит свое выражение в той или иной версии мироустройства (религиозной, научной и т.д.); ▪ мировосприятие. Это – эмоционально-психологический компонент мировоззрения, воплощающийся в том или ином характере душевного настроя человека. (Если, допустим, картина мира обещает людям «светлое буду-щее», то у них приподнятое, радостное расположение духа, а если она в этом плане пессимистична, то и настроение у людей будет соответствующим); ▪ мироотношение Это – деятельностный компонент мировоззрения, реализующийся в том или ином характере поступков человека. (Например, если в картине мира природе отводится роль «рабыни» Homo sapiens, то его эколо-гические поступки будут одни, а если она (природа) выступает в ней как его alma mater (букв. «кормящая мать») – совершенно иные). Когда и как возник мир? Как он устроен? В статике или динамике мир существует? Случайно или необходимо каждое явление в нем? Что такое человек как элемент этого мира? Что он может знать о себе и мире? Каково его предназначение? Исторические формы: ▪Миф ∙ картина мира носит эмоционально-образный характер и представляет собой мозаику неосознанных зрительно-пластических и звуко ритмических образов. Именно в такой форме дается ответ на некоторые из мировоззренческих вопросов. (наскальные рисунки, скульптурные изображения, материалы этнографических экспедиций) ∙ природа не делится на живую и неживую: она вся одушевлена.(панпсихизм) ∙ наделенность природных объектов одушевленностью позволяет человеку устанавливать с ними контакт с целью решения тех или иных жизненных вопросов. ▪ Религия (сомнения в адекватности мифологической картины) ∙ вера в дуализированность мира: он делится на мир естественный («посю-сторонний») и мир сверхъестественный («потусторонний»). Причем второй повелевает первым; ∙ вера в возможность установления контакта человека с «потусторонним» миром; ∙вера в возможность умилостивления этого «потустороннего» мира, в ре-зультате чего человек получит то, что просит у этого мира. ▪ Философия (рациональный способ мировоззрения) – сер. 1тыс. до РХ Философия (греч.) – любовь к мудрости. ∙ миф – эмоционально-образная форма мировоззрения; ∙ религия – иррационально-символическая форма мировоззрения; ∙ философия – рационально-теоретическая форма мировоззрения.
Предмет, структура и функции философии. Предмет философии Предмет измен. с развитием науки и самого философского знания, общества и всех сторон его духовной жизни. Первые, философы античного мира стремились главным образом открыть единый источник многообразных природных явлений. Каждая наука исследует систему закономерностей, Ф изучает закономерности, общие для явлений природы, развития общества и человеческого познания. Философия участвует и в формировании матер. и духовной кульуры. Философское понимание опирается на предельные понятия: материя и сознание, сущность и существование, возможность и действительность, истина и ложь, добро и зло, прекрасное… Структуры философии ▪ Онтология (от греч. «онтос» - сущее) – раздел философии, в котором изучаются вопросы бытия: «В каких формах существует бытие?», «Как соотносится бытие и небытие?» Предметом философского анализа может быть не только «бытие вообще», но и конкретные виды бытия: бытие природы, бытие общества, бытие человека. Поэтому к вышеуказанным вопросам прибавляются также другие: «Что такое пространство и что такое время?», «У человечества одна единственная социальная траектория или их несколько?», «В чем заключается смысл жизни человека?» (К примеру, гражданин РФ, достигший возраста совершеннолетия, получает паспорт. В нем есть ответы на вопросы: «Когда он родился?», «Где он родился?» А ответ на вопрос: «Зачем он родился?» отсутствует и его нужно гражданину искать самому…) ▪ Гносеология (от греч. «гносис» - знание) – раздел философии, в котором изучаются вопросы, связанные как с природой человеческого познания, так и с его возможностями. В нем содержатся ответы на следующие вопросы: «Можем ли мы познать мир или нет?», «Если можем, то что служит основой его позна-ния?», «Что есть истина?» и т.д. Аксиология (от греч. «аксиос» - ценный) – раздел философии в котором изучаются то, что называется ценностью, характеристики, структуры и иерархии ценностного мира. В этом разделе находятся ответы на такие вопросы, как-то: «Что понимать под ценностью?», «Что такое добро и что такое зло?», «Что считать прекрасным, а что – безобразным?» и ряд других. Вся та информация, которая содержится в аксиологии – это ориентиры человека в мире: к чему ему нужно стремиться, а чего – избегать. Функции философии ▪ синтезирует имеющиеся разрозненные знания о мире в целостную картину мира; ▪ вырабатывает методологию познания мира; ▪ обосновывает ту или иную линию поведения человека в мире и ряд других функций.
Связь философии и архитектуры. Веды» и индийские философские школы. Веды («знание») 1,5-2 тыс. до РХ Ведический канон включает в себя следующие произведения: «Самаведа» «Ригведа» «Яджурведа» Атхарведа» «Пураны» «Упанишады» Картина мира у Ведов: ▪ Брахман – (беспредпосылочным началом мира) - обезличенная невещественная субстанция (является причиной самоё себя). Из этой субстанции возникает видимый предметный мир. Онтологически человек представляет собой бинарное существо: соединение материальности (тела) и нематериальности (души). ▪ Атман - Вечная душа, после физической смерти человека, переселяется в новую телесную оболочку, затем в другую и т.д., находясь, тем самым, в «сансаре» (букв. «прохождение, протекание»), круговороте переселений. ▪Между деяниями человека и характером последующего материального пристанища его души существует причинно-следственная связь: если они со знаком минус, то новая телесная оболочка заставляет душу страдать. А если со знаком плюс, то все наоборот. Такое положение вещей получило название «кармы» (букв. перевод – «закон возмездия»). ▪Высшая цель человеческой жизни - выход из сансары. Мокша -Учение о том, как это осуществить на практике выход из сансары. (букв. «оставлять, покидать, освобож-даться»). В постведийский период возникли различные философские школы. Они делятся на два типа: ▪ неортодоксальные (отрицающие авторитет «Вед») ▪ ортодоксальые (авторитет «Вед» признающие) К первому типу относятся: ∙ буддизм (основатель – Будда) ∙джайнизм (основатель – Махавира) ∙чарвака (основатель – Брихасати) Ко второму принадлежат: ∙йога (основатель – Патанджали) ∙миманса (основатель – Джаймини) ∙санкхья (основатель – Капила) ∙ньяя (основатель – Готама) ∙вайшешика (основатель – Капада) ∙веданта (основатель – Бадараяна)
Влияние философских школ Древней Индии на ее архитектуру. Конфуций. Учение о человеке и обществе. Дальнейшая судьба этого учения. Конфуций (551 — 479) «Лунь–Юй» («Беседы и суждения») – работы учеников. Из них («Бесед») не интересовался вопросами онтологического характера. «Дао» Конфуций понимал как «моральный закон Неба». («Небо» у него выступает повелителем мира. Себ он считал человеком, транслирующим «волю Неба») Правила Конфуция: ▪ быть гуманным («Не делай другому того, чего не желаешь, чтобы делали тебе») ▪ быть мудрым (мудрец по Конфуцию ‒ это тот человек, который про себя может сказать следующее: «Знаю многое, выбираю лучшее и следую ему») ▪ быть верным слову и господину; ▪ почитать людей, старших по возрасту и выше по социальному поло-жению; ▪ знать и соблюдать ритуалы. Людей, которые следовали этим правилам, Конфуций называл «благородным мужами». Антиподы благородных мужей назывались «низкими людьми». «Каждый может стать благородным мужем. Нужно только решиться им стать». Изначально в человеке ничего не заложено: ни хорошего, ни плохого. Дальнейшая судьба учения Конфуцианское моральное учение трансформировалось в национальную религию Китая. Предметом культа в ней являются души предков, а религиозные обряды совершают на специальные лица, старшие члены семьи. Победив в конкурентной борьбе религиозный даосизм, конфуцианство стало государственной религией Китая. Оно имело этот статус вплоть до революции 1911 года, когда был низложен последний китайский император.
Дальнейшаа судьба учения Превратилось в религиозный даосизм: ▪ в качестве сверхъестественного начала выступают духи (божества). Они делятся на добрых и злых; ▪с помощью процедуры «мантики» (гадания) священнослужители определяют, какой их вид контролирует территорию, на которой расположено то или иное поселение. ▪ существует свод моральных правил, среди которых есть как «стандартные» (не так и «нестандартные» (например, положение о необходимости сторониться лишних знаний); ▪ цель жизни человека – достижение бессмертия; ▪ путь к нему бинарен: физиологический и духовно–этический. - Первый состоит в соблюдении определённых диет, попытках отыскать «эликсир бессмертия». - Второй заключается в следовании определённым предписаниям
Его черты ▪ космоцентризм. «космос»-«порядок». Он универсальный (т.е. единый и для ми-роздания в целом, и для общества, и для отдельного человека); ▪ космос - саморегулирующийся процесс возникновения и гибели вещей; ▪ в объяснении космоса мыслители опирались на наблюдение и логику, а не на фантазию и мистику. (предфилософ. Период) Фалес из Милета (625‒547). Основал первую философскую школу античности. * «О природе» Идеи ▪ за видимой множественностью вещей стоит их невидимое единство; ▪ все вещи произошли из единого первоначала; ▪ это первоначало представляет собой «бесконечное объемлющее» ▪ таким «бесконечно объемлющим» первоначалом космоса является вода («всё питается влагой и ею живёт»). Пифагор Самосский (~570 – ~497) «пифагорейский союз» Идеи
Ксенофан из Колофона (~570 – ~478) *"Силлы" ("Сатиры"). Они направлены «против всех поэтов и философов». Идеи
Гераклит их Эфеса (~520 – ~460) Родоначальник европейской диалектики (в её онтологическом варианте). *«О природе» Идеи
Парменид из Элей ( втор. Пол. VI в. ‒ н. V в). *О природе Идеи
Зенон из Элей (~490 – ~430) Слушатель Парменида * «О природе», «Споры Идеи Попытка доказать тезис Парменида: «Движение немыслимо, а значит невозможно» с помощью «апорий» (недоумений»): ▪ апория «Дихотомия» (разделение на две части). Прежде чем преодолеть весь путь, тело должно пройти половину этого пути, а ещё до этого ‒ половину половины и т.д. Поскольку процесс такого деления бесконечен, то, следовательно, начало движения помыслить нельзя. А раз его помыс-лить (представить) нельзя, то его объективно и не существует, ибо всё то, что существует объективно, мы всегда можем мысленно себе представить; ▪ апория «Ахилл и черепаха». Ахилл не может догнать черепаху, т.к. пока он пробежит разделяющее их первоначальное расстояние, она успеет проползти некоторый отрезок пути. Таким образом, расстояние между ними будет постоянно сокращаться, но всегда будет, пусть и бесконечно малой, но всё-таки величиной и никогда не превратиться в ноль. Есть у него и другие апории. Резюме Зенона: раз начало движения мысленно представить нельзя и его завершение мысленно непредставимо, то, следовательно, его в реальности нет.
Демокрит из Абдеры (470/460‒?) *«Большой мирострой», «Малый мирострой» Идеи онтологические: ▪ космос диадичен – он состоит из атомов и пустоты ▪обе составляющие диады онтологически паритетны ▪ атомы, число которых бесконечно, находятся в постоянном движении ▪они отличаются друг от друга следующими параметрами:- «фигурой» -«величиной» - «поворотом» ▪ космос, представляющий собой бесконечное множество миров, возник благодаря спонтанному «вихрю» атомов. Возникновение и исчезновение космических объектов происходит путём соединения и разъединения атомов. (Они ‒ их временные комбинации); ▪ земля находится в центре космоса согласно принципу «исономии» («нет причины, по которой она устремилась бы скорее в одну, чем в другую сторону»); ▪всё, что происходит в космосе, происходит с необходимостью: случай-ность исключена. (По мнению Демокрита, случайным мы называем то, причины чего нам пока неизвестны: «Люди измыслили идол случая, что-бы пользоваться им как предлогом, прикрывающим их собственную нерассудительность»); ▪ устройство космоса и устройство человека является идентичными. «Человек ‒ это микрокосм» ▪архитектор, будучи микрокосмом, строит свою профессиональную деятельность на основе «мимезиса» (подражания) «макрокосму». ▪ всё живое отличается от неживого наличием души. Душа, как и тело, имеет атомарную природу и потому является смертной; ▪боги ‒ это состоящие из атомов разумные существа. Они отличаются от людей - размерами -продолжительностью жизни гносеологические: ▪чувственное познание – это регистрация органами чувств материальных «эйдолов» (образов), «отлетающих» от предметов и сохраняющих их форму; ▪ умственное познание - «отпечатывание образов» в сознании; ▪гносеологический пессимизм («…на самом деле мы ничего ни о чём не знаем»). Различия в восприятии вызваны: - изменчивостью объекта восприятия - изменчивостью субъекта восприятия: его настроения, состояния и т.д. аксиологические: ▪тезис о зависимости нравственных качеств человека от силы его ума (чем умнее человек, тем он нравственнее и наоборот); ▪ положение о том, что высшей моральной ценностью является «эвтюмия» (безмятежное и счастливое состояние, когда человек не подвержен дей-ствию страстей и страха); ▪определение красоты как меры («красота есть надлежащая мера во всём»). Протагор из Абдеры (~480 – ~420). софистическое движение *«Истина», «О богах», «О первоначальном состоянии» Идеи
Идеи
Парменид из Элей (втор. Пол. VI в. ‒ н. V в). *О природе
Идеи
Идеи онтологические: ▪ космос диадичен – он состоит из атомов и пустоты ▪обе составляющие диады онтологически паритетны ▪ атомы, число которых бесконечно, находятся в постоянном движении ▪они отличаются друг от друга следующими параметрами:- «фигурой» -«величиной» - «поворотом» ▪ космос, представляющий собой бесконечное множество миров, возник благодаря спонтанному «вихрю» атомов. Возникновение и исчезновение космических объектов происходит путём соединения и разъединения атомов. (Они ‒ их временные комбинации); ▪ земля находится в центре космоса согласно принципу «исономии» («нет причины, по которой она устремилась бы скорее в одну, чем в другую сторону»); ▪всё, что происходит в космосе, происходит с необходимостью: случай-ность исключена. (По мнению Демокрита, случайным мы называем то, причины чего нам пока неизвестны: «Люди измыслили идол случая, что-бы пользоваться им как предлогом, прикрывающим их собственную нерассудительность»); ▪ устройство космоса и устройство человека является идентичными. «Человек ‒ это микрокосм» ▪архитектор, будучи микрокосмом, строит свою профессиональную деятельность на основе «мимезиса» (подражания) «макрокосму». ▪ всё живое отличается от неживого наличием души. Душа, как и тело, имеет атомарную природу и потому является смертной; ▪боги ‒ это состоящие из атомов разумные существа. Они отличаются от людей - размерами -продолжительностью жизни
гносеологические: ▪чувственное познание – это регистрация органами чувств материальных «эйдолов» (образов), «отлетающих» от предметов и сохраняющих их форму; ▪ умственное познание - «отпечатывание образов» в сознании; ▪гносеологический пессимизм («…на самом деле мы ничего ни о чём не знаем»). Различия в восприятии вызваны: - изменчивостью объекта восприятия - изменчивостью субъекта восприятия: его настроения, состояния и т.д. аксиологические: ▪тезис о зависимости нравственных качеств человека от силы его ума (чем умнее человек, тем он нравственнее и наоборот); ▪ положение о том, что высшей моральной ценностью является «эвтюмия» (безмятежное и счастливое состояние, когда человек не подвержен дей-ствию страстей и страха); ▪определение красоты как меры («красота есть надлежащая мера во всём»).
ЭПИКУР Самосский (341‒270). Атомист, последователь Демокрита. основал философскую школу «Сад». * «Главные мысли», «Письмо к Геродоту» Идеи развивая учение Демокрита об атомах, полагал следующее: • атомы имеют ‒ «вес»; • движение атомов обусловлено не внешней причиной («вихрем» как у Демокрита), а внутренним их свойством – «тяжестью»; • при движении атомы способны самопроизвольно отклоняться от первоначальной траектории. Применительно к природе это означает наличие случайности (у Демокрита она исключалась), а применительно к человеку – наличие свободы воли; • раз у человека есть свобода воли, то следовательно, он – хозяин своей судьбы и кузнец своего счастья; • свободу воли он должен использовать для того, чтобы достичь состояния «атараксии» (букв. ‒ «отсутствие волнений, невозмутимость»); • это состояние характеризуется следующими признаками: -отсутствием страха перед смертью - отсутствием страха перед богами - наличием умения наслаждаться тем, что есть ‒ получать удовольствие от малого Человек, обладающий этими качествами, считал Эпикур, является мудрецом.
Идеи
14. Учение Платона о мире, познании,”идеальном полисе ” и искусстве. ПЛАТОН из Афин (427‒347). Настоящее имя этого мыслителя – Аристокл. «Платон» (означ. «широко-плечий») ‒ прозвище. Слушатель Сократа. Платоновская школы – «Академия»). *Диалоги «Федон», «Государство», «Тимей» Идеи
15. Аристотель: онтологический, гносеологический и аксиологический аспекты его учения. АРИСТОТЕЛЬ из Стагиры (384‒322). Слушатель, а затем и преподаватель в школе Платона. «Платон мне друг, а истина дороже». После разрыва с Платоном организовал собственную философскую школу – «Ликей». *«Метафизика», «Категории», «Большая этика», «Поэтика» Идеи
16. Эллинистический этап античной философии. Философские взгляды Эпикура и Зенона Китийского. Черты постклассического этапа: - не было создано никаких принципиально новых философских учений (хотя возникли новые философские школы: «Сад» Эпикура Самосского, «Стоя» Зенона Китайского и др.); - появилось философское направление с приставкой «нео» (неоплатонизм); ‒ период упадка античного мира (в своём роде «смутное время античности»), поэтому на первый план в философии выдвигается этическая проблематика. Мыслители данной эпохи искали ответ на вопрос, как себя вести в условиях, когда девальвированы все прежние ценности и исчезли привычные жизненные ориентиры. Общий вывод их таков: «Нужно освобождаться от страхов, сохранять спокойствие и хорошее расположение духа». ЭПИКУР Самосский (341‒270). Атомист, последователь Демокрита. В Афинах основал философскую школу, получившую название «Сад». *«Главные мысли», «Письмо к Геродоту» и др. Идеи ▪ развивая учение Демокрита об атомах, полагал следующее: - атомы «помимо параметров, указанных Демокритом, имеют ещё один ‒ «вес»; -движение атомов обусловлено не внешней причиной («вихрем» как у Демокрита), а внутренним их свойством – «тяжестью»; -при движении атомы способны самопроизвольно отклоняться от первоначальной траектории. Применительно к природе это означает наличие случайности (у Демокрита она исключалась), а применительно к человеку – наличие свободы воли; ▪ раз у человека есть свобода воли, он – хозяин своей судьбы и кузнец своего счастья; ▪ свободу воли он должен использовать для того, чтобы достичь состояния «атараксии» (букв. ‒ «отсутствие волнений, невозмутимость»); ▪ это состояние характеризуется следующими признаками: - отсутствием страха перед смертью - отсутствием страха перед богами -наличием умения наслаждаться тем, что есть ‒ получать удовольствие от малого Человек, обладающий этими качествами, считал Эпикур, является мудрецом. ЗЕНОН из Кития (334/333 – 262/261). Основатель стоической школы философии. «Стоя» *«Государство», «О мироздании», «О природе человека» Идеи ▪ Человек является частицей мироздания, гражданином единого одухотворенного «космоса». (Стоики использовали для его (человека) обозначения термин «космополит» («человек мира»), заимствованный ими у Диогена Синопского); ▪ Всеми явлениями и процессами «космоса», включая земные, правит «судьба». ▪ Человеку следует добровольно покоряться «судьбе» и, принимая от нее подарки, сохранять спокойствие и невозмутимость. ▪ Мудрец – это тот человек, который обрел внутреннюю свободу, будучи внешне связанным. Он общее ставит выше частного и может принести первому в жертву всё. 17. Положения философских учений Пиррона и Плотина ПИРРОН из Элиды (~365 – 275) *он учил устно Идеи ▪ вещи, как таковые, недоступны для нашего познания, ибо мы всегда имеем дело не с самими вещами, а с явлениями вещей (т.е. с тем, как они нам кажутся); ▪ о
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.192.113 (0.016 с.) |