Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Даосизм как философское учение.

Поиск

Лао-цзы («учитель Лао») (≈ 504 до Р.Х.– неизвестно)

*«Дао дэ цзин» («Книга о пути и силе»)

Дао - «обезличенный и самооснованный закон мироздания» («Человек зависит от земли, земля зависит от неба, небо зависит от дао, а дао зависит от самого себя»). У Лао-цзы «небо» утрачивает статус абсолюта и представляет собой лишь одно из проявлений дао («дао с именем»). Этот закон господствует везде, всегда и во всём. Согласно ему, всё рождается из противоположного и превращается в противоположное.

Мироздание по Лао-цзы является естественно-фаталистичным: в нём всё предписывается «дао». У человека нет свободы воли. Всё есть совокупность обстоятельств. Поэтому человеку не нужно строить иллюзий о своей «свободе воли», а сознательно «вписаться» в дао.

 

Как «вписаться в ДАО»:

- Человеку следует жить не «жизнью тела», а «жизнью духа»; каждый человек, являясь телесным существом и, повинуясь зову телесности, отдаляет себя от дао, порождая тем самым свои невзгоды. Каждый человек, являясь бестелесным духом, соединяет себя с дао, устраняя тем самым свои невзгоды.

для этого необходимо как можно меньше делать того, что хочет тело, а как можно больше того, что желает душа.

▪ «интегрироваться в природу», воспринимать окружающую среду не только как нечто «естественное», но и как «совершенное».

▪ «если не можешь изменить обстоятельства, измени отношение к ним».

▪ «забота о долголетии».

▪ «на добро и зло отвечай одним и тем же – добром». (Это правило возмущало Конфуция. Он говорил: «Платить добром за зло – нелепость. Чем же тогда платить за добро?»).

▪«пацифизм». Любая агрессивность есть, по Лао-цзы, нарушение дао и поэтому должна быть под запретом. («Хотя война ставит, быть может, целью спокойствие, но она несомненное зло»).

«Совершенномудрый» -человек соблюдавший все эти правила, нормативный образец личности.

Конфуций: образцовая личность – социальна-активна, нормативная личность должна исправить нехорошее об-во Лао-цзы: пассивная личность, нормативная личность должна отрешиться от нехорошего об-ва

Дальнейшаа судьба учения

Превратилось в религиозный даосизм:

▪ в качестве сверхъестественного начала выступают духи (божества). Они делятся на добрых и злых;

▪с помощью процедуры «мантики» (гадания) священнослужители определяют, какой их вид контролирует территорию, на которой расположено то или иное поселение.

▪ существует свод моральных правил, среди которых есть как «стандартные» (не так и «нестандартные» (например, положение о необходимости сторониться лишних знаний);

▪ цель жизни человека – достижение бессмертия;

▪ путь к нему бинарен: физиологический и духовно–этический.

- Первый состоит в соблюдении определённых диет, попытках отыскать «эликсир бессмертия». - Второй заключается в следовании определённым предписаниям

 

Досократическая философская мысль.

Античная философия – 6в. до РХ – 529г. по РХ

Доклассический период (досократический)

Его черты

космоцентризм. «космос»-«порядок». Он универсальный (т.е. единый и для ми-роздания в целом, и для общества, и для отдельного человека);

космос - саморегулирующийся процесс возникновения и гибели вещей;

▪ в объяснении космоса мыслители опирались на наблюдение и логику, а не на фантазию и мистику. (предфилософ. Период)

Фалес из Милета (625‒547).

Основал первую философскую школу античности. * «О природе»

Идеи

▪ за видимой множественностью вещей стоит их невидимое единство;

▪ все вещи произошли из единого первоначала;

▪ это первоначало представляет собой «бесконечное объемлющее»

▪ таким «бесконечно объемлющим» первоначалом космоса является вода («всё питается влагой и ею живёт»).

Пифагор Самосский (~570 – ~497)

«пифагорейский союз»

Идеи

онтологические: ▪ все вещи произошли из двух первоначал: «предела» и «беспредельного»; ▪ они возникли в результате процедуры «ограничения неограниченного» ▪ ограниченное можно численно выразить; ▪ числовые характеристики вещей образуют «гармонию», которая является космическим законом; ▪ земля имеет сферическую форму; гносеологические: ▪ познание невозможно без математики аксиологические: ▪ мораль вытекает из гармонии и сводится к принципу талиона: «Око за око, зуб за зуб»; ▪ красота ассоциируется с гармонией; ▪ в основе гармонии лежит численное соотношение ‒ «пропорция». Это соотношение может быть выражено «золотым сечением».

Ксенофан из Колофона (~570 – ~478)

*"Силлы" ("Сатиры"). Они направлены «против всех поэтов и философов».

Идеи

онтологические: ▪ пантеистическое понимание Бога (его отождествление с природой); гносеологические: ▪ различение «знания» и «мнения»; ▪ утверждение о недосягаемости «знания» для людей (Это положение кла-дёт начало агностицизму (непознаваемости), направлению в европей-ской гносеологии); аксиологические: ▪ тотальное отрицание авторитетов и ценностей в существовавшей тогда античной культуре

Гераклит их Эфеса (~520 – ~460)

Родоначальник европейской диалектики (в её онтологическом варианте). *«О природе»

Идеи

онтологические: ▪ первоначалом космоса является «вечно живой огонь» который никем не создан ▪ на этот «огонь» по определённому закону («логосу») «обмениваются все вещи» ▪ космос (в центре которого находится земля) пребывает в постоянном движении (изменении): «В одну и ту же реку ты не вступишь дважды»; ▪ источником этого движения является борьба противоположностей гносеологические: ▪ при обнаружении расхождений между показаниями чувств и данными разума предпочтение нужно отдавать последним («Глаза и уши – плохие свидетели»); ▪. Люди делятся на: - знающих, что такое «логос»; слышавших о нём; не знакомых даже со словом «логос»; аксиологические: ▪ «добро» ‒ это следование «логосу»; ▪ красота выражается в «ритмичном» протекании процессов.

Парменид из Элей ( втор. Пол. VI в. ‒ н. V в). *О природе

Идеи

онтологические: ▪ выдвижение тезиса: «Видимое не есть подлинное» ▪тождество бытия и мышления («мыслить и быть – одно и то же») ▪ отрицание объективного существования небытия («то, чего нельзя ни познать, ни высказать ‒ не существует»); ▪космос ‒ это сплошная масса вещества; ▪он обладает следующими характеристиками: -един -неделим -непротиворечив -неизменен гносеологические: ▪недоверие к чувственной картине мира аксиологические: ▪красота – это абсолютная непрерывность

 

Зенон из Элей (~490 – ~430) Слушатель Парменида * «О природе», «Споры

Идеи

Попытка доказать тезис Парменида: «Движение немыслимо, а значит невозможно» с помощью «апорий» (недоумений»):

апория «Дихотомия» (разделение на две части). Прежде чем преодолеть весь путь, тело должно пройти половину этого пути, а ещё до этого ‒ половину половины и т.д. Поскольку процесс такого деления бесконечен, то, следовательно, начало движения помыслить нельзя. А раз его помыс-лить (представить) нельзя, то его объективно и не существует, ибо всё то, что существует объективно, мы всегда можем мысленно себе представить;

апория «Ахилл и черепаха». Ахилл не может догнать черепаху, т.к. пока он пробежит разделяющее их первоначальное расстояние, она успеет проползти некоторый отрезок пути. Таким образом, расстояние между ними будет постоянно сокращаться, но всегда будет, пусть и бесконечно малой, но всё-таки величиной и никогда не превратиться в ноль.

Есть у него и другие апории.

Резюме Зенона: раз начало движения мысленно представить нельзя и его завершение мысленно непредставимо, то, следовательно, его в реальности нет.

 

Демокрит из Абдеры (470/460‒?) *«Большой мирострой», «Малый мирострой»

Идеи

онтологические:

▪ космос диадичен – он состоит из атомов и пустоты ▪обе составляющие диады онтологически паритетны ▪ атомы, число которых бесконечно, находятся в постоянном движении ▪они отличаются друг от друга следующими параметрами:- «фигурой» -«величиной» - «поворотом»

▪ космос, представляющий собой бесконечное множество миров, возник благодаря спонтанному «вихрю» атомов. Возникновение и исчезновение космических объектов происходит путём соединения и разъединения атомов. (Они ‒ их временные комбинации);

▪ земля находится в центре космоса согласно принципу «исономии» («нет причины, по которой она устремилась бы скорее в одну, чем в другую сторону»);

▪всё, что происходит в космосе, происходит с необходимостью: случай-ность исключена. (По мнению Демокрита, случайным мы называем то, причины чего нам пока неизвестны: «Люди измыслили идол случая, что-бы пользоваться им как предлогом, прикрывающим их собственную нерассудительность»);

▪ устройство космоса и устройство человека является идентичными. «Человек ‒ это микрокосм»

▪архитектор, будучи микрокосмом, строит свою профессиональную деятельность на основе «мимезиса» (подражания) «макрокосму».

▪ всё живое отличается от неживого наличием души. Душа, как и тело, имеет атомарную природу и потому является смертной;

▪боги ‒ это состоящие из атомов разумные существа. Они отличаются от людей - размерами -продолжительностью жизни

гносеологические:

▪чувственное познание – это регистрация органами чувств материальных «эйдолов» (образов), «отлетающих» от предметов и сохраняющих их форму;

▪ умственное познание - «отпечатывание образов» в сознании;

▪гносеологический пессимизм («…на самом деле мы ничего ни о чём не знаем»).

Различия в восприятии вызваны:

- изменчивостью объекта восприятия - изменчивостью субъекта восприятия: его настроения, состояния и т.д.

аксиологические:

▪тезис о зависимости нравственных качеств человека от силы его ума (чем умнее человек, тем он нравственнее и наоборот);

▪ положение о том, что высшей моральной ценностью является «эвтюмия» (безмятежное и счастливое состояние, когда человек не подвержен дей-ствию страстей и страха);

▪определение красоты как меры («красота есть надлежащая мера во всём»).

Протагор из Абдеры (~480 – ~420). софистическое движение

*«Истина», «О богах», «О первоначальном состоянии»

Идеи

онтологические: ▪ иное (по сравнению с Парменидом) понимание бытия: «Быть ‒ значит являться» ▪ отрицание «сущности» того, что нам тем или иным образом является (По мнению Протагора, нет никакой «сущности явлений» помимо самих яв-лений); ▪ ставит под вопрос объективное существование богов гносеологические: ▪ снятие оппозиции «знание-мнение»: всякое знание есть чьё‒то мнение, и всякое мнение является знанием («человек есть мера всех вещей…») ▪новая гносеологическая установка: не искать истину, а убеждать других в чём‒либо (Мудрец, по Протагору, ‒ это человек, который понимает полезность относительного и умеет в этом убедить других); ▪ убеждать можно (и нужно) любыми средствами, включая логические уловки (софизмы); аксиологические: ▪ общезначимых ценностей не существует, поскольку все ценности субъективны.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 402; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.100 (0.012 с.)