Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философские представления Дж. Бруно и Н. Коперника окружающем мире.

Поиск

Н. КОПЕРНИК. (1473 ‒ 1543).

* «Малый комментарий», «Десять книг Николая Коперника из Торуни об обращении небесных сфер»

онтологические: ▪ разработка идеи гелиоцентризма - тезиса об относительности восприятия движения.:  предмет движется относительно наблюдателя;  наблюдатель движется относительно предмета; - в применении данного тезиса по отношению к небесным телам, в частности, к Земле и Солнцу:  Земля неподвижна и мы видим движущееся вокруг неё Солнце;  Солнце неподвижно, а мы с движущейся Земли наблюдаем его в различных ракурсах. ▪ Солнце является центром пусть и громадной, но и всё же ограниченной Вселенной. Таким образом, у Коперника прежняя геоцентрическая картина мира сменяется новой, гелиоцентрической. (Согласно Библии, Бог изгнал человека из Эдема (Рая), а Коперник изгнал его вторично – на этот раз из центра Вселенной); ▪ планеты движутся вокруг Солнца по круговым орбитам; ▪ источник этого движения – самодвижение (Шарообразность планет, полагал Коперник, и есть причина их движения); гносеологические: ▪ предложен новый метод исследования – построение и проверка гипотез.  

 

Д. БРУНО. (1548 ‒ 1600).

*«О причине, начале и едином», «О бесконечности, Вселенной и ми-рах», «О героическом энтузиазме»

Идеи

Онтологические: ▪ пантеистическое понимание Бога;   ▪ в формуле: «Бог = природа» Бруно, в отличие от Кузанского, делает акцент не на Боге, а на природе: её он наделяет сакральными свойствами;   ▪ субстанцией является материя, которая служит «великолепной родительницей и матерью природы»;   ▪ материи внутренне присуще динамическое начало («душа мира»), благодаря которому образуются все природные объекты (включая и космические тела, составляющие Вселенную);   ▪Вселенная изотропна (однородна в любом направлении);   ▪ она бесконечна, поэтому Солнце – не абсолютный, а лишь относительный её центр;   ▪ число миров во Вселенной (в том числе и обитаемых) тоже бесконечно; гносеологические: ▪ процесс познания должен начинаться с сомнения во всём: ни о чём нельзя судить на основе общепринятого. («Кто желает философствовать, тот должен вначале во всём сомневаться»);   ▪ существуют три ступени познания: - низшая ‒ чувство (sensus) - средняя ‒ разум (ratio) - высшая ‒ ум (intellectus). Полная истина постигается с помощью ума, который может познавать внутренние связи вещей и явлений, а не только их внешние проявления («Истина происходит от чувств, но не заключается в них»); аксиологические: ▪ основой нравственности является труд («Прочь от меня … всякое безделье, неряшливость, ленивая праздность!»);   ▪ выдвижение героического энтузиазма как морального принципа. (самоотверженность ради высокой цели ‒ познания тайн природы. «Наука есть наилучший путь для того, чтобы сделать человеческий дух героическим»).

Леонардо да Винчи и его философские взгляды

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. (1452-1519).

* «О себе и своей науке», «О ложных науках» и др.

Идеи

онтологические: ▪ возрождает взгляд на человека как на микрокосм («Человека в античности называли микрокосмом; и это действительно точное наименование, ибо человек состоит из земли, воды, воздуха и огня, и тем самым его строение схоже со строением мира»);   ▪ не отрицая наличие души у человека, тем не менее, воздерживается от суждений о ней   ▪ исключает из числа объективных феноменов мистические силы («О математики, пролейте свет на это заблуждение!... где нет жил и костей, не может быть никакой силы и никакого движения, производимого воображаемыми духами») гносеологические: ▪ искусство является первоистоком науки;   ▪ считает одинаково неплодотворными в науке как умозрительные схемы, так и голый эмпиризм («Природа изобилует бесконечным числом причин, которые никогда не проявляются в опыте»);   ▪ предлагает новый алгоритм научного исследования: «Опыт ‒ логика (математика) – опыт». (Вначале мы собираем опытные данные. Затем путём логических операций (используя при этом и математические фор-мулы) устанавливаем между ними предположительные причинно-следственные связи. И наконец, для проверки наших предположений мы вновь обращаемся к опыту);   ▪ если прежние мыслители искали ответ на вопрос: «Что такое знание?», то Леонардо пытается ответить на другой вопрос: «Что такое незнание?». По его мнению, незнанием является: - то, что становится общим достоянием по наитию свыше; - то, что сообщают маги и золотоискатели ‒ алхимики; - то, что некритично заимствовано из положений, высказанных авторитетами прошлого.

Реформация. Протестантизм и его философские аспекты (М.Лютер, Ж.Кальвин)

Реформация (от лат. «реформаре» – преображать, исправлять) – антикатолическое движение в Европе ΧVІ в., положившее начало протестанизму как новой христианской конфессии. Её цель – очистить христианство от искажений, допущенных католической церковью, возвратить ему первозданную чистоту. Это «очищенное» христианство, по мнению священников ‒ реформаторов, заключается в «пяти ТОЛЬКО»:

▪ «только Христос».(Единственным посредником между Богом и людьми является Богочеловек Христос. Священники такой миссии не выполняют;)

▪ «только Богу слава». (Религиозного почитания и поклонения достоин только Богочеловек (Спаситель). Люди, в силу их первородного греха, святыми (а следовательно, и религиозно ‒ почитаемыми) быть не могут;)

▪ «только Писание» (Единственным сакральным авторитетом для верующих служит Священное Писание (Библия). Решения же священнослужителей сакрального характера не имеют;)

▪ «только вера» (В деле спасения человека важна только его вера в Бога, а не его добрые дела. («Вера оправдывает без всяких деяний»);)

▪«только Божественная благодать» (Решение вопроса о спасении человека всецело находится в руках Бога. Человеку только остаётся уповать на милость Божию, на Божественную благодать.)

 

М. ЛЮТЕР (1483 ‒ 1546).

Отлучён от католической церкви специальной папской буллой, которую публично сжёг.

* «95 тезисов об индульгенциях», «О свободе христианина»

Идеи

▪ деление человеческого разума на «природный» (исковерканный первородным грехом и уводящий человека от Бога) и «просвещённый» (способный проникнуть в тайну Божественного откровения);

▪ неустранимость мирской несправедливости, необходимость её терпеливо сносить;

▪ право каждого христианина самостоятельно читать Библию и трактовать её положения;

▪ критика оснований, на которых покоится практика продажи индульгенций (В средние века среди католиков бытовала такая шутка: «Бог может отпустить все грехи, за исключением одного ‒ отсутствия денег»);

▪утверждение о том, что спасение человека возможно без посредничества католической церкви;

▪ выдвижение принципа «sola fide» («спасусь верой»);

▪ воля человека без Божией благодати не является свободной;

▪тезис об «онтологическом равенстве» верующих: все отягощены первородным грехом;

▪ земной долг человека – осознание собственной греховности и бескорыстное (без расчёта на вознаграждение на небесах) служение Богу и людям и ряд других идей.

 

 

Ж. КАЛЬВИН. (1509 ‒ 1564).

* «Учреждение христианской веры» (Это произведение иногда именуют «энциклопедией протестантизма»).

Идеи

▪ первородный грех – это акт сознательного неподчинения человека Богу, в корне извративший человеческую природу. Следствие этого ‒ невозможность человека найти путь к своему спасению;

▪ тезис о предопределении: Бог одних людей предопределил к спасению, а других отверг. (Отсюда иная трактовка искупительной жертвы Христа: он искупил грехи не всех людей, а только тех, кто предопределён Богом к спасению);

▪ человек не способен проникнуть в тайну предопределения. Однако косвенным признаком принадлежности его к «лику спасённых» может служить нажитое честным путём богатство.

▪ лучшей формой служения Богу является не уход в монастырь, а добросовестный труд, который так же, как и богатство, Кальвином сакрализуется.

31. Появление новых ценностей в эпоху Возрождения. Гуманизм и его проявление в архитектуре. Править!!!!!

Гуманизм определил первый период развития философии Возрождения. Сущность новой философии – антропоцентризм: человек - вот ведущее звено всей цепи вселенского бытия. Мир - потенция Бога, но Им был задан только импульс. Человек – венец творения, он сам - Мастер. Античность чтила героев, средние века - святых, эпоха Возрождения - Человека. Задача философии В. - это не противопоставление в человеке божественного и природного, духовного и материального, а раскрытие их гармонического единства.

Антропоцентризм приобретает у гуманистов особый оттенок. В отличие от средневекового мышления, гуманизм рассматривает место человека в мире не с точки зрения грехопадения и спасения, а как проблему достоинства человека. Истинный человек есть человек культурный, цивилизованный, активным.

ГуманизмВозрождения:

- новый стиль мышления, сменив ориентиры, обновив ценности;

- сформировал новый тип мыслителя, сложившегося вопреки традициям; его представляли ученые, поэты, педагоги, дипломаты, носившие имя «философ»;

- сформировал свое представление о человеке, не отвергая ни творения его Богом, ни бессмертия души. Человек объединяет в себе материальное и духовное (природное и идеальное) начала, он осуществляет свое предназначение, не борясь с собственной природой, не преодолевая телесную греховность, а следуя природной доброте.

Творческая деятельность человека приобретает сакральный характер. Он творец, подобный Богу, он созидает новый мир и самого себя. Искусство многогранно и универсально. дает возможность прочувствовать богатство человеческой натуры, эмоционально его освоить.

Искусство эпохи Возрождения помогло человеку освободиться от религиозного аскетизма, осознать себя личностью, проявить свои духовные интересы.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 402; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.223.239 (0.007 с.)