Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сравнительный анализ философских учений Гераклита и Парменида.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Гераклит их Эфеса (~520 – ~460) Родоначальник европейской диалектики (в её онтологическом варианте). *«О природе» Идеи
Парменид из Элей (втор. Пол. VI в. ‒ н. V в). *О природе
Идеи
Материалистическое направление в античной философии (Демокрит, Эпикур, Левкипп) Демокрит из Абдеры (470/460‒?) *«Большой мирострой», «Малый мирострой» Идеи онтологические: ▪ космос диадичен – он состоит из атомов и пустоты ▪обе составляющие диады онтологически паритетны ▪ атомы, число которых бесконечно, находятся в постоянном движении ▪они отличаются друг от друга следующими параметрами:- «фигурой» -«величиной» - «поворотом» ▪ космос, представляющий собой бесконечное множество миров, возник благодаря спонтанному «вихрю» атомов. Возникновение и исчезновение космических объектов происходит путём соединения и разъединения атомов. (Они ‒ их временные комбинации); ▪ земля находится в центре космоса согласно принципу «исономии» («нет причины, по которой она устремилась бы скорее в одну, чем в другую сторону»); ▪всё, что происходит в космосе, происходит с необходимостью: случай-ность исключена. (По мнению Демокрита, случайным мы называем то, причины чего нам пока неизвестны: «Люди измыслили идол случая, что-бы пользоваться им как предлогом, прикрывающим их собственную нерассудительность»); ▪ устройство космоса и устройство человека является идентичными. «Человек ‒ это микрокосм» ▪архитектор, будучи микрокосмом, строит свою профессиональную деятельность на основе «мимезиса» (подражания) «макрокосму». ▪ всё живое отличается от неживого наличием души. Душа, как и тело, имеет атомарную природу и потому является смертной; ▪боги ‒ это состоящие из атомов разумные существа. Они отличаются от людей - размерами -продолжительностью жизни
гносеологические: ▪чувственное познание – это регистрация органами чувств материальных «эйдолов» (образов), «отлетающих» от предметов и сохраняющих их форму; ▪ умственное познание - «отпечатывание образов» в сознании; ▪гносеологический пессимизм («…на самом деле мы ничего ни о чём не знаем»). Различия в восприятии вызваны: - изменчивостью объекта восприятия - изменчивостью субъекта восприятия: его настроения, состояния и т.д. аксиологические: ▪тезис о зависимости нравственных качеств человека от силы его ума (чем умнее человек, тем он нравственнее и наоборот); ▪ положение о том, что высшей моральной ценностью является «эвтюмия» (безмятежное и счастливое состояние, когда человек не подвержен дей-ствию страстей и страха); ▪определение красоты как меры («красота есть надлежащая мера во всём»).
ЭПИКУР Самосский (341‒270). Атомист, последователь Демокрита. основал философскую школу «Сад». * «Главные мысли», «Письмо к Геродоту» Идеи развивая учение Демокрита об атомах, полагал следующее: • атомы имеют ‒ «вес»; • движение атомов обусловлено не внешней причиной («вихрем» как у Демокрита), а внутренним их свойством – «тяжестью»; • при движении атомы способны самопроизвольно отклоняться от первоначальной траектории. Применительно к природе это означает наличие случайности (у Демокрита она исключалась), а применительно к человеку – наличие свободы воли; • раз у человека есть свобода воли, то следовательно, он – хозяин своей судьбы и кузнец своего счастья; • свободу воли он должен использовать для того, чтобы достичь состояния «атараксии» (букв. ‒ «отсутствие волнений, невозмутимость»); • это состояние характеризуется следующими признаками: -отсутствием страха перед смертью - отсутствием страха перед богами - наличием умения наслаждаться тем, что есть ‒ получать удовольствие от малого Человек, обладающий этими качествами, считал Эпикур, является мудрецом.
Философская установка Протагора. Софисты. ПРОТАГОР из Абдеры (~480 – ~420) софистическое движение *«Истина», «О богах», «О первоначальном состоянии»
13. Учение Сократа – поворот в античной философии. Классический этап взгляд на человека и космос как на вещи, отличные друг от друга; возникновение в этой связи повышенного интереса к человеку (космо-центризм уступает место антропоцентризму); положено начало такому жанру как социальная утопия (Появляется пер-вая модель «идеального государства»). СОКРАТ из Афин (470‒399) В начале разделял взгляды софистов, а потом критиковал их. Является родоначальником европейской диалектики как философского метода. Слушатели: Платон и Ксенофонт Идеи
14. Учение Платона о мире, познании,”идеальном полисе ” и искусстве. ПЛАТОН из Афин (427‒347). Настоящее имя этого мыслителя – Аристокл. «Платон» (означ. «широко-плечий») ‒ прозвище. Слушатель Сократа. Платоновская школы – «Академия»). *Диалоги «Федон», «Государство», «Тимей» Идеи
15. Аристотель: онтологический, гносеологический и аксиологический аспекты его учения. АРИСТОТЕЛЬ из Стагиры (384‒322). Слушатель, а затем и преподаватель в школе Платона. «Платон мне друг, а истина дороже». После разрыва с Платоном организовал собственную философскую школу – «Ликей». *«Метафизика», «Категории», «Большая этика», «Поэтика» Идеи
16. Эллинистический этап античной философии. Философские взгляды Эпикура и Зенона Китийского. Черты постклассического этапа: - не было создано никаких принципиально новых философских учений (хотя возникли новые философские школы: «Сад» Эпикура Самосского, «Стоя» Зенона Китайского и др.); - появилось философское направление с приставкой «нео» (неоплатонизм); ‒ период упадка античного мира (в своём роде «смутное время античности»), поэтому на первый план в философии выдвигается этическая проблематика. Мыслители данной эпохи искали ответ на вопрос, как себя вести в условиях, когда девальвированы все прежние ценности и исчезли привычные жизненные ориентиры. Общий вывод их таков: «Нужно освобождаться от страхов, сохранять спокойствие и хорошее расположение духа». ЭПИКУР Самосский (341‒270). Атомист, последователь Демокрита. В Афинах основал философскую школу, получившую название «Сад». *«Главные мысли», «Письмо к Геродоту» и др. Идеи ▪ развивая учение Демокрита об атомах, полагал следующее: - атомы «помимо параметров, указанных Демокритом, имеют ещё один ‒ «вес»; -движение атомов обусловлено не внешней причиной («вихрем» как у Демокрита), а внутренним их свойством – «тяжестью»; -при движении атомы способны самопроизвольно отклоняться от первоначальной траектории. Применительно к природе это означает наличие случайности (у Демокрита она исключалась), а применительно к человеку – наличие свободы воли; ▪ раз у человека есть свобода воли, он – хозяин своей судьбы и кузнец своего счастья; ▪ свободу воли он должен использовать для того, чтобы достичь состояния «атараксии» (букв. ‒ «отсутствие волнений, невозмутимость»); ▪ это состояние характеризуется следующими признаками: - отсутствием страха перед смертью - отсутствием страха перед богами -наличием умения наслаждаться тем, что есть ‒ получать удовольствие от малого Человек, обладающий этими качествами, считал Эпикур, является мудрецом. ЗЕНОН из Кития (334/333 – 262/261). Основатель стоической школы философии. «Стоя» *«Государство», «О мироздании», «О природе человека» Идеи ▪ Человек является частицей мироздания, гражданином единого одухотворенного «космоса». (Стоики использовали для его (человека) обозначения термин «космополит» («человек мира»), заимствованный ими у Диогена Синопского); ▪ Всеми явлениями и процессами «космоса», включая земные, правит «судьба». ▪ Человеку следует добровольно покоряться «судьбе» и, принимая от нее подарки, сохранять спокойствие и невозмутимость. ▪ Мудрец – это тот человек, который обрел внутреннюю свободу, будучи внешне связанным. Он общее ставит выше частного и может принести первому в жертву всё. 17. Положения философских учений Пиррона и Плотина ПИРРОН из Элиды (~365 – 275) *он учил устно Идеи ▪ вещи, как таковые, недоступны для нашего познания, ибо мы всегда имеем дело не с самими вещами, а с явлениями вещей (т.е. с тем, как они нам кажутся); ▪ одна и та же вещь одним людям может казаться такой, а другим – совершенно иной; ▪ все такие «кажимости» равноценны («… ничуть не более это, чем то»). В качестве доказательства данного тезиса он приводит ряд «тропов» (аргументов): - человек заболел. Те люди, которые к нему неравнодушны, печалятся и желают больному скорейшего выздоровления. А лечащие его врачи радуются: они за свои услуги получают деньги. Кто из них прав? Все правы… - одному человеку яблоко кажется сладким, а другому оно же – кислым. На чьей стороне истина? И на той, и на другой… ▪ следовательно, мудрецом по Пиррону, является «скептик» («сомневающийся»), ставящий под вопрос все то, с чем имеет дело. Он всегда спокоен и уравновешен («апатичен»), поскольку: - воздерживается от категорических суждений. (Постоянно говорит с оговорками: «Мне кажется, что…», «Как я полагаю….» и т.д. - воздерживается от эмоциональных проявлений. (Зачем приходить в восторг: может оказаться так, что этот восторг был преждевременным. Зачем погружаться в печаль: впоследствии может выясниться, что для неё не было никаких оснований). ПЛОТИН (204/205 – 270). Основоположник неоплатонизма. * «Эннеады» Идеи
18. Средневековая философия: ее черты и этапы. II в. по РХ - к. XIV (, когда появились христианские апологеты и вступили в защиту христианской истины и веры.) - (истины получили статус автономных друг от друга («концепция двух истин») и секуляризирован- ный «разум» стал проявлять активность, положив тем самым начало эпохе Возрождения.) Доминантная черта сред. философии - христианская теология, используя свой «административный ресурс», «приватизировала» философию и превратила её в свою «служанку». -Почему это произошло? -Что должна была делать философия, оказавшись в «богословском пленении»? Черты •Теоцентризм (в центре Бог) •Философия стала служанкой теологии (укрепл. христ. веры) •Изменяется личность философа (философы были священниками) •Изменяется философ. Проблематика (исчезла проб. смысла жизни, идеал. полиса) •Новый способ философствования экзегеза – (толкование священного писания). ▪ Теодицея (оправдание бога) Средневековый период европейской философии делится на три этапа: ▪ апологетический - стремление парировать (отразить) выпады язычников против христианского мировоззрения; -изображение дохристианской мудрости как ступени на пути к истине, изречённой Христом. ▪ патристический - создание целостной теологической картины мира; - выработка ответов на вопросы, связанные с христианским мировоззрением, но которые в Священном Писании не затрагиваются: (Как Бог из ничего создал мир? Как совмещается идея совершенного Бога с несовершенством про-дуктов его творения? Как возможна совместимость всемогущего и всеблагого Бога и зла в мире? и т.д.) -разработка символизма как способа миропонимания (превращение «истин веры» в зрительные образы). ▪ схоластический - преимущественно дедуктивисткий способ философствования (Дедукция ‒ процесс вывода следствий из посылок); - дискуссия об онтологическом статусе универсалий (общих понятий); - появление тезиса о двух типах знания и, соответственно, о двух видах истины: сверхъестественное знание, даваемое в Божьем откровении («исти-ны веры») и естественное знание, отыскиваемое человеческим разумом («истины разума»); - возникновение нового жанра философской литературы, так называемой «суммы» (большого по объёму и строгого по композиции обзорно ‒ итогового труда в той или иной области знания).
19. Христианские апологеты и их философские идеи (Юстин, Климент Александрийский, Ориген, Тертуллиан) ▪ апологетический - стремление парировать (отразить) выпады язычников против христианского мировоззрения; -изображение дохристианской мудрости как ступени на пути к истине, изречённой Христом. ТИТ ФЛАВИЙ КЛИМЕНТ. (~150 – ~211) *«Увещевания к эллинам», «Педагог», «Строматы» Идеи • отрицание самостоятельности философии по отношению к религии («Истинная философия есть христианская религия»); • между разумом и верой существует согласие, а не антагонизм (непримиримое противоречие); • наиболее полное воплощение Логос нашёл во Христе • Христос является первоучителем мудрости; • богатый (материально) человек тоже может спастись, поскольку за пределами Царства Божия остаются не богатые как таковые, а лишь грешники, упорствующие в своём грехе.
КВИНТ СЕПТИМИЙ ФЛОРЕНТ ТЕРТУЛЛИАН. (155/165 – ~220). *«К язычникам», «Апологетик», «Против Праксея» Идеи • Христос изрёк истину во всей её полноте, поэтому философский разум перестал быть востребованным христианами («Мы не нуждаемся в любознательности после Христа, не имеем нужды в исследовании после Евангелия»); • разум в делах веры не только не нужен, но и вреден; • Евангельские положения во многом парадоксальны и не поддаются рациональному объяснению: их следует лишь принимать на веру. • добропорядочный христианин должен быть чужд античному культурному наследию (только христ.) • тезис о гносеологической непогрешимости церкви («Лучший способ найти истину – это вовсе её не искать, а только внимательно вслушиваться в то, что говорит церковь»).
|
||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 1357; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.155.91 (0.017 с.) |